Программа кружка "Умелые ручки" по декоративно-прикладному искусству
рабочая программа по теме
Два мира есть у человека,
Один - который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Умелые ручки»
по декоративно-прикладному
искусству
Педагог дополнительного образования
Головачева Вероника Анатольевна
МОУ школа № 567
срок реализации 3 года
С-Пб
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Умелые ручки» направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.
Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, природным материалом, гофрированной бумагой, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси и в других странах мира.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.
Уровень усвоения программы общекультурный.
Новизна программы
Образовательная программа «Умелые ручки» предполагает использование на занятиях образовательных сайтов при знакомстве учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества. Коллектив объединения «Умелые ручки» организует и проводит совместно с фольклорным коллективом творческие посиделки.
Актуальность
Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе воспитания декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России и народов мира. Воспитанники получают дополнительные знания по изучаемым в школе предметам (истории, экологии, черчению, развитию речи и др.) и имеют творческие связи с другими объединениями, изучающими декоративно – прикладное творчество.
Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.
Цель программы:
Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно -прикладным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с историей и современными
направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - научить детей владеть различными техниками работы
с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучить технологиям разных видов рукоделия: торцевание, бисероплетение.
- формировать умение самостоятельно решать
познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие:
- создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
- развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание; - развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
• формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- воспитывать уважение к народным культурным ценностям.
Педагогическая целесообразность
Образовательная программа направлена на развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики пальцев рук и определенных конструкторских навыков.
Чередование занятий разных видов творческой деятельности дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Условия реализации:
Программа предназначена для учащихся от 6-10 лет
Сроки реализации программы – 3 года.
Набор учащихся осуществляется на добровольной основе без учета степени подготовленности и наличия способностей к изобразительному искусству.
Режим занятий
1 года обучения – 4 часа в неделю, год – 144 часа.
2 года обучения – 4 часа в неделю, год – 144 часа.
3 года обучения - 4 часа в неделю, год – 144 часа.
Формы организации занятий:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
Формы проведения занятий:
- комбинированное занятие;
- беседа;
- наглядно-демонстрационное занятие;
- конкурс;
- соревнование;
- практическая работа, связанная с выполнением аппликаций, поделок;
Методы обучения:
Словесные:
- рассказ;
- беседы;
- обсуждения;
Наглядные:
- показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций;
- демонстрация гербариев;
- показ готовых работ;
Практические:
- практические работы;
- создание мини докладов и презентаций.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- работы детей;
- выставки работ;
- викторины, праздники;
- участие в школьных, районных и городских конкурсах;
- итоговая выставка.
Формы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, праздники, мастер-классы. Показателями эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.
Ожидаемые результаты обучения по программе.
К концу первого года обучения ребенок должен знать:
- назначение инструментов и материалов и правила работы с ними;
- терминологию в области декоративно – прикладного искусства;
- технологию заготовки природного материала;
- технологию обработки природного материала, строения материала;
- технологию подетального способа изготовления изделий;
- порядок изготовления аппликаций из засушенных листьев;
- порядок изготовления поделок из природного материала;
- порядок изготовления аппликаций из бумаги;
- историю возникновения ремёсел;
- технику бисероплетения «навстречу, параллельное низание»
- порядок изготовления плоских фигурок из бисера;
должен уметь:
- работать с инструментами и приспособлениями;
- заготавливать и обрабатывать природный материал;
- изготавливать плоские композиции из природного материала;
- изготавливать поделки из природного материала;
- подбирать фон;
- выполнять аппликацию, используя шаблоны;
- плести из бисера простейшие поделки;
- работать подетальным способом;
- изготавливать сувениры.
К концу второго года обучения ребенок должен знать:
- правила ТБ на рабочем месте и с инструментами;
- материалы, приспособления, оборудование;
- технологию заготовки цветов и насекомых;
- технологию изготовления полуобъемных композиций из природного материала;
- создавать несложные поделки из природного материала;
- технологию изготовления полуобъемных композиций из бумаги;
- народные традиции;
- технику бисероплетения «полотном, крестом, низание петлями»;
- порядок изготовления объемных фигурок из бисера;
должен уметь:
- работать с материалами, приспособлениями, оборудованием;
- заготавливать цветы и насекомых;
- изготавливать полуобъемные аппликации из природного материала;
- изготавливать более сложные поделки из природного материала;
- изготавливать полуобъемные композиции из бумаги;
- плести из бисера объемные поделки с использованием в работе нетрадиционные материалы (кольца, бусины, ракушки и др.)
