Формирование базовых компетенций учащихся
материал на тему
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bazovyh_kompetentsiy.rar | 311.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2014 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060-70 года. Каким будет мир в середине XXI века - трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, умение делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
С другой стороны, в условиях введения федерального государственного стандарта образования многие образовательные учреждения сталкиваются с проблемой оценки результативности образовательного процесса, т.е. качества образования.
Как правило, результаты качества работы образовательного учреждения отслеживаются по формальным показателям (количеству участников и победителей олимпиад, медалистов и т.д.). При этом практически не рассматривается вопрос, насколько и как образовательная среда влияет на развитие индивидуальности растущего человека, формирование его личности.
Учитывая тот факт, что в новом стандарте установлены четкие требования к результатам освоения учебной программы (личностные, метапредметные и предметные), необходимо сместить акцент с оценки количественных показателей достижений учащихся на систему качественной оценки развития личности учащихся. Так как именно ЧЕЛОВЕК с его индивидуально-личностными особенностями, ценностными установками, проявляющимися в его отношении к реальности (а не набором знаний, умений и навыков), является самым важным результатом образовательного процесса, и, следовательно, основным показателем качества образования в целом.
СЛАЙД 2
Решить данную проблему призван компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
К основным принципам компетентностного подхода относятся следующие положения:
- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
- Способность решать проблемы не сводится к освоению определённой совокупности умений. Эта способность имеет несколько составляющих: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для определённых видов деятельности; теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения.
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей.
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, готовность действовать в ситуации неопределенности
Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:
- Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
- Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
- Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.
- Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
- Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
- Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
СЛАЙД 5
Модель базовых компетенций
Название компетенции | Содержание компетенции |
1. Здоровьесбережение | Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора здорового образа жизни |
2. Ценностно-смысловая ориентация в мире и обществе | Ценности бытия, жизни, иерархия ценностных установок |
3. Интеграция | Структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний |
4. Гражданственность | Знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) |
5. Самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие | Личностная рефлексия и личностный рост, стрессоустойчивость |
6. Социальное взаимодействие | Взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) |
7. Коммуникация | Умение выражать свои мысли в устном, письменном диалоге, монологе, создание и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента |
8. Познание | Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность |
9. Информационные технологии | Прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией |
СЛАЙД 6
Перечень базовых компетенций: Учебно-познавательная компетенция. Коммуникативная компетенция. Информационная компетенция. Социально-трудовая компетенция. Компетенция личностного самосовершенствования. Социально-психологическая компетенция. Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции. Мотивационная компетенция. Оценочная компетенция. Проблемная компетенция.
СЛАЙД 7
Общее между общеучебными умениями и навыками и базовыми компетенциями: 1.Востребованы при изучении всех предметов 2.Не формируются средствами одного предмета 3.Педагогические задачи не столько обучающие, сколько развивающие. Различие: ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса. Какие проблемы должен решить учитель, чтобы создать условия для формирования компетенций учащихся? Во-первых, пересмотреть структуру построения урока. Огромное количество информации, приобретаемой учащимися на уроках, не успевает превращаться в знания, таким образом, возникает вторая проблема – выделение конкретного для усвоения материала. Ещё одна важная проблема – планирование изучения темы, раздела курса с опорой на деятельностный метод обучения, который должен быть основным в рамках компетентностно-ориентированного подхода к преподаванию школьных предметов. Акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. В современных школах для решения этой задачи необходимы многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватны из которых метод проектов, обучение в сотрудничестве, «портфель ученика», индивидуальное и дифференцированное обучение, технология срезового подхода, разноуровневое обучение, модульное обучение, технология коллективного обучения.
Необходимо развивать у учащихся самостоятельность, способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, формировать высокий уровень правовой культуры, готовность и умение сотрудничать, толерантность, умение вести диалоги, искать и находить содержательные компромиссы. Эффективность работы учителя зависит и от знания различных способов использования идей компетентностного подхода. Необходимо также учитывать дидактические требования к средствам обучения, применять мультимедийные дидактические средства в формировании ключевых компетенций. Теперь современному человеку недостаточны только предметные знания. Ему в современном мире необходимы метапредметные знания и умения. Человек, обладающий способностями осуществлять сложные виды действий, должен уметь отвечать на следующие вопросы: «Что я хочу?», «Что я могу?», «Кто я такой?». В описанной ситуации принципиально меняются цели образования. Долгое время теоретические по сути и энциклопедические по широте знания были главной целью образовательного процесса. Теперь они становятся только средством. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Эффективный учитель должен владеть методиками, позволяющими научить ученика использовать свои знания в стремительно меняющемся мире, в том числе для получения дальнейших знаний. Предпосылки развития и становления творческой личности включают следующие компоненты: доминирование познавательной мотивации; исследовательская направленность мыследеятельностной активности; возможность достижения нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения результата поиска (творчества, исследования); способность к созданию идеальных эталонов, могущих обеспечить высокие эстетические, этические и интеллектуальные оценки.
СЛАЙД 8
Основными принципами формирования ключевых компетентностей школьников являются:
- Приоритет развивающих целей обучения перед познавательными;
- Проблемное построение содержания образования;
- Деятельностный подход в обучении как непременное условие овладение школьниками содержанием образования; рефлексивная направленность – один из основных механизмов, превращающих действие учащегося в условие формирования компетентности;
- Высокая мотивация - наличие трудных, но реалистичных, привлекательных и значимых для учащихся целей.
- Учителю важно понимать, что основным результатом его деятельности должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, гражданско-правовой и других сферах. Эффективность учителя определяется, прежде всего, одним из главных его результатов: готовностью и способностью выпускников школы нести личную ответственность не только за собственное благополучие, но и благополучие общества, в котором он живет.
СЛАЙД 9
Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата.
Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе.
Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.
Учителям, родителям, администрации образовательных учреждений необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе. Направленность на воспитание и развитие школьника - основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения.
Изменение модели образования требует прежде всего изменения личности самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.
Проект решения:
- На заседаниях методических объединений рассмотреть вопрос об особенностях построения урока с учётом компетентностного подхода к обучению (1 чт. 2014-2015 уч.г., ответственные – руководители МО)
- Учителям-предметникам активно использовать в работе методы, формирующие познавательную мотивацию, элементы исследовательской деятельности (постоянно);
- Работу по формированию базовых компетенций учащихся продолжить, в том числе в рамках дополнительного образования (постоянно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий
Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...
Реферат по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»"
Данный реферат участвовал в конкурсе "Инновационная школа 2012" и получил высокую оценку жюри конкурса....
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580Приморского района Санкт-Пете...
Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины "Физика"
Материал представвляет собой методическую разработку, в которой рассматривается реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины "Физика" в учреждении среднего профессионального образ...
Исследовательская деятельность как развивающая технология для формирования базовых компетенций
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Современный ученик должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интегр...
Использование инновационных технологий в работе кружка по химии и их влияние на формирование базовых компетенций учащихся.
https://pedsovet.org/articles/article/view/id/224869...