Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов.
учебно-методический материал по теме
Памятки по русскому языку и литературе для обучающихся 5 - 11 классов: рецензия, самостоятельный анализ художественного произведения, изобразительно-выразительные средства языка, члены предложения, части речи, знаки препинания, орфограммы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Вязьмы Смоленской области
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Составила Чижик Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2013
Вязьма
Рецензия
Рецензия – это анализ произведения, эпизода, его содержательной стороны и художественных достоинств, авторской идейно - нравственной позиции, то есть критический разбор.
Рецензия – это отзыв, цель которого – стремление разобраться в прочитанном, где высказывается не только своя оценка произведения или эпизода, но и частичный его анализ: обращается внимание на особенности раскрытия идейного содержания произведения или эпизода, на роль отдельных художественно-выразительных средств.
Чтобы грамотно написать рецензию, необходимо хорошо владеть материалом, ориентироваться в нём. В противном случае рецензия получится неубедительной!
Приблизительная схема работы над сочинением – рецензией
- Внимательно прочитайте (или перечитайте) рецензируемый текст.
- Укажите тему, главную мысль текста, как автор раскрывает их в этом тексте.
- Каково отношение автора к поднятой в тексте проблеме? Каково ваше отношение?
- В чём художественное своеобразие текста, какими средствами автор достигает выразительности?
- Ваша общая оценка прочитанного.
- Главное: высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте пересказом содержание.
План самостоятельного анализа художественного произведения
- История создания: когда написано произведение, какое место занимает оно в творчестве автора, какие явления эпохи отражены.
- Тема: избегая пересказа содержания, коротко сказать, что изображается в произведении.
- Проблема: основной вопрос (или вопросы), который ставится и решается в произведении.
- Идея: ответ, который даёт писатель на поставленный вопрос, то есть главная мысль произведения. Показать, как с главной идеей связаны второстепенные.
- Направление, творческий метод: назвать метод (реализм, романтизм, сентиментализм и т.п.), показать, какие характерные для данного направления черты присущи ему.
- Основные образы: дать групповые характеристики, выделить индивидуальное своеобразие главного героя каждой группы.
- Художественное своеобразие: 1) род (эпос, лирика, драматургия), жанр. Например, «Поднятая целина» - произведение эпическое, роман;
2) сюжет, композиция. Найти основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), охарактеризовать построение сюжета; 3) пейзаж (своеобразие пейзажа и его роль в раскрытии характеров и идеи произведения); 4) поэтика (привести примеры эпитетов, сравнений, метафор, показать их художественную роль в создании картин и образов; 5) язык героев и автора (показать индивидуальное своеобразие языка героев, его роль в обрисовке характера, употребление книжных и разговорных слов, архаизмов и историзмов, неологизмов, диалектизмов; 6) особенности стиха (каким стихотворным размером написано, какие рифмы).
- Значение произведения: место произведения и его значение для развития литературы и общественной жизни своего времени и последующих эпох.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении.
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).
ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный,/ Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин).
ЛИТОТА – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н.А.Некрасов).
МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи/ Золотыми звёздами в снег» (С.А. Есенин).
МЕТОНИМИЯ – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое - содержащее, продукт -его производитель, действие-орудие действия и т.д.). «И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры. «Зима не даром злится,/ Прошла её пора - / Весна в окно стучится / И гонит со двора» (Ф.И.Тютчев).
ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года» (А.С.Пушкин).
СИНЕКДОХА – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д. «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» (А.С.Пушкин).
СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория». (М.А.Шолохов).
ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая/ берёзовым весёлым языком» (С.А.Есенин).
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи.
АНАФОРА – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой строгий, стройный вид» (А.С.Пушкин).
БЕССОЮЗИЕ – (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. «Швед, русский – колет, рубит, режет,/ Бой барабанный, крики, скрежет…» (А.С.Пушкин).
ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости». «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А.Есенин).
ИНВЕРСИЯ – нарушение привычного, естественного для русского языка порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой/ Взлетел по мраморным ступеням» (А.С.Пушкин).