- изготавливать сувениры.
К концу третьего года обучения ребенок должен знать:
- современные направления и традиции декоративно-прикладного искусства;
- технологию изготовления гербария;
- технологию изготовления объемных композиций из природного материала;
- технологию изготовления объемных композиций из бумаги;
- технику бисероплетения «французского плетения»;
- порядок изготовления бансаев;
должен уметь:
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- правильно, поэтапно оформить гербарий;
- изготавливать объемные композиции из природного материала;
- создавать сложные поделки из природного материала;
- изготавливать объемные композиции из бумаги;
- плести из бисера поделки используя французскую технику плетения;
- изготавливать сувениры.
Учебно-тематический план (1 год)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | Индивидуальные занятия | Всего часов |
1. | Природный мат-л Вводное занятие. ТБ. | 2 | - | - | 2 |
2. | Составление аппликации «Осенний букет» | 2 | 8 | 2 | 12 |
3. | Технология заготовки природного материала | 2 | 6 | - | 8 |
4. | Сбор природного материала | 1 | 7 | - | 8 |
5. | Изготовление картин | 1 | 8 | 2 | 11 |
6. | Поделки «Лесовички» | 1 | 6 | 2 | 9 |
7. | Поделка «Дом для зайчонка» | 1 | 7 | 2 | 10 |
8. | Торцевание Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | - | 2 |
9. | Торцевание «Фрукты» | 2 | 6 | 1 | 9 |
10. | Торцевание «Грибочки на тарелочке» | 2 | 3 | 1 | 6 |
11. | Торцевание «Цветик семицветик» | 2 | 3 | 1 | 6 |
12. | Торцевание «Зонтик» | 2 | 3 | 1 | 6 |
13. | Торцевание «Ягоды в лукошке» | 2 | 6 | 1 | 9 |
14. | Бисероплетение. Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | - | 2 |
15. | Плетение из бисера «Цветы» | 2 | 5 | 1 | 8 |
16. | Плетение из бисера панно «Стрекозы» | 2 | 6 | 1 | 9 |
17. | Плетение из бисера «Зоопарк» | 2 | 12 | 1 | 15 |
18. | Экскурсии | 1 | 3 | - | 4 |
19. | Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления | 3 | - | 3 | 6 |
20. | Работа с родителями | 1 | - | - | 1 |
21. | Итоговое занятие | 1 | - | - | 1 |
Итого: | 34 | 91 | 19 | 144 |
Учебно-тематический план (2 год)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | Индивидуальные занятия | Всего часов |
1. | Природный мат-л Вводное занятие. ТБ. | 2 | - | - | 2 |
2. | Составление аппликаций | 1 | 2 | 1 | 4 |
3. | Технология заготовки цветов | 2 | 4 | - | 6 |
4. | Сбор природного материала | 1 | 4 | - | 5 |
5. | Изготовление панно | 2 | 8 | 2 | 12 |
6. | Поделки «Мухоморчики» | 1 | 4 | 1 | 6 |
7. | Поделка «Подворье» | 1 | 4 | 1 | 6 |
8. | Торцевание Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | - | 2 |
9. | Торцевание «Подсолнух» | 1 | 3 | - | 4 |
10. | Торцевание «Кактусенок» | 1 | 2 | 1 | 4 |
11. | Торцевание «Божья коровка» | 1 | 2 | 1 | 4 |
12. | Торцевание «Самолетики» | 1 | 2 | 1 | 4 |
13. | Торцевание «Зоопарк» | 1 | 5 | 2 | 8 |
14. | Бисероплетение. Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | 2 | |
15. | Плетение из бисера «Пауки и паутины» | 4 | 8 | 2 | 14 |
16. | Плетение из бисера браслетов | 2 | 6 | 2 | 10 |
17. | Плетение из бисера деревьев «Сакура» | 2 | 10 | 2 | 14 |
18. | Экскурсии | 1 | 3 | - | 4 |
19. | Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления | 3 | - | - | 3 |
20. | Подарки своими руками: -День учителя - Новый год - День влюбленных - сувенир для папы - сувенир для мамы | 1 1 1 1 1 | 3 5 5 5 5 | - - - - - | 4 6 6 6 6 |
21. | Работа с родителями | 1 | - | - | 1 |
22. | Итоговое занятие | 1 | - | - | 1 |
Итого: | 36 | 92 | 16 | 144 |
Учебно-тематический план (3 год)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | Индивидуальные занятия | Всего часов |
1. | Природный мат-л Вводное занятие. ТБ. | 2 | - | - | 2 |
2. | Составление аппликаций | 1 | 2 | 1 | 4 |
3. | Технология заготовки природного материала | 2 | 4 | - | 6 |
4. | Сбор природного материала | 1 | 4 | - | 5 |
