программа кружка "Изостудия", "Умелые Ручки"
рабочая программа на тему
Ведущие темы программы
1. Рисование с натуры – способствует художественному освоению реального мира. Учит анализировать и передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.
2. Работа по наблюдению и по памяти – формирует мировоззрение детей, зрительную память, помогает увидеть значительное в обычном, выделить характерное.
3. Тематическая композиция – умение удержать в памяти и передать особое впечатление, дать яркую характеристику объекту, персонажу, событию; поиск изобразительных форм, изобразительных форм и выразительных средств.
Основные цели Целевые установки направлены на развитие ребенка в целом, а также развитие определенных способностей: воспитывать интерес к искусству, расширять представление об окружающем мире.
Содержание занятий:
- рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (в профиль);
- передача в рисунках формы, очертаний, цвета изображаемых предметов доступными детям средствами;
.Декоративно-прикладное творчество, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития людей, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izostudiya.doc | 124 КБ |
umelye_ruchki.doc | 120 КБ |
pravilnoe_pitanie_1-4kl.doc | 161 КБ |
hochu_vsyo_znat.docx | 53.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Васинская средняя муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ Васинская СОШ Протокол № 1 от «_31_» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Васинская СОШ __________ Т.В. Козлова Приказ № 85 от «31» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Изостудия»
(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС ООО)
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов
Срок реализации - 1 год
Составила
руководитель кружка
Охлупина Лариса Ивановна
(учитель изобразительного искусства)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Программа кружка «Изостудия» имеет художественно-эстетическую направленность. В основе курса лежит программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и учитывает методические рекомендации в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры.
Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство, в скульптуре - искусство пластики.
Изобразительное творчество во внеурочной деятельности находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству. Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для внеурочной деятельности в целом.
Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.
Главным в данной программе является изобразительное искусство, которое тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение, история, география и др.).
Программа базируется на следующих принципах организации образовательной деятельности: доступности, систематичности и последовательности, преемственности, научности, наглядности, связи теории с практикой.
Руководитель оставляет себе право распределять учебные часы - заниматься как со всей группой, частью группы, так и индивидуально.
Цель: обучение учащихся основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие:
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
Сроки реализации программы
Данная рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 5-8 классов – 1 час в неделю, 35 часов в год.
Формы занятий:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Формы и виды контроля:
-беседы;
-просмотр и анализ творческих работ;
-мини-выставки;
-тематические выставки;
-участие в выставках, конкурсах детского творчества.
Планируемые результаты изучаемого курса дополнительной образовательной программы
личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- появится возможность и способность к реализации своего творческого потенциала;
- смогут реализовывать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве на практике.
в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации.
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
в предметном направлении -
- умение работать с различным художественным материалом (гуашь, акварель, карандаш, фломастер и т.д.);
- освоение основ трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; художественное конструирование; украшение.
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства.
Ученик научится:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Ученик получит возможность научиться:
- развитие фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- будут сформированы основы художественной культуры;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего (час) | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Отработка навыков работы акварельными и гуашевыми красками. | 9 | 3 | 6 |
2 | Знакомство и работа в технике лепка из скульптурного пластилина. | 10 | 3 | 7 |
3 | Отработка различных техник работы акварельными красками. | 4 | 1 | 3 |
4 | Знакомство и работа в технике лепка из глины. | 4 | 1 | 3 |
5 | Отработка различных техник работы в цвете. | 8 | 2 | 6 |
Всего 35 часов |
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы
Отработка навыков работы акварельными и гуашевыми красками.
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии.
Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Тестовый рисунок. Графика
Тестовый рисунок. Цвет
Знакомство с различными техниками работы акварельными и гуашевыми красками. Отработка навыков работы на практике.
Грамотное оформление рисунков для выставки.
Знакомство и работа в технике лепка из скульптурного пластилина.
Изучение различных техник работы со скульптурным пластилином. Знакомство с его свойствами (застывание, затвердевание и т.д.).
Творческая роспись готовых изделий при помощи гуашевых красок. Подготовка изделий к выставке.
Отработка различных техник работы акварельными красками.
При работе акварельными красками использование губки вместо кисти. Знакомство с техникой акварели.- «Гризайль» (черно-белое изображение) Отработка данной техники на практике.
Знакомство и работа в технике лепка из глины.
Знакомство со свойствами глины. Изготовление поделок и их роспись. Подготовка изделий к выставке.
