Патриотическое воспитание как аспект социализации ребёнка: организация учебной и внеурочной деятельности.
статья по теме

Петренко Валентина Ивановна

Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач воспитания ребёнка. Особенно благодатная почва для такого воспитания имеется у учителя истории и литературы. Я в своей статье показываю, как это может сделать учитель математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Петренко В.И., учитель математики МОУ «Медвенская средняя общеобразовательная школа» (п. Медвенка).

                                                         «Высшее назначение математики…

                                                                  состоит в том, чтобы находить скрытый

                                                                   порядок в хаосе, который нас окружает»

Н. Винер

        По абстрактности своего предмета математическая наука не может давать обучающемуся тех непосредственных впечатлений, этически воздействующих и формирующих характер образов, картин, эмоций, какими располагает, например, история или литература. Однако нельзя отсюда делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики должны быть скинуты со счетов. По моему многолетнему опыту работа над усвоением математической науки воспитывает в молодом человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

       Абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке оснащаются, дополняются и иллюстрируются весьма различным конкретным содержанием, сюда входит содержательный материал «текстовых» задач, исторические сведения, различного рода приложения и т. п. Очевидно, что это широко может быть использовано учителем для фиксирования внимания обучающихся на фактах и цифрах, поддерживающих и укрепляющих уважение и любовь к Отечеству. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд учёных, инженеров и рабочих, создавших боевую технику, за смелость людей, победивших в такой необычайно трудной войне. Вот несколько примеров.

       5 класс. Тема: «Чтение и запись натуральных чисел». Задача: «К лету 1943 года в составе действующей армии было свыше 6млн. 400тыс. человек, 105тыс. орудий и миномётов, 2200 боевых установок полевой реактивной артиллерии, 10200 танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 10000 боевых самолётов». Задача: «Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны. В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться. Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года фашистская Германия потеряла на советско-германском фронте около 2600000 человек, почти 50000 орудий и миномётов, до 7000 танков, более 14000 боевых самолётов. В одном из немецких комментариев говорилось: «После Сталинграда мы узнали, что уже не сможем выиграть войну, а после Курска убедились, что её проиграли»». Тема: «Диаграммы». Задача: Постройте столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии, используя таблицу:

Боевые   силы

СССР

Германия

Личный состав

1100000

1800000

Количество танков

780

1200

Количество орудий

7600

14000

  Количество самолётов

615

1200

  И т. д.

        6 класс. Тема: «Нахождение числа по его дроби». Задача: «Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20млн. советских граждан, что составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?». Задача: «Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «Як-3». Его максимальная скорость 720 км/ч. Скорость немецкого истребителя «Мессершмитт» на 120 км/ч меньше. Найдите скорость немецкого истребителя».

       Современное поколение детей не может представить себе всё, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны вспоминать о подвиге нашего народа не только в дни юбилейных торжеств. Вместе с тем выбираемый материал должен быть тщательно отобран.  С воспитательной целью на уроках можно использовать высказывания известных людей. Но следует отметить, что данный приём является чисто внешним, для воспитания используются уроки математики. Как же  можно использовать саму математику для воспитания качеств личности ученика, его патриотизма? Добросовестная и серьёзная работа над приобретением и укреплением знаний требует напряжения умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач; поэтому такая работа при правильном руководстве неизбежно воспитывает у обучающегося соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении цели, умение не впадать в уныние при неудачах.

       Тесно связан с самой математикой приём, состоящий в придании патриотической направленности целому ряду исторических сведений. Этот приём особенно ценен тем, что он значительно повышает интерес обучающихся к истории математической науки, а во многих случаях даёт повод и возможность эффективным образом ознакомить обучающихся с математическими фактами, выходящими за пределы официальной программы и её дополняющими. Хорошо известно, что очень продуктивно могут быть использованы научные идеи нашего великого соотечественника Н. И. Лобачевского. Великий геометрический замысел этого знаменитого человека вполне доступен школьникам старших классов. Я использую при изучении аксиомы параллельных прямых (10 класс). Проведённая с надлежащим тактом беседа о нём содействует, с одной стороны, пониманию основной для современной математики идеи аксиоматического мышления, а с другой - глубокому уважению, как к научному гению Лобачевского, так и к его замечательной теоретической стойкости. Великая сила убеждения позволила ему творить в одиночестве, без общественного признания, в научно-враждебной атмосфере.

       Для обучающихся средней школы доступны и поучительны достижения   П. Л. Чебышева в теории чисел. Говоря о таблице простых чисел, обратить внимание на видимое отсутствие закономерности в расположении простых чисел. Дети должны знать, что задача о закономерностях в чередовании простых чисел – одна из центральных проблем арифметики. И эта проблема была сдвинута с мёртвой точки русским математиком Чебышевым, он проложил в этой области свой путь, по которому наука успешно развивается до настоящего времени.

       2010 год был Годом учителя. Один из моих уроков был посвящён Леонтию Филипповичу Магницкому – создателю первого учебника арифметики, выдающейся личности. «Арифметика» Магницкого для своего времени обладала высокими научными и методическими достоинствами. Её преимущества были очевидны по сравнению с аналогичными западноевропейскими учебниками, ей современными. «Арифметика» Магницкого представляет ценнейший источник для истории науки, из которого можно узнать о высоком уровне математических знаний нашего народа на рубеже XVIII века.

       Следует также отметить важность внеклассных мероприятий в патриотическом воспитании обучающихся. Сюда относятся викторины, проектная деятельность, математические вечера. В нашей школе стало традицией проводить математические вечера. Одним из них был вечер на тему: «Прекрасная женщина – великий математик», посвящённый Софье Ковалевской, которая горячо любила Россию. Где бы она ни работала, она всегда оставалась русской патриоткой, глубоко преданной своей Родине и очень страдала от того, что была лишена возможности работать и жить в России. Ежегодно проводятся открытые олимпиады: «История математической мысли», которые способствуют укреплению любви к своим землякам и соотечественникам, чувству гордости за них. Большое воспитательное значение имеет также выпуск стенгазет, устных журналов и т. п., посвящённых великим учёным-математикам, нашим соотечественникам, их вкладу в науку, в развитие обороноспособности, которые выпускаются к проведению предметной недели: «Математика для всех».

       Математика абстрактна. В отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, а количественные отношения и пространственные формы. Это обстоятельство делает для математики воспитательную задачу значительно труднее, чем для других школьных дисциплин. Но зато математика в некоторых других отношениях отмечена такими чертами, которые создают ей воспитательные возможности более значительные, чем у других дисциплин. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием, как общечеловеческие ценности. Мы живём в жестокий век, где при высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли продолжаются жестокие, варварские войны, конфликты. Всё это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной и внеурочной деятельности по формированию навыков ЗОЖ и укреплению здоровья обучающихся

Отчет работы МО учителей физической культуры и ОБЖ по организации учебной и внеурочной деятельности по формированию навыков ЗОЖ...

«Воспитание патриотизма подрастающего поколения в системе учебной и внеурочной деятельности»

С одной стороны, патриотическое чувство российского гражданина, как конкретной личности, выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и ...

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:     1. Проп...

Доклад "Здоровьесберегающая организация учебной и внеурочной деятельности в школе согласно СанПиНов".

Здоровьесберегающая организация учебной и внеурочной деятельности в школе согласно Санпи Нов....

Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности

Презентация "Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности"...

Мастер-класс "Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности

Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности учителем биологии...