5. | Изготовление панно | 2 | 8 | 2 | 12 |
6. | Поделки «Метелка-оберег» | 1 | 4 | 1 | 6 |
7. | Поделка «Пасека» | 1 | 4 | 1 | 6 |
8. | Торцевание Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | - | 2 |
9. | Торцевание «Космос» | 1 | 3 | - | 4 |
10. | Торцевание «Цыпленок Цып» | 1 | 2 | 1 | 4 |
11. | Торцевание «Аквариум с рыбками» | 1 | 2 | 1 | 4 |
12. | Торцевание «Ежик на поляне» | 1 | 2 | 1 | 4 |
13. | Торцевание «Чудо дерево» | 1 | 5 | 2 | 8 |
14. | Бисероплетение. Вводное занятие. ТБ. | 1 | 1 | 2 | |
15. | Плетение из бисера «Китайский фонарик» | 4 | 8 | 2 | 14 |
16. | Плетение из бисера «Сапожок с ромашками» | 2 | 6 | 2 | 10 |
17. | Плетение из бисера панно «Клематисы» | 2 | 10 | 2 | 14 |
18. | Экскурсии | 1 | 3 | - | 4 |
19. | Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, памяти, мышления | 3 | - | - | 3 |
20. | Подарки своими руками: -День учителя - Новый год - День влюбленных - сувенир для папы - сувенир для мамы | 1 1 1 1 1 | 3 5 5 5 5 | - - - - - | 4 6 6 6 6 |
21. | Работа с родителями | 1 | - | - | 1 |
22. | Итоговое занятие | 1 | - | - | 1 |
Итого: | 36 | 92 | 16 | 144 |
Содержание программы:
1-й год обучения
Природный материал:
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми и родителями, с содержанием программы, планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила организации рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.
Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Сбор природного материала.
Теория: Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.
Практика: Прогулки по лесу и парку, сбор природного материала.
Технология заготовки природного материала.
Теория: Простейший способ обработки – сушка под прессом. Тепловой способ обработки. Сушка листьев, злаков, ягод и др. природного материала. Хранение природного материала.
Практика: Засушивание листьев. Отбор шишек и желудей.
Составление аппликации «Осенний букет».
Теория: Что такое аппликация? Определение. История развития аппликации, как декоративно-прикладного искусства. Последовательность работы.
Правила наклеивания листвы.
Практика: Аппликация из природного материала.
Изготовление картин.
Теория: Знакомство с техникой изготовления картин, правильный подбор материала.
Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев.
Поделки «Лесовички».
Теория: Что можно сделать из природного материала? Природный материал, используемый при изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного материала в поделки. Разнообразие объемных поделок.
Практика: Изготовление поделки из шишек и желудей: «Лесовички»
Поделка «Дом для зайчонка».
Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы соединения частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Практика: Изготовление коллективной поделки «Дом зайчонка».
Торцевание:
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места.
Практика: Изготовление и заготовка торцовок.
«Фрукты»
Теория: Продолжать знакомить с торцеванием.
Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление декоративных картинок методом торцевания.
«Грибочки на тарелочке»
Практика: Подготовка рисунка на одноразовой тарелочке и изготовление декоративных грибочков методом торцевания.
«Цветик семицветик»
Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы и изготовление цветика семицветика.
«Зонтик»
Теория: Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы, подбор цветовой гаммы и изготовление зонтика.
«Ягоды в лукошке»
Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы и изготовление ягод.
Бисероплетение:
Вводное занятие.
Теория: История развития бисероплетенияи и “Родословная стеклянной бусинки”. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций, обучение чтения схем.
«Цветы»
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
Панно «Стрекозы»
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок по схемам.
Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка, подготовка основы и составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
«Зоопарк»
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных: параллельное, петельное, игольчатое плетение по схемам.
Практика: Подетальное выполнение фигурок животных по схеме. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
Экскурсии:
В парки и аллеи города. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод кустарников.
Развивай-ка:
Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Сравнение», «Определи формы предмета», «Рисование по точкам», «Что на что похоже?», «Поможем художнику».
Работа с родителями:
Беседы с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Анкетирование. Участие родителей с детьми в выставках и на праздниках.
Итоговое занятие:
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Содержание программы:
2-й год обучения
Природный материал:
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с работой кружка, с его программой и задачами.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Сбор природного материала.
Теория: Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.
Практика: Прогулки по лесу и парку. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод кустарников.
Технология заготовки природного материала.
Теория: Простейший способ обработки – сушка под прессом, - сушка утюгом. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практика: Сушка листьев. Сушка декоративных растений. Сушка злаков.
Сортировка природного материала и его хранение.
Составление аппликаций.
Теория: Что такое аппликация? Повторение пройденного материала за предыдущий год: определение. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Аппликация из листьев. Молодое направление в художественном искусстве – флористика. Ее значение в жизни людей. Демонстрация флористических картин. Последовательность работы. Техника выполнения.
Практика: Аппликация из листьев на свободную тему. Аппликация из семян, косточек и других природных материалов декоративные «Узоры».
Изготовление панно.
Теория: Знакомство с техникой изготовления панно, правильный подбор материала.
Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов и плодов.
Поделки «Мухоморчики».
Теория: Что можно сделать из природного материала? Природный материал, используемый при изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного материала в поделки. Разнообразие объемных поделок.
Практика: Изготовление поделки из шишек, иголок, травки, скорлупы: «Мухоморчики»
Поделка «Подворье».
Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы соединения частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Практика: Изготовление коллективной поделки «Подворье».
Торцевание:
Вводное занятие.
Теория: Повторение понятия «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места.
Практика: Изготовление и заготовка торцовок.
«Подсолнух»
Теория: Продолжать знакомить с торцеванием.
Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление подсолнуха методом торцевания с использованием боковых торцовок.
«Кактусенок»
Теория: изготовление объемной работы.
Практика: Подготовка основы из пластилина и изготовление декоративных кактусят методом торцевания.
«Божья коровка»
Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы и изготовление полуобъемной аппликации в технике торцевания на клею «Божья коровка».
«Самолетики»
Теория: Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы, подбор цветовой гаммы и изготовление самолетиков.
«Зоопарк»
Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы и изготовление животных на клею. (коллективная работа)
Бисероплетение:
Вводное занятие.
Теория: Повторение истории стеклянной бусинки. План работы с бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций, чтение схем.
«Пауки и паутины»
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.
«Плетение браслетов»
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных изделий из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: Выполнение браслетов. Оформление. Применение.
«Сакура»
Теория: Основной приём бисероплетения, используемый для изготовления деревьев из бисера: петельный. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: Выполнение отдельных элементов - веточек. Сборка изделий. Подготовка основы - ствол декоративного дерева. Составление композиции. Оформление дерева «Сакура».
Экскурсии:
В парки и аллеи города. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод кустарников, цветов, желудей и т.д.
Развивай-ка:
Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Фабрика», «Найди два одинаковых рисунка», «Рисование по точкам», «Ваза с цветами», «Поможем художнику».
Подарки своими руками:
Теория: История возникновения подарков. Праздник – что это?
Практика:
«День учителя» - изготовление осенних букетов – розы из клена.
«Новый год»- изготовление новогодних сувениров – елка и поздравительная открытка.
«День влюбленных» - изготовление валентинок.
«Сувенир для папы» - изготовление самолетика.
«Сувенир для мамы»- изготовление поздравительной открытки и конфетного букета.
Работа с родителями:
Беседы с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Анкетирование. Участие родителей с детьми в выставках, конкурсах и на праздниках.
Итоговое занятие:
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Содержание программы:
3-й год обучения
Природный материал:
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с работой кружка, с его программой и задачами.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Сбор природного материала.
Теория: Технология сбора природных материалов. Поведение в природе, техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе.
Практика: Прогулки по лесу и парку. Сбор листьев, семян, коробочек, плодов и ягод с деревьев и кустарников. Сбор злаковых культур, веток и коры.