Отработка различных техник работы в цвете.
Использование и закрепление при работе над композицией в цвете различных приемов работы акварельными и гуашевыми красками, изученных с начала учебного года. Оформление итоговой выставки.
Перспективное календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание | |
план | факт | ||||
Отработка навыков работы акварельными и гуашевыми красками. | |||||
1 | Вводное занятие. Реклама кружка. | 1 | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Техника акварель «по-сырому» «Осень» | 1 | |||
3 | Техника акварель «по-сырому» «Осенний букет» | 1 | Коллективная работа | ||
4 | Линейный рисунок узора в круге из стилизованных растений. | 1 | |||
5 | Работа в цвете гуашью над узором из стилизованных растений. | 1 | |||
6 | Линейный рисунок «Любимый уголок природы» | 1 | |||
7 | Работа в цвете акварелью над рисунком «Любимый уголок природы | 1 | Индивидуальная работа | ||
8 | Рисунок Девушка-осень. (женский портрет) | 1 | |||
9 | Изготовление паспарту для рисунков и оформление в рамку. | 1 | |||
Знакомство и работа в технике лепка из скульптурного пластилина. | |||||
10 | Знакомство с техникой - лепка из скульптурного пластилина. Эскизы. | 1 | Индивидуальная работа | ||
11 | Лепка из пластики по теме «Ваза» (техника вытягивание) | 1 | |||
12 | Лепка из пластики по теме «Цветы» (вылепливание деталей) | 1 | |||
13 | Роспись изделия из пластики гуашью. | 1 | |||
14 | Выполнение эскизов карандашом по теме «Новогодние игрушки» | 1 | |||
15 | Лепка из пластики «Новогодние игрушки» (использование стеков) | 1 | Индивидуальная работа | ||
16 |
| Роспись изделия из пластики гуашью | 1 | ||
17 | Эскиз «Дымковская игрушка» | 1 | |||
18 | Лепка из пластики дымковской игрушки. | 1 | |||
19 | Роспись дымковской игрушки гуашью. | 1 | |||
Отработка различных техник работы акварельными красками. | |||||
20 | Композиция «Зимний пейзаж» (работа в цвете черной акварелью) | 1 | Индивидуальная работа | ||
21 | Композиция «Богатыри Земли Русской» (эскиз) | 1 | |||
22 | Работа над композицией акварельными красками и губкой. | 1 | |||
23 | Работа акварелью в технике «по - сырому» по теме «Следы на снегу» | 1 | |||
Знакомство и работа в технике лепка из глины. | |||||
24 | Знакомство с техникой – лепка из глины. Эскизы. | 1 | Индивидуальная работа | ||
25 | Лепка композиции по теме «В мире животных»- черепаха. | 1 | |||
26 | Лепка композиции по теме «В мире животных»- оформление на основу. | 1 | |||
27 | Роспись изделия из глины. | 1 | |||
Отработка различных техник работы в цвете. | |||||
28 | Весенний натюрморт с натуры | 1 | Индивидуальная работа | ||
29 | Продолжение работы над натюрмортом в цвете (акварель) | 1 | |||
30 | Натюрморт с натуры «Цветы в вазе». (пастель) | 1 | |||
31 | Натюрморт с натуры «Цветы в вазе». (пастель) | 1 | |||
32 | Композиция «День Победы».(эскиз) | 1 | |||
33 | Работа над композицией в цвете. (акварель, гуашь) | 1 | |||
34 | Подготовка к итоговой выставке работ за год. Коллаж из работ. | 1 | |||
35 | Резервное время | 1 | |||
Итого: | 35 часов | ||||
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература:
Для учителя:
1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1979. – Вып. 2. – 334с.
3. Анатомия взаимопонимания / М. А. Абалакина. — М., 1989.
4. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. Авдеев. — М., 1992.
5. Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 1929.
6. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 1961.
7. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1975.
8. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве Искусство в школе. — 1993. — № 3.
Для учащихся:
1. Белюстина, О. - Ромадин. Пейзажи. М.: Советская Россия, 1975. -120с.
2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1985.
3.Жигалова С.К. Народная живопись. – М.: Просвещение, 1984.
4.Журнал "Юный художник"
5.Живопись народов СССР, - М.: Советский художник, 1977. – 216с.
Информационно-коммуникативные средства:
CD «Фантастические клипарты».
