Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс).
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю. Согласовано. Рассмотрено.
Директор МБУ СОШ № 2 Зам. директора по УВР На заседании МО
__________Н. Ф. Тихонова _________О. П. Юрковец Протокол №____
«___»_________20____г. «___»___________20___г. от «___»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Уроков основ духовно-нравственной культуры России
Классы: 5 А, Б, В
Учитель: Тюлькина Надежда Александровна
Количество часов за год: 17; по программе: 17
Всего: 17 ч.; в неделю: 0,5 ч.
Плановых контрольных уроков: 1
Планирование составлено на основе программы:
С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров Рабочая программа к учебнику основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: «Русское слово», 2012
Учебник:
Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012
Методическая литература:
1. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002
2. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005
Рабочую программу составил (а) ______________________ Тюлькина Н. А.
подпись расшифровка подписи
Утверждаю. Согласовано. Рассмотрено.
Директор МБУ СОШ № 2 Зам. директора по УВР На заседании МО
__________Н. Ф. Тихонова _________О. П. Юрковец Протокол №____
«___»_________20____г. «___»___________20___г. от «___»_______20___г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков основ духовно-нравственной культуры России
Классы: 5 А, Б, В
Учитель: Тюлькина Надежда Александровна
Количество часов за год: 17; по программе: 17
Всего: 17 ч.; в неделю: 0,5 ч.
Плановых контрольных уроков: 1
Планирование составлено на основе программы:
С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров Рабочая программа к учебнику основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: «Русское слово», 2012
Учебник:
Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012
Методическая литература:
1. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002
2. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005
Календарно-тематическое планирование составил (а) ________________ Тюлькина Н. А.
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа разработана на основе:
- требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Рабочая программа к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс авт-сост С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров «Русское слово», 2012.
Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная
область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава
российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Характеристика и цели модуля «Основы религиозных культур народов России».
Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической
основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему
базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают мак- симальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно- нравственной культуры народов России» для 4 класса. Вместе с курсом «Основы светской этики» для 4–5 классов они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы религиозных культур народов России».
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Предметные результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение.
Педагогическое обеспечение учебного процесса.
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, программа, рабочая программа, книга для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.
Список дополнительной литературы.
Справочные издания.
1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000. 1
2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.
3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.
5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы: М.,2006).
6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
7. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006**.
8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001. (Т. 1–7. М., 1996).
9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.
10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.
11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.
12. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.
13. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.
14. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.
15. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.
16. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.
Научная и научно-популярная литература.
1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1999*.
3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.
4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.
5. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.
6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.
7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991–1993*.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.
9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996. * Есть и другие издания. ** Издание продолжается.
10. Христианство.
11. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.
12. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.
13. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.
15. Богданов А.П. Русские патриархи 1589–1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
16. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.
17. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991*.
18. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
19. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998*.
20. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.
21. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.
22. Годри И. Лютер. М., 2000.
23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.
24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.
25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.
27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.
28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.
29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.
30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.
31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.
32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.
33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.
34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.
35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.
36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.
37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007*.
38. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.
39. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
40. Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск,1997.
41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.
42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.
43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.
44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.
45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:
48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.
50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.
51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.
52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.
53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.
54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007*.
55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.
56. Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.
57. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн.СПб., 2000*.
58. Регельсон _______Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.
59. Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.
60. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М.,1999*.
61. Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М.,1996*.
62. Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.
63. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
64. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998*.
65. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.
66. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.
67. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.
68. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.
69. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,
1997–1998*.
70. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700–1917. М., 2003.
71. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997*.
72. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 г.). М., 2002.
73. Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V–VIII вв. Минск, 2006*.
74. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006*.
75. Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700– 2005. М., 2006.
76. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж,1985*.
77. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр.очерки. М., 1995.
78. Ислам
79. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
80. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Свя-щенного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.
81. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.
82. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.
83. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.
84. Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.
85. Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
86. Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.
87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.
88. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.
89. Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т.М., 2002.
90. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
92. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.
94 Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.
95. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.
96. Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
97. Иудаизм
98.Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.
99. Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.
100. Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.
101. Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.
102. История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.
103. Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.
104. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.
105. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.
106. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.
107. Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.
108. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
109. Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.
110. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
111. Буддизм
112. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.
113. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.
114. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
115. Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.
116. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
117. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буд-дизм. СПб., 1999.
118. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.
119. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.
120. Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.
121. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону; Харьков, 2005.
122. Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.Томас Э. Будда. М., 2003.
123. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005*Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.
124. Эррикер К. Буддизм. М., 2003*.
Рекомендуемые ресурсы Интернета.
