Консультация для педагогов по школьной дезадаптации у учащихся
консультация на тему
Консультация для педагогов по школьной дезадаптации у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedagogov_po_shkolnoy_dezadaptatsii.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по преодолению школьной дезадаптации у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Школьную дезадаптацию характеризуют как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо-психологического и психо-физиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.
Процесс дезадаптации представляет своего рода «порочный круг», где с одной стороны пусковым механизмом оказывается психотравмирующая ситуация (стойкая неуспешность в обучении, трудности в установлении благоприятных межличностных контактов, неадекватно завышенные или заниженные требования и др.), а с другой стороны – мозговые дисфункции, дисгармония эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность – все то, что снижает устойчивость детского организма к стрессовым воздействиям окружающей среды.
К объективным признакам дезадаптации учащихся относятся стойкая неуспешность в обучении и отклонения в поведении. Субъективными показателями наличия дезадаптивных расстройств являются преобладание сниженного настроения, заниженная самооценка своих возможностей, отсутствие веры в свои силы, социальная отчужденность, соматические заболевания.
Главная задача, стоящая перед коллективом школы - создание целостной индивидуально-дифференцированной реабилитационной системы, основанной на междисциплинарном медико-психолого-педагогическом подходе и направленной на устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств школьников, обеспечивающей их подготовку к будущей независимой жизни.
В школе должна быть выстроена образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная среда, которая будет максимально опираться на потенциал взаимодействия взрослых с детьми, и реализовываться через следующие функции:
Воспитательная – закрепление имеющихся положительных качеств личности и формирование новых.
Компенсаторная - нахождение области оптимальной реализации возможностей учащегося.
Стимулирующая – активизация мотивационного ресурса учащихся, значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к учению.
Корректирующая – работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств личности учащегося.
Регулирующая – стимуляция процессов самопознания, саморегуляции и самокоррекции.
Образовательный процесс в школе включает педагогический, психологический и медицинский структурные блоки:
Педагогический блок
Перед педагогами стоит основная задача – в процессе общения с детьми готовить их к последующему включению в эффективные коллективные взаимоотношения, способствовать развитию навыков само- и взаимопонимания.
В качестве параметров уровня воспитанности личности можно выделить следующие:
1) Личностная самооценка:
- адекватное самовосприятие;
- адекватный уровень притязаний;
- наличие позитивных интересов и мотивов деятельности.
2) Навыки эффективного общения:
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- умение сопереживать и помогать другому человеку;
- умение взаимодействовать со сверстниками, педагогами, родителями;
- владение навыками вербального общения: умения обратиться с просьбой, выслушать другого, найти выход из конфликтной ситуации.
3) Адаптация к нормативным требованиям. Выполнение:
- режимных требований школы;
- дисциплинарных требований на учебных занятиях и во второй половине дня;
4) Владение навыками культуры поведения.
5) Социальная активность:
- участие во внеурочных мероприятиях;
- позитивная роль в коллективе.
Воспитательная работа должна реализовываться педагогами в тесном взаимодействии с психологической работой в школе.
Позитивная динамика в развитии учащихся возможна только при условии строго соблюдения этапности коррекционно-воспитательной работы, а именно:
1.Поиск индивидуальных, предпочитаемых ребенком каналов и сфер взаимодействия с окружающим миром.
2.Восстановление доверия ребенка к миру через восстановление принятия им себя и нормализацию отношений с ближайшим окружением.
3.Развитие познания и эмоционально-волевой регуляции деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации деятельности и саморегуляции.
Психологический блок
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации.
В центре внимания психологической помощи – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии, а также учащиеся, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья, а это все наши учащиеся.
Основной целью коррекционной помощи является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации.
Медицинский блок
ПМПк является неотъемлемой составляющей эффективного согласования деятельности всех специалистов учреждения, вырабатывает действительно системный взгляд на понимание имеющихся проблем в развитии учащихся. Регулярность проведения психолого-медико-педагогического консилиума учреждения зависит от необходимости принятия коллегиального решения по какому-либо вопросу (но не реже одного раза в четверть).
Результатом согласованной деятельности всех субъектов образовательного процесса является создание подлинно терапевтической среды для преодоления школьной дезадаптации у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Подготовила учитель-дефектолог Иванова Л.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»
Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...
Контрольный опрос с включением игровых элементов по теме "Школьная дезадаптация как вид социально-психологической дезадаптации, ее диагностика"
Контролный опрос...
Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения учащихся первых классов.
консультация педагога-психолога для педагогов....
Статья "Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития."
Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района....
Статья "Профилактика школьных рисков и дезадаптации среди учащихся".
В статье отражены технологии профилактической работы и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.Основной целью про...
Консультация для родителей: «Школьная дезадаптация»
Консультация для родителей:«Школьная дезадаптация»...
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....