Рабочая программа кружка «Умелые ручки»
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа занятий «Умелые ручки» рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет, на 1 год, на 28 занятий, продолжительность занятия 30 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 59.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ
Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с.
Дополнительная литература
Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с.
Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с.
В результате работы по программе «Юный дизайнер» обучающиеся должны знать:
- основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
- доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- работать с бумагой (бумажная пластика);
- дизайнерски оформлять готовые формы
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
В результате работы по программе «Юный дизайнер» обучающиеся должны знать:
- основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
- доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- работать с бумагой (бумажная пластика);
- дизайнерски оформлять готовые формы
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Рабочая программа занятий «Умелые ручки» составлена на основе авторской программы «Юный художник» автора Л. Жежеря, которая входит в сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А.Г. Лазарева. – Москва; Илекса; Народное образование; Ставрополь; Сервисшкола, 2002. -312с.
Рабочая программа занятий «Умелые ручки» рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет, на 1 год, на 28 занятий, продолжительность занятия 30 минут
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развитие двигательной ловкости и координации мелких движений рук.
Ожидаемые результаты:
знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
- Название основных и составных цветов.
- Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, портрет, пейзаж, натюрморт, линия, точка, пятно, орнамент, роспись, лепка.
уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, ножницами, палитрой.
- Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.
- Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.
- Владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешиванием.
- Применять различные приемы лепки.
Разделы программы
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Радужный мир | Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешивание цветов. Теплые и холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. | 15 |
2 | Чудеса из бумаги | Бумага, ее виды, свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры | 6 |
3 | Игрушки делаем сами | Знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, бумагой, природными материалами. | 7 |
Итого | 28 |
Тематическое планирование занятий «Умелые ручки»
№ | Тема | Содержание | Материалы | Дата |
1 | Радужный мир Я рисую | Рисуем по собственному замыслу | Цв. карандаши | |
2 | Цветоведение. Разноцветные шарики. | Смешивание цветов, штриховка по кругу | Цв. карандаши | |
3 | Бабочка. | Приемы работы акварелью, оттиск | Акварель | |
4 | Новогодняя елочка | Смешение красок, рисование мазками, сухой кистью, холодные и теплые цвета | Гуашь | |
5 | Новогодняя открытка. | Отработка приема «волнистые линии», штриховка, декорирование. | Цв. Карандаши, блестки | |
6 | Зимний пейзаж | Приемы работы акварелью, рисование деревьев | Акварель | |
7 | Сказочный город. | Приемы работы акварелью и восковыми мелками | Акварель, восковые мелки | |
8 | Попугайчики. | Цв. карандаши | ||
9 | Подарок маме. Разноцветный фон. | Приемы работы акварелью, отработка приема «волнистые линии», | Акварель, бумага для акварели. | |
10 | Городецкая роспись. | Особенности городецкой росписи, орнамент, красочное пятно, смешение красок, подмалевка, рисование круга, примакивание | Гуашь | |
11 | Городецкая роспись | Особенности городецкой росписи, орнамент, пятно, линия, точка, разживка | Гуашь | |
12 | Весенний пейзаж. | Приемы работы акварелью, рисуем и слушаем музыку | Акварель, бумага для акварели. | |
13 | Веселый фломастер | Свободный выбор темы для рисования, изобразительные возможности фломастеров, рисуем и слушаем музыку | Фломастеры | |
14 | Парусник. | изобразительные возможности восковых мелков | Восковые мелки | |
