Исследовательская деятельность как развивающая технология для формирования базовых компетенций
учебно-методический материал на тему
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Современный ученик должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Документы ФГОС нацеливают учителя решать эту задачу по-новому: отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к творческим методам обучения. Одна из главных целей компетентностно - ориентированного образования - привлечение учащихся к исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Современный ученик должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Документы ФГОС нацеливают учителя решать эту задачу по-новому: отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к творческим методам обучения. Одна из главных целей компетентностно - ориентированного образования - привлечение учащихся к исследовательской деятельности.
Исследовательская компетенция относится к группе информационных компетенций. Ученые В. В. Краевский, А. В. Хуторской разработали структуру компетенций. Они предложили рассматривать каждую компетенцию, в том числе исследовательскую, как единство трёх составляющих: когнитивной (содержательной), технологической (процессуальной) и личностной. Согласно учению В.В. Краевского, А.В. Хуторского, под исследовательской компетенцией следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определённой области науки, методы, методики исследования, которыми он должен овладеть, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации.
Е. В. Феськова считает, что «исследовательская компетентность обучающихся представляет собой осознанную готовность своими силами продвигаться в усвоении и построении систем новых знаний, переживая акты понимания, смыслотворчества и саморазвития».
В современной педагогике выделяют четыре основных компонента исследовательской компетенции:
1.Мотивационно–личностный (характеризует потребность обучающихся в исследовательской деятельности, их познавательную активность, самостоятельность принятия решений и их оценку). Эта, на мой взгляд, важнейшая составляющая часть исследовательской компетенции, приобретается ребятами в ходе исследования и оказывает сильное влияние на их эмоциональное отношение к учебе, самооценку.
2.Интеллектуально-творческий (отвечает за развитие познавательных процессов и учебных навыков, уровень интеллекта обучающихся, их экспериментального мышления). Здесь важно дать толчок творческим качествам учащегося: гибкости ума, раскованности мыслей, критичности, умению обосновывать и отстаивать свое мнение.
3. Когнитивный (включает систему знаний в разных областях науки, усвоение которых обеспечивает формирование научной картины мира). Для исследовательской деятельности крайне важно знание основных методов исследования; неотъемлемой частью когнитивного компонента является формирование умения работать с информационными ресурсами.
4. Действенно-операционный (характеризует качества, необходимые для проведения самого исследования). В начале любого исследования я обучаю ребят языку науки, а в процессе работы направляю, консультирую, пытаюсь развивать такие исследовательские умения, как видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать данные, наблюдение, овладение навыками проведения эксперимента, умение структурировать материал, формулирование выводов и умозаключений, объяснение, доказательство и защита собственных идей.
Формирование исследовательских компетенций происходит на всех этапах и направлениях учебной и внеклассной деятельности учащихся:
во-первых, это вовлечение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их интересами и возможностями;
во-вторых, это этап обучения основам языка науки (от владения понятийным аппаратом будет зависеть, насколько грамотно исследователь может выразить свою мысль, объяснить факты; здесь происходит распределение ролей (по способностям) в работе над проектом или один учащийся приступает к работе над монопроектом);
в-третьих, это обучение работе с научно-учебной литературой , так как это формирует у обучающихся культуру научного исследования;
в-четвертых, это знакомство с общей схемой хода учебного исследования (учебно-исследовательского проекта, в результате которого будет создан продукт).
Результат этой работы позволит обучающимся
1) ставить и решать исследовательские задачи;
2) осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации;
3) создавать значимые продукты исследовательской деятельности;
4) строить полноценное научное общение.
Как привлечь детей к исследовательскому творчеству? Многолетний опыт подсказывает, что желание исследовать появляется тогда, когда ученик чувствует свою успешность в этом процессе, когда понимает важность, актуальность исследуемой проблемы или проявляет к ней личный интерес. В любом случае задача педагога – создавать условия, стимулирующие познавательную деятельность, признание ценности работы обучащюегося для окружающих, сверстников, для него самого.
Основные методы и приемы обучения в формировании исследовательской компетенции учащихся на первом этапе – эмпирические: вдумчивое чтение (текст под лингвистическим микроскопом), наблюдение (позиция автора и способы ее выражения). Поисковый, исследовательский метод, постановка проблемных вопросов, анализ, сопоставление, моделирование, обобщение и выводы - эти и другие приемы обеспечивают ход любого исследования. Если на уроке предусмотрен формат проектно-исследовательской работы, то на следующем, основополагающем этапе, учащимся предлагается организовать группы и спланировать деятельность для решения поставленной проблемы. Ребята работают самостоятельно и сообща, консультируются и «добывают» недостающие знания, готовятся к презентации продукта. На заключительном этапе проходит защита проекта и рефлексия деятельности.
Для формирования исследовательской компетенции учащихся важно, чтобы в ходе работы,
во-первых, задания не носили репродуктивный характер;
во-вторых, учитывалась сформированность исследовательских умений учащихся (для этого нужен дифференцированный подход к учащимся);
в-третьих, осуществлялось формирование всех компонентов исследовательской компетенции.
Создание метапредметного проекта предполагает наличие первоначальных знаний в области исследований по различным смежным предметам, умение видеть и обозначить проблему с разных точек зрения, т. к. работа над составлением проекта часто выходит за пределы изучаемой области знаний. Поэтому метапредетный проект требует руководства нескольких специалистов. Этот факт еще больше привлекает обучающихся к участию в работе, изучению разных областей знания, развивая исследовательские компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Реферат по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»"
Данный реферат участвовал в конкурсе "Инновационная школа 2012" и получил высокую оценку жюри конкурса....
Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соотв...
Статья «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»
«Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»Автор: Дорохина Ольга Николаевна Под инновациями в образовании поним...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...
Использование инновационных технологий в работе кружка по химии и их влияние на формирование базовых компетенций учащихся.
https://pedsovet.org/articles/article/view/id/224869...