Юнгианская песочная терапия в работе с детьми
статья на тему

Хомякова Жанна Сергеевна

Игра с песком является естественной формой самовыражения для детей. Песочная игротерапия помогает детям выражать свои чувства и начать понимать чувства других. Игры в песок способствуют развитию и саморазвитию детей, снимают агрессию и стрессовые состояния, улучшают навыки общения. Благодаря песочной терапии ребенок становится самим собой, у него улучшается память, восприятие и наглядно-образное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юнгианская песочная терапия в работе с детьми

Основой юнгианской песочной терапии считается свободное и защищённое пространство. Ребёнок может свободно выражать себя, получать собственный опыт здорового общения, и в то же время он защищён терапией. Это важно, поскольку часто дети в этом, а особенно в подростковом возрасте, не осознают своих границ, и их поведение может выходить за рамки.

Задача психолога в том, чтобы, решая проблемы, с которыми приходит в терапию ребёнок и его семья, создавать пространство доброжелательности и защищённости, которое поддерживается юнгианской песочной терапией.

В результате терапии деструктивные и негативные аспекты не подавляются, а выражаются и трансформируются в творчество. Пробуждаются творческие силы, укрепляется чувство целостности, формируется адаптация к переменам в жизни.

Основательница метода юнгианской песочной терапии Дора Калфф назвала этот метод "Sandplay" — игрой с песком. И, действительно, дети, приходя в терапию, воспринимают такие занятия с психологом как увлекательную игру с песком и фигурками. И это то, чем дети занимаются с максимальным удовольствием! Современные родители и сами осознают необходимость игры как ведущей деятельности для развития здорового ребёнка. Но, с другой стороны, в наших квартирах часто невозможно играть так, как хочется, поскольку это может помешать соседям. А бывает, что на игры с ребёнком не всегда хватает времени и сил…

Ребёнку действительно нравится, когда занятия с психологом похожи на игру! Это эффективный метод для того, чтобы выразить свои переживания и чувства не только вербально, но и посредством использования образов из песка и миниатюрных фигурок. Также Sandplay терапия открывает исцеляющие ресурсы и потенциал самого ребёнка, придавая ему силы и формируя положительный результат. Именно поэтому этот проверенный метод позволяет проработать происходящие с ребёнком процессы и состояния, чтобы помочь ему.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

 «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.

«Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

«Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

«Смелые поступки».  Ребенку необходимо выбрать 2-х героев. Одного – в роли которого будет выступать сам, другого – в роли друга к которому нужно добраться. Выбрать фигуры отрицательных героев - «плохишей». Отрицательные герои постараются помешать главному герою встретиться с другом. Ребенку необходимо придумать, какой смелый поступок должен совершить герой, чтобы преодолеть трудности. После игры ребенку можно предложить совершить смелый поступок, чтобы преодолеть страх (но не настаивать на его исполнении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...

Семинар для педагогов "Песочная терапия в работе с младшими школьниками и их родителями"

Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и тво...

Роль песочной терапии в работе логопеда

В данной статье представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал имеет ...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"

В статье рассматривается практическое применение  элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...

Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка....

Презентация "Методы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"

В презентации представлен инновационный подход к работе психолога, дефектолога в работе с песком с детьми с ОВЗ. Презентация использовалась при выступлении с докладом на городском методическом объедин...