Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
план-конспект урока (7 класс)
Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данной статье я поделилась опытом работы по созданию условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ, а также применением здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающих условий для обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
П.И. Омарова, учитель КОУ «Нефтеюганская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В реалии современной жизни это вопрос государственного значения, так как отражен в важнейшем документе, определяющем стратегию развития образования нашей страны: «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровье сберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов. Таким образом, создание здоровьесберегающих условий для обучающихся в учебной деятельности является первостепенной задачей учителя.
Какие условия мы создаем на уроке для обучающих с ОВЗ? В своей работе мы руководствуемся нормативными документами: Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В нашей школе прекрасные светлые, теплые учебные кабинеты. За состоянием светоосвещения, температурой воздуха (подача тепла в батареях регулируется автономно) в классе следит учитель, выполняющий функцию заведующего в данном кабинете (все данные заносятся в специальный табель). Соблюдаются нормы по ростовозрастной посадке детей с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей (нарушения зрения, слуха, РАС). Составляется график занятости учебного кабинета, где указывается график проветривания, продолжительность непрерывного применения ТСО на уроках, показатели роста обучающихся, размеры мебели и ее маркировка, способы посадки обучающихся.
Следующий важный момент - это урок. Здоровье детей – это не только физический, но еще и психологический, и социальный фактор. Ребенку должно быть не интересно на уроке, но комфортно. Каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
- С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7–10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
- Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
- Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий.
- С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;
- Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
- Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен.
Наша цель - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. В достижении поставленной цели вместе с учителем активно участвуют родители, наши незаменимые помощники в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Ниже представлены некоторые материалы, используемые для создания здоровье сберегающих условий на уроке.
Приложение
Простейшие упражнения для глаз:
1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Профилактические упражнения для глаз:
Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Упражнения на релаксацию:
Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Гимнастика.
«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.
«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
Упражнения для улучшения осанки.
«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).
«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:
2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.
Психогимнастика.
1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.
Предварительный просмотр:
Лист здоровья обучающихся 8 класса
на 2 полугодие 2022 - 2023 учебного года
№ | Ф.И. обучающегося | Рост/вес | Номер учебной мебели | Группа здоровья | Группа для занятий физкультурой | Медицинские рекомендации |
Г. Садиг | 179/98 | 6 | III | основная | Плавание. ЛФК. | |
З. Айгул | 145/37 | 4 | III | основная | Плавание. | |
Д. Вероника | 160/54 | 5 | III | основная | Зрительный режим. Плавание. | |
К. Аийша | 163/60 | 5 | III | основная | Зрительный режим. Плавание. | |
М. Расим | 170/68 | 5 | III | основная | Ортопедические стельки. Зрительный режим. Плавание. | |
М. Артём | 171/96 | 5 | V | подготовительная | Ортопедические стельки. Зрительный режим. Плавание. | |
Н. Хасай | 162/46 | 5 | V | специальная | Зрительный режим. ЛФК. Логокоррекция. | |
О. Айтадж | 160/48 | 5 | II | основная | Зрительный режим. | |
Ц. Никита | 176/49 | 6 | II | основная | Зрительный режим. | |
Ч. Анастасия | 160/48 | 6 | III | подготовительная | Плавание | |
Ч. Роман | 157/50 | 4 | V | специальная | Ортопедические стельки. Зрительный режим. | |
Ш. Михаил | 176/94 | 6 | III | подготовительная | Ортопедические стельки. Зрительный режим. Плавание. | |
Х. Руслан | 176/109 | 6 | V | специальная | Ортопедические стельки. Плавание. |
Схема посадки обучающихся 8 класса
2022 - 2023 учебный год
*Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” 11 микрорайон, 121 здание, г.Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628305
Омарова Патимат Исмаиловна, учитель
Конспект урока
Ф.И.О. педагога: Омарова Патимат Исмаиловна
Класс: 7
Программа: Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предмет: Русский язык
Тема урока: Правописание сложных слов
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование у обучающихся представления о сложных словах и их правописании
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторить значимые части слова; формировать представление о сложных словах, умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е;
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать мышление, речь у обучающихся посредством составления полных ответов на вопросы, построения собственных высказываний;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: способствовать проявлению у обучающихся дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных заданий.
ФОРМИРУЕМЫЕ БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (БУД):
Познавательные (П): использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
Регулятивные (Р): осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Коммуникативные (К): слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
Личностные (Л): адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, наглядные и дидактические пособия по теме, учебник: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Русский язык 7 класс. ФГОС ОВЗ».
