Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)
план-конспект урока (7 класс)

Омарова Патимат Исмаиловна

Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данной статье я поделилась опытом работы по созданию  условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ, а также применением здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающих условий для обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

П.И. Омарова, учитель КОУ «Нефтеюганская школа-интернат  

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В реалии современной жизни это вопрос государственного значения, так как отражен в важнейшем документе, определяющем стратегию развития образования нашей страны: «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровье сберегающего  образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов. Таким образом, создание здоровьесберегающих условий для обучающихся в учебной деятельности является первостепенной задачей учителя.

Какие условия мы создаем на уроке для обучающих с ОВЗ?  В своей работе мы руководствуемся нормативными документами: Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  В нашей школе прекрасные светлые, теплые учебные кабинеты. За состоянием светоосвещения, температурой воздуха (подача тепла в батареях регулируется автономно) в классе следит учитель, выполняющий функцию заведующего в данном кабинете (все данные заносятся в специальный табель). Соблюдаются нормы по ростовозрастной посадке детей с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей (нарушения зрения, слуха, РАС). Составляется график занятости учебного кабинета, где указывается график проветривания, продолжительность непрерывного применения ТСО на уроках, показатели роста обучающихся,  размеры мебели и ее маркировка, способы посадки обучающихся.

Следующий важный момент - это урок. Здоровье детей – это не только физический, но еще и психологический, и социальный фактор. Ребенку должно быть не интересно на уроке, но комфортно. Каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

  1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7–10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
  2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
  3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий.
  4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;
  5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
  6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Здоровье ученика в норме, если:                                                                  

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане –  коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

г) в интеллектуальном плане – проявляет умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен.

        Наша цель - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. В достижении поставленной цели вместе с учителем активно участвуют родители,  наши незаменимые помощники в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Ниже представлены некоторые материалы, используемые для создания здоровье сберегающих условий на уроке.                              

                                     

Приложение

Простейшие упражнения для глаз:

1)вертикальные движения глаз вверх-вниз; G:\Аттестация 2018 ОПИ\8a856fb621a34efe78cbd01b7a2cb00f-0.jpg

2) горизонтальные  движения вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Профилактические упражнения для глаз:

           Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Упражнения на релаксацию:

Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Гимнастика.

«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.

«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.

«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.

«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.

«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием  пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

Упражнения для улучшения осанки.

«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).

«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.

«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:

       2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.

 

Психогимнастика.

1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.

2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

 

ЛИТЕРАТУРА

           Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

          Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.



Предварительный просмотр:

Лист здоровья обучающихся 8 класса

на 2 полугодие 2022 - 2023 учебного года  

Ф.И.

обучающегося

Рост/вес

Номер учебной

мебели

Группа здоровья

Группа для

занятий

физкультурой

Медицинские рекомендации

Г. Садиг

179/98

6

III

основная

Плавание. ЛФК.

З. Айгул

145/37

4

III

основная

Плавание.

Д. Вероника

160/54

5

III

основная

Зрительный режим.

Плавание.

К.  Аийша

163/60

5

III

основная

Зрительный режим.

Плавание.

 М.  Расим  

170/68

5

III

основная

Ортопедические стельки. Зрительный режим. Плавание.

М.  Артём

171/96

5

V

подготовительная

Ортопедические стельки. Зрительный режим. Плавание.

Н. Хасай

162/46

5

V

специальная

Зрительный режим. ЛФК. Логокоррекция.

О. Айтадж

160/48

5

II

основная

Зрительный режим.

Ц. Никита

176/49

6

II

основная

Зрительный режим.

Ч.  Анастасия

160/48

6

III

подготовительная

Плавание

Ч.  Роман

157/50

4

V

специальная

Ортопедические стельки. Зрительный режим.

Ш.  Михаил

176/94

6

III

подготовительная

Ортопедические стельки. Зрительный режим. Плавание.

Х.  Руслан

176/109

6

V

специальная

Ортопедические стельки. Плавание.

Схема посадки обучающихся 8 класса

2022 - 2023 учебный год

        

*Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.



Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”  11 микрорайон, 121 здание, г.Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628305

Омарова Патимат Исмаиловна, учитель

Конспект урока

Ф.И.О. педагога: Омарова Патимат Исмаиловна

Класс: 7 

Программа: Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предмет: Русский язык 

Тема урока: Правописание сложных слов

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование у обучающихся представления о сложных словах и их правописании

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторить значимые части слова; формировать представление о сложных словах, умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е;

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать мышление, речь у обучающихся посредством составления полных ответов на вопросы, построения собственных высказываний;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: способствовать проявлению у обучающихся дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных заданий.

