«Разработка занятия внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса «Алгоритмы движения по линии «Зигзаг» с одним датчиком»
план-конспект занятия (7 класс) по теме
Материал включает в себя конспект внеурочного занятия по робототехнике, в котором учащиеся учатся строить алгоритмы движения робота по линии «Зигзаг» с одним датчиком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yurko_natal_ya_zigzag.docx | 389.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка занятия внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса «Алгоритмы движения по линии «Зигзаг» с одним датчиком»
Юрко Н.И. учитель
информатики и ИКТ
город Электросталь
Московской области
План-конспект занятия по теме
Алгоритмы движения по линии «Зигзаг» с одним датчиком»
Тип урока: смешанный
Класс или возраст обучающихся: 7 класс
Цель занятия: научиться строить алгоритмы движения робота по линии «Зигзаг» с одним датчиком.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель, планировать достижение этой цели;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
Обучающие:
- работа с комплектом LEGO Mindstorms EV3;
- освоение основ автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции:
- навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Оснащение урока:
- ноутбуки;
- раздаточный материал;
- ПО для робототехнического оборудования Lego MindStorm EV3;
- Робототехнические устройства Lego MindStorm EV3.
Ход занятия
№ | Этап занятия | Форма организации и проведения | Подробное описание этапа (теория, содержание заданий, вопросы преподавателя и так далее) | УУД, формируемые на данном этапе | Примерное время (минут) |
1. | Актуализация ранее полученных знаний, постановка проблемы, решаемой на занятии | Эвристическая беседа | На прошлом занятии мы с вами разобрали калибровку датчиков (см. КР № 1). А как вы думаете для чего мы это научились делать? Предложите свои варианты использования калибровки датчиков. | Выделять | 2 |
2. | Изучение теории | Кейс-метод, лекция с элементами проблемного обучения. | Ребята знакомятся с видами движения робота по заданной линии. Пробуют построить графическую модель движения «Зигзаг» с одним датчиком (см. приложение 1) Находят проблему: с какой стороны ставить робота относительно линии. Теоретическая составляющая: Алгоритм движения по линии «Зигзаг» является самым простым. Движение получается резким. На проезд каждого «зигзага» и остановки моторов требуется время, значит скорость робота должна быть какой? (небольшой). Значит в каких случаях можно использовать такой способ движения? На этот вопрос мы попробуем ответить в конце занятия | Читать Объяснять | 10 |
3. | Разбор задания базового уровня сложности. | Кейс-метод, лекция с элементами проблемного обучения. | Учащимся представляется алгоритм «Зигзаг» с одним датчиком цвета. (см. приложение 2) Алгоритм: 1. Провести калибровку датчика цвета, определить среднее значение серого по алгоритму, описанному в предыдущем уроке. Полученное значение внести в программу. Задать цикл и выполнить в нем следующие действия: а) если значение датчика меньше среднего значения серого (датчик над черной линией), то выставить для левого значения Мотор 0, правый – 50; б) если значение датчика больше или равно среднему значению серого (датчик удаляется влево от черной линии), то левый мотор – 50, правый – 0 После того как будет введена программа учащиеся пробуют выполнить движение по заданной линии «Зигзаг» и приходят к выводу, что ставить робота надо так, чтобы датчик находился слева от линии. Экспериментальным путем они пробуют поставить датчик справа от линии и смотрят, что будет происходить в данном случае (в этом случае робот теряет линию и уходит от нее, причем движение робота будет происходить вокруг правого колеса). | Описывать Формализовать | 10 |
4. | Физкультминутка | Робот делает зарядку И считает по порядку. Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.) Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх) Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.) И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.) | 1 | ||
5. | Самостоятельное решение учащимися разноуровневых заданий, подготовка минипроектов | Разноуровневые задания по теме занятия. | Задание учащимся: Составить алгоритм движения робота так, чтобы линия была справа от датчика. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Решение: для движения робота с правой стороны (датчик) от линии, алгоритм будет подобен предыдущему, но различие будет во втором пункте: если значение датчика меньше среднего значения серого, то левый мотор – 50, правый – 0; если значение датчика больше или равно среднему значению серого, то левый мотор – 0, правый – 50 Давайте проведем соревнования на скорость: чей робот пройдет быстрее по линии «Зигзаг», та команда станет победителем (датчик должен стоять справа от линии). Каждая команда запускает робота и учитель засекается время. Важно, чтобы роботы шли либо все по внутреннему краю линии, либо все по внешнему краю. | Прогнозировать Формализовать Моделировать Создавать Корректировать Использовать | 20 |
Подведение итогов занятия, рефлексия. | Беседа | Как вы думаете, что делать, чтобы движение робота стало менее резким? (Необходимо уменьшить скорость с 50 единиц до подходящего значения опытным путем). Обсуждение: почему победила та или иная команда, почему робот двигался быстрее именно у этой команды. И вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале занятия: в каких случаях можно использовать такой способ движения? (Данный алгоритм позволит хорошо преодолеть крутые повороты). | Оценивать | 2 |
Приложение 1
Чертеж у детей должен получиться приблизительно такой
Приложение 2:
Программа для движения робота «Зигзаг» слева от линии
Список литературы и источников:
1. Уроки по Lego MindStorm EV3 (из курса «Организация внеурочной деятельности обучающихся с использованием робототехнического оборудования начального, основного и среднего уровней общего образования»)
2. Алгоритмы и программы движения по линии робота Lego Mindstorms EV3. Л.Ю.Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий, Москва, 2106, Изд. «Перо». – 164 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе по новым ФГОС
Разработка занятия по новым ФГОС в рамках внеурочной деятельности помогает обучающимся знакомиться с типичными репликами, необходимыми для общения....
Разработка занятия внеурочной деятельности "Творим добро"
В разработке содержатся задачи, цель занятия., познавательный материал.фотографии....
Разработка занятия внеурочной деятельности "Генерирование идей" 5 класс
Данное занятие разработано и проведено в рамках курса "Основы ТРИЗ" в 5 классе. Занятие носит развивающий, познавательный характер....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По программе «Жить в движении!»
Упражнения для формирования стопы являются фундаментом танца. Упражнения выполняются на полу или у станка. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка; требующего...
Разработка занятия внеурочной деятельности: "В мире русского языка"
Работа представляет собой внеклассное мероприятие для 1 класса. Знакомство со словами антонимами...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"
Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...
Разработки занятий внеурочной деятельности по математике
Занятия внеурочной деятельности по математике в 7-11 классах...