Ход урока
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУД |
1. Организационный | Включение обучающихся в деятельность | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Психологический настрой: игра «Доскажи словечко» Всем ребятам дан ….. (звонок). | Сдача рапорта, готовность класса к работе. Мотивация к уроку. | Р |
2. Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальный опрос. Повторение по разделу «Состав слова». 1. Вопросы: - Какие части слова вы знаете? - Как называется значимая часть слова? - Какие части слова служат для образования новых слов? -Какая часть слова неизменна? - Продолжите определение: «Корень – это ….» Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и сложением двух корней. Работа с презентацией (групповая работа): Задание: отгадать загадки Вопросы исследовательского характера:
- Какое математическое действие подходит для образования сложных слов? -Что вы складываете на уроках математики? | Выполнение задания. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий через оценивание. (работа в малых группах). Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ. Оценивают правильность ответов одноклассников. Анализируют, сравнивают, формулируют правила. Отвечают на вопросы, обобщают пройденный материал. Делают вывод. | Р, П, К |
3. Сообщение темы урока | Формирование умений самостоятельно определять и формулировать тему и цели урока | Беседа с обучающимися, подготавливающая к самостоятельному определению и формулированию темы и цели, задач урока. Организовывает погружение в проблему. Работа в парах:
- Для решения задач урока нам необходимо определить задачи на каждого из вас, то есть индивидуальные задачи. Помогает в составлении правильной формулировки темы и цели, задач урока, индивидуальных задач. Озвучивает тему и цель, задачи урока (совместно с детьми). Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока. - Сегодня мы с вами познакомимся с понятием (определением) «Сложные слова», правилами правописания сложных слов. Будем учиться составлять сложные слова, находить их среди других слов. | Ответы на вопросы учителя. Определяют: - тему урока: «Правописание сложных слов»; - цель урока: знакомство со сложными словами и их правописанием; - задачи урока: научиться составлять сложные слова и правильно их записывать; - индивидуальные задачи:
| |
Физпауза | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся | Гимнастика для глаз (Приложение 1) | Выполнение гимнастики для глаз по индивидуальным тренажерам. | Р |
Изучение нового материала. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися нового материала | Формулирует задание. Организует выполнение задания. Работа в группах. Задание – игра «Собери слово» (Приложение 2): собрать сложные слова из предложенных слов или корней слов. Работа с учебником: 1. Чтение и разбор правила на стр. 61 (разбор сложных слов: выделение корней, знакомство с соединительными гласными «о» и «е»). 2. Выполнение упражнения № 73 на стр. 61: - прочитайте сложные слова, назовите в них корни соединительную гласную; -запишите сложные слова под схемами; - прочитайте объяснения значений данных слов. Соедините слова с их значением и запишите. (Выполнение упражнения по образцу) Обеспечивает мотивацию выполнения Контролирует выполнение работы. Организует: • взаимопроверку; • коллективную проверку; • подведение итога по этапу работы: формулирование обучающимися правила. | Работа по карточкам: -разбор задания; -ответы на вопросы; - выполнение задания; - самопроверка; - взаимопроверка; Работа с учебником: - чтение и разбор правила на стр. 61 (разбор сложных слов: выделение корней, знакомство с соединительными гласными «о» и «е»). - составление алгоритма работы с упражнением - выполнение задания - доказательство своей точки зрения по разбираемому вопросу. 1группа – самостоятельно; 2группа – с контролирующей помощью; 3группа - с обучающей помощью. | Р, П, К |
Физминутка | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся | Гимнастика для осанки Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. | Выполнение физических упражнений, препятствующих нарастанию утомления, повышающих эмоциональный настрой обучающихся. | Р, К |
Закрепление изученного материала | Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; | Работа в парах. Выполнение упражнения № 74 на стр. 62: - разбор инструкции к упражнению, работа с иллюстрацией; - выполнение упражнения по заданному алгоритму с опорой на образец. Индивидуальная работа. Тестовое задание (проверка полученных знаний) Организует:
подведение обучающихся к выводу по теме. | Работа с учебником Выполняют упражнение по разбору частей речи (работа в парах) Работают по алгоритму Запись задания в тетрадь. Самопроверка, взаимопроверка. Выполнение тестового задания. Самопроверка. Объясняют свой выбор. Формулируют выводы. | П, К |
Домашнее задание | Создание условий для закрепления нового знания | Организация деятельности обучающихся по разбору домашнего задания (стр. 75 стр. 62) | Работа с упражнением: чтение инструкции, работа с текстом, составление алгоритма выполнения упражнения с опорой на образец. | Р, П |
Итог урока | Самооценка результатов деятельности класса | Подведение итога урока. Использование сигнальных карточек. Организует рефлексию: «На уроке я узнал …», «Мне было интересно …», «Я должен поработать над …» | Анализируют работу на уроке: 1группа – самостоятельно; 2группа – с контролирующей помощью; 3группа - с обучающей помощью. | Р, Л |
Приложение 1
Гимнастика для глаз
Приложение 2
Задание-игра «Собери слово»
овоще хранилище
мясо рубка
трубо
сено
снего
водо
лаз
везде
ход
ход
каше вар
книго люб
кос
чист
Проверь себя!
Задание-игра «Собери слово»
овоще хранилище
мясо рубка
трубо
сено
снего
водо
лаз
везде
ход
ход
каше вар
книго люб
кос
чист
Приложение 3
Тест
- Сложные слова образованы …
а) сложением корней;
б) сложением приставок
2) Соединительная гласная соединяет…
а) буквы;
б) суффиксы;
в) корни
3) Найди сложное слово:
а) подберёзовик;
б) вертолёт;
в) проспект
4) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а;
б) о;
в) отсутствует
5) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е;
б) и;
в) отсутствует
6) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е;
б) о;
в) отсутствует
Тест (ключ) Проверь себя!
- Сложные слова образованы …
а) сложением корней;
б) сложением приставок
2) Соединительная гласная соединяет…
а) буквы;
б) суффиксы;
в) корни
3) Найди сложное слово:
а) подберёзовик;
б) вертолёт;
в) проспект
4) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а;
б) о;
в) отсутствует
5) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е;
б) и;
в) отсутствует
6) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е;
б) о;
в) отсутствует
Приложение 3
Тест
1) Сложные слова образованы …
а) сложением корней; б) сложением приставок
2) Соединительная гласная соединяет…
а) буквы; б) суффиксы; в) корни
3) Найди сложное слово:
а) подберёзовик; б) вертолёт; в) проспект
3) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
4) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
5) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)
Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся, данные о современном эталоне...
Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)
Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...
"Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов".
Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе...
Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.
Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...
Создание условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материалФормы, методы и приемы работы с обучающимися...
Социальные акции как средство формирования нравственных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).
Вопросы воспитания добра и милосердия волновали общество во все времена. Особенно актуально эта тема сегодня, когда участились проявления жестокости, насилия, безнравственного поведения в молодеж...