Интернет ресурсы:
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISKUSSTVO_IZOBRAZITELNOE.html
Онлайн-энциклопедия «Кругосвет» 2011год.
http://www.lookmi.ru/ «Учимся рисовать поэтапно».
http://www.mogut-vse.ru/k1.htm Курс №1 "Учимся видеть и рисовать, как Художник!"
Материально-техническое обеспечение программы
- компьютер;
- альбомы для рисования, листы формат А3, папки для бумаги;
- пастель, фломастеры, карандаши простые, карандаши цветные, палитра;
- ножницы, точилки; - гуашь, акварель, глина, скульптурный пластилин.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васинская СОШ
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ Васинская СОШ Протокол № 1 от «_31_» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Васинская СОШ __________ Т.В. Козлова Приказ № 85 от «31» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Умелые ручки»
(художественно-эстетическое направление)
Разработал: учитель технологии
Охлупина Лариса Ивановна
.
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
)
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной, по форме организации — кружковой, по времени реализации — годичной,
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 14 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года., Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школ
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Срок реализации программы – 1 год.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня), продолжительность которых составляет 45 минут.
Программа рассчитана на детей 7 – 13 лет. Объём программы - 34 часа
Методы и формы обучения.
Формы организации : групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:
наглядные;
словесные;
практические;
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
Приемы: беседа, рассказ учителя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
Инструментарий для оценивания результата.
Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера. Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания. Систематичность, личностно - ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога .
Содержание программы
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся ФГОС |
Вводный урок | 1 | Знакомство с техникой безопасности, вспомнить материалы и инструменты для работы | |
Работа природным материалом | 4 часа | Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы. Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану. Коммуникативные: работа в паре. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников. | |
Работа с бумагой и картоном. | 8 часов. | Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду . | |
Работа с пластилином | 9 часов | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности. | |
Работа с тканью | 3 часа | Познавательные: формировать умения рассматривать, сравнивать, обобщать, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Личностные: знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей | |
Работа с бросовым материалом | 4 часа | Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | |
Работа с бумагой | 6 часов | Познавательные: Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффек-тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Личностные: формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая | |
1 | Вводная беседа | 1 | |||
Работа с природным материалом | |||||
2 | Аппликация из листьев «Зайчик» | 1 | |||
3 | Аппликация из листьев «Цветок» | 1 | |||
4 | Работа с ореховой скорлупой «Рыбка» | 1 | |||
Работа с бумагой и картоном. | |||||
5 | Гафрированные изделия «Веер» | 1 | |||
6 | Выпуклая аппликация «Цветок» | 1 | |||
7 | «Одуванчик» аппликация | 1 | |||
8 | Подвесная игрушка «Утёнок» (иметь конверт) | 1 | |||
9 | Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь». | 1 | |||
10 | Работа по шаблонам. Грибная поляна. | 1 | |||
11 | Зайцы на поляне. | 1 | |||
12 | Аппликация «Русская матрешка» | 1 | |||
Работа с пластилином | |||||
13 | История лепки | 1 | |||
14 | Аппликация на картоне | 1 | |||
15 | Лепка простых овощей и фруктов. | 1 | |||
16 | Лепим чайник | 1 | |||
17 | Посуда из пластилиновых жгутов | 1 | |||
18 | Лепка сказочных персонажей «Чебурашка» | 1 | |||
19 | Карандашница (крупа) | 1 | |||
20 | Лепка по замыслу детей | 1 | |||
21 | Лепка по замыслу детей | 1 | |||
Работа с тканью | |||||
22 | Сервировочная салфетка | 1 | |||
23 | Аппликация из ткани | 1 | |||
24 | Чебурашка. Вата, ткань, картон. | 1 | |||
Работа с бросовым материалом | |||||
25 | Работа с потолочными плитами «Снеговик» | 1 | |||
26 | Новогодняя ёлка. Изделие из музыкальных дисков. | 1 | |||
27 | Аппликация из пуговиц. | 1 | |||
28 | Конструирование из спичечных коробков | 1 | |||
Работа с бумагой и картоном | |||||
29 | Поздравительная открытка | 1 | |||
30 | Поздравляем с праздником.Открытка | 1 | |||
31 | Изготовление кукол | 1 | |||
32 33 | Коллективная аппликация | 2 | |||
34 | Пальчиковые куклы. | 1 | |||
35 | Изготовление оригами | 1 | |||
36 | Сюжетная композиция аппликации «Аквариум» | 1 | |||
Предполагаемая результативность курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Сайт http://stranamasterov.ru/
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васинская СОШ
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ Васинская СОШ Протокол № 1 от «_31_» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Васинская СОШ __________ Т.В. Козлова Приказ № 85 от «31» августа 2018г. |
Кружок внеурочной деятельности
«Школа правильного питания»
1-4 класс - 34 часа (1час в неделю)
Составила
руководитель кружка
Охлупина Лариса Ивановна
(учитель изобразительного искусства
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа правильного питания» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации.
Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких. Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Программа «Школа правильного питания» представляет собой систему учебных модулей со здоровье сберегающей направленностью, разработанную для детей. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме кружка.
Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст – фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста.
На первом этапе обучения (I модуль) обучающиеся знакомятся с полезными продуктами питания, основными правилами гигиены питания, а при изучении следующих модулей формируется умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Цель программы - воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья; формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи:
- развивать представления о правильном питании;
- формировать полезные навыки и привычки;
- формировать ответственное отношение к своему здоровью;
- формировать представления о народных традициях, связанных с питанием;
- просвещать родителей в вопросах рационального питания для детей.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует миссии, целям и особенностям МБОУ Васинской СОШ.
Содержание программы
Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:
- Поговорим о продуктах.
- Давайте узнаем о продуктах. Витамины.
- Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания.
- Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарах волшебниках.
Принципы построения программы:
- возрастная адекватность;
- научная обоснованность;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации;
- модульность структуры;
- вовлечение в реализацию тем программы родителей, обучающихся;
- культурологическая сообразность;
- социально – экономическая адекватность.
Срок реализации программы: программа рассчитана на год. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов – 34 занятия в год (1 занятие в неделю).
Формы и методы реализации программы:
- рассматривание рисунков, фотографий;
- свободное и тематическое рисование;
- моделирование и анализ ситуаций;
- рассказы, беседы, анкетирование;
- сюжетно – ролевые игры;
- чтение по ролям;
- рассказ по картинкам;
- игры по правилам – конкурсы, викторины;
- мини – проекты;
- совместная работа.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Требование к результатам
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня;
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Условия реализации программы.
В кружке занимаются обучающиеся 9-10 летнего возраста. Планируемое количество обучающихся в кружке 15-20 человек. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия проводятся 1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данную программу обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком соблюдения режима дня, умением самостоятельно, правильно выбирать в рацион полезные продукты. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.
Тематическое планирование занятий кружка
«Школа правильного питания»
1- 4 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Поговорим о продуктах. Общие сведения о питании и приготовлении пищи. | 7 ч. | |
Вводное занятие. | 1 ч. | |
Что нужно есть в разное время года. Осенние витамины. Как сохранить здоровье после лета? | 1 ч. | |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Беседа по теме. Игра. | 1 ч. | |
Где и как готовят пищу. Видеоматериал. | 1 ч. | |
Как правильно составить свой рацион питания. Практическая работа «Составление меню на неделю». | 1 ч. | |
Молоко и молочные продукты. Видеоматериал. | 1 ч. | |
Еда и музыка. Какая музыка улучшает пищеварение? | 1 ч. | |
Давайте узнаем о продуктах. Витамины. | 11 ч. | |
«Путешествие зернышка». Блюда из зерна. Видеоматериал. | 1 ч. | |
Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | 1 ч. | |
Удивительные превращения пирожка. Видеоматериал. | 1 ч. | |
Сахар – друг или враг? | 1 ч. | |
Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Дидактическая игра «Доскажи пословицу». | 1 ч. | |
Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? | 1 ч. | |
Витаминный ералаш. Конкурс. | 1 ч. | |
Дары моря. | 1 ч. | |
Правильное питание. Конкурс «Найди ошибку». | 1 ч. | |
Вкусные старты. Викторина. Соревнования. | 1 ч. | |
Путешествие в Овощную страну. Творческий проект. | 1 ч. | |
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. | 7 ч. | |
Режим питания. Ведение дневника. | 1 ч. | |
Как правильно накрыть стол в ожидании гостей. Ролевая игра. Практическая работа «Сервировка стола». | 1 ч. | |
Как правильно вести себя за столом. Этикет. | 1 ч. | |
День рождения синьора Помидора. Готовим праздничные блюда. | 1 ч. | |
Вредные и полезные привычки в питании. | 1 ч. | |
Как правильно есть дичь или рыбу? Сервировка стола. | 1 ч. | |
«Весёлые вечеринки». Ситуационная игра. | 1 ч. | |
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках. | 8 ч. | |
Русское чаепитие. В чем разница чая из чайника и самовара? | 1 ч. | |
Деревенские посиделки. «Поговорим на завалинке». | 1 ч. | |
1 ч. | ||
Масленица. Время есть блины. | 1 ч. | |
Хороши калачи из царской печи. Стол для царя. | 1 ч. | |
Кулинарное путешествие по России. Традиционные блюда народов России. | 1 ч. | |
1 ч. | ||
Первые блюда на любое время года. | 1 ч. | |
Итоговое занятие. | 1 ч. |
Календарно - тематическое планирование занятий кружка
«Школа правильного питания»
1-4 класс
34 занятия (1 занятие в неделю)
|
|
деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме |
| Скорректированные сроки прохождения |
1 четверть | ||||
Поговорим о продуктах Общие сведения о питании и приготовлении пищи | ||||
Вводное занятие. Беседа. Просмотр фильма о правильном питании.
