Доклад "Здоровьесберегающая организация учебной и внеурочной деятельности в школе согласно СанПиНов".
статья на тему
Здоровьесберегающая организация учебной и внеурочной деятельности в школе согласно Санпи Нов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад "Здоровьесберегающая организация деятельности в учебном заведении с учетом требования СанПиНов".
Учитель: Черкасова В.Г.
В учебном заведении учащиеся находятся более 50% от активной части суток. Педагоги и педиатры давно обратили внимание ,что после 1 года обучения у учащихся наблюдается быстрая утомляемость и отсутствие желания учиться, повышается уровень пропусков по причине болезни. Что же оказывают влияние на здоровье учащихся в учебном процессе? Отсутствие контроля за соблюдение педагогами и администрацией образовательного учреждения санитарно-гигиенических требований .
- Показатели нерациональной организации учебного процесса:
Если рассмотреть наиболее распространенных факторов(отрицательных), которые негативно влияют на здоровье учащихся:
1.Действие звуковых раздражителей – монотонных, неприятных, длительно существующих.
2.Неблагоприятный воздушно-тепловой режим.
3.Недостаточное освещение учебных помещений.
4.Неправильная организация питания.
5.Некачественная питьевая вода.
II.Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
1. Объем учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
2. Нагрузка от дополнительных занятий в ОУ: факультативов, индивидуальных занятий и т. п.;
3 Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия и т. п.;
4. Рациональная организация урока.
Основной формой процесса обучения в школе является урок. Рациональная организация урока – важная составляющая здоровьесберегающей работы в школе. От соблюдения гигиенических, психолого-педагогических условий проведения урока зависит функциональное состояние школьников и их способность подолгу поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждая преждевременное переутомление. Соблюдение этих условий на уроке обеспечит сохранение здоровья учащегося и учителя. Анализ научно-методической литературы позволяет выделить 4 основных правила построения урока с позиций здоровьесбережения.
1. Рациональная организация урока.
Под этим понимается, прежде всего, учет всех критериев здоровьесбережения на уроке. Все эти критерии можно назвать конструктором (алгоритмом) урока и выразить в виде таблицы. Одним из вариантов урока с учетом критериев здоровьесбережения предложил .
Эта этот вариант урока с учетом предложенных критериев позволяет выстроить, проанализировать, оценить любой урок с позиций здоровьесбережения.
Во-вторых, главной целью учителя должно быть не только дать ученикам информацию, но и научить их запрашивать нужную информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, готовность и умение задать необходимые вопросы. Задавание вопросов учеником – показатель его включенности в тему урока и высокой работоспособности; проявлением познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Т. о. количество и качество задаваемых учеником вопросов является одним из показателей его работоспособности и психофизического состояния.
Организация урока должна включать в себя 3 этапа:
1. Учитель сообщает информацию, одновременно стимулируя вопросы учеников.
2. Ученики формулируют и задают вопросы.
3. Учитель и ученики обсуждают и отвечают на вопросы.
Эффективность усвоения знаний в течение урока такова: 5-25 минута – 80%; 25-35 минута – 40%; 35-40 минута – 10%. Если урок проведен с учетом критериев и принципов здоровьесбережения, то у учащихся в конце урока не будет просматриваться сильные формы утомления.
Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективных ощущениях усталости. Это защитная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов.
Что на ваш взгляд говорит об утомлении учащихся? О развитии утомления учащихся говорит: снижение продуктивности труда (рост ошибок), двигательное беспокойство, появление чувства усталости, шум в классе, рассеянность, частые отвлечения.
Каковы на ваш взгляд причины быстрого утомления учащихся?
Причинами утомления учащихся являются: профессиональные ошибки, низкий уровень компетенции учителей, негативные особенности традиционного обучения, перегруженность программ и классов, несоблюдение СанПиНов. Ученики часто утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной и монотонной речи или деятельности. Для диагностики утомления применяют методики тепинг-теста и психологического теста «САН».
