Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа на тему
Программа к учебнику издательства "Дрофа" учебный модуль "Основы мировых религиозных культур"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_k_k1_orkse1.docx | 85.34 КБ |
Предварительный просмотр:
паспорт программы | |||
Предметная область: | Основы религиозных культур и светской этики | ||
Предмет: | Основы религиозных культур и светской этики | ||
Класс: | 4 | ||
Название программы: | Основы религиозных культур и светской этики | ||
Автор(ы) программы: | Т.Д. Шапошникова | ||
Место публикации: | Москва, издательство «Дрофа» | ||
Разработчик программы: | Г.Ф. Зайнуллина | ||
Количество часов в неделю: | 1 | ||
Количество часов в год: | 34 | ||
Год реализации: | 2014-2015 учебный год | ||
Распределение часов | |||
Всего часов | Урочная форма | Внеурочная форма | |
1 четверть: | 9 | 7 | 2 |
2 четверть: | 8 | 7 | 1 |
3 четверть: | 10 | 9 | 1 |
4 четверть: | 7 | 4 | 3 |
ИТОГО | 34 | 27 | 7 |
пояснительная записка | ||
Нормативно-правовое обеспечение | ||
Данная рабочая программа разработана на основе документов:
| ||
Цели начального общего образования | ||
| ||
Цели и задачи предмета с учетом специфики | ||
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся и на сохранение их здоровья. Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Основные задачи комплексного учебного курса:
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики предмета «Основы религиозных культур и светской этики»):
Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4» (в процессе изучения каких тем, в каких формах образовательной деятельности, через какое содержание учебного материала реализуется специфика кадетской школы). Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России. Для организации обучения «Основам религиозной культуры и светской этики» в 4 классе используется учебно-методический комплект «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» под редакцией Р.Б .Амирова, так как его целевые установки и подходы наиболее соответствуют целям и задачам нашей школы, а также позволяют интегрировать в содержание кадетский компонент – включение текстов патриотической тематики, определение тем для индивидуальных исследовательских и творческих проектов. | ||
общая характеристика учебного предмета | ||
Учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы, предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. 20% уроков (7 часов) выделено для проведения внеурочных форм занятий, направленных (в рамках освоения программы) на развитие метапредметных и личностных результатов. Это уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-конференции. Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира. В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. | ||
Место учебного предмета в учебном плане | ||
Образовательная область: | Основы религиозных культур и светской этики | |
Количество недельных часов: | 1 | |
Количество часов в год: | 34 | |
Из них: инвариантная часть: | 1 | |
часть, формируемая участниками образовательного процесса | 0 | |
результаты освоения премета | ||
Личностные результаты | ||
| ||
Метапредметные результаты | ||
| ||
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся Освоение школьниками учебного содержания предмета «Основы религиозных культур и светской этики», должно обеспечить: • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур; • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. | ||
содержание учебного предмета | ||
Знакомство с новым предметом (3 час) Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов) Древние верования и религиозные культы Верования коренного населения Австралии Верования коренного населения Америки Мифология и культура Японии Верования древних славян Иудаизм (5 часов) Представления о Боге в иудаизме Мир и человек в иудаизме Тора и заповеди О чем говорит иудейский закон Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме Христианство (6 часов) Представление о Боге и мире в христианстве Представление о человеке в христианстве Библия – священная книга христиан Православие Католицизм Протестантизм Ислам (5 часов) Представление о Боге и мире в исламе Пророк Мухаммед Коран и Сунна Столпы ислама. Праздники ислама Священные города и сооружения ислама Буддизм (4 часа) Жизнь Будды Учение Будды Духовные наставники и священные сооружения буддистов Священные тексты буддизма Подведение итогов (6 часов) Золотое правило нравственности Интересный разговор итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века. | ||
Практическая часть программы | ||
Темы индивидуальных учебных проектов: |
|
тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. Раздел. | Содержание | Результаты | ||||
Метапредметные | Предметные | Личностные | |||||
Знакомство с новым предметом | |||||||
Россия — наша Родина. | Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. | Коммуникативные: разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения. Регулятивные: в диалоге с учителем выработают критерии оценки, определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: научатся ориентироваться в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую | познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса. | сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан | |||
Духовные ценности человечества. Культура. Религия | Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. | Коммуникативные: разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета, Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения. Регулятивные: научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: приобретут умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую | Познакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами. Познакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий. Научатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей. | сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан | |||
ВнФ Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» | Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. | Регулятивные: научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: овладеют навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций. Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами. познакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России | . сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях | Верования коренного населения Америки | ||||||