| Учиться строить беседу. Уметь называть полезные продукты. Использовать фантазию и воображение при проведении беседы. |
| ||
Что нужно есть в разное время года. Осенние витамины. Как сохранить здоровье после лета? | Знать о пользе овощей; Уметь готовить витаминные салаты Знать о традициях своего народа; Знать о пользе овощей и фруктов. |
| ||
Как правильно питаться, если занимаешься спортом Беседа по теме. Игра. | Уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; Знать о роли питания и физической активности для здоровья человека. |
| ||
Где и как готовят пищу. Видеоматериал. | Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены. Характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека; |
| ||
Как правильно составить свой рацион питания. «Составление меню на неделю». | Уметь правильно составлять свой рацион питания. Знать какие продукты входят в рацион. |
| ||
Молоко и молочные продукты. Видеоматериал. | Уметь высказывать своё предположение (версию). Знать о пользе молока и молочных продуктах |
| ||
Еда и музыка. Какая музыка улучшает пищеварение? | Участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем. Проявлять интерес к изучаемому предмету |
| ||
Давайте узнаем о продуктах Витамины | ||||
«Путешествие зернышка». Блюда из зерна. Видеоматериал. | Знать о пользе продуктов, получаемых из зерна. Уметь планировать процесс варки. Развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона | |||
Из чего делают хлеб? Какой бывает хлеб? | Знать о ежедневном рационе питания школьника. Принимать и сохранять полученный материал и активно включаться в деятельность |
| ||
2 четверть | ||||
Сахар – друг или враг? Беседа о производстве молока. Игра. | Знать о пользе сахара и соли. Работать по предложенному учителем плану. |
| ||
Удивительные превращения пирожка.
| Знать типовой режим питания школьника и уметь его соблюдать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; Знать о компонентах ежедневного меню и различных вариантах завтрака. |
| ||
Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Дидактическая игра «Доскажи пословицу» |
| |||
Кашу маслом не испортишь как появилась каша на земле? |
| |||
Витаминный ералаш Конкурс. Презентация. | Знать о пользе витаминов и их значении для организма человека. Принимать и сохранять полученный материал и активно включаться в учебную деятельность на занятии кружка. |
| ||
Дары моря. Исследование. Опыт. | Знать о пользе морепродуктов для улучшения здоровья детского организма |
| ||
Правильное питание.
| Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Обобщить (осознать и формулировать) то новое, что получилось |
| ||
3 четверть | ||||
Вкусные старты. Викторина. Соревнования.
| Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; |
| ||
Путешествие в Овощную страну. Беседа, загадки, кроссворд. | Знать о пользе овощей; Уметь готовить витаминные салаты |
| ||
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. | ||||
Режим питания. Творческая работа. Ведение дневника «Режим питания на неделю»
| Научить планировать свой день с учётом необходимости регулярного питания. Уметь выполнять эти правила в повседневной жизни; Анализировать собственные действия по режиму питания; |
| ||
Как правильно накрыть стол в ожидании гостей. Практическая работа «Сервировка стола». | Знать правила сортировки стола. Уметь накрывать стол Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; | |||
Как правильно вести себя за столом. Этикет. | Знать и уметь применять правила поведения за столом Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; |
| ||
День рождения синьора Помидора. Готовим праздничные блюда. | Уметь найти нужную информацию Пересказывать небольшие тексты, называть их тему; |
| ||
Вредные и полезные привычки в питании.
