Схемы анализа урока
материал на тему

Чугунова Людмила Владимировна

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shemy_analiza_uroka.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:


ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Краткий (оценочный) анализ -  это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и  одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися  знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ -  это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока;
  • использование развивающих методов на уроке;
  • пути развития познавательного интереса;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  •  проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

(ПО  Т. И.  ШАМОВОЙ  И  Ю. И. КОНАРЖЕВСКОМУ)

Характеристика урока                                                                        Баллы

  1. Обозначена цель урока.                                                                           2
  2. Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.                   2
  3. Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.                                   2
  4. МО обеспечили: мотивацию деятельности.                                                   2
  5. Сотрудничество учащихся и учителя.                                                            2
  6. Контроль и самоконтроль.                                                                           2
  7. Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.                                   2
  8. ФОПД обеспечили: сотрудничество между обучающимися.                             2
  9. Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.                   2
  10.  ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.                                   2
  11.  Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.                                   2
  12. Воспитательный аспект.                                                                           2        
  13. Развивающий аспект.

Условные  обозначения:

Триединая дидактическая цель                                                                 ТДЦ

Методы обучения                                                                                 МО

Содержание учебного материала                                                                 СУМ

Формы организации познавательной деятельности                                         ФОПД

        Балльные оценки:

2 – реализовано полностью;

1 – реализовано частично;

0 – не реализовано.

Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на

                                  100.

85% – отлично, 84–65% – хорошо, 64–45% – удовлетворительно.

                                                                                   


Системный анализ урока (по В.П.Симонову)

 Дата_______________________

Учитель______________________________________________________________________________________

Класс _______________ _____Учащихся по списку___________ ; Учащихся по факту__________________

Предмет___________________________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________________________

Урок посетил______________________________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________________________

Показатели

Баллы

1

Личные качества учителя

Знание предмета и общая эрудиция.

Уровень педагогического и методического мастерства.

Культура речи, ее образность, эмоциональность.

Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися.

 Внешний вид, мимика, жесты

2

Особенности учебной деятельности учащихся:

Познавательная активность, творчество и самостоятельность.

 Проявление дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете во время занятий.

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе урока.

Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков

3

Содержание изучаемого материала:

Научность, доступность и посильность изучаемого учебного предмета

Актуальность и связь и жизнью (теории и практики).

Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации

Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4

Эффективность преподавания.

Рациональность использования времени урока, оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии.

Целесообразность использования приемов наглядности на занятии.

Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы.

Характер обратной связи с учащимися.

Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков.

Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

65

Цели и результаты проведенного урока. 

Конкретность, четкость, лаконичность формулировки цели урока.

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели.

Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).

Воспитательный эффект

Воздействие урока на развитие учащихся.

Итого

Технология системного подхода к анализу урока :

 Используется 4-х балльная шкала, где :

  • 4 балла - отлично; 3 балла - хорошо;
  • 2 балла - удовлетворительно;
  • 1 балл - неудовлетворительно;

Максимальное возможное количество баллов - 100 (25х4).

  • 85 -100 баллов - урок отличный; 65 - 84 балла - урок хороший;
  • 45 - 64 балла - урок удовлетворительный.

Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ проведен  __________________________________________________________________________

С анализом ознакомлен: __________________/_____________________/      Дата ______________________


Анализ  урока

Дата______________

Учитель__________________________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________________

Тип урока_________________________________________________________________________

Урок посетил______________________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________________

Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала,

места данного урока в системе уроков по теме,

уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение целей урока до учащихся.

1.3.Степень достижения целей урока.

  1. Анализ структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры урока его целям.

2.2.Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование урока.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.     Анализ содержания урока

 3.1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала.  

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока.

3.4.Практическая направленность урока

3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи нового материала.

3.8.Формирование новых понятий.

3.9.Актуализация опорных знаний

4.  Организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе урока и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Степень усвоения нового материала (эффективность).

4.5.Связь нового с ранее изученным.

4.6.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Анализ методики проведения урока

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Анализ работы и поведения учащихся на уроке

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии к уроку:_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

68-80 баллов – урок отличный

52-67 – урок хороший

36-51 – урок удовлетворительный

                С анализом ознакомлен:_____________________________

Анализ   урока обобщения и систематизации знаний

Дата______________

Учитель__________________________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________________

Тип урока_________________________________________________________________________

Урок посетил______________________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________________

Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала,

места данного урока в системе уроков по теме,

уровня подготовленности класса.