15 | Сирень | Приемы работы акварелью, рисование по сырой бумаге | Акварель | |
16 | Море. | Особенности рисования пластилином, декорирование | Пластилин, ракушки | |
17 | Чудеса из бумаги Листопад. | Знакомство с чудо- помощниками: ножницами, клеем. Условия безопасной работы. Отработка приема «аппликация из рваной бумаги», облака из манной крупы | Цв. бумага, клей, засушенные листья, манная крупа | |
18 | Новогодняя елочка. | Вырезание новогодних шариков из квадрата сложением в 4 раза. | Вата, фольга, цв. бумага, клей, ножницы | |
19 | Сказочный домик. | Использование декоративных материалов в аппликации | Вата, фольга, кружево клей, ножницы, картон | |
20 | Натюрморт с фруктами. | Работа по шаблону, центральная композиция. | клей, ножницы, картон, цв. бумага, ажурная салфетка, картон | |
21 | Подарок маме. | Нейтральные цвета. Вырезание лепестков из прямоугольников сложением в 8 раз | клей, ножницы, картон, белая бумага | |
22 | Цветок | Полуобъемная композиция. | клей, ножницы, картон, цв. бумага | |
23 | Игрушки делаем сами Розочка для мамы | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование. Безопасные приемы работы | Пластилин, блестки | |
24 | Дед Мороз | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование, формообразующие движения | Пластилин, блестки, вата | |
25 | Зайчик | Техника оригами, декорирование | Бумага, фломастеры, кусочек меха, клей | |
26 | Клоун | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование, формообразующие движения | Пластилин | |
27 | Павлин | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование, формообразующие движения | Пластилин | |
28 | Коробочка для подарка | Техника оригами, декорирование | Двухсторонняя цветная бумага |
Литература:
Пояснительная записка.
Рабочая программа занятий «Умелые ручки» составлена на основе авторской программы «Юный художник» автора Л. Жежеря, которая входит в сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А.Г. Лазарева. – Москва; Илекса; Народное образование; Ставрополь; Сервисшкола, 2002. -312с.
Рабочая программа занятий «Умелые ручки» рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет, на 1 год, на 28 занятий, продолжительность занятия 30 минут
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности
Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развитие двигательной ловкости и координации мелких движений рук.
Ожидаемые результаты:
знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
- Название основных и составных цветов.
- Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, портрет, пейзаж, натюрморт, линия, точка, пятно, орнамент, роспись, лепка.
уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, ножницами, палитрой.
- Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.
- Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.
- Владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешиванием.
- Применять различные приемы лепки.
Разделы программы
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Радужный мир | Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешивание цветов. Теплые и холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. | 15 |
2 | Чудеса из бумаги | Бумага, ее виды, свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры | 6 |
3 | Игрушки делаем сами | Знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, бумагой, природными материалами. | 7 |
Итого | 28 |
Тематическое планирование занятий «Умелые ручки»
№ | Тема | Содержание | Материалы | Дата |
1 | Радужный мир Я рисую | Рисуем по собственному замыслу | Цв. карандаши | |
2 | Цветоведение. Разноцветные шарики. | Смешивание цветов, штриховка по кругу | Цв. карандаши | |
3 | Бабочка. | Приемы работы акварелью, оттиск | Акварель | |
4 | Новогодняя елочка | Смешение красок, рисование мазками, сухой кистью, холодные и теплые цвета | Гуашь | |
5 | Новогодняя открытка. | Отработка приема «волнистые линии», штриховка, декорирование. | Цв. Карандаши, блестки | |
6 | Зимний пейзаж | Приемы работы акварелью, рисование деревьев | Акварель | |
7 | Сказочный город. | Приемы работы акварелью и восковыми мелками | Акварель, восковые мелки | |
8 | Попугайчики. | Цв. карандаши | ||