Древние верования и религиозные культы | Изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники. Древние религиозные культы. Культ богини-матери. Культы почитания природы. Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации. Религиозные практики. Шаманство. | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Познакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами. | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Верования коренного населения Австралии | Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Познакомятся с историей возникновения религиозных верований коренного населения Австралии | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Верования коренного населения Америки | Географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце. | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации | Познакомятся с историей возникновения религиозных верований коренного населения Америки | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Мифология и культура Японии | Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце. | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Познакомятся с историей возникновения религиозных верований Японии, особенностями японской национальной культуры | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
ВнФ Верования древних славян | Культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы. | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов, сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан | Познакомятся с историей возникновения религиозных верований древних славян | |||
Иудаизм | |||||||
Представления о Боге в иудаизме | Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме. Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора. | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли | Сформируют представление о иудаизме как мировой религии, ее культурных особенностях | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Мир и человек в иудаизме | Представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока Познавательные: ориентироваться в учебном пособии, уметь делать выводы, осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | познакомятся с особенностями религиозного представления о человеке в иудаизме эмоционально-личностная оценка, | умение рефлексировать изменение своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока | |||
ВнФ Тора и заповеди | Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот итШавуот. Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача. | Регулятивные: составление плана действий на уроке, корректирование своих действий Познавательные: нахождение ответов на вопросы в тексте, переработка информации из одной формы в другую Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | сформируют представление об основном иудейском религиозном законе | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
О чем говорит иудейский закон | Правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута. Отношение к природе и живым существам в иудаизме. | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Узнают о законах иудаизма, традициях и запретах в культуре иудаизма | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | |||
Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме | Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба. Синагога. Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. | Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | узнают об особенностях религиозных ритуалов и обрядов в иудаизме | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
христианство | |||||||
Представление о Боге и мире в христианстве | Христианство и его распространение в мире. Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Представления о Боге в христианстве. Библия. Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции. | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Сформируют представление о христианстве как мировой религии, ее культурных особенностях | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Представление о человеке в христианстве | Первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Иисус Христос - Спаситель. Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке. | Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли | узнают об особенностях религиозных христианских воззрений на человека и его предназначение | умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать | |||
Библия — священная книга христиан | Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия | Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | Сформируют представление о Библии как ценности мировой культуры | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | |||
Православие | Православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха. | Регулятивные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Познавательные: построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | познакомятся с одной из ветвей христианства – православием, его характерными особенностями | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
Католицизм | Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно- и церковнослужители. Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в изобразительном искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство. | Регулятивные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Познавательные: Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | познакомятся с одной из ветвей христианства – католицизмом, его характерными особенностями | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
Протестантизм | происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторов. Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире. | Регулятивные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Познавательные: владение и использование разных видов чтения, извлечение информации, представленной в разных видах Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | познакомятся с одной из ветвей христианства – протестантизмом, его характерными особенностями | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
Ислам | |||||||
Представление о Боге и мире в исламе | Ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом. | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли | Сформируют представление о исламе как мировой религии, ее культурных особенностях | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Пророк Мухаммед | Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммад - «печать пророков». История жизни пророка Мухаммада. Учение и проповеди пророка Мухаммада. Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад». | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли | узнают об особенностях религиозных исламских воззрений на человека и его предназначение | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | |||