МНОГОСОЮЗИЕ – (полисиндетон) – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. «Ох, лето красное!/ Любил бы я тебя,/ Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». (А.С.Пушкин).
ПЛЕОНАЗМ – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы». (А.С.Пушкин).
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь,/ И где опустишь ты копыта?» (А.С.Пушкин).
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную информацию: торжественную, патетическую, ироническую. «А вы, надменные потомки,/ Известной подлостью прославленных отцов…» (М.Ю.Лермонтов).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – торжественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась,/ Я слёзы лил, но ты не снизошла». (А.Блок).
ЭЛЛИПСИС – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога,/ Страннику – дорога,/ мёртвому – дроги,/ Каждому – своё». (М.И.Цветаева).
ЭПИФОРА – повтор слов или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади,/ Каждый из нас по-своему лошадь» (В.Маяковский).
ПЕРИОД – (от греч. обход, окружность) – большое сложное законченное предложение, разделённое отчётливой паузой на 2 части, которые произносятся с повышением голоса. «как плавающий в небе ястреб…, так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего». (Н.В.Гоголь).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П.Г.Антокольский).
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Член предложения | Вопрос | Часть речи |
Подлежащее | кто? что? | Имя существительное, местоимение |
Сказуемое | что делать? каков? | Глагол, имя прилагательное, краткое прилагательное |
Дополнение | падежные вопросы, кроме именительного | Имя существительное, местоимение |
Определение | какой? чей? | Имя прилагательное |
Обстоятельство | где? куда? откуда? зачем? почему? как? сколько? | Наречие, имя существительное |
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: кто? что?
2. Называет предмет.
3. Имеет постоянные признаки: одушевленное – неодушевленное (кто? что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания ).
непостоянные признаки: число (мн.ч и ед.ч.), падеж.
4. СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)
И.п (есть) кто? что?
Р.п (нет) кого? чего?
Д.п (рад) кому? чему?
В.п (вижу) кого? что?
Т.п (доволен) кем? чем?
П.п (думаю) о ком? о чем?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?
2. Называет признак предмета.
3. Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).
4. Имеет постоянные признаки: качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого сделан предмет),
притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),
непостоянные признаки: род, число, падеж.
ГЛАГОЛ
1. ВОПРОСЫ: что делает? что делать? что будет делать?
2. Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).
3. Имеет постоянные признаки: вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).
непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.
4. Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.
Ед.ч. мн.ч
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они
НАРЕЧИЕ
1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?
2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
3. Наречие не изменяется.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?
2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.
3. Имена числительные бывают:
- простые (из корня, корня и суффикса) три,
тринадцать
- сложные (из двух корней) пятьдесят
- составные (из нескольких слов) двадцать один
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
ЧАСТЬ РЕЧИ | Ь ПИШЕТСЯ | Ь НЕ ПИШЕТСЯ |
ИМЯ СУЩ. | Ж.р. 3скл.: Дочь, ночь, тень | 1.м.р.: плащ, меч 2.р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ |
ИМЯ ПРИЛАГ. | --------- | В кратких именах прилагательных: Хорош, пахуч, свеж |
ГЛАГОЛ | 1.Неопред.форма (инфинитив): беречь, стеречь 2. 2 лицо ед.ч.: приедешь, ругаешься 3. в повел.накл.: съешь, назначь | ------------ |
НАРЕЧИЕ | ВСЕГДА | ИСКЛЮЧЕНИЯ: Уж, замуж, невтерпеж |
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
1. 2 спряжение:
все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить
7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть
4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать
1 спряжение:
Все остальные глаголы.
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)
ПРАВОПИСАНИЕ - ТСЯ И – ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его в глаголе, если нет – то не пиши его в глаголе.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ
1. -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.
Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч., если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-
если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-
1 лицо, наст., буд., времени | Инфинитив (формы прош. времени) |
-у-, -ю- | -ова-(ть),-ева-(ть) |
-ыва-, -ива- | -ыва-(ть), -ива-(ть) |
(выращивать – выращиваю, забрасывать - забрасываю)
(горевать – горюю, бинтовать - бинтую).