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ - история религии
http://www.foma.ru/- о православии в России
http://islam.ru/ - об исламе
http://www.threeda.ru/ - об иудаизме
http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 5 класс.
№ темы п/п | Тема (в соответствии с содержанием учебного предмета, курса по примерной программе). Д/з | Кол- во часов | Основные понятия и термины | Виды учебной деятельности, включая конкретные универсальные учебные действия | Результаты освоения курса | ||
Личностные (формирование основ гражданской идентичности, основы социальных компетенций, правосознание; способность к самообразованию) | Метапредметные (овладение регулятивными, коммуникативными, познавательными ууд) | Предметные (освоение: предметных учебные действий с опорой на содержание предмета) | |||||
1 | Введение в курс. | 1 | Религия, традиция, традиционные религии | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Формирование уважения к другим народам России; освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формулирование основных традиций развития государственности и общества. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России | Усвоение правил работы с учебником. Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны. |
2 | Православие в Древней Руси. & 1 | 1 | Монастырь, монахи, поучение | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «монастырь», «монахи», «поучение». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. |
3 | Православие в Московской Руси & 2 | 1 | Автокефалия, уния, печалование, нестяжатели. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы. Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Объяснять смысл понятий уния и автокефалия. Понимать важность для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему). |
4 | Православие при царях и императорах России. & 3 | 1 | Патриарх всея Руси, Синод, старцы, Оптинская пустынь, Саровская пустынь | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Ролевая игра «Паломничество в Саровскую пустынь» | Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. |
5 | От Советской России до современнос ти & 4 | 1 | Гонения на Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, Акт о каноническом общении | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Гонения на Церковь», «Русская Православная Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр с обсуждением фрагментов фильма В.Хотиненко «Поп». | Развитие социально- критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной» культуры.иозной жизни | Знать основные события истории православия XX – начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др. |
6 | Православие в традициях русского народа. & 5 | 1 | Крестные родители, восприемники, именины, отпевание, Яблочный Спас. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас». Ролевая игра «Крестные». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании) | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; | Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». | Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера. Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков. Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия. |
7 | Дом и семья в православии. & 6 | 1 | Красный угол, Домострой, мясоед, Всероссийский день семьи, любви и верности. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности» Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности). Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях. | Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности. |
8 | История ислама в России. & 7 | 1 | Арабский халифат, Волжская Булгария, Золотая Орда, татарские государства, верховный сеид, новокрещенские комиссии, терпимая религия, медресе. | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулированиеопределений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах и терпимости русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять смысл понятия «медресе». |
9 | Ислам в современно й России. & 8 | 1 | Имам, Центральное Духовное управление мусульман, Совет муфтиев, Координационн ый центр мусульман Северного Кавказа. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В.Хотиненко «Мусульманин» | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; | Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». |
10 | Дом и семья в исламе. & 9 | 1 | Мусульманская семья, честь рода | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи). | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; | Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия. Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей. |
11 | Появление и развитие иудаизма в России. & 10 | 1 | Кагал, хедер, иешива, синагога | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога» Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Объяснять понятия кагал, хедер и иешива. |
12 | Иудаизм в СССР и современной России. & 11 | 1 | Холокост, Еврейский антифашистский комитет, Федерация еврейский общин, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет», «Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма Л.Горовца «Дамский портной» | Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе. |
13 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. & 12 | 1 | Законоучитель, обряд выкупа первенца. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи). | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх. | Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре. |
14 | Появление и развитие буддизма в России. & 13 | 1 | Гэлуг (тибетский буддизм), лама, Далай-лама, хурул, дуган, дацан, хурэ. | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай- лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий лама, далай-лама, хурул, даган, дацан, хурэ. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, пороповедовавшихс я Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. |
15 | Буддизм в СССР и современной России. & 14 | 1 | Традиционная буддийская сангха России, Духовное управление буддистов России. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма А.Неретниеце «Гадание на бараньей лопатке» | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». | Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе. |
16 | Буддизм в культуре и традициях народов России. & 15 | 1 | Белый месяц, сор, праздник тысячи лампад, ладья жизни, цам | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи). | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх. | Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Объяснять смысл понятия лама, цам. |
17 | Повторитель но- обобщающий урок (контрольная работа № 1)/ | 1 | Основные понятия курса | Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса. | Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Понимать и принимать морально- нравственные ценности традиционных религий нашей страны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по ОРКСЭ...
Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.
Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...
Пояснительная записка к рабочей программе по ОРКСЭ 4-5 класс
Пояснительная записка к программе по ОРКСЭ 4-5 класс...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа к учебнику издательства "Дрофа" учебный модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс.
Составлена на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А. Я. Данилюк.-М. «Просвещение», для общеобразовательных учреждений УМК ...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Данная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требов...