Коран и Сунна | Коран - священная книга мусульман. Сунна - предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе. | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Сформируют представление о исламе как мировой религии, ее культурных особенностях | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | |||
Столпы ислама. Праздники ислама | Пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам. | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | Узнают об особенностях религиозных ритуалов в исламе. | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
ВнФ Священные города и сооружения ислама | Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении. Медина, переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммада. Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети. | Познавательные: владение и использование разных видов чтения, извлечение информации, представленной в разных видах Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли | Узнают об особенностях религиозных ритуалов в исламе. | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
Буддизм | |||||||
Жизнь Будды | Буддизм - старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды. | Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Сформируют представление о буддизме как мировой религии, ее культурных особенностях | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Учение Будды | Четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки - истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы - ненасилия, основанного на любви и доброте. | Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия Познавательные: использовать словари и справочники, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | Сформируют представление о буддизме как мировой религии, ее культурных особенностях | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов | |||
Духовные наставники и священные сооружения буддистов | Распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России. | Регулятивные: в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: владение и использование разных видов чтения, извлечение информации, представленной в разных видах Коммуникативные: | сформируют представление о роли духовных наставников в повседневной жизни буддистов, познакомятся с особенностями буддийских священных сооружений | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
Священные тексты буддизма | Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре. | Регулятивные: составлять план решения действий на уроке Познавательные: использовать словари и справочники, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | познакомятся с содержанием и смыслом основных буддийских священных текстов | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | |||
Подведение итогов | |||||||
Золотое правило нравственности | Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире. | Регулятивные: составлять план решения действий на уроке Познавательные: владение и использование разных видов чтения, извлечение информации, представленной в разных видах Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | определят общие гуманистические основы всех мировых религий, соответствие нравственных законов основным религиозным положениям | сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч | |||
Интересный разговор | Ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. «Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим - город трех религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты. | Регулятивные: составлять план решения действий на уроке Познавательные: использовать словари и справочники, выбирать оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми | познакомятся с выдающимися памятниками мировой художественной культуры | сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев | |||
Подготовка творческих проектов | Регулятивные: овладеть навыком работы по плану, определение цели деятельности на уроке, корректирование своей деятельности Познавательные: владение и использование разных видов чтения, извлечение информации, представленной в разных видах, использование словарей и справочников, установление причинно-следственных связей, сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | определят общие гуманистические основы всех мировых религий, соответствие нравственных законов основным религиозным положениям | формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев | ||||
ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | Регулятивные: в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство, постановка и решение проблем Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение слушать и слышать других | определят общие гуманистические основы всех мировых религий, соответствие нравственных законов основным религиозным положениям | эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса | |||
ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | Регулятивные: в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство, постановка и решение проблем Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение слушать и слышать других: | определят общие гуманистические основы всех мировых религий, соответствие нравственных законов основным религиозным положениям | эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса | |||
ВнФ Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | Презентация и защита проектов | Регулятивные: в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство, постановка и решение проблем Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение слушать и слышать других | определят общие гуманистические основы всех мировых религий, соответствие нравственных законов основным религиозным положениям | эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса |
учебно-методическое обеспечение | |
Учебно-методическое обеспечение | |
Учебник: | [1.1.4.1.1.1] Амиров Р.Б., Воскресенский О.В,, Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. – М.: Дрофа, 2012. |
Список учебно-методической литературы для учителя: |
|
Список учебно-методической литературы для учащихся: |
|
Книга для родителей |
|
Ресурсы Интернет: |
|
мАтериально-техническое обеспечение | |
Оснащение кабинета | |
| |
Дидактический материал | |
Приложение 1. | |
календарно-тематическое планирование | |
Утверждено приказом от 31.08.2014 № «Об утверждении изменения Образовательной программы школы на 2014-2015 учебный год» Приложение 2. |
Класс: | 4К | ||
Предмет: | Основы религиозных культур и светской этики | ||
Учитель: | Зайнуллина Г.Ф. | ||
Часов | Название темы/урока | ||
План | Дата | ||
3 | Знакомство с новым предметом | ||
