Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из форм организации внеурочной деятельности по русскому языку"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. С целью разностороннего развития личности была введена внеурочная деятельность, которая реализуется в разных направлениях. Сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся.
В связи с внедрением новых информационных технологий, существенно изменился подход к такой форме, как экскурсия, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karkaeva_virtualnaya_ekskursiya.docx | 752.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации внеурочной деятельности.
1.Автор: Карькаева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 г.Балашова Саратовской области.
- Телефон: 89198212447
- e-mail: karckaewa@yandex.ru
- Номинация: сценарий внеурочного мероприятия.
Аннотация
Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. С целью разностороннего развития личности была введена внеурочная деятельность, которая реализуется в разных направлениях. Сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся.
В связи с внедрением новых информационных технологий, существенно изменился подход к такой форме, как экскурсия, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт.
Введение.
Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
- литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
- литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
- историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
- обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы. В вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание обучающихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Школьники не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии обучающиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой преподаватель совместно с обучающимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки обучающихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.
Методы и материалы.
Подготовка экскурсии «Край лермонтовского детства» осуществляется по следующему плану: сначала Аудиогид http://tarhany.ru/museum/virtualnaja_jekskursija
рассказывает обучающимся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, затем учитель предлагает дополнить информацию Аудиогида своими личными впечатлениями, после очного посещения имения в 2017 году и делает вывод: «В туристический уголок невозможно не влюбиться. Он прекрасен в любое время года. Территория является чистой, облагороженной. Приезжие встречаются с особой теплотой, а вокруг царит умиротворенная атмосфера. Пожалуй, это идеальное место для тех, кто мечтает о тишине и гармонии с природой».
На основе этих впечатлений о музее-заповеднике «Тарханы», учителем была создана презентация «А душу можно ль рассказать?» http://www.myshared.ru/slide/1031386/. Дети смотрят презентацию, обсуждают её, но уже более наглядно всё представляют. Учитель комментирует слайды презентации, подробно останавливается на информации, которая незнакома учащимся: сцены бала, язык веера, участие в котильонах, полонезах, кадрилях самих экскурсантов, игра в фанты в и др. Внимание обращается на следующее: в наше время Тарханы-одно из немногих мест, где проводятся настоящие балы по определённой схеме и по заранее подготовленному сценарию с точным перечнем исполняемых зажигательных танцев того времени.
Задания по проведённой экскурсии могут разными, в зависимости от цели.
Таким образом, мы дополнили биографию Лермонтова видами тех мест, которые связаны с жизнью и судьбой великого поэта; заочно посетили Государственный музей – заповедник «Тарханы» в селе Лермонтово; познакомились с обширной экспозицией, рассказывающей о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Делаем вывод: мы познакомились не только с биографией М.Лермонтова, но и увидели необычность судьбы этого человека с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к неизведанному.
Заключение.
Тарханы – небольшой и удивительный по красоте музей-заповедник, расположенный в Пензенской области. Здесь непременно есть что посмотреть. Каждая улица, дом пропитаны духом русской истории. Это место тесно переплетается с творчеством великого русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Здесь прошло его детство.
Результат.
Посетив такую экскурсию, учащиеся углубляют знания, полученные на уроках литературы, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности. Подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов: диагностический, подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический.
Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для учащихся (групп учащихся) разрабатывается «индивидуальный маршрут» деятельности: объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы»).
Применение как реальных, так и виртуальных экскурсий на уроках литературы и во внеурочной деятельности делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным. Вывод: виртуальные экскурсии являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий.
Заключение.
Тарханы – небольшой и удивительный по красоте музей-заповедник, расположенный в Пензенской области. Здесь непременно есть что посмотреть. Каждая улица, дом пропитаны духом русской истории. Это место тесно переплетается с творчеством великого русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Здесь прошло его детство.
Список библиографии:
1.Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.
2.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
3.Носов, Н.А. Виртуальная психология [Текст] / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 С. Внеурочная (предметная) деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Театр, как одна из форм организации внеурочной деятельности детей
В российскую школу пришел новый образовательный стандарт. Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Эт...
Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...
Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования
Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...
Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...
Многообразие форм организации внеурочной деятельности по английскому языку
В статье представлен перечень используемых форм работы в нашей гимназии....