Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа

Киселева Татьяна Георгиевна

Данная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», программы формирования универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального общего образования, приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orkse_po_ivan._inst.docx55.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Филятская основная школа

Рассмотрено

на заседании  МО

учителей-предметников

Руководитель МО

                      /Т.Г.Киселёва/

Протокол №              от

«___» _________        2016г.

Утверждаю

Директор

                     /Н.В.Потёмкина/

Приказ №            от

«___» _________        2016 г.

                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Основам религиозной культуры и светской этики

начального общего  образования

Срок реализации один год

                                                                                             Составитель:

Киселёва Татьяна Георгиевна

                           

                          Содержание рабочей программы (п.19.5 ФГОС НОО)

  1. Пояснительная записка…………………………………………………....3
  2. Общая характеристика курса……………………………………………...5
  3. Место ученого предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном   плане…………………………………………………………………7
  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты………………8
  6. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ………….10
  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………..12
  8. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса………………………………..........37

оценочные материалы

                                                                   

                                                                 Пояснительная записка

В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», в стандартах нового поколения в качестве приоритетной обозначена задача формирования целостной картины мира и воспитания духовно-нравственной личности. Отмечается, что при этом важно опираться на сотрудничество культуры, науки, религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа на основе объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности государства.

В Федеральный образовательный стандарт начального общего образования введена предметная область «Основы религиозных культур и светской этики». К составным элементам духовной культуры принято относить идеалы, образы, нравственные традиции. Система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности: людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культурам народов России.

Данная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», программы формирования универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального общего образования, приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060.

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

1.        Основы православной культуры;

2.        Основы исламской культуры;

3.        Основы буддийской культуры;

4.        Основы иудейской культуры;

5.        Основы мировых религиозных культур;

6.        Основы светской этики.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

- укрепление ценностно-смысловой, содержательной преемственности между ступенями начального и основного общего образования.

В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: 

каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием.Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» основан на культурологическом подходе, основной задачей которого является формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При построении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» учитывались такие принципы как: научность, доступность, культуросообразность.

  • Научность: изложение всех исторических сведений имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
  • Доступность: поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 класса, то в нём содержатся основные сведения (даты, имена, события, термины, понятия) по данному предмету.
  • Культуросообразность: предмет «Основы религиозных культур и светской этики» призван показать непреходящую ценность культурно-исторического наследия России, способствовать осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Особенностью предмета является то, что его изучение  невозможно без взаимодействия с семьёй. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи. Родители и члены семей учеников обязательно могут быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс. Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Особенностью предмета также является взаимодействие с представителями религиозных организаций (для конфессиональных модулей) во внеурочной деятельности.

При подготовке и проведении уроков данного курса предполагается оптимальное сочетание различных методов обучения: словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности); наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);  практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса); репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда).

Важное место занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, развитие коммуникативных компетентностей. Среди других форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить следующие: драматизация (театрализация), интервью, составление словаря-глоссария, сочинение, эссе, составление галереи образов, использование информационно-коммуникационных технологий.

Ещё одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены.

Формой контроля является защита творческих проектов. Контроль осуществляется на безотметочной основе (в соответствии с локальным актом возможен отметочный контроль). В конце учебного года по итогам защиты творческих проектов выставляется оценка «зачёт» (зачтено, аттестован и т.п.).

  1. Описание места учебного курса в учебном плане

Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

В соответствии с учебным планом учебной организации курс ОРКСЭ  изучается в объёме 34 учебных часа в год (1 час в неделю). Курс предполагает интеграцию с предметами гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные  ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы- основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса

Личностные:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и    Российского государства;
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами;
  • способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные:

  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства и средства информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
  • слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.        

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

1) понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

2) поступать в соответствии с нравственными принципами , основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

3) осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

4) развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

5) ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

 

Основы православной культуры

Выпускник научится:

• раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

• ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

• на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

• соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

• устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы исламской культуры

Выпускник научится:

• раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

• ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории её формирования в России;

• на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

• соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

• устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы буддийской культуры

Выпускник научится:

• раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники,

нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

• ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории её формирования в России;

• на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

• соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

• устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы иудейской культуры

Выпускник научится:

• раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

• ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории её формирования в России;

• на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

• соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

• устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

• акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы мировых религиозных культур

Выпускник научится:

• раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

• ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

• понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

• устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

• акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы светской этики

Выпускник научится:

• раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

• на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

• излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

• соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

• развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

• устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

• выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

• акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

  1. Содержание учебного предмета, курса (ПООП НОО. 2.2.2.6.)

