Программа воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования.
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvety.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования.
- Концептуальное обоснование программы воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования.
По мнению А.В.Хуторского, компетенция- это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
7 образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Социально- личностные компетенции- это социально значимые навыки и другие новообразования личности учащегося, формируемые на основе реализации воспитательного компонента соответствующего уровня образования конкретным образовательным учреждением и характеризующие собой ее основные результаты - обеспечение воспитанности учащихся на основе воспитывающих влияний деятельности образовательного учреждения. Совокупность новообразований личности, которые формируются в результате реализации воспитательного компонента образования соответствующего уровня, представляет собой общую социальную компетентность личности школьника данного возраста.
Социальные и личностные компетенции – это объективно контролируемые планируемые результаты воспитательной деятельности образовательного учреждения, заключающиеся в готовности учащегося к осуществлению соответствующих социально и (или) личностно значимых функций на основе сформированной у него общей социальной компетентности как совокупности различных социально-личностных компетентностей (определенных характеристик личности).
2.Планирование результатов воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования.
Целесообразное объединение компетентностей в ходе планирования воспитательной деятельности в 3 группы: 1) компетентности, обусловливающие поведение младшего школьника в учебных и других делах;
2) компетентности, обусловливающие поведение младшего школьника во взаимоотношениях с людьми;
3) компетентности, обусловливающие оценку младшим школьником своего поведения.
Структура и состав компетенций как ориентиры для определения критериев оценки уровня развития данных компетенций и для установления детальных задач при планировании воспитательной деятельности в начальной школе:
- нравственно-этические – как характеризующие:
а) на познавательном уровне развития компетентностей;
б) на чувственном уровне их развития;
в) на действенном уровне их развития):
сформированность основных нравственных представлений и представлений об этических нормах и правилах, в том числе - об основных нормах взаимоотношений между полами, поколениями и этносами, носителями разных убеждений, представителями разных социально-экономических слоев и социальных групп; развитие способности к пониманию жизненных проблем других людей;
развитие нравственных чувств и, вследствие их сочетания с сформированными нравственно-этическими представлениями, - сформированность основ гуманистического мировоззрения; развитие способности к сочувствию по отношению к человеку, находящемуся в трудной ситуации; развитие стремления эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;
обогащение нравственно-этического опыта на основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; развитие умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- гражданско-патриотические – как характеризующие:
а) сформированность основ национального самосознания и понимания ценности других культур;
б) сформированность основ патриотических чувств (в том числе - сформированность основ положительного отношения и интереса к своей Родине) и уважительного (толерантного) отношения к ценностям других культур; развитие основ собственной позиции личности по отношению к современным общественным процессам (в том числе – развитие основ умения устанавливать причины негативных проявлений по отношению к другим людям);
в) развитие готовности действовать в соответствии с уважительным отношением к ценностям отечественной культуры и, как следствие - других культур; развитие основ способности к межличностному и межкультурному диалогу и взаимодействию (включая умения и навыки конструктивного общения, в первую очередь - навыки адекватно выражать свои мысли, чувства, понимать мысли и чувства других людей, навыки сотрудничества, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми);
- правовые – как характеризующие:
а) развитие основ правосознания, в том числе - представлений об основных правовых нормах;
б) сформированность основ уважительного отношения к правам и свободам других людей; в) развитие опыта законопослушного поведения;
- трудовые – как характеризующие:
а) сформированность понимания необходимости и важности труда;
б) сформированность уважения к труду; развитие стремления к добросовестной конкуренции в различных видах деятельности (учебной, спортивной и др.);
в) сформированность основ готовности к учебному, обществено-полезному и другим видам труда; развитие основ культуры и дисциплины труда;
- художественно-эстетические – как характеризующие:
а) развитие художественного кругозора;
б) развитие чувства прекрасного; развитие интереса к восприятию и пониманию произведений искусства; развитие потребности выражать себя в привлекательных для себя видах творческой деятельности;
в) развитие основ способности к восприятию и пониманию произведений искусства; развитие художественно-творческих способностей;
- экологические – как характеризующие:
а) сформированность основ понимания ценности природы как источника духовных и физических сил человека;
б) сформированность стремления соблюдать нормы поведения в природе;
в) развитие основ умения оценивать состояние окружающей среды и возможные последствия деятельности человека для нее;
- умственные – как характеризующие:
а) развитие основ систематизации усваиваемых научных знаний о природе, обществе, человеке и познании;
б) развитие интересов;
в) развитие мыслительных, речевых и других познавательных способностей; овладение основами навыков использовать информационные средства для решения различных задач своей деятельности; развитие основ способности участвовать в разработке различных проектов (в соответствии с возрастными возможностями);
- физические – как характеризующие:
а) сформированность основ понимания ценности здорового образа жизни; развитие понимания необходимости выполнения мер по поддержанию своего здоровья;
б) сформированность предпочтений в пользу самостоятельного выбора здорового образа жизни; развитие стремления поддерживать и совершенствовать культуру тела, свою физическую развитость;
в) развитие готовности поддерживать и совершенствовать культуру тела, свою физическую развитость; развитие основ готовности на практике поддерживать свое здоровье (соблюдать режим дня, элементарные профилактические меры);
- обеспечивающие готовность личности управлять собой – как характеризующие:
а) развитие навыков рефлексии и, вследствие этого, - основ адекватной самооценки; развитие понимания необходимости самостоятельного планирования собственной деятельности; развитие умения формулировать свои интересы и планы;
б) развитие стремления к самопознанию и самоопределению; развитие стремления к управлению своими жизненными планами и к самореализации; развитие стремления к самосовершенствованию;
в) развитие основных навыков самоорганизации и самоконтроля в своей учебной деятельности, саморазвития, свободного времени и др., в том числе - развитие способности предвидеть последствия своего поведения), планирования собственной деятельности.
