Блог Наталии Борисовны Кулишовой
статья (7 класс) на тему
Методическая разработка по словарнойработе на внеклассном чтении школ для детй с нарушениями слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методики работы на внеклассном чтении | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа на внеклассном чтении
Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:
-осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;
-систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;
-развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.
Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие и слабослышащие дети в своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.
Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:
-уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;
-активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;
-формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
-развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.
Методика работы .
1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.
2.Подбираем к слову однокоренные слова .
3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).
4.Подбор к главному слову прилагательных из текста иприлагательных, которые назовут дети ( какой?).
5.Подбор слов-антонимов.
6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).
7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).
8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .
9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.
10. Пересказ текста.
Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.
-увеличивается активный словарный запас у детей;
-у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;
-появляется способность к пониманию синтаксических связей;
-формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;
-осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.
Требования к словарной работе:
-словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;
-определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;
-в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;
-количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;
-словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;
-при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.
Приемы словарной работы :
-показ конкретного предмета;
-показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,
некоторые действия;
-вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;
-перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых слов;
-для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;
-выражения и слова, употребляемые в тексте в переносномзначении,объясняются двумяспособами — перефраза и показа картинки.
Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:
1)устные и письменные задания:
-«Найди и прочитай отрывок».
-«Какими словами овтор описывает ...»?
-«Выбери из текста слова, которые говорят о…»
-«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).
-«3адай вопрос», «Спроси»( с использованием новых слов).
2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы с текстом):
-«Дополните словосочетания»;
-«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;
-«Составьте предложения с новыми словами;
-«Скажите по-другому»;
-«Выберите из текста слова о ...»;
-«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);
-« Найдите описание времени года и т.д.»;
-«Объясните словосочетание(предложение). Как вы это понимаете?;
-«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;
-«Вставьте в предложение нужные слова»;
- «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»
-Мне нравится рассказ, потому что ...»;
-«Мне понравился … ,потому что...»;
-«Перескажите текст по опорным словам»;
-«Объясните смысл предложения ....»;
-«Скажите своими словами ;
4)Распространение предложений.
Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному изложению прочитанного или творческому дополнению его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы педагога Головченко Марины Борисовны
план мероприятий на новый учебный год....
Сайт класса Пультус Ольги Борисовны
Использование Интернет – прекрасная возможность расширять информационное поле при обучении и воспитании школьников. Привлечение детей к созданию ...
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Портфолио Вахрушевой Татьяны Борисовны учителя физики
В последние годы произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и на образование в частности. Современное образование характеризует формирование рынка...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны...
Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)
Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...
Портфолио учителя технологии МОУ "Медведицкая СОШ" Литвиненко Ларисы Борисовны
Приоритетным направлением своей педагогической деятельности считаюсоздание условий для развития деятельностных способностей,формирования у обучающихся готовности к самоопределению исамореализации, раз...