Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа
Данная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», программы формирования универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального общего образования, приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_orkse_po_ivan._inst.docx | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Филятская основная школа
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Руководитель МО /Т.Г.Киселёва/ Протокол № от «___» _________ 2016г. | Утверждаю Директор /Н.В.Потёмкина/ Приказ № от «___» _________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам религиозной культуры и светской этики
начального общего образования
Срок реализации один год
Составитель:
Киселёва Татьяна Георгиевна
Содержание рабочей программы (п.19.5 ФГОС НОО)
- Пояснительная записка…………………………………………………....3
- Общая характеристика курса……………………………………………...5
- Место ученого предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане…………………………………………………………………7
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты………………8
- Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ………….10
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………..12
- Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса………………………………..........37
оценочные материалы
Пояснительная записка
В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в стандартах нового поколения в качестве приоритетной обозначена задача формирования целостной картины мира и воспитания духовно-нравственной личности. Отмечается, что при этом важно опираться на сотрудничество культуры, науки, религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа на основе объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности государства.
В Федеральный образовательный стандарт начального общего образования введена предметная область «Основы религиозных культур и светской этики». К составным элементам духовной культуры принято относить идеалы, образы, нравственные традиции. Система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности: людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культурам народов России.
Данная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», программы формирования универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального общего образования, приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060.
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной преемственности между ступенями начального и основного общего образования.
В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи:
каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием.Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.
- Общая характеристика учебного предмета
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» основан на культурологическом подходе, основной задачей которого является формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При построении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» учитывались такие принципы как: научность, доступность, культуросообразность.
- Научность: изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
- Доступность: поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 класса, то в нём содержатся основные сведения (даты, имена, события, термины, понятия) по данному предмету.
- Культуросообразность: предмет «Основы религиозных культур и светской этики» призван показать непреходящую ценность культурно-исторического наследия России, способствовать осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Особенностью предмета является то, что его изучение невозможно без взаимодействия с семьёй. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи. Родители и члены семей учеников обязательно могут быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс. Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Особенностью предмета также является взаимодействие с представителями религиозных организаций (для конфессиональных модулей) во внеурочной деятельности.
При подготовке и проведении уроков данного курса предполагается оптимальное сочетание различных методов обучения: словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности); наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции); практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса); репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда).
Важное место занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, развитие коммуникативных компетентностей. Среди других форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить следующие: драматизация (театрализация), интервью, составление словаря-глоссария, сочинение, эссе, составление галереи образов, использование информационно-коммуникационных технологий.
Ещё одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены.
Формой контроля является защита творческих проектов. Контроль осуществляется на безотметочной основе (в соответствии с локальным актом возможен отметочный контроль). В конце учебного года по итогам защиты творческих проектов выставляется оценка «зачёт» (зачтено, аттестован и т.п.).
- Описание места учебного курса в учебном плане
Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
В соответствии с учебным планом учебной организации курс ОРКСЭ изучается в объёме 34 учебных часа в год (1 час в неделю). Курс предполагает интеграцию с предметами гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы- основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Личностные:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные:
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Ученик научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
1) понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
2) поступать в соответствии с нравственными принципами , основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
3) осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
4) развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
5) ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
• раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
• ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
• на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
• устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы исламской культуры
Выпускник научится:
• раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
• ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории её формирования в России;
• на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
• устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
• раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники,
нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
• ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории её формирования в России;
• на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
• устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:
• раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
• ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории её формирования в России;
• на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
• устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
• раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
• ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
• понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
• устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
• акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
• раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
• на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
• излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
• устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
• акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
- Содержание учебного предмета, курса (ПООП НОО. 2.2.2.6.)
Основное содержание предметной области
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Россия – наша Родина (1 час)
Основы православной культуры (27 часов)
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры (27 часов)
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры (27 часов)
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры (27 часов)
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур (27 часов)
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики (27 часов)
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Раздел III. Подведение итогов (6 часов)
29 – 30. Как я понимаю православие.
31 - 32. Моё отношение к себе, семье, стране, миру.