1.2.Постановка и доведение целей урока до учащихся.

1.3.Степень достижения целей урока.

  1. Анализ структуры и организации урока.

2.1.Соответствие структуры урока его целям.

2.2.Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

2.3.Целесообразность распределения времени урока между ними.

2.4.Рациональность выбора форм обучения

2.5.Оборудование урока.

2.6.Рациональная организация труда учителя и учащихся.

3.     Анализ содержания урока

 3.1.Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.

 3.2.Научный уровень излагаемого материала.  

3.3.Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока.

3.4.Практическая направленность урока

3.5.Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3.6.Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

3.7.Выделение главной идеи  материала.

4.  Организация самостоятельной работы учащихся.

4.1.Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность в ходе урока и подготовки к ЕГЭ и ГИА

4.2.Учет уровня подготовленности учащихся класса.

4.3.Инструктаж и помощь учителя.

4.4.Повторение (организация, формы, приемы, объем).

5. Анализ методики проведения урока

5.1.Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

5.2.Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем

5.3.Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения

5.4.Оценка методической вооруженности и педтехники учителя

6.   Анализ работы и поведения учащихся на уроке

6.1.Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

6.2.Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся, в том числе работе с тестами.

6.3.Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы.

6.4.Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.

6.5.Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками

6.6.Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

7. Качество знаний, умений и навыков.

 7.1.Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.

7.2.Степень овладения практическими навыками работы и работы с тестами.

7.3.Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки, в том числе тестирование.

8. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

 8.1.Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.

8.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность

8.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Дополнительные комментарии к уроку:_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

68-80 баллов – урок отличный

52-67 – урок хороший

36-51 – урок удовлетворительный

                

С анализом ознакомлен:_____________________________


КАРТА АНАЛИЗА УРОКА

Цель посещения урока _____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _________ 20 ___г. Время начала урока ___________ Учитель ___________________________ Предмет _________________  Класс ____ ”____”

Особенности класса: 1. сильный, 2.  средний, 3. слабый _______    Уровень работоспособности (устойчивость внимания, интереса и др. 0-2б.) ______

Тип урока ____________________________ Тема урока _________________________________________________________________________________

Цель урока _______________________________________________________________________________________________________________________

С позиции здоровьесберегающего подхода

Оценочные баллы: 0 б. – показатель отсутствует, 1 б. – показатель слабо выражен, 2 б. – показатель проявляется на достаточном уровне.

До начала урока:

Оценочный балл

Психологический климат на уроке:

Оценочный балл

Психологический климат на уроке:

Оценочный балл

Подготовлены рабочие места учителя и учащихся.

Активность, дисциплина учащихся на уроке.

Личность учителя: эрудиция, увлеченность, пед.такт, этика, доброжелательность, культура речи.

Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент.

Кабинет настраивает на рабочий лад, оформлен.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Орг. качества учителя: контакт с классом, умение организовать работу с классом, требовательность и объективность.

Санитарно-гигиенические условия, освещенность, t0, аэрация.

Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка).

Наличие на уроке оздоровительных моментов (на 20 мин. урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями).

 

Порядок видов деятельности

Виды учебной деятельности (норма 4-7)

Средняя продолжит. видов учеб. деятельности (7-10 мин.)

Оценочный балл

Порядок видов преподавания

Виды преподавания      (норма не менее 3)

Средняя продолжит. видов преподавания

(10-15 мин.)

Оценочный балл

Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность

Средняя продолжит. работ

(7-10 мин.)

Оценочный балл

Слушание

Словесный

индивидуальная

Рассказ

Наглядный

в группах

Ответы на вопросы

Аудиовизуальный

в парах

Рассматривание наглядности

Самостоят. работа

ролевые игры

Чтение

фронтальная

Письмо

комбинированная

Решение примеров и задач

Темп урока: 0б.-  вялый, (0б.)1б. -  (слишком) быстрый, 2б. -  нормальный  ________  

Выводы и предложения

“+” положительные

“-” замечания, предложения

Рекомендации учителю

Анализ проведен  ___________________________________________________________________________________________________________________

С анализом ознакомлен:_____________________________________________________________________________________________________________


КАРТА АНАЛИЗА УРОКА

Цель посещения урока _____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _________ 20 ___г. Время начала урока ___________ Учитель ___________________________ Предмет _________________  Класс ____ ”____”

Особенности класса: 1. сильный, 2.  средний, 3. слабый _______    Уровень работоспособности (устойчивость внимания, интереса и др. 0-2б.) ______

Тип урока ____________________________ Тема урока _________________________________________________________________________________

Цель урока _______________________________________________________________________________________________________________________

С позиции компетентностного подхода

Оценочные баллы: 0 б. – показатель отсутствует, 1 б. – показатель слабо выражен, 2 б. – показатель проявляется на достаточном уровне.