9 | Подарок маме. Разноцветный фон. | Приемы работы акварелью, отработка приема «волнистые линии», | Акварель, бумага для акварели. | |
10 | Городецкая роспись. | Особенности городецкой росписи, орнамент, красочное пятно, смешение красок, подмалевка, рисование круга, примакивание | Гуашь | |
11 | Городецкая роспись | Особенности городецкой росписи, орнамент, пятно, линия, точка, разживка | Гуашь | |
12 | Весенний пейзаж. | Приемы работы акварелью, рисуем и слушаем музыку | Акварель, бумага для акварели. | |
13 | Веселый фломастер | Свободный выбор темы для рисования, изобразительные возможности фломастеров, рисуем и слушаем музыку | Фломастеры | |
14 | Парусник. | изобразительные возможности восковых мелков | Восковые мелки | |
15 | Сирень | Приемы работы акварелью, рисование по сырой бумаге | Акварель | |
16 | Море. | Особенности рисования пластилином, декорирование | Пластилин, ракушки | |
17 | Чудеса из бумаги Листопад. | Знакомство с чудо- помощниками: ножницами, клеем. Условия безопасной работы. Отработка приема «аппликация из рваной бумаги», облака из манной крупы | Цв. бумага, клей, засушенные листья, манная крупа | |
18 | Новогодняя елочка. | Вырезание новогодних шариков из квадрата сложением в 4 раза. | Вата, фольга, цв. бумага, клей, ножницы | |
19 | Сказочный домик. | Использование декоративных материалов в аппликации | Вата, фольга, кружево клей, ножницы, картон | |
20 | Натюрморт с фруктами. | Работа по шаблону, центральная композиция. | клей, ножницы, картон, цв. бумага, ажурная салфетка, картон | |
21 | Подарок маме. | Нейтральные цвета. Вырезание лепестков из прямоугольников сложением в 8 раз | клей, ножницы, картон, белая бумага | |
22 | Цветок | Полуобъемная композиция. | клей, ножницы, картон, цв. бумага | |
23 | Игрушки делаем сами Розочка для мамы | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование. Безопасные приемы работы | Пластилин, блестки | |
24 | Дед Мороз | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование, формообразующие движения | Пластилин, блестки, вата | |
25 | Зайчик | Техника оригами, декорирование | Бумага, фломастеры, кусочек меха, клей | |
26 | Клоун | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование, формообразующие движения | Пластилин | |
27 | Павлин | Лепка, отработка приема -целое из частей, декорирование, формообразующие движения | Пластилин | |
28 | Коробочка для подарка | Техника оригами, декорирование | Двухсторонняя цветная бумага |
Литература:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ «ШКОЛА ЮНОГО ДИЗАЙНЕРА»
Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя ин терьеры жилых и офисных помещений, широко используют из делия из природного материала, руководствуются правилами гармонизации пространства фэн-шуй, умело сочетают цвета и добавляют элементы декора, хочется узнать больше о дизайнер ском искусстве и научиться самому создавать оригинальные композиции.
Познакомить учащихся с широким спектром работы дизайнера поможет программа дополнительного образования «Школа юного дизайнера». Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возрастов, план занятий предполагает примерно 17 ча сов. Курс состоит из нескольких модулей:
- Дизайн интерьера:
- Дизайн открытого пространства.
- Тюнинг автомобиля.
- Дизайн костюма.
- Фитодизайн.
Содержание данных разделов позволяет ознакомить уча щихся с различными направлениями работы дизайнера, с объек тами труда, с законами композиции; развить способности, по зволяющие использовать полученные знания и умения при ре шении конкретных задач.
Занятия подразумевают знакомство с основными объектами труда дизайнера: транспортом, мебелью, интерьером, организа цией открытого пространства, фитодизайном. На занятиях уча щиеся познакомятся с основными законами композиции, с зако нами цветоведения; научатся определять стиль в интерьере и выделять зоны жилого пространства; познакомятся с понятием «фэн-шуй» и научатся пользоваться нехитрыми правилами ор ганизации быта и своего пространства. Слушатели курса позна комятся с определением «тюнинг автомобиля», с областью его применения. Изучая раздел «Ландшафтный дизайн», учащиеся научатся зонировать пространство на садовом участке и оформ лять его в соответствии с назначением; попробуют создать ди зайн клумбы, подбирая цветы по таблице вегетации растений.