33 - 34. Диалог культур во имя гражданского мира и согласия.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения
- ПК, мультимедийный проектор
Учебно-методический комплект
(по всем модулям)
- Программа общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Книга для родителей, М.: Просвещение, 2010 г.;
- Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: Просвещение, 2010 г.;
1.1.4.1.1.1 | Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур | 4 (4 - 5) | ДРОФА | http://www.drofa.ru/13/ |
1.1.4.1.1.2 | Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики | 4 (4 - 5) | ДРОФА | http://www.drofa.ru/13/ |
1.1.4.1.1.3 | Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры | 4 (4 - 5) | ДРОФА | http://www.drofa.ru/13/ |
1.1.4.1.1.4 | Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры | 4 (4 - 5) | ДРОФА | http://www.drofa.ru/13/ |
1.1.4.1.1.5 | Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры | 4 (4 - 5) | ДРОФА | http://www.drofa.ru/13/ |
1.1.4.1.1.6 | Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры | 4 (4 - 5) | ДРОФА | http://www.drofa.ru/13/ |
1.1.4.1.2.1 | Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики | 4 | Издательство "Академкнига/Учебник" | http://www.akademkniga.ru/catalog/15/1355/ |
1.1.4.1.2.2 | Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы исламской культуры" | 4 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/orkse |
1.1.4.1.2.3 | Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы православной культуры | 4 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/orkse |
1.1.4.1.2.4 | Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы светской этики | 4 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/orkse |
1.1.4.1.2.5. | Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков | Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы мировых религиозных культур | 4 | Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ | http://vgf.ru/orkse |
1.1.4.1.3.1 | Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. | Основы религиозных культур и светской этики | 4 | Издательство "Ассоциация XXI век" | http://umk-garmoniya.ru/kultura/ |
1.1.4.1.4.1 | Кураев А.В. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры | 4 | Издательство "Просвещение" | www.1-4.prosv.ru |
1.1.4.1.4.2 | Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры | 4 | Издательство "Просвещение" | www.1-4.prosv.ru |
1.1.4.1.4.3 | Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры | 4 | Издательство "Просвещение" | www.1-4.prosv.ru |
1.1.4.1.4.4 | Чимитдоржиев В.Л. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры | 4 | Издательство "Просвещение" | www.1-4.prosv.ru |
1.1.4.1.4.5 | Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур | 4 | Издательство "Просвещение" | www.1-4.prosv.ru |
1.1.4.1.4.6 | Шемшурина А.И. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики | 4 | Издательство "Просвещение" | www.1-4.prosv.ru |
1.1.4.1.5.1 | Саплина Е.В., Саплин А.И. | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики | 4 | Издательство Астрель | http://planetaznaniy.astrel.ru/pk/index.php |
1.1.4.1.6.1 | Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России | 4 | Русское слово | http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/1044/ |
1.1.4.1.6.2 | Студеникин М.Т. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики | 4 | Русское слово | http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/1045/ |
1.1.4.1.6.3 | Бородина А.В. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры | 4 | Русское слово | http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/l046/ |
1.1.4.1.6.4 | Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоиерей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры | 4 | Русское слово | http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/1047/ |
1.1.4.1.7.1 | Шевченко Л.Л. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс | 4 | Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества | http://www.trad-center.ru/komplekt4.htm |
Интернет-ресурсы:
http://www.prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение».