Основное содержание предметной области

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Россия – наша Родина (1 час)

Основы православной культуры (27 часов)

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Основы исламской культуры (27 часов)

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Основы буддийской культуры (27 часов)

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры (27 часов)

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Основы мировых религиозных культур (27 часов)

Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Основы светской этики (27 часов)

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Раздел III. Подведение итогов (6 часов)

29 – 30. Как я понимаю православие.

31 - 32. Моё отношение к себе, семье, стране, миру.

33 - 34. Диалог культур во имя гражданского мира и согласия.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения

  • ПК, мультимедийный проектор

Учебно-методический комплект

(по всем модулям)

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года
  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Книга для родителей, М.: Просвещение, 2010 г.;
  3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: Просвещение, 2010 г.;

1.1.4.1.1.1

Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур

4 (4 - 5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

1.1.4.1.1.2

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

4 (4 - 5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

1.1.4.1.1.3

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

4 (4 - 5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

1.1.4.1.1.4

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры

4 (4 - 5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

1.1.4.1.1.5

Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры

4 (4 - 5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

1.1.4.1.1.6

Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры

4 (4 - 5)

ДРОФА

http://www.drofa.ru/13/

1.1.4.1.2.1

Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики

4

Издательство "Академкнига/Учебник"

http://www.akademkniga.ru/catalog/15/1355/

1.1.4.1.2.2

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы исламской культуры"

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

1.1.4.1.2.3

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы православной культуры

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

1.1.4.1.2.4

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы светской этики

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

1.1.4.1.2.5.

Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Введение. Ч. 2: Основы мировых религиозных культур

4

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/orkse

1.1.4.1.3.1

Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.

Основы религиозных культур и светской этики

4

Издательство "Ассоциация XXI век"

http://umk-garmoniya.ru/kultura/

1.1.4.1.4.1

Кураев А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

4

Издательство "Просвещение"

www.1-4.prosv.ru

1.1.4.1.4.2

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры

4

Издательство "Просвещение"

www.1-4.prosv.ru

1.1.4.1.4.3

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры

4

Издательство "Просвещение"

www.1-4.prosv.ru

1.1.4.1.4.4

Чимитдоржиев В.Л.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры

4

Издательство "Просвещение"

www.1-4.prosv.ru

1.1.4.1.4.5

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур

4

Издательство "Просвещение"

www.1-4.prosv.ru

1.1.4.1.4.6

Шемшурина А.И.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

4

Издательство "Просвещение"

www.1-4.prosv.ru

1.1.4.1.5.1

Саплина Е.В., Саплин А.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики

4

Издательство Астрель

http://planetaznaniy.astrel.ru/pk/index.php

1.1.4.1.6.1

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России

4

Русское слово

http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/1044/

1.1.4.1.6.2

Студеникин М.Т.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

4

Русское слово

http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/1045/

1.1.4.1.6.3

Бородина А.В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

4

Русское слово

http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/l046/

1.1.4.1.6.4

Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоиерей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

4

Русское слово

http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/298/1047/

1.1.4.1.7.1

Шевченко Л.Л.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

4

Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества

http://www.trad-center.ru/komplekt4.htm

Интернет-ресурсы:

http://www.prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение».

http://ru.wikipedia.org Википедия

http://wikikurgan.orbitel.ruсообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ»

http://fcior.edu.ru/ федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/  - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://orkce.apkpro.ru/

www.patriarchia.ru

ЭОР:

http://fcior.edu.ru/card/2259/rol-biblii-v-razvitii-muzykalnoy-kultury-hristianskogo-mira.html

http://fcior.edu.ru/card/7347/bibliya-v-iskusstve-prakticheskoe-zadanie.html

http://fcior.edu.ru/card/13927/rol-biblii-v-razvitii-hudozhestvennoy-kultury-hristianskogo-mira.html

http://fcior.edu.ru/card/9035/vozniknovenie-islama.html

ЦОР:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5d4e06e-b8c3-4f73-99d2-7513e1199199/view/

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п\п

Тема

Виды учебной деятельности обучающихся

I

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.

Россия  - наша Родина.