ФОРМИРУЕМЫЕ БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (БУД):

Познавательные (П): использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Регулятивные (Р): осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Коммуникативные (К): слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

Личностные (Л): адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, наглядные и дидактические пособия по теме, учебник: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Русский язык 7 класс. ФГОС ОВЗ».

Ход урока

Этап

урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

БУД

1. Организационный

Включение обучающихся в деятельность

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Психологический настрой: игра «Доскажи словечко»

Всем ребятам дан ….. (звонок).
Он собрал нас на ……(урок).
Встанем, подравняемся,
С трудностями ….. (справимся)!

Сдача рапорта, готовность класса к работе.

Мотивация к уроку.

Р

2. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальный опрос. 

Повторение по разделу «Состав слова».

1. Вопросы:

- Какие части слова вы знаете?

- Как называется значимая часть слова?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

-Какая часть слова неизменна?

- Продолжите определение: «Корень – это ….»

Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и сложением двух корней.

Работа с презентацией (групповая работа):

Задание: отгадать загадки
1. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
2. По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
3. Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

Вопросы исследовательского характера:
- Что общего в этих словах?(состоят из двух слов)


-Такие слова называются сложными. Сложные – не значит трудные.

- Какое математическое действие подходит для образования сложных слов?

-Что вы складываете на уроках математики?
-Какой математический знак обозначает сложение?
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

Выполнение задания.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий через оценивание. (работа в малых группах).

Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ.

Оценивают правильность ответов одноклассников.

Анализируют, сравнивают, формулируют правила.

Отвечают на вопросы, обобщают пройденный материал.

Делают вывод.

Р, П, К

3. Сообщение темы урока

Формирование умений самостоятельно определять и формулировать тему и цели урока

Беседа с обучающимися, подготавливающая к самостоятельному определению и формулированию темы и цели, задач урока.

Организовывает погружение в проблему. Работа в парах: 

  • прочитайте тему урока (зашифрованное задание на индивидуальных карточках: «мтпроалитправописаниетоплатсложныхтьмоасловврао»);
  • определите:  цель, задачи урока (задание «Слово потерялось») 

- Для решения задач урока нам необходимо определить задачи на каждого из вас, то есть индивидуальные задачи.

Помогает в составлении правильной формулировки темы и цели, задач урока, индивидуальных задач.

Озвучивает тему и цель, задачи урока (совместно с детьми).

Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся с понятием (определением) «Сложные слова», правилами правописания сложных слов. Будем учиться составлять сложные слова, находить их среди других слов.

Ответы на вопросы учителя.

Определяют:

- тему урока: «Правописание сложных слов»;

- цель урока: знакомство со сложными словами и их правописанием;

- задачи урока: научиться составлять сложные слова и правильно их записывать;

 - индивидуальные задачи:

  • внимательно слушать учителя и точно выполнять инструкции (…….);
  • внимательно слушать ответы одноклассников, высказывать свое мнение (……);
  • самостоятельно контролировать и регулировать свою деятельность (…….).

Физпауза

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Гимнастика для глаз (Приложение 1)

Выполнение гимнастики для глаз по индивидуальным тренажерам.

Р

Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися нового материала

Формулирует задание. Организует выполнение задания.

Работа в группах.

Задание – игра «Собери слово» (Приложение 2): собрать сложные слова из предложенных слов или корней слов.

Работа с учебником:

1. Чтение и разбор правила на стр. 61

(разбор сложных слов: выделение корней, знакомство с соединительными гласными «о» и «е»).

2. Выполнение упражнения № 73 на стр. 61:

- прочитайте сложные слова, назовите в них корни соединительную гласную;

-запишите сложные слова под схемами;

- прочитайте объяснения значений данных слов. Соедините слова с их значением и запишите.

(Выполнение упражнения по образцу)

Обеспечивает мотивацию выполнения

Контролирует выполнение работы.

Организует:

• взаимопроверку;

• коллективную проверку;

• подведение итога по этапу работы: формулирование обучающимися  правила.

Работа по карточкам:

-разбор задания;

-ответы на вопросы;

- выполнение задания;

- самопроверка;

- взаимопроверка;

Работа с учебником:

- чтение и разбор правила на стр. 61

(разбор сложных слов: выделение корней, знакомство с соединительными гласными «о» и «е»).