Поря док

Параметр

1 уровень (1балл)

2 уровень (2 балла)

3 уровень – компетентностное обучение (3 балла)

Мотивация

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознает, насколько важен для него данный учеб. материал)

Целеполагание

Цель урока определяется учителем

Цель урока согласуется в обсуждении с учениками

Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя)

Характер учебных заданий

Репродуктивный (выполнение по образцу)

Репродуктивный с включением самостоятельной работы

Поисковый, творческий

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Ученик:

  • принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
  • принимает цели и задачи, поставленные учителем;
  • использует предложенный алгоритм действий;
  • использует предложенные ресурсы

Ученик:

  • анализирует проблемную ситуацию, заданную учителем;
  • ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;
  • выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов;
  • выбирает необходимые ресурсы;
  • самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий

Ученик:

  • самостоятельно выявляет и формулирует проблему;
  • ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты;
  • создает алгоритм действий;
  • находит ресурс для выполнения действий;
  • соотносит запланированный и полученный результат;
  • планирует свою дальнейшую деятельность

Коммуникация учащихся

Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в группе

Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе

Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией

Сравнение времени "говорения" учащихся со временем "говорения" учителя

Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем

Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы

Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер

Организация обратной связи на уроке

Обратная связь на уровне контроля: учитель спрашивает – ученик отвечает. Отношения на уровне "субъект – объект" (учитель учит ученика)

Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т. п.), но ученики уже могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне "субъект – объект/субъект". При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик)

Постоянное "субъект/субъектное" взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности

Оценка знаний учащихся

Оценка по стандарту

Включение учащихся в обсуждение ответа

Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку

Рефлексия

Ученики высказываются по поводу результата урока

Ученики оценивают результат и процесс деятельности

Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности

Результативность урока

Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем

Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками

Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза

Домашнее задание

Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам). Объем не более 75% от классной работы

Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам)

Контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся.

Итого (средний балл)

Выводы и предложения

“+” положительные

“-” замечания, предложения

Рекомендации учителю

Анализ проведен  ___________________________________________________________________________________________________________________

С анализом ознакомлен:_____________________________________________________________________________________________________________


КАРТА АНАЛИЗА УРОКА

Цель посещения урока _____________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _________ 20 ___г. Время начала урока ___________ Учитель ___________________________ Предмет _________________  Класс ____ ”____”

Особенности класса: 1. сильный, 2.  средний, 3. слабый _______    Уровень работоспособности (устойчивость внимания, интереса и др. 0-2б.) ______

Тип урока ____________________________ Тема урока _________________________________________________________________________________

Цель урока _______________________________________________________________________________________________________________________

Оценочные баллы: 0 б. – показатель отсутствует, 1 б. – показатель слабо выражен, 2 б. – показатель проявляется на достаточном уровне.

Анализ структуры урока: (в соответствии с типом урока)

0-2б.

примечания

Актуализация знаний______________мин.

  - Методы опроса: устные, письменные, графические, автоматизированные, практические.

  - Виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный и др. ______________

  - Активность учащихся при опросе, включение всех учащихся в работу.

  - Подготовка уч-ся к восприятию нового материала.

Изучение нового материала______________мин

- соответствие материала урока требованиям программы

- активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы

- объяснение нового материала учителем, при помощи учащихся

- самост. работа (научность,  логичность изложения, выделение главного, выявление причинно-следственных связей)

- опора на образы, ТСО

- работа с учебником и др. литературой

- использование практического опыта учащихся

- межпредметные связи

Повторение и закрепление нового материала______________мин

- Способы закрепления: устные, письменные, графические, практические работы  и др.

- Разнообразие форм самостоятельной работы (индивидуально, с классом, по группам).

- Взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся.

Подведение итогов урока _____________мин.

