«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»
материал по физкультуре

Ткаченко Надежда Степановна

Выступление на ШМО по теме  «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_uroke_fizkultury.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»


1. Актуальность проблемы
Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Согласно данным полученным специалистами практически здоровыми считают не более 10% современных школьников. Наиболее часто встречающиеся патологии : нарушения осанки и искривление позвоночника, нарушения зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления, нарушения пищеварения. Не остаются без внимания и заболевания нервной системы.
Причинами нарушения здоровья учащихся являются:
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии;
- интенсивность образовательного процесса;
- технологии проведения урока и оценивание знаний учащихся, приводящие к стрессовым ситуациям;
- невозможность учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Главная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, то есть чуткое и внимательное отношение к здоровью.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

- главный принцип «не навреди»;
- забота о здоровье учащихся то есть положительное влияние как на здоровье в целом, так и на эмоциональную сферу детей;
- непрерывность и преемственность;
- включение вопросов здоровья в содержание программ;
- единство физического, психического и духовного здоровья;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту обучающихся;
- приоритет позитивного влияния над негативным;
- ответственность учащихся за свое здоровье;
- контроль за результатами.
Решить проблему организации физической активности и профилактики гиподинамии мы можем на уроках физической культуры. Современные школьники часами просиживают над тетрадями и учебниками, нагрузки колоссальные плюс увлечение компьютерными играми, Интернетом. В результате на занятия физкультурой и спортом времени не остается. Это приводит к задержке роста и развития, снижается иммунитет.

Пути решения проблемы

  • Не менее 3 уроков физической культуры в неделю
  • Содержание уроков направлено на привитие детям интереса к физическим упражнениям, к движению.
  • Обязательные паузы в течении учебного дня (физпаузы, физкультминутки).
  • Занятия адаптивной физкультурой.
  • Возможность заниматься во внеурочное время.


Среди здоровьесберегающих технологий выделяют:


Физкультурно-оздоровительные технологии.
Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
Стимулирующие.
Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть — температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические.
Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма. И т.п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии.
Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков. 

Информационно-обучающие технологии.
Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса


Важный элемент здоровьесберегающих технологий — обеспечение оптимальных условий в школе.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%. Учитель физической культуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.


Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам

- Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося.

 - Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность.
- Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2часа занятий.
- Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча.
- Потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску.
- Освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк.
В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные, либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.
- Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.
- Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки.
- На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
- В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.
- В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.

Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам

- Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.
- Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.
- Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша.
- Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м.
- Песок должен быть чистым.
- Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м.

Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию

- Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности.
- Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
- Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить.
- Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой.
- Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев.
- Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
- Гимнастические маты должны вплотную укладываться.
- Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.
- Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой.
- Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований.

Требования к школьным образовательным технологиям


Здоровьесберегающими образовательные технологии оцениваются при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
- предупреждается переутомление;
- позитивные воздействия преобладают над негативом;
- показатель успешности используется для развития позитивных начал;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Рациональная организация урока


От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут исключение ученики 1класса - 35минут).
Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:
- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);
- длительность каждого вида деятельности (минут);
- частота смены видов деятельности (минут);
- число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
- места, длительность и условия применения ТСО;
- частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10 минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут — для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

Двигательная активность школьников


Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по — разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке. Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» — принцип, которым должны руководствоваться учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:

  1. Занятия больших форм — уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
  2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование на уроках физической культуры здоровьесберегающих технологий

статья о применении физикультурно-оздоровительных технологий в области здоровьесбережения, как наиболее значимые среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье студентов....

Продуктивность использования образовательных технологий. 1 Проектная деятельность на уроках физической культуры.

Проект ученицы 9 а класса – победительницы соревнований Лаврентьевой Алины....

«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»

Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Наиболее часто встречающиеся патологии: на...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность помогают учащимся стать добрее, сильнее духом...