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока является проведение физкультминуток (ФМ). ФМ активизирует деятельность мозга, дыхательной, сердечно-сосудистой систем организма. Физиологически обоснованным временем ее проведения является 15-20 минута. Время проведения ФМ – 1-5 минут. Каждая ФМ включает в себя 3-4 упражнения, повторяемые 5-6 раз. ФМ обычно проводятся под стихотворный текст и четкий ритм.
Физкультминутки бывают нескольких видов: упражнения для снятия общего и локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, упражнения корректирующие осанку.
Т. о. учет всех правил рационального построения урока позволит не только сохранить здоровье учеников, но и сделать процесс обучения более эффективным и интересным.
Большое внимание администрация ОУ должна уделить правильному составлению расписания учебных занятий. «Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» - этот тезис должен стать девизом администрации ОУ, заботящихся о здоровье участников образовательного процесса.
Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении дня и недели. В рациональном расписании необходимо учесть и сложность предметов, и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
Начало занятий не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий – 8.30 – 9.00. с организацией их только в 1 смену. 2 смена может начинаться в помещениях 1 смены после 30 – 40 минут после ее окончания. Занятия 2 смены желательно начинать не позднее 14.00. В ОУ работающих в две смены, учащиеся 1,5, и выпускных классов должны обучаться в 1 смену. Обучение с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в 1 смену.
2.Продолжительность урока
Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 минут, в остальных классах - 45 минут
3.Малые и большие перемены
Длительность малых перемен – не менее 10 минут. Длительность больших перемен – 20 – 30 минут.
5-минутные перемены могут быть после 30 – 35 минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 минут с расположением их после 2 – 3 уроков. На переменах рекомендуется проводить подвижные игры средней интенсивности.
4.Дневная и недельная нагрузка
При 6-дневной учебной неделе:в 3-летней начальной школе для учащихся
1 -4 классов – 25 часов.
1 классов – 22 часа;
2 – 4 классов – 25 часов;
5 классов – 31 час;
6 классов – 32 часа;
7 классов – 34 часа;
8 – 9 классов – 35 часов;
10 – 11 классов – 36 часов.
Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углубленным содержанием обучения должны входить в объем допустимой нагрузки учащихся.
При 5-дневной учебной неделе предельно допустимое число учебных часов в неделю должно быть уменьшено:
в 3-летней начальной школе для учащихся 1- 3 классов – 22 часа;
в 4 – летней начальной школе для учащихся
1 – 3 классов – 20 часов;
2 – 4 классов – 22 часа;
5 классов – 28 часов;
6 классов – 29 часов;
7 классов – 31 час;
8 – 9 классов – 32 часа;
10 – 11 классов – 33 часа.
Запрещено вводить 5 – дневную учебную неделю для учащихся 1 – 5 классов всех видов ОУ с расширенным и углубленным содержанием обучения.
5.Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности
Учебные предметы по трудности в течение дня должны быть распределены в соответствие с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на те уроки, когда работоспособность детей максимальна. Наибольшая работоспособность у младших школьников отмечается на 1 – 3-м уроках, причем оптимальная на 2 уроке. Учебные предметы по трудности (с условной оценкой в баллах) располагаются в ранговом порядке. В старших классах высокая работоспособность приходится на 2 – 3 уроки.
6.Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели
Учебные предметы по трудности должны быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности учащихся. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов.
Целесообразно распределить учебную нагрузку следующим образом: вторник и среда в 1 классе – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 27 баллов; 2 – 4 класс по 5 уроков до 30 – 32 баллов.
Понедельник – 4 урока (до 20 баллов) в 1 – 2 классе и до 22 баллов в 3 – 4 классе. Четверг – 4 урока (до 16 баллов) в 1 – 2 классе и до 17 баллов в 3 – 4 классе. Пятница – 4 урока (до 18 баллов) в 1 – 2 классе и до 20 баллов в 3 – 4 классе. Суббота – 4 урока (до 20 баллов) в 1 – 2 классе и до 22 баллов в 3 – 4 классе.
