Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)
статья по теме

Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся,  данные о современном эталоне здоровья школьника, описывает роль учителя-логопеда в решении валеологических задач в образовательном учреждении для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obrazovanie_i_zdorove_uchashchihsya_s_ovz.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образование и здоровье учащихся с ОВЗ

Автор:

Боева Елена Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся – первоочередная образовательная задача.

Есть непреходящие ценности, очевидность которых для всех ясна и бесспорна. Общество, сознавая это, пытается их сохранить. Однако, с истинной охраной этих ценностей дело обстоит далеко не благополучно!

Таким  ценнейшим богатством надо считать здоровье детей, состояние которого не может не вызывать постоянной тревоги.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста. Снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении.

Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов.

В младших классах (1-4 классы) часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30 %, задержка моторного развития наблюдается у 40-50 %, затруднения при адаптации к школе у 15- 20 %.

В средних классах (5-8 классы) идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменения функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функций органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения. Нередки сосудистые расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. А если учесть, что более половины детей этого возраста относятся ко II группе здоровья, т.е. группе риска, то для успешного обучения от учителя требуется новый уровень знаний по вопросам сохранения здоровья учащихся.

В старших классах (9-11 классы) здоровье учащихся еще больше ухудшается. Увеличение фактической учебной нагрузки в школе (до 6-8 часов) и при подготовке домашних заданий (еще 2-4 часа), не устраненные на предыдущих возрастных этапах отклонения здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения ведут к тому, что здоровых детей (I группа здоровья) среди старшеклассников почти нет. 2/3 учащихся имеют серьезные отклонения здоровья: хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Понижение зрения диагностируется более чем у 30 % старшеклассников, снижение слуха - у 5-7 %, нарушение осанки - у 15-25 %. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. К сожалению, учителя и родители часто привыкают к жалобам учеников на вялость, головокружение, ослабление памяти, головные боли, боли в животе, которые являются постоянными спутниками  их обучения в школе. Эти так называемые "школьные болезни" создают предпосылки массовой инвалидизации взрослого населения, снижение трудоспособного возраста и продолжительности жизни.

Эти факты  заставляют нас серьезно задуматься над проблемами сохранения  здоровья школьников.

Валеология – это относительно новое понятие, но уже прочно вошедшее в систему школьных дисциплин. В основе валеологии как науки о здоровье, несомненно, должна лежать наука о здоровом человеке. Понятно, что проблема здоровья и его сохранения не отделима от проблемы человека, его сущности и существования в настоящем и будущем.

Основным критерием оценки здоровья является адаптивность, т.е. стойкость к невзгодам, выносливость, работоспособность, психическая и физическая гармоничность личности.

Адаптивный человек редко совершает ошибку, а, совершив ее, не повторит снова, он способен к обучаемости. По большому счету, здоровье – это отсутствие каких-либо ограничений в учебе,  работе, жизни. Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности может быть определен количественно.

Валеология – как наука об индивидуальном здоровье человека состоит из двух частей:

1.Валеософия – теория здоровья, наука о мудрости здоровья.

2.Валиометрия – наука об измерении состояния здоровья.

Решение проблемы укрепления здоровья наших учеников особенно важно из-за большого количества заболеваний, имеющихся у учащихся помимо основной проблемы – задержки психического развития. Это и остаточные проявления энцефалопатии, последствия родовых травм, акушерских парезов и параличей, ДЦП, патологический неврологический статус; минимальная мозговая дисфункция и перенесенные менингиты, а так же повышенная  нервная возбудимость; простудные заболевания, ЛОР патологии (отиты, гаймориты, фронтиты, синуситы), аллергии, иммунодефицит… Список может быть продолжен.

Грустная статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями довольно близко. Не случайно медики говорят, что нет людей здоровых, есть люди недообследованные. Медицина сегодня – это медицина ремонтная, медицина болезней, а не здоровья, не истинно профилактическая, не валеологическая медицина.

В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей и взрослых становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. Т.е. физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей и юношества является первостепенной задачей.

Забота о здоровье ребенка, охране его жизни является приоритетным направлением работы всего коллектива нашей школы, так как сохранение и укрепление здоровья учащихся с задержкой психического развития имеет жизненно важное значение.

В связи с этим понятным становится избрание педагогическим коллективом методической темы «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» и задачи, которые ставит перед собой и успешно решает коллектив:

-планирование и повышение эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы;

-поиск новых подходов к организации социально-психологической и коррекционно-логопедической работы;

-формирование основ духовно-нравственной культуры ребенка;

-формирование художественно-эстетической культуры;

-формирование валеологической культуры учащихся;

-совершенствование технологии проведения традиционных и поиск инновационных форм организации уроков, занятий, мероприятий.

В связи с важнейшей задачей укрепления и сохранения здоровья учащихся, в нашей школе ежегодно составляется план мероприятий. Коллектив старается предусмотреть все, что может сделать школа для своих воспитанников. И результаты есть. Но в современных условиях актуальнейшей становится задача не столько окружить учащихся заботой, сколько научить их осознанно относится к своей жизни и своему здоровью, научить детей аккумулировать собственные усилия в следовании принципам здорового образа жизни.

