Дошкольное образование в Японии
статья на тему
Основная задача японского детского сада – не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты.В Японии системе народного образования предшествует дошкольное воспитание детей в детских садах (ётиэн), которые находятся в ведении Министерства здравоохранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_vospitanie_v_yaponii.docx | 180.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ
07 декабря 2018
В Японии системе народного образования предшествует дошкольное воспитание детей в детских садах (ётиэн), которые находятся в ведении Министерства здравоохранения. Дети посещают детсады с 3 месяцев до 6 лет. Чтобы ребенок мог посещать детсад, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности принести документы о том, что оба родителя работают больше 4 ч в день. Детей устраивают через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. В настоящее время произошло резкое увеличение количества детских садов – их посещают 85% японских детей. Причиной такого роста является большая занятость женщин в различных сферах общественной жизни.
Дошкольное воспитание японских и российских детей имеет много общего, как признают сами японские педагоги. Задачей детских садов является умственное и физическое воспитание детей, привитие навыков общения и подготовка к школе. В то же время чувствуется сильное влияние Вальфдорфской школы, которое проявляется в том, что акцент в воспитании делается на физическом развитии детей. Воспитатели, независимо от возраста, наравне с детьми участвуют во всех физических упражнениях и играх. Обязательное требование в каждом детском саду – наличие спортивной площадки, сауны, бассейна. Иногда, в целях экономии земли, одной спортивной площадкой пользуются дети, посещающие детский сад и начальную школу.
В японских детских садах, как и в российских, запланированы занятия по развитию музыкальных, художественных способностей. Но содержание этих занятий носит ярко выраженный национальный характер. Так, в обучении музыке предпочтение отдается хоровому пению. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. На занятиях прикладного творчества большое место занимает обучение детей древнему искусству – оригами (складывание фигурок из бумаги), оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы), тем более что эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам при написании иероглифов. Этот принцип воспитания в духе национальных традиций находит свое продолжение на школьных уроках музыки, домоводства, прикладного искусства. Обучение ведется по западным технологиям, но исповедуется восточная мораль. Таким образом, сохраняется самобытность воспитания.
Обстановка внутри детского сада, по нашим меркам, очень скромная. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого раздвижные окна от пола до потолка, а с другой – раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы – и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят столики и стульчики. Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если дети отправляются на целый день на прогулку или экскурсию, а это происходит примерно раз в месяц, каждая мама должна приготовить своему ребенку бэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся бутербродами, то кулинарное искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно включать в себя 24 (!) вида продуктов.
Группы в японских садах небольшие – 8–10 человек, каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка, а с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.
Основная задача японского детского сада – не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. А это противоречит так называемому «групповому сознанию» японского общества. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, – компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, крайне необходимо воспитание группового сознания, основы которого закладываются в дошкольных детских учреждениях Японии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность образовательных требований к дошкольному образованию».
В этой памятке раскрывается структура ФГОС ДО, его влияние на развитие деятельности ДОУ, подходы к реализации....
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...
проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...
«Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования».
Высупление на тему: «Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования»....
Рабочая программа воспитателя ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования (подготовительная к школе группа, 6-7 лет) Составлена на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Рабочая программавоспитателя ДОУ с учетом ФГОС дошкольного образования(подготовительная к школе группа, 6-7 лет) Составлена на основе «Примерной основной общеобразовательной программы ...