02.09 | Россия — наша Родина. | ||
09.09 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия | ||
16.09 | ВнФ Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» | ||
5 | Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях | ||
23.09 | Древние верования и религиозные культы | ||
30.09 | Верования коренного населения Австралии | ||
07.10 | Верования коренного населения Америки | ||
14.10 | Мифология и культура Японии | ||
21.10 | ВнФ Верования древних славян | ||
5 | Иудаизм | ||
28.10 | Представления о Боге в иудаизме | ||
11.11 | Мир и человек в иудаизме | ||
18.11 | ВнФ Тора и заповеди | ||
25.11 | О чем говорит иудейский закон | ||
02.12 | Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме | ||
6 | Христианство | ||
09.12 | Представление о Боге и мире в христианстве | ||
16.12 |
| Представление о человеке в христианстве | |
23.12 |
| Библия — священная книга христиан | |
30.12 |
| Православие | |
13.01 |
| Католицизм | |
20.01 |
| Протестантизм | |
5 | Ислам | ||
27.01 |
| Представление о Боге и мире в исламе | |
03.02 |
| Пророк Мухаммед | |
10.02 |
| Коран и Сунна | |
17.02 |
| Столпы ислама. Праздники ислама | |
24.02 |
| ВнФ Священные города и сооружения ислама | |
4 | Буддизм | ||
03.03 |
| Жизнь Будды | |
10.03 |
| Учение Будды | |
17.03 |
| Духовные наставники и священные сооружения буддистов | |
31.03 |
| Священные тексты буддизма | |
6 | Подведение итогов | ||
07.04 |
| Золотое правило нравственности | |
14.04 |
| Интересный разговор | |
21.04 |
| Подготовка творческих проектов | |
28.04 |
| ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | |
05.05 |
| ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | |
12.05 |
| ВнФ Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
Класс: | 4К1 | ||
Предмет: | Основы религиозных культур и светской этики | ||
Учитель: | Зайнуллина Г.Ф. | ||
Часов | Название темы/урока | ||
План | Дата | ||
3 | Знакомство с новым предметом | ||
01.09 | Россия — наша Родина. | ||
08.09 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия | ||
15.09 | ВнФ Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» | ||
5 | Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях | ||
22.09 | Древние верования и религиозные культы | ||
29.09 | Верования коренного населения Австралии | ||
06.10 | Верования коренного населения Америки | ||
13.10 | Мифология и культура Японии | ||
20.10 | ВнФ Верования древних славян | ||
5 | Иудаизм | ||
27.10 | Представления о Боге в иудаизме | ||
10.11 | Мир и человек в иудаизме | ||
17.11 | ВнФ Тора и заповеди | ||
24.11 | О чем говорит иудейский закон | ||
01.12 | Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме | ||
6 | Христианство | ||
08.12 | Представление о Боге и мире в христианстве | ||
15.12 |
| Представление о человеке в христианстве | |
22.12 |
| Библия — священная книга христиан | |
29.12 |
| Православие | |
12.01 |
| Католицизм | |
19.01 |
| Протестантизм | |
5 | Ислам | ||
26.01 |
| Представление о Боге и мире в исламе | |
02.02 |
| Пророк Мухаммед | |
09.02 |
| Коран и Сунна | |
16.02 |
| Столпы ислама. Праздники ислама | |
02.03 |
| ВнФ Священные города и сооружения ислама | |
4 | Буддизм | ||
16.03 |
| Жизнь Будды | |
30.03 |
| Учение Будды | |
06.04 |
| Духовные наставники и священные сооружения буддистов | |
13.04 |
| Священные тексты буддизма | |
4 | Подведение итогов | ||
20.04 |
| Золотое правило нравственности | |
27.04 |
| Интересный разговор | |
18.05 |
| Подготовка творческих проектов | |
25.05 |
| ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | |
2 | Внеурочная форма | ||
|
| ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | |
|
| ВнФ Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КАТАЛОГ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Условные обозначения:
- Цифровые и электронные образовательные ресурсы: МП – мультимедийные презентации (PowerPoint, Smart, др.); А – аудиоматериалы; ЭУ – электронный учебник; И – ресурсы интернет.
- Наглядно-демонстрационный: Кр. – карты; Пл. – плакаты; С – схемы; М – модели; УФ – учебные фильмы; Пр. – портреты; Кл. – коллекции.
- Раздаточный: Пм. – памятки, ОК – обучающие карточки; КК – контролирующие карточки, ДЗ – домашние задания
№ | Тема урока | ЦОР и ЭОР | Наглядно-демонстрационный | Раздаточный |
Россия — наша Родина. | МП, А | УФ | ОК, ДЗ | |
Духовные ценности человечества. Культура. Религия | МП, И | УФ | ||
ВнФ Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» | МП, И | ОК, ДЗ | ||
Древние верования и религиозные культы | МП, А | УФ | ||
Верования коренного населения Австралии | МП | УФ | ДЗ | |
Верования коренного населения Америки | МП, А | УФ | ОК, ДЗ | |
Мифология и культура Японии | МП, И | УФ | ||
ВнФ Верования древних славян | МП, И | УФ | ОК, ДЗ | |
Представления о Боге в иудаизме | МП, А | УФ | ||
Мир и человек в иудаизме | МП | УФ | ОК, ДЗ | |
ВнФ Тора и заповеди | МП, И | УФ | ОК | |
О чем говорит иудейский закон | МП | УФ | ОК, ДЗ | |
Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме | МП | УФ | ||
Представление о Боге и мире в христианстве | МП | УФ | ОК, ДЗ | |
Представление о человеке в христианстве | МП | УФ | ||
Библия — священная книга христиан | МП | УФ | ОК, ДЗ | |
Православие | МП | УФ | ||
Католицизм | МП | УФ | ОК, | |
Протестантизм | МП | УФ | ||
Представление о Боге и мире в исламе | МП | УФ | ОК | |
Пророк Мухаммед | МП | УФ | ||
Коран и Сунна | МП | УФ | ||
Столпы ислама. Праздники ислама | МП | УФ | ДЗ | |
ВнФ Священные города и сооружения ислама | МП | УФ | ||
Жизнь Будды | МП | УФ | ||
Учение Будды | МП | УФ | ||
Духовные наставники и священные сооружения буддистов | МП | УФ | ОК, ДЗ | |
Священные тексты буддизма | МП | УФ | ||
Золотое правило нравственности | МП | УФ | ||
Интересный разговор | МП | УФ | ||
Подготовка творческих проектов | МП | Пм | ||
ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | МП | |||
ВнФ Выступление обучающихся со своими творческими работами | МП | |||
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | МП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по ОРКСЭ...
Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.
Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...
Пояснительная записка к рабочей программе по ОРКСЭ 4-5 класс
Пояснительная записка к программе по ОРКСЭ 4-5 класс...
Рабочие программы по ОРКСЭ для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе:1. Требований Стандарта (п. 12.4);2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – ...
Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс).
Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс)....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...