На занятиях по теме «Дизайн костюма» учащиеся познако мятся с основными и выразительными средствами оформления костюма, научатся определять стиль костюма, а также его пред назначение. Фитодизайн поможет разобраться в цветочном мно гообразии. Окунувшись в историю составления букета и позна комившись с правилами составления композиции из цветов, де ти научатся составлять букет из искусственных цветов.
Целями занятий являются развитие художественно-эстетического вкуса при оформлении интерьера и ландшафта, составлении композиции костюма и букета; знакомство с работой дизайнера.
Задачи данного курса:
- познакомить с основными законами композиции;
- научить пользоваться законами цветоведения;
- привить вкус в оформлении интерьера и создании костюма;
Учебно-тематический план
Кол-во часов | ||
1 | ||
1. Дизайн как средство моделирования предметной среды 2. Основы композиции 3. Стили оформления интерьера 5. Сочетание цвета в интерьере 6. Композиция интерьера жилого дома 7. Мебель и цвет в интерьере 8. Дизайн открытого пространства 9. Дизайн клумбы 11. Дизайн костюма 12. Понятие о стиле 13. Современные модные тенденции 14. Оптические иллюзии в костюме 15. Фитодизайн 16. Составление композиций из цветов 17. Итоговое занятие .Презентация и защита дизайнерских проектов | ||
Итого | 17 часов | |
Основное содержание программы (17 ч)
Дизайн как средство моделирования предметной среды (2 ч).
Этот раздел знакомит учащихся с основными понятиями дизайна и предметами, с которыми работает дизайнер. С основными законами композиции и цветоведения. Научит использовать законы композиции при создании образа. На втором занятии учащиеся выполняют зарисовку уравновешенной и динамичной композиции. Изготавливают трафарет для отделки интерьера.
Дизайн интерьера (5 ч).
Дизайн интерьера. Гармонизация пространства. Композиция интерьера жилого дома. Мебель в интерьере. Цвет в интерьере.
Этот раздел знакомит учащихся с различными стилями оформления интерьера. Изучив его, учащиеся научатся выделять зоны жилого дома, оформлять их в различных стилях,; вы полнят зарисовку интерьера одной комнаты по выбору.
Здесь же учащиеся знакомятся с основными законами составления композиции интерьера жилого дома. Рассмотрят гармоничные сочетания цветов в интерьере. Познакомятся с вида ми мебели в интерьере. Научатся выполнять эскиз меблирован ной комнаты.
Дизайн открытого пространства (ландшафтный дизайн) (2 ч)
.
Ландшафтный дизайнер - очень востребованная профессия в наше время. Этот раздел знакомит учащихся с основными правилами планировки открытого пространства; учит выполнять дизайн клумбы с учетом вегетации растений и составлять план садового участка.
Дизайн костюма (4 ч).
Задача данного раздела - познакомить учащихся с основными и выразительными средствами композиции костюма; на учить определять стиль костюма, его назначение, элементы и выразительные средства композиции костюма.
Среди задач, которые призвана решать одежда, первоочередное значение имеет выполнение эстетической функции. С помощью костюма люди всегда стремились украсить себя и весь предметный мир, окружающий их.
Поэтому одежда является предметом художественного творчества. Художник-модельер (или дизайнер по костюму) - это специалист, с работой которого предстоит познакомиться учащимся. Они познакомятся с понятием «эклектика». Научатся использовать оптические иллюзии в составлении композиции костюма, разрабатывать модели костюма на полную, на низкую и высокую фигуры.
Фитодизайн (2 ч).
Этот раздел познакомит учащихся с правилами составления композиций из цветов. Учащиеся научатся составлять композиции из искусственных цветов.
Цветы - важный атрибут жилого помещения. С их помощью можно достичь сочетаемости различных элементов дизайна; кроме того, они способны вызвать состояние психологического комфорта.
Контроль знаний учащихся (1 ч).
По всем разделам предусмотрены практические работы, способствующие получению детьми более полного представления о работе дизайнеров во всех направлениях.