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).
2. Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)
О - Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
Часть речи | В корне | В суффиксе | В окончании |
Имя сущ. | Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то - о. Если сомневаешься - посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер) | Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей) | |
Наречие | Как у имен существительных. | Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче) | |
Глагол | Как у имен существительных. | Всегда под ударением ё (бережёшь) |
КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
1. УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ.
2. РАЗБЕРИ СЛОВО ПО СОСТАВУ.
- ОКОНЧАНИЕ (ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА)
КАК НАЙТИ ОКОНЧАНИЕ | ||
ГЛАГОЛ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
1. УЗНАЙ ВРЕМЯ. - ЕСЛИ НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ, ПРОСПРЯГАЙ (ИЗМЕНИ ПО ЛИЦАМ). - ЕСЛИ ПРОШЕДШЕЕ – ИЗМЕНИ ПО РОДАМ (М.Р., Ж.Р., СР.Р.) И ЧИСЛАМ. | ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ) И ПО РОДАМ | ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ) |
ОРФОГРАММА В ОКОНЧАНИИ | ||
1. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ. ПОСТАВЬ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ. все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить 7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть 4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать ОТНОСЯТСЯ КО 2 спряжение. Все остальные глаголы 1 спряжения. 2. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ИЗМЕНИ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ. | 1. ПРОВЕРЬ ВОПРОСОМ (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Т.Д.). | 1. ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ - 1 СКЛОНЕНИЕ Ж.. и М . РОД С ОКОНЧАНИЕМ – А, - Я (ОНА, ОН) - 2 СКЛОНЕНИЕ М. РОД (ОН) БЕЗ ОКОНЧАНИЯ И СР.РОД (ОНО) - 3 СКЛОНЕНИЕ Ж. РОД (ОНА), БЕЗ ОКОНЧАНИЯ. 2. ЗАМЕНИ СЛОВОМ: 1.СКЛ. ЗЕМЛЯ 2.СКЛ. ОКНО 3.СКЛ. РОЖЬ (СТЕПЬ) |
- ОСНОВУ (У ГЛАГОЛА –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)
- КОРЕНЬ (ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА)
ЕСЛИ ОРФОГРАММА В КОРНЕ: ПОСТАВЬ В СИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ ПОСМОТРИ В СЛОВАРЕ.
- СУФФИКС И ПРИСТАВКУ (ВСПОМНИ НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК)
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Точка ставится:
- В конце повествовательного предложения: В мёртвом молчании лежала степь.
- В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начинается самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются лучше тщательно подготовленных, но чаще самые крупные дела проваливаются из-за одного неверного шага.
- 2. В конце предложения, выражающего повеление или просьбу (при спокойном тоне речи): Напиши письмо.
Восклицательный знак ставится:
- В конце восклицательных предложений: Какой чудесной стала жизнь!
- После: а) обращений: Вперёд, друзья!; б) междометий: Бух! Ухнуло где-то в лесу.; в) слов да и нет, стоящих перед предложением: Нет! Никогда я зависти не знал.
- В конце предложений, выражающих повеление или просьбу, если они произносятся с восклицательной интонацией: «Отворяй!» - сказал Пугачёв.
Вопросительный знак ставится:
- В конце вопросительного предложения: Знаете ли вы украинскую ночь?
- После прямой речи перед авторскими словами: «Давно ты замужем?» - спросил я её.
- После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: Выясните у него, что нам делать.
Многоточие ставится:
- Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения, который вызван волнением говорящего: Помогите мне собраться… А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то…Давно…
- Для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений: Хлынули потоки дождя…запрыгал угловатый град…крутятся, вьются деревья…
- Для обозначения недосказанности, которая сопровождается многозначительным размышлением или сильным чувством: Разговор мальчиков угасал вместе с огнями…
- В цитатах – для указания на пропуски слов и предложений.