Технология заготовки природного материала.
Теория: Технология обработки природных материалов. Различные способы сушки цветов: в песке, манке, вазе, под прессом, метод консервации растений в глицерине. Изготовление гербария и его хранения.
Практика: Сушка листьев. Сушка цветов и других природных материалов. Сушка злаков и колосков. Сортировка природного материала и его хранение.
Составление аппликаций.
Теория: Что такое аппликация? Повторение пройденного материала за предыдущий год. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная.
Практика: Аппликация из листьев, семян, цветов на свободную тему.
Изготовление панно.
Теория: Повторение техники изготовления панно, правильный подбор материала.
Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов и плодов, семян, злаковых культур, веток, коры.
Поделки «Метелка-оберег».
Теория: Что такое оберег? Какой необходимо использовать природный материал для оберега. Волшебное превращение природного материала в поделки.
Практика: Изготовление поделки «Метелка-оберег».
Поделка «Пасека».
Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы соединения частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Практика: Изготовление коллективной поделки «Пасека».
Торцевание:
Вводное занятие.
Теория: Повторение понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места.
Практика: Изготовление и заготовка торцовок и образцов.
«Космос»
Теория: Продолжать знакомить с торцеванием.
Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление космоса методом торцевания.
«Цыпленок Цып»
Теория: изготовление объемной работы.
Практика: Подготовка основы из пластилина и изготовление декоративного цыпленка цып методом торцевания.
«Аквариум с рыбками»»
Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление поделки на клею «Аквариум».
«Ёжик на поляне»
Теория: Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы и изготовление объемной поделки в технике торцевания на пластилине «Ёжик на поляне».
«Чудо дерево»
Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой.
Практика: Подготовка основы и изготовление объемной поделки в технике торцевания и использования материала шишки «Чудо дерево».
Бисероплетение:
Вводное занятие.
Теория: План работы с бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Подготовка к работе, полезные советы; пробные плетения. Знакомство со схемами,
Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций. Знакомство со схемами и чтение схем.
«Китайский фонарик»
Теория: Изучения «французской» техники плетения.
Основные приёмы этой техники, используемые для изготовления цветов из бисера: Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практика: Выполнение фонариков. Составление композиции. Оформление. Применение.
«Сапожок с ромашками»
Теория: Продолжение изучения французской техники, используемой для изготовления цветов и листьев. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: Выполнение ромашек. Оформление. Применение.
Панно «Клематисы»
Теория: Закрепление изучения французской техники. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: Выполнение отдельных элементов – лепестков, листочков. Сборка изделия. Составление композиции. Оформление панно «Клематисы».
Экскурсии:
В парки и аллеи города. Растительность парка и аллей. Сбор природного материала.
Развивай-ка:
Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Фабрика», «Найди два одинаковых рисунка», «Рисование по точкам», «Ваза с цветами», «Поможем художнику».
Подарки своими руками:
Теория: История возникновения подарков. Праздник – что это?
Практика:
«День учителя» - изготовление поздравительных открыток в технике торцевания.
«Новый год»- изготовление новогодней елки в технике бисероплетения.
«День влюбленных» - изготовление валентинок в технике торцевания.
«Сувенир для папы» - изготовление танка.
«Сувенир для мамы»- изготовление поздравительной открытки и букета для мамы.
Работа с родителями:
Беседы с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Анкетирование. Участие родителей с детьми в выставках, конкурсах и на праздниках.
Итоговое занятие:
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Методическое обеспечение:
Программа «Умелые ручки» предполагает обучение детей в течение 3 лет.
Основная задача I года обучения – введение детей в мир декоративно-прикладного искусства. Обучение их начальным приемам изготовления поделок из природного материала, аппликации и плетению из бисера, основам работы с ручными инструментами. Решение этой задачи достигается через использование различных форм, методов и средств обучения.
- Вводное занятие(начало учебного года, разделы, темы)
- Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов действий.
- Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
- Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.
- Систематизация и обобщение знаний.
- Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Образовательный процесс, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а дидактическое обеспечение образовательной программы должно обеспечивать свободный выбор модели, отвечающей возможностям и интересам.
На этом этапе используются такие формы организации образовательного процесса как работа в парах, в микрогруппах, которые наряду с решением обучающих задач, позволяет создать условия для развития навыков общения между детьми, индивидуальная работа с воспитанниками используется с целью обеспечения качества освоения ЗУН.