Основные формы проявления в педагогически организуемой деятельности компонентов системы социальных и личностных компетенций у детей младшего школьного возраста, предназначенные для анализа работниками начальной школы с целью осуществления внутришкольного текущего общего контроля хода воспитательного процесса.
Компетентности - личностные качества, формируемые в младшем школьном возрасте, и соответствующие им проявления в поведении целесообразно разделять на следующие три группы:
- Компетентности - личностные качества, обусловливающие поведение младшего школьника в учебных и других делах:
1) трудолюбие (в поведении проявляется в том, что ребенок охотно берется за работу и старается выполнить ее хорошо);
2) ответственность (хорошо и в назначенный срок выполняет порученное дело);
3) активность (принимает активное участие в общественных и др. делах);
4) инициативность (часто выступает зачинателем новых дел);
5) организованность (правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану);
6) любознательность (постоянно стремится узнать что-то новое в различных областях знаний);
7) аккуратность (постоянно поддерживает вокруг себя порядок, заботится о своем внешнем виде, вещах, школьной мебели и др.);
8) сила воли (способен совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия).
- Компетентности - личностные качества, обусловливающие поведение младшего школьника во взаимоотношениях с людьми:
1) честность (в поведении проявляется в том, что ребенок правдив в отношениях со своими родителями, учителями, сверстниками);
2) бескорыстие (в своих поступках ребенок руководствуется не только собственной выгодой, но и обязательно соображениями пользы дела или других людей);
3) чувство товарищества (часто помогает одноклассникам, проявляет заботу, старается оказать поддержку в трудных ситуациях);
4) отзывчивость (сочувствует другим, сверстники часто делятся с ним своими заботами);
5) справедливость (ребенок активно выступает против того, что считает несправедливым);
6) вежливость (старается общаться с окружающими в соответствующий с правилами и нормами уважительного отношения к другим людям);
7) доброжелательность (ребенок, как правило, приветлив в общении с взрослыми и сверстниками);
8) терпимость по отношению к другим людям (считается с социально приемлемыми мнениями и индивидуальными особенностями других людей, отличающихся от его собственных).
- Компетентности - личностные качества, обусловливающие оценку младшим школьником своего поведения:
1) скромность (в поведении проявляется в том, что ребенок старается не выставлять напоказ своих достижений, достоинств, заслуг);
2) самокритичность (ребенок адекватно реагирует на справедливую критику, прислушивается к советам);
3) уверенность в себе (ребенок уверенно чувствует себя в различных ситуациях, не просит одобрения и поддержки при выполнении различных заданий);
4) стремление к успеху (ребенок стремится добиться признания, быть среди первых).
3. Формирование социальных и личностных компетенций у детей младшего школьного возраста в системе воспитательной работы учреждения начального общего образования.
Основные формы воспитательной работы, результатами которых являются компетентности:
а) общешкольных и других мероприятий воспитательного характера (во внеурочной и внеклассной деятельности);
б) организации воспитывающей совместной деятельности учащихся во внеклассной работе;
в) организации общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т.п.
К специфическим социально-личностным компетентностям, формирование которых обеспечивается при осуществлении воспитательного процесса в младшем школьном возрасте, относятся:
1) мотивационно-ценностные ориентации, формируемых в данном случае преимущественно на эмоциональном (чувственном) и действенном уровнях развития сознания и деятельности;
2) основы коммуникативных и ряда других специальных способностей, формируемых с учетом особенностей данного возраста;
3) соответствующие особенностям данного возраста в первую очередь формируемые в данном случае эмоционально-волевые качества личности;
4) формируемые в данном возрасте основы умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности и основы знаний, умений и навыков, имеющих общесоциальное значение, осваиваемых не в рамках целостного процесса обучения и воспитания, а именно в рамках воспитательной работы.
Программа диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся начальной школы.
Мониторинговая карта воспитательной деятельности ОУ
Показатели сформированности социально-личностных компетентностей учащихся начальной школы | |
Умственное развитие | владение рядом основных элементов системы научных знаний о природе, обществе, человеческом мышлении; сформированность основ мировоззрения учащихся; развитие умственных сил и способностей, мышления. |
Нравственное развитие | знание и понимание ряда закономерностей общественного развития; патриотизм и гражданственность; опыт нравственных отношений. |
Развитие в области подготовки к трудовой деятельности | уважение и готовность к труду; культура и дисциплина труда; инициатива и творчество в труде. |
Развитие экологического сознания | понимание ценности природы как источника духовных и физических сил человека; умение оценивать состояние окружающей среды; основы умения предвидеть возможные последствия влияния деятельности человека на состояние природной среды; сознательное соблюдение норм поведения в природе; основы готовности к природоохранной деятельности. |
Правовое развитие | развитие ряда основных элементов правовой культуры. |
Эстетическое развитие | эстетическое отношение к действительности; художественный кругозор; умения и навыки творческой художественной деятельности. |
Взаимоотношения со сверстниками | готовность к оказанию взаимопомощи в отношениях со сверстниками, ориентация на позитивные стимулы в регуляции своих взаимоотношений со сверстниками, выраженность позитивных элементов в своем отношении к людям, учет нравственных норм в своем поведении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
зачетна работа на курсах...
Итоговый отчет инновационной площадки на тему «Формирование системы ценностей, социального опыта здорового образа жизни у младших школьников в процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» за о
В документе представлен опыт работы школы по реализации здоровьесберегающей модели в ОУ....
Дополнительная образовательная программа "Культура здорового образа жизни"спортивного объединения учащихся 5-11классов основного общего образования.
Дополнительная образовательная программа"Культура здорового образа жизни"....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....