- составление алгоритма работы с упражнением

- выполнение задания

- доказательство своей точки зрения по разбираемому вопросу.

1группа – самостоятельно;

2группа – с контролирующей помощью;

3группа - с обучающей помощью.

Р, П, К

Физминутка

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Гимнастика для осанки

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Выполнение физических упражнений, препятствующих нарастанию утомления, повышающих эмоциональный настрой обучающихся.

Р, К

Закрепление изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся;

Работа в парах.

Выполнение упражнения № 74 на стр. 62:

- разбор инструкции к упражнению, работа с иллюстрацией;

- выполнение упражнения по заданному алгоритму с опорой на образец.

Индивидуальная работа.

Тестовое задание (проверка полученных знаний)
- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.
1) Сложные слова образованы …
а) сложением корней; б) сложением приставок
2) Соединительная гласная соединяет…
а) буквы; б) суффиксы; в) корни
3) Найди сложное слово:
а) подберёзовик; б) вертолёт; в) проспект
3) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует
4) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует
5) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует

Организует:

  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;

подведение обучающихся к выводу по теме.

Работа с учебником

Выполняют упражнение по разбору частей речи (работа в парах)

Работают по алгоритму

Запись задания в тетрадь.

Самопроверка, взаимопроверка.

Выполнение тестового задания.

Самопроверка.

Объясняют свой выбор.

Формулируют выводы.

П, К

Домашнее задание

Создание условий для закрепления нового знания

Организация деятельности обучающихся по разбору домашнего задания (стр. 75 стр. 62)

Работа с упражнением: чтение  инструкции, работа с текстом, составление алгоритма выполнения упражнения с опорой на образец.

Р, П

Итог урока

Самооценка результатов деятельности класса

Подведение итога урока.

Использование сигнальных карточек.

Организует рефлексию: «На уроке я узнал …», «Мне было интересно …»,  «Я должен поработать над …»

Анализируют работу на уроке:

1группа – самостоятельно;

2группа – с контролирующей помощью;

3группа - с обучающей помощью.

Р, Л

Приложение 1

Гимнастика для глаз

Приложение 2

Задание-игра «Собери слово»

овоще          хранилище

 мясо             рубка

трубо    

сено    

снего

водо    

лаз

везде

ход

ход

каше    вар

книго   люб

кос

 чист

Проверь себя!

Задание-игра «Собери слово»

овоще          хранилище

 мясо             рубка

трубо    

сено    

снего

водо    

лаз

везде

ход

ход

каше    вар

книго   люб

кос

 чист

Приложение 3

Тест

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением корней;

б) сложением приставок

2) Соединительная гласная соединяет…

а) буквы;

б) суффиксы;

в) корни

3) Найди сложное слово:

а) подберёзовик;

б) вертолёт;

в) проспект

4) В слове мухомор соединительная гласная…

а) а;

б) о;

в) отсутствует

5) В слове пылесос соединительная гласная…

а) е;

б) и;

в) отсутствует

6) В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е;

б) о;

в) отсутствует

Тест (ключ)      Проверь себя!

  1. Сложные слова образованы …

а) сложением корней;

б) сложением приставок

2) Соединительная гласная соединяет…

а) буквы;

б) суффиксы;

в) корни

3) Найди сложное слово:

а) подберёзовик;

б) вертолёт;

в) проспект

4) В слове мухомор соединительная гласная…

а) а;

б) о;

в) отсутствует

5) В слове пылесос соединительная гласная…

а) е;

б) и;

в) отсутствует

6) В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е;

б) о;

в) отсутствует

Приложение 3

Тест

1) Сложные слова образованы …
а) сложением корней; б) сложением приставок

2) Соединительная гласная соединяет…
а) буквы; б) суффиксы; в) корни

3) Найди сложное слово:
а) подберёзовик; б) вертолёт; в) проспект

3) В слове мухомор соединительная гласная…
а) а; б) о; в) отсутствует

4) В слове пылесос соединительная гласная…
а) е; б) и; в) отсутствует

5) В слове стенгазета соединительная гласная…
а) е; б) о; в) отсутствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)

Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся,  данные о современном эталоне...

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

"Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов".

Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе...

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

Создание условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материалФормы, методы и приемы работы  с обучающимися...

Социальные акции как средство формирования нравственных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).

Вопросы воспитания добра и милосердия волновали общество во все времена. Особенно актуально эта тема сегодня, когда участились проявления жестокости, насилия, безнравственного поведения в молодеж...