- подводил учитель, подводили учащиеся, не подведены

- выделение главного изученного на уроке

- выявление типичных ошибок, пути их преодоления

Задание на дом ___________мин

- целесообразность (слишком сложно, норм., упрощенно)

- дозировка (большая, малая, нормальная)

- по характеру: тренировочное, творческое

- дифференциация: для сильных, слабых, общая

- инструктирование учащихся к выполнению дом. задания

Дифференцированный подход:

- работа с сильными учащимися

- работа со слабыми учащимися

Результативность урока:

0-2б.

1. реализация обучающей цели урока

- осознанность и практическая направленность знаний

- прочность знаний, усвоенных на прошлых уроках

- развитие познавательных интересов

- всего опрошено ____________учащихся

- «5»____ «4»____ «3»____ «2»____ «1»____

- комментирование оценок

2. реализация воспитательной цели урока

3. реализация развивающей цели

- развитие воображения – репродуктивного, творческого

- развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления

- развитие критичности, глубины, гибкости  мышления

- умения анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать, классифицировать

Выводы и предложения

“+” положительные

“-” замечания, предложения

Рекомендации учителю

Анализ проведен  ___________________________________________________________________________________________________________________

С анализом ознакомлен:_____________________________________________________________________________________________________________


Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

(развернутый)

Дата___________

Учитель__________________________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________________________

Учащихся по списку________________________________________________________________

Учащихся по факту_________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________________

Урок посетил______________________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________________

Параметры анализа 

Урок: содержание и выводы 

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

1

Готовность учителя к началу урока.

2

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

4

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

5

Санитарное состояние класса (Температурный режим, проветривание,

освещение )

6

Наличие технологической карты урока.

7

Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

3

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.

6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

Организация проверки домашнего задания:

– полнота и глубина проверки;

– методика повторения, дифференциация заданий;

– охват учащихся проверкой, занятость класса;

– объективность оценки, аргументация отметки.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ 

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

9

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильнойрабочей позы.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

2

Групповые формы деятельности учащихся

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

13

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

– дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА 

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

6

Соблюдение единого орфографического режима

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

12

Результаты урока:

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Самоанализ урока и его результативности

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ 


Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Дата___________

Учитель__________________________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________________

Предмет__________________________________________________________________________

Учащихся по списку________________________________________________________________

Учащихся по факту_________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________________

Урок посетил______________________________________________________________________

Цель посещения___________________________________________________________________

Примечание

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1

Ориентация на новые образовательные результаты

4.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

4.3

Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)

5.

Содержание урока:

5.1

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.

5.2

Соответствие содержания урока требованиям программы.

5.3

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

5.4

Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

6.

Методика проведения урока:

6.1

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

6.2

Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

6.3

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.

6.4

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).

6.5

Применение диалоговых форм общения.

6.6

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися.

6.7

Осуществление обратной свят ученик-учитель

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этаном обучения

6.11

Использование наглядногоматериала:

в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

Наглядный материал:

избыточен, достаточен, уместен, недостаточен

6.12

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

7.

Психологические основы урока:

7.1

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшею развития

7.2

Реализация развивающей функции обучения Развитие качеств:

восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

7.3

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4

Наличие психологических пауз н разрядки Эмоциональная атмосфера урока

8.

Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учители (отсутствие шаблона).

Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует, 1 - проявляется частично, 2-ирисутствуст в полном объёме) Подсчитывается сумма баллов

Анализ проведен  __________________________________________________________________

С анализом ознакомлен:_____________________________________________________________


ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то как и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?


Список литературы:

1) Илюхина В. Как провести анализ урока

2) Калинин С.И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. – 371с.

3) Кулюткин ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. Спб.: СпецЛит. 2001. – 75с.

4) Маскин В.В., Меркулова т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004. – 72с.

5) Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. Гл. редактор – Лизинский В.М., в 3-х частях – М.: Центр «Педагогический поиск", 2002. 144с.

6) Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ сост. Голубева Л.В.- Волгоград: Учитель, 2006.-124с.

7) Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб.: КАРО, 2003. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная схема анализа урока иностранного языка

Схема для разбора урока по иностранному языку....

Схема анализа урока иностранного языка

Данная схема может быть полезна любому учителю иностранного языка для того чтобы учитываать различные аспекты урока, что является одним из главных условий профессии. Несмотря на разнообразие испо...

Схема анализа урока

Данная схема анализа урока позволяет экспертам оценить посещенные уроки комбинированного типа, обобщения и систематизации материала, а также провести учителю  самоанализ....

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Схема анализа урока

Схема анализа урока...

Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО

Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО (Стандарты второго поколения)....