Контрольно-оценочная деятельность заключается в выполнении творческих заданий (изготовление панно, эскиза интерьера или костюма, составление композиции из цветов), которые затем представляются учащимися на выставках.
Содержание программы «Юный дизайнер» нацелено на формирование творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно – творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Целью данной программы является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Задачи курса:
- Развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту.
- Воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности.
- Формировать умения и навыки работы с различными художественными и прикладными материалами
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по декорированию. Очень важно, чтобы дети не копировали уже созданное кем – то, а выполняли эксклюзивные вещи.
Для занятий по программе «Юный дизайнер» необходимы следующие материалы: бумага писчая, бумага цветная, бумажные салфетки, картон, природный материал, кожа, бросовый материал, ткань, клей, краски (акварель, гуашь).
Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
В конце каждого занятия проводятся просмотры. Очень интересен в этой работе метод проектов.
В результате программа создает предпосылки для понимания детьми того, что «созидающее воображение проникает своим творчеством всю личную и общественную, умозрительную и практическую… что оно вездесуще». (Т.Рибо)
Календарно-тематическое тематическое планирование
№ п/п | Темы | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические часы | Практические часы | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Понятие о дизайне. | 2 | 2 | - |
2. | Дизайн книги. | 8 | 2 | 6 |
3. | Дизайн упаковки. | 8 | 2 | 6 |
4. | Дизайн афиши. | 8 | 2 | 6 |
5. | Дизайн открытки. | 10 | 2 | 8 |
6. | Дизайн посуды. | 10 | 2 | 8 |
7. | Новогодний дизайн. | 18 | 2 | 16 |
8. | Дизайн в архитектуре. | 10 | 2 | 8 |
10. | Дизайн аксессуаров. | 18 | 2 | 16 |
12. | Дизайн художественных рамок. | 8 | 2 | 6 |
13. | Дизайн среды. | 18 | 2 | 16 |
14. | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 135 | 25 | 110 |
Содержание учебных тем
1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Понятие о дизайне. 2 ч.
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы дизайнера. Проведение инструктажа по ТБ.
2. Дизайн книги. 8ч.
Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист). Внутреннее оформление (иллюстрации, заставка, концовка, буквица). Русские народные сказки, оформленные И.Билибиным, В.Васнецовым и т.д.
Практическая работа: выполнение макета книжки –малютки. Дизайн книги зависит от ее содержания. Особенности техники скрапбуккинг.
3. Дизайн упаковки. 8ч.
В упаковках органично сочетаются изображение и цветовое решение, которое соответствует продукту, предмету, который в ней находится.
Практическая работа: разработка и выполнение упаковки для праздничного подарка.
4. Дизайн афиши. 8ч.
Афиша – это объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении, и т.п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма – сказки. Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.).
5.Дизайн открытки. 10ч.
Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки – игрушки.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение поздравительной открытки – игрушки (тема открытки и художественный материал по выбору ребенка).
6. Дизайн посуды. 10ч.
Назначение, виды посуды (глиняная, деревянная, металлическая, стеклянная и др.). Распространенные виды росписи посуды. Правила этикета за столом.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение предмета посудной утвари из подручных материалов (папье –маше, глина, пластилин, старая посуда и т.п.). Декорирование своего изделия.
7.Новогодний дизайн. 18ч.
История возникновения новогодних праздников. Символы и атрибуты Нового года.
Практическая работа: выполнение новогодних украшений, моделирование карнавальных костюмов и масок.
8.Дизайн в архитектуре. 10ч.
Искусство архитектуры. Архитектура Древней Греции, Средневековой Европы, архитектура Востока. Пропорции архитектурных сооружений. Гармония архитектуры, природы и человека.
Практическая работа: выполнение в технике бумажной пластики фрагментов архитектуры. Изготовление коллективного панно.
9.Сказочная страна. 10ч.
Рассматривание видов городов разных стран и эпох. Фантазирование на тему сказочной страны.