http://ru.wikipedia.org Википедия
http://wikikurgan.orbitel.ruсообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ»
http://fcior.edu.ru/ федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
ЭОР:
http://fcior.edu.ru/card/2259/rol-biblii-v-razvitii-muzykalnoy-kultury-hristianskogo-mira.html
http://fcior.edu.ru/card/7347/bibliya-v-iskusstve-prakticheskoe-zadanie.html
http://fcior.edu.ru/card/13927/rol-biblii-v-razvitii-hudozhestvennoy-kultury-hristianskogo-mira.html
http://fcior.edu.ru/card/9035/vozniknovenie-islama.html
ЦОР:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5d4e06e-b8c3-4f73-99d2-7513e1199199/view/
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п\п | Тема | Виды учебной деятельности обучающихся |
I | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |
1. | Россия - наша Родина. | Актуализация знаний о России. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Показывают на карте РФ границы государства, столицу и другие города, реки, моря, омывающие Россию. Групповая работа: составление пословиц, объяснение их смысла |
II | Основы православной культуры (27 часов) | |
2. | Культура и религия. | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа |
3. | Человек и Бог в православии | Изучают основы духовной традиции православия |
4. | Православная молитва | Дают определения основных понятий православной культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа Работа с информационными источниками. |
5. | Библия и Евангелие | Дают определения основных понятий православной культуры. Работа с информационными источниками (библейская притча) |
6. | Проповедь Христа | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Работа с информационными источниками (библейская притча). |
7. | Христос и его крест | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализируют изобразительные источники. |
8. | Пасха | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Готовят мини-инсценировку о праздновании Пасхи. |
9. | Православное учение о человеке | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Анализируют информационный источник: отрывок из рассказа, стихотворения, притчи, иллюстрации. |
10. | Совесть и раскаяние | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Анализ литературного текста, иллюстрации |
11. | Заповеди | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Работа с информационными источниками (притча). В группах заполняют таблицу по теме; |
12. | Милосердие и сострадание | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священныхКниг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Работа с информационным источником (притча, рассказ, стихотворение) |
13. | Золотое правило этики | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священныхКниг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Работа с информационными источниками (выдержка из Библии) |
14. | Храм | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Анализ иллюстративного материала |
15. | Икона | Учатся описывать явления православной духовной традиции и культур. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Анализ литературного текста, иллюстрации |
16. | Как христианство пришло на Русь | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Работа с информационными источниками |
17. | Подвиг | Учатся анализировать жизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Анализ иллюстративного ряда; поиск информации в тексте учебника; в группах подготовка по алгоритму рассказа на заданную тему. |
18. | Заповеди блаженств | Учатся анализироватьжизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работа с информационными источниками |
19. | Зачем творить добро | Учатся анализироватьжизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры; поиск информации в тексте учебника |
20. | Чудо в жизни христианина | Учатся анализироватьжизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа |
21. | Православие о Божием суде | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззренийи культурных традиций. Анализ информационного источника (притча) |
22. | Таинство причастия | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззренийи культурных традиций. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа |
23. | Монастырь | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззренийи культурных традиций. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа |
24. | Отношение христианина к природе | Учатся приводить примеры явленийправославной традиции и светскойкультуры и сравнивать их.Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа |
25. | Христианская семья | Учатся приводить примеры явленийправославной традиции и светскойкультуры и сравнивать их.Работа с информационными источниками. В паре заполняют пропуски в предложенном по теме тексте. |
26. | Защита Отечества | Учатся приводить примеры явленийправославной традиции и светскойкультуры и сравнивать их.Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа |
27. | Христианин в труде | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Работа с информационными источниками |
28. | Любовь и уважение к Отечеству | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа |
III | Подведение итогов (6 часов) | |
29-30. | Как я понимаю православие | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят проектную работу по заданной тематике.Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение |
31-32. | Моё отношение к себе, семье, стране, миру | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят проектную работу по заданной тематике.Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение |
33-34. | Диалог культур во имя гражданского мира и согласия | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят проектную работу по заданной тематике.Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение |
Характеристика видов деятельности
Ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа.
Показывать на карте РФ границы государства, столицу и другие города, реки, моря, омывающие Россию.
Составлять пословицы, объяснять их смысл.
Давать определения основных понятий.
Извлекать информацию из разных источников и осуществлять анализ данной информации.
Устанавливать взаимосвязь между религиозными культурами и поведением людей.
Анализировать информационные источники: отрывок из рассказа, стихотворения, притчи, иллюстрации и др.
Работать в группах.
Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Анализировать иллюстративный ряд.
Готовить по алгоритму рассказ на заданную тему.
Приводить примеры явлений религиозной традиции и светской культуры и сравнивать их.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.
Осуществлять планирование своей деятельности.
Готовить проектную работу по заданной тематике.
Слушать собеседника и излагать своё мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по ОРКСЭ...
Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.
Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...
Пояснительная записка к рабочей программе по ОРКСЭ 4-5 класс
Пояснительная записка к программе по ОРКСЭ 4-5 класс...
Рабочие программы по ОРКСЭ для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе:1. Требований Стандарта (п. 12.4);2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – ...
Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс).
Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс)....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа к учебнику издательства "Дрофа" учебный модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016...