Запятая ставится:
- Для разделения однородных членов предложения: а) если они не соединены союзами: Стал накрапывать редкий, мелкий дождь.; б) если они связаны противительными союзами а, но, да (= но): И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.; в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами и-и, ни-ни, да-да, или-или, либо-либо, то-то, не то-не то: Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред.; г) если однородные члены соединены двойными союзами, то запятая ставится перед второй частью двойного союза: Он хорошо знает как русский, так и немецкий язык.
- Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?
- Для выделения вводных слов и вводных предложений: Это показалось ему, по-видимому, странным.
- Для выделения междометий: Ах, как скоро ночь минула!
- Для выделения слов да, нет, конечно, ладно, обозначающих подтверждение, согласие, и слова что, употребляемого для вопроса: Да, были люди в наше время! Что, испугался?
- Для выделения обособленных второстепенных членов: а) определений, особенно причастных оборотов: Усталая, она замолчала. Небо, золотое и багровое, отражалось в воде.; б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.; в) деепричастий и деепричастных оборотов: Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон.; г) распространённых обстоятельств: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.; д) уточняющих членов предложения: Недалеко от нас, выстрела за два, был аул.; е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением: Все, кроме матери, отправились на поле.
- Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали перекликался часовой.
- Для отделения придаточных предложений от главного: Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было просторно.
- Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
Точка с запятой ставится:
- Для разделения распространённых однородных членов без союзов, особенно если внутри них уже есть запятые: Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела.
- Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными союзами или без союзов, если они сильно распространены, если внутри них есть уже запятые или если они достаточно самостоятельны по значению: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял рисовать охоту.
- Для разделения распространённых соподчинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.
Двоеточие ставится:
- Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: Нас было двое: брат и я.
- Перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват.
- Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами, когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать».
Тире ставится:
- Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным, числительным, инфинитивом глагола и связка отсутствует: Книга – источник знания.
- После однородных членов предложения перед обобщающим словом: В поле, в роще, в воздухе – всюду царствовало безмолвие.
- Для выделения вводных слов и предложений, вставляемых в середину предложения с целью пояснения или дополнения его: Тут делать нечего – друзья поцеловались.
- Перед сказуемым, между сказуемыми или между подлежащими (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: Шагнул – и царство покорил.
- Для выражения резких противопоставлений: Я царь – я раб, я червь – я бог!
- В бессоюзном сложном предложении: а) если первое предложение обозначает условие или время: Много снегу – много хлеба.; б) если то, о чём говорится в одном, сравнивается с содержанием второго: Молвит слово – соловей поёт.; в) если второе предложение заключает в себе результат того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
- Для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: «Выслушайте меня, - сказала Надя, - когда-нибудь до конца».
- Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» - «Да наши предки Рим спасли».
- Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает «от…до»: На линии Горький – Москва ходят хорошо оборудованные теплоходы.
Скобки ставятся:
- В скобки ставятся вводные слова и предложения, приводимые в качестве замечания, и вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли: В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрой ранее обыкновенного.
Кавычки ставятся:
- Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?»
- Для выделения слов, употребляемых не в своём обычном значении; слов, употребляемых иронически; слов, впервые предлагаемых или, наоборот, устарелых, а так же слов необычных: Как человек опытный, дельный, Зверьков начал наставлять меня на «путь истины». Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАУРА
1. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10-11 класс. М.: Просвещение, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)
Презентация к выступлению "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...
Статья "Работа над развитием коммуникативных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе".
В данной статье поднимается вопрос о том, что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников, а также даются варианты решения данной проблемат...
Памятка по русскому языку "Члены предложения" для обучающихся 5 класса
Практика показывает, что дети часто путают термины и графическое обозначение, путают вопросы. Чтобы такой путаницы не происходило, можно использовать данную памятку....
Внеклассное мероприятие «Брейн-ринг по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 классов»
Внеклассное мероприятие«Брейн-ринг по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 классов»...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 9 класса с ответами...
9. Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для обучающихся 10-11 класса с ответами...