7.Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов
При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются следующие виды действий: аудиовизуальные, речевые, счетно-решающие, аналитико-синтетические.
Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы нежелательно располагать на смежных уроках.
Например: сходными по характеру в 1 – 4 классах являются: русская литература - история; ручной труд – рисование.
8.Сдвоенные уроки по изучению учебного предмета
В начальном звене недопустимо ставить сдвоенные уроки, так как это приводит к быстрому утомлению.
В 5 – 9 классах сдвоенные уроки допускаются при проведении контрольных, лабораторных, уроков труда, физкультуры.
В 10 – 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам при условии проведения динамической паузы в середине школьных занятий не менее 30 минут.
9.Место уроков физической культуры и труда в расписании дня и недели
Эти предметы следует ставить 3 – 4 уроком в четверг и пятницу, когда у детей начинается падение работоспособности.
10.Облегченный учебный деньв течение недели
Для поддержания недельной динамики работоспособности необходимо предусматривать в расписании занятий облегченный день в середине недели – четверг. Он создается как путем уменьшения количества уроков, так и планированием на этот день легких предметов (труд, музыка, физкультура).
11.«Ступенчатый» режим обучения первоклассников
Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить число уроков на первой неделе.В течение 1 года обучения используется «ступенчатый» режим:
1-я четверть – 3 урока (30 минут)
2-я четверть – 4 урока (30 минут)
3 – 4 –я четверти – 4 урока по 45 минут.
Обеспечение двигательной активности учащихся
Двигательная активность учащихся в процессе обучения складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность учащихся должна занимать не менее 1/5 суточного времени (за вычетом времени сна, и дневного отдыха), а его структура различна для детей разных возрастов. Это связано с тем, что у детей младших возрастов больше доля неорганизованной двигательной активности, но меньше вклад тех видов, которые можно отнести к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивной секции и в некоторых кружках художественной самодеятельности могут быть сопоставимы по объему физической нагрузки.
Обеспечение двигательной активности учащихся в школе рекомендуется организовать при сочетании двух направлений:
1. уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий);
2. «малые» формы – гимнастика до уроков, физкультминутки, динамические перемены и т. п.
За счет малых форм можно удовлетворить до 40% суточной нормы двигательной активности ребенка. Для них характерны следующие особенности (по ):относительно узкая направленность деятельности (реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в здоровье);
незначительная продолжительность (выполнение упражнений нередко длится несколько минут);
невысокий уровень функциональных нагрузок.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации учебного процесса является проведение физкультминуток (ФМ). ФМ активизирует деятельность мозга, дыхательной, сердечно-сосудистой систем организма. Физиологически обоснованным временем ее проведения является 15-20 минута. Время проведения ФМ – 1-5 минут. Каждая ФМ включает в себя 3-4 упражнения, повторяемые 5-6 раз. ФМ обычно проводятся под стихотворный текст и четкий ритм.
Требования к проведению физкультминуток
1. Упражнения подбираются в зависимости от вида урока и его содержания.
2. ФМ проводится на начальной стадии утомления.
3. Обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
4. Предпочтение отдавать утомленным группам мышц.
Физкультминутки бывают нескольких видов: упражнения для снятия общего и локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, упражнения корректирующие осанку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.
Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это мож...
Организация учебной и внеурочной деятельности по формированию навыков ЗОЖ и укреплению здоровья обучающихся
Отчет работы МО учителей физической культуры и ОБЖ по организации учебной и внеурочной деятельности по формированию навыков ЗОЖ...
Организация внеурочной деятельности в школе
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существовани...
Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности
Презентация "Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности"...
Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год
Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г. Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...
Мастер-класс "Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности
Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности учителем биологии...