Содержание раздела позволяет предоставить детям право выбора изготавливаемого изделия и возможность проявить свои фантазию и индивидуальность при его оформлении, что будет способствовать развитию образного мышления воспитанников.
Задача II года обучения – расширение знаний детей о декоративно - прикладном творчестве, закрепление навыков работы с инструментами и материалами, усложнение основных приемов изготовления поделок из природного материала, аппликации, изделий из бисера и привлечение детей к самостоятельному оформлению работы. Основными методами работы педагога являются репродуктивные методы обучения с использованием частично-самостоятельной деятельности воспитанников.
Формы проведения занятий, применяемые на 2 году обучения следующие: занятия, игра, конкурс и др.. При знакомстве с новым материалом полезно использовать наглядный метод обучения, который позволяет разбор схем, рисунков, готовых образцов, демонстрация приемов работы.
Основная задача III года обучения – развитие пространственного воображения детей и творческих способностей воспитанников. Используются методы, предполагающие проявление творческой самостоятельности обучающихся как в выборе модели, так и выборе способов ее изготовления. Учет индивидуальных особенностей осуществляется через предъявления ученикам дифференцированных заданий, составленных с учетом сложности модели изделия, схем для плетения. Практическая работа составляет 75% учебного времени.
Для отслеживания уровня знаний и воспитанности ребят педагог использует методы психодиагностики:
- метод наблюдения используется для выявления индивидуальных особенностей воспитанников;
- метод тестирования используется для отслеживания качества знаний ребят;
К методам контроля относится - устный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, здесь дети выступают в качестве рецензентов, ставят вопросы, выступают с замечаниями и дополнения.
Анализируя продукты деятельности воспитанников, выявляется уровень умений и навыков, которыми овладел воспитанник за время обучения в объединении.
Техническое оснащение:
Оборудование:
- Столы и стулья;
- Раковина с водой;
- Компьютер с интерактивной доской;
Инструменты:
- Ножницы;
- Карандаши,
- Стеки;
- Зубочистки;
- Кисти;
- Клеющий пистолет;
Материалы:
- Природный материал;
- Клей ПВА;
- Пластилин;
- Картон;
- Гофрированная бумага;
- Бисер, бусины;
- Проволока, леска;
- Фурнитура для бижутерии;
- Акриловый лак на водной основе;
Литература.
- Перевертень Г.И. Поделки из шишек. – М.: Сталкер, 2005г.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: Сфера, 1999г.
- Столяров Ю.С. Уроки Творчества.- М.: Педагогика, 1981г.
- Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. - М., 2008г.
- Литке Н.А., Морозова Ю.Н. Цветные деревья из бисера. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г. (Серия «Мастер класс по бисеру» - 22 книги).
- Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г.
- Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Торцевание – Волгоград: Изд. «Учитель», 2010г.
- Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г.
- Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2009г.
- Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2011г.
- Котова И.Н. Бисер. Гармония Цветов. – С-Пб: Изд. «МиМ», 1997г.
- Лукяненко Ю.Ю. Французская техника плетения. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г.
- Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Изд. «Мир книги», 2011г.
- Мешакина Л.В. Мозайка из яичной скорлупы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011г.
Электронные образовательные ресурсы “Бисероплетение”
1. Техника параллельного плетения бисером на проволоке
http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
2. Петельная техника плетения бисером
http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/
3. Игольчатая техника плетения бисером
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera
4. Инструменты и материалы для бисероплетения
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
5. Цепочка «зигзаг»
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
6. Цепочка «змейка».
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
7. Цепочка с цветами из шести лепестков
http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
8. Низание бисера «в крестик»
http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html
9. История бисера
http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html
10. Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html
11. Использование бисера в народном костюме
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html
12. Материалы и инструменты для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html
13. Подготовка рабочего места для работы с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html
14. Полезные советы при работе с бисером
http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
Рабочая программа по дисциплине Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения ДШИ подготовительный класс
Рабочая программа...
Авторская программа творческого объединения "Декоративно-прикладное искусство"
Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня востребованным, обществу нужны творческие личности. Творческий человек будет творчески работать в любой области. В хо...
Авторская программа творческого объединения "Декоративно-прикладное искусство"
Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня востребованным, обществу нужны творческие личности. Творческий человек будет творчески работать в любой области. В хо...
Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"
Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...