Актуализация знаний о России. Знакомятся  с историей возникновения и распространения православной культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Показывают на карте РФ границы государства, столицу и другие города, реки, моря, омывающие Россию. Групповая работа: составление пословиц, объяснение их смысла

II

Основы православной культуры (27 часов)

2.

 Культура и религия.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа

3.

Человек и Бог в православии

Изучают основы духовной традиции православия

4.

Православная молитва

Дают определения основных понятий православной  культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа Работа с информационными источниками.

5.

Библия и Евангелие

Дают определения основных понятий православной  культуры. Работа с информационными источниками (библейская притча)

6.

Проповедь Христа

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Работа с информационными источниками (библейская притча).

7.

Христос и его крест

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализируют изобразительные источники.

8.

Пасха

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Готовят мини-инсценировку о праздновании Пасхи.

9.

Православное учение о человеке

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Анализируют информационный источник: отрывок из рассказа, стихотворения, притчи, иллюстрации.

10.

Совесть и раскаяние

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Анализ литературного текста, иллюстрации

11.

Заповеди

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Работа с информационными источниками (притча). В группах заполняют таблицу по теме;

12.

Милосердие и сострадание

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священныхКниг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Работа с информационным источником (притча, рассказ, стихотворение)

13.

Золотое правило этики

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священныхКниг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Работа с информационными источниками (выдержка из Библии)

14.

Храм

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Анализ иллюстративного материала

15.

Икона

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культур. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Анализ литературного текста, иллюстрации

16.

Как христианство пришло на Русь

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа. Работа с информационными источниками

17.

Подвиг

Учатся анализировать жизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Анализ иллюстративного ряда; поиск информации в тексте учебника; в группах подготовка по алгоритму рассказа на заданную тему.

18.

Заповеди блаженств

Учатся анализироватьжизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работа с информационными источниками

19.

Зачем творить добро

Учатся анализироватьжизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры; поиск информации в тексте учебника

20.

Чудо в жизни христианина

Учатся анализироватьжизненные ситуации,выбирать нравственные формыповедения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа

21.

Православие о Божием суде

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззренийи культурных традиций. Анализ информационного источника (притча)

22.

Таинство причастия

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззренийи культурных традиций. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа

23.

Монастырь

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззренийи культурных традиций. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа

24.

Отношение христианина к природе

Учатся приводить примеры явленийправославной традиции и светскойкультуры и сравнивать их.Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа

25.

Христианская семья

Учатся приводить примеры явленийправославной традиции и светскойкультуры и сравнивать их.Работа с информационными источниками. В паре заполняют пропуски в предложенном по теме тексте.

26.

Защита Отечества

Учатся приводить примеры явленийправославной традиции и светскойкультуры и сравнивать их.Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа

27.

Христианин в труде

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Работа с информационными источниками

28.

Любовь и уважение к Отечеству

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Учатся ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа

III

Подведение итогов (6 часов)

29-30.

Как я понимаю православие

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят проектную работу по заданной тематике.Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

31-32.

Моё отношение к себе, семье, стране, миру

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят проектную работу по заданной тематике.Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

33-34.

Диалог культур во имя гражданского мира и согласия

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят проектную работу по заданной тематике.Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

                                          Характеристика видов деятельности

Ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на заданные вопросы; находить ответы на вопросы учителя в тексте параграфа.

Показывать на карте РФ границы государства, столицу и другие города, реки, моря, омывающие Россию.

Составлять пословицы, объяснять их смысл.

Давать определения основных понятий.

Извлекать информацию из разных источников и осуществлять анализ данной информации.

Устанавливать взаимосвязь между религиозными культурами и поведением людей.

Анализировать информационные источники: отрывок из рассказа, стихотворения, притчи, иллюстрации и др.

Работать в группах.

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Анализировать иллюстративный ряд.

Готовить по алгоритму рассказ на заданную тему.

Приводить примеры явлений религиозной традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.

Осуществлять планирование своей деятельности.

Готовить проектную работу по заданной тематике.

Слушать собеседника и излагать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

рабочая программа по ОРКСЭ...

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

Пояснительная записка к рабочей программе по ОРКСЭ 4-5 класс

Пояснительная записка к программе по ОРКСЭ 4-5 класс...

Рабочие программы по ОРКСЭ для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе:1. Требований Стандарта (п. 12.4);2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – ...

Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс).

Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс)....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа к учебнику издательства "Дрофа" учебный модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016...