Коллектив школы понимает, что  если педагоги смогут помочь каждому ученику так организовать свою жизнь в школе и дома, что он станет развитым в физическом и духовном отношении, целеустремленным, жизнерадостным, то многие вопросы охраны и укрепления здоровья детей, вопросы обучения и эффективного усвоения программного материала по различным учебным дисциплинам будут решены быстрее и успешнее.

Все учителя и воспитатели нашей школы овладели здоровьесберегающими упражнениями и активно применяют их на уроках, занятиях,  в группах продленного дня. В арсенале учителей имеются упражнения для снятия напряжения мышц глаза, позвоночника, упражнения на развитие тонкой моторики рук, речевого дыхания, слухового восприятия, упражнения для кистей рук, физкультминутки.

У школы имеется прекрасная материально-техническая база для оздоровительной работы, для решения валеологических задач.

Современный эталон здоровья школьника.

Необходимо уточнить, что входит в само понятие "здоровье". Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье - это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, так как оно направленно на оценку статической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выработать тактику последующих действий, направленных на их преодоление.

В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков:

1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2) Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

4) Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если ребенок:

-в физическом плане умеет преодолевать усталость,  здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

-в интеллектуальном плане проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

-в нравственном плане честен, самокритичен, эмпатичен (умеет понять других людей);

-в социальном плане коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

-в эмоциональном плане уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

Это желаемый результат в норме. 

Роль учителя-логопеда в решении валеологических задач

в ОУ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе обучаются особые дети – дети с задержкой психического развития. Они представляют собой количественно самую большую категорию детей с образовательными потребностями. Большинство из них нуждается в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

В связи с этим становится понятной стоящая перед педагогическим коллективом труднейшая задача - приближение к норме, к идеальному эталону здоровья учащихся с такими проблемами здоровья.

Работа учителя-логопеда является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, направленного на решение здоровьесберегающих задач. Понятным становится и выбор учителей-логопедов нашей школы валеологического направления  в коррекционно-логопедической работе как приоритетного.

Велика роль учителя-логопеда в решении валеологических задач в широком смысле слова, таких как:

-психолого-педагогическое изучение интеллектуальных, эмоциональных особенностей детей с целью обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения в школе; понимание природы ребенка с задержкой психического развития, создание условий для полноценной коррекции и компенсации недостатков его развития;

-создание условий для формирования достаточных и глубоких знаний о здоровье;

-взаимодействие и сотрудничество учителей и детей в сфере совместной деятельности, освоение норм, правил поведения и общения в школе, в семье, в социуме;

-обеспечение социальной защиты детей путем дифференциации обучения и учета индивидуальных особенностей;

-формирование потребности в физическом здоровье;

-создание культурно-досуговой программы, достаточного количества мероприятий для самореализации и саморазвития личности ребенка.

Можно рассматривать валеологию применительно к работе учителя-логопеда и в узком смысле слова. Речь идет о валеологии речи – науке о «здоровой», правильной, т.е. бездефектной, грамотной  и красивой речи. В этой связи следует вспомнить задачи, которые ставит перед собой учитель-логопед в коррекционно-логопедической работе:

-коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

-развитие лексики обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепления связи между словами);

-формирование морфологической и синтаксической системы языка;

-развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

-формирование структуры анализа предложений;

-коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-развитие зрительного восприятия, анализа зрительной памяти;

-формирование пространственных представлений;

-развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

-развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи;

-создание полноценной языковой среды.

Таким образом,  отметим, что учитель-логопед, решая важнейшие задачи, т.е. обогащая, развивая и корректируя речь, устраняя специфические ошибки в устной и письменной речи учащихся, развивая психические процессы, работая над развитием общей и тонкой моторики, над формированием эстетического вкуса, решает очень важные валеологические задачи: компенсирование недостатков развития, гармонизация личности ребенка с задержкой психического развития и способствование его адаптации в обществе. Решать данные задачи возможно и должно не только на  логопедических занятиях, но и во внеурочное время в рамках внеклассной коррекционно-логопедической работы.

Опыт работы логопедической службы II ступени школы № 131 Красносельского района г. Санкт-Петербурга в организации внеклассной коррекционно-логопедической работы является уникальным и, как нам кажется, достаточно интересным. Учителя-логопеды активно делятся своим опытом,  методическими наработками с коллегами в районе и в городе. И уже появились последователи, активно использующие нашу систему организации внеклассной коррекционно-логопедической работы.

Литература:

1.Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1991.

2.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

3.Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота: В 5 т. СПб., 1996. Т.1.

4.Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учеб. пособие для дифференцир. обучения учащихся 9-11 классов средняя школа, М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

«Пропаганда здорового образа жизни во внеклассной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с ОВЗ понимания важности здорового образа жизни,  вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...

Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...