Практическая работа: изготовление из пластилина, из бумаги, из бросового материала сказочных и фантастических существ.
10.Дизайн аксессуаров. 18ч.
Знакомство с понятием «аксессуары», также с различными аксессуарами современными и других эпох.
Практическая работа: изготовление броши, заколок, клипсов, украшение пуговицы при помощи различных материалов. Демонстрация готовых изделий.
11.Дизайн парфюмерных флаконов. 7ч.
История возникновения парфюмерии. Знакомство с назначение, видами и материалами для изготовления парфюмерных флаконов.
Практическая работа: оформление флаконов для духов, одеколона, шампуня и др. различными материалами в зависимости от назначения содержимого.
12.Дизайн художественных рамок. 8ч.
Назначение и виды художественных рамок. Сравнение готовых изделий в рамке и без нее. Рассматривание картин известных художников.
Практическая работа: изготовление художественных рамок из соленого теста, из картона в технике бумажной пластики, декорирование коробок из под конфет и др. Изготовление паспорту.
13.Дизайн среды. 18 ч.
Оформление пространства, в котором гармонично сочетаются бумажная пластика и сухие растения, развитие навыков владения элементами конструирования.
Практическая работа: украшение коридоров школы декоративными рельефами, выполненными в технике бумажной пластики, а также икебаной из сухих растений.
14.Заключительное занятие. 2ч.
Выставка – презентация выполненных работ.
Методическое обеспечение
Условия реализации программы:
- Психологическая готовность педагога, обеспечивающего детям возможность открытия и восхищения.
- Наличие оборудования для осуществления задач программы.
- Наличие материалов и инструментов для декораторской работы.
Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное творчество под руководством педагога – дизайнера. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 7-10 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (Перчаточных, тростевых, марионеток и т.п.), которые могут выполнять любые роли (король Декор, королева Аппликация и т.п.) Дети любят загадки, кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Для работы в области дизайна предлагается использовать такие технические приемы, как моделирование из картона и бумаги, природных материалов, коллаж из бумаги и тканей, работа с кожей, пластилином; материалы: бумага цветная, гофрированная, картон цветной и белый, кусочки ткани и кожи, природный материал (засушенные листья деревьев, кукурузы, перья, яичная скорлупа и т.п.), пластилин, клей ПВА, краски акварельные, акриловые, гуашь.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.
В результате работы по программе «Юный дизайнер» обучающиеся должны знать:
- основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
- стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
- доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- работать с бумагой (бумажная пластика);
- дизайнерски оформлять готовые формы
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Данная программа была апробирована в 2007-08 учебном году и имела положительные результаты.
Список литературы:
- М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия развития»; 1997г.
- Н.М. Конышева «Чудесная мастерская». LINKA – PRESS, 1996г.
- Н.М. Конышева «Наш рукотворный мир (От мира природы к миру вещей)». LINKA – PRESS, 1996г.
- А. Роговин «Хочу сделать сам». Москва, Издательство «Педагогика», 1984г.
В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка Умелые ручки
Программа кружка "Умелые ручки" рассчитана на детей в возрасте от 7 лет Срок реализации программы 1 год. На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением...
Рабочая программа кружка «Умелые ручки".
Здесь вы сможете найти примернре планирование кружка "Умелые ручки " для учеников 1-4 классов....
Программа для кружка "Умелые ручки"
Календарно- тематическое планирование...
Программа кружка "Умелые ручки"
Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся первого класса. Пояснительная записка, тематическое планирование, цели и задачи....
Тематическое планирование кружка "Умелые ручки"
Декоративно-прикладное творчество...
Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся 1-5 классов.
Программа кружковой работы по ФГОС ООО внеурочная деятельность учащихся 1-5 классов....
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
Программа кружковой работы "Умелые ручки" направлена на развитие творческих способностей учащихся, расширению кругозора, индивидуальности. Программа расчитана для учащихся 5-6 классов, планирован...