Блог Наталии Борисовны Кулишовой
статья (7 класс) на тему

Кулишова Наталия Борисовна

Методическая разработка по словарнойработе на внеклассном чтении школ для детй с нарушениями слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Словарная  работа на  внеклассном чтении

  Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:

-осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;

-систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;

-развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.

  Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для  педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие  и слабослышащие дети в  своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.

  Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:

-уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;

-активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;

-формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

-развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.

                        Методика работы .

1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.

2.Подбираем к слову однокоренные слова .

3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).

4.Подбор к главному слову прилагательных        из        текста иприлагательных, которые назовут дети ( какой?).

5.Подбор слов-антонимов.

6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову  глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).

7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).

8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .

9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.

10. Пересказ текста.

 Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.

-увеличивается активный словарный запас у детей;

-у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;

-появляется способность к пониманию синтаксических связей;

-формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;

-осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.

Требования к словарной работе:

-словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;

-определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;

-в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;

-количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;

-словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;

-при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.

                                     Приемы словарной работы :

-показ конкретного предмета;

-показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,

  некоторые действия;

-вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;

-перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых      слов;

-для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;

-выражения и слова, употребляемые в тексте в переносномзначении,объясняются        двумяспособами — перефраза и показа картинки.

  Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:

1)устные и письменные задания:

-«Найди и прочитай отрывок».

-«Какими словами овтор описывает ...»?

-«Выбери из текста слова, которые говорят о…»

-«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).

-«3адай вопрос», «Спроси»( с использованием новых слов).

2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы  с текстом):

-«Дополните словосочетания»;

-«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;

-«Составьте предложения с новыми словами;

-«Скажите по-другому»;

-«Выберите из текста слова о ...»;

-«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);

-« Найдите описание времени года и т.д.»;

-«Объясните словосочетание(предложение). Как        вы        это понимаете?;

-«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;

-«Вставьте в предложение нужные слова»;

- «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»

-Мне нравится рассказ, потому что ...»;

-«Мне понравился … ,потому что...»;

-«Перескажите текст по опорным словам»;

-«Объясните смысл предложения ....»;

-«Скажите своими словами ;

4)Распространение предложений.

  Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному        изложению прочитанного или творческому дополнению его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы педагога Головченко Марины Борисовны

план  мероприятий на новый  учебный год....

Сайт класса Пультус Ольги Борисовны

Использование Интернет  – прекрасная возможность расширять информационное поле при обучении и воспитании школьников.  Привлечение детей к созданию ...

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Портфолио Вахрушевой Татьяны Борисовны учителя физики

В последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и на образование в частности. Современное образование характеризует формирование рынка...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Портфолио учителя технологии МОУ "Медведицкая СОШ" Литвиненко Ларисы Борисовны

Приоритетным направлением своей педагогической деятельности считаюсоздание условий для развития деятельностных способностей,формирования у обучающихся готовности к самоопределению исамореализации, раз...