| Знать о значение полезного питания для жизни человека. Уметь различать полезные и вредные привычки для здоровья человека. |
| ||
Как правильно есть дичь или рыбу? Сервировка стола. | Знать, как правильно и безопасно готовить курицу и котлеты. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
| ||
«Весёлые вечеринки» Ситуационная игра. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
| ||
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках. | ||||
Как правильно есть дичь или рыбу? Сервировка стола. | Знать о традициях своего края, о приготовлении некоторых национальных блюд. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
| ||
4 четверть | ||||
Деревенские посиделки. Конкурс. Рисунки.
| Знать о традициях своего народа; Уметь искать информацию Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; |
| ||
Масленица. Время есть блины. Праздник. Дегустация.
| Выявлять особенности питания на Руси Обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности | |||
Хороши калачи из царской печи. Стол для царя. | Знать о традициях и обычаях питания в разных страна, об истории и культуре питания на Руси и разных народов. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
| ||
Кулинарное путешествие по России. 2ч Конкурс презентаций.
| Знать о традициях своего края, о приготовлении некоторых национальных блюд. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; | |||
Первые блюда на любое время года. | Знать основные законы здорового питания Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие кружка. | |||
Итоговое занятие. |
ЛИТЕРАТУРА:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2008г.
- Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.
- Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника? / Начальная школа, 2007. - № 2
- Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.
- Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей. / Начальная школа, 2007. - № 9
- Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2006
Предварительный просмотр:
Муиципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васинская СОШ
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ Васинская СОШ Протокол № 1 от «_31_» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Васинская СОШ __________ Т.В. Козлова Приказ № 85 от «31» августа 2018г. |
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
КРУЖОК
«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Автор-составитель:
Учитель изо и технологиии: Охлупина Лариса Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Рабочая программа «Хочу все знать!» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А., учителя начальных классов МОУ СОШ №160 г. Тайги.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамкахобщеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В втором классе 34 часа (1 час в неделю). Программа второго класса класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «СОШ №7»
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. У обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» слабо развиты память, концентрация внимания, наблюдательность, воображение, низкий уровень общего кругозора.
Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры вожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает средняя образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 7». Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу второго года обучения школьники должны знать и уметь:
Транспорт Обучающиеся должны знать: Основные виды транспорта, их появление. Профессии сопровождающие работу транспорта. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила поведения в общественном транспорте, применять их на практике. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях, планировать свои действия. | |
Полезные изобретения Обучающиеся должны знать: Роль современных изобретений в жизни человека и общества, их предназначение Обучающиеся должны уметь: Пользоваться предметами современной жизни. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия. |
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1год обучения: опросные листы, тесты, беседконкурсы, выставки
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: 1 год обучения учитель (или родители), а во 2 классе, когда дети научатся писать, им предлагаются Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
2. Учебно-тематический план
1год обучения 34 час (1 час в неделю)
22 Заключительное занятие
4. Содержание программы
1 год обучения 34 часа (1раз в неделю)
5. Методическое обеспечение программы «Хочу все знать»
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.
6. Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
- Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
- Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
- Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
- Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
- Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
- Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
7. Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка Умелые ручки
Программа кружка "Умелые ручки" рассчитана на детей в возрасте от 7 лет Срок реализации программы 1 год. На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением...
Рабочая программа кружка «Умелые ручки".
Здесь вы сможете найти примернре планирование кружка "Умелые ручки " для учеников 1-4 классов....
Программа кружка "Умелые ручки"
Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся первого класса. Пояснительная записка, тематическое планирование, цели и задачи....
Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся 1-5 классов.
Программа кружковой работы по ФГОС ООО внеурочная деятельность учащихся 1-5 классов....
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
Программа кружковой работы "Умелые ручки" направлена на развитие творческих способностей учащихся, расширению кругозора, индивидуальности. Программа расчитана для учащихся 5-6 классов, планирован...
Программа кружка "Умелые ручки" по декоративно-прикладному искусству
Два мира есть у человека,Один - который нас творил,Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил....
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»
Рабочая программа занятий «Умелые ручки» рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет, на 1 год, на 28 занятий, продолжительность занятия 30 минут...