Консультация для педагогов по школьной дезадаптации у учащихся
консультация на тему

Иванова Людмила Геннадьевна

Консультация для педагогов по школьной дезадаптации у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagogov_po_shkolnoy_dezadaptatsii.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  по преодолению школьной дезадаптации у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Школьную дезадаптацию характеризуют как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо-психологического и психо-физиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.

Процесс дезадаптации представляет своего рода «порочный круг», где с одной стороны пусковым механизмом оказывается психотравмирующая ситуация (стойкая неуспешность в обучении, трудности в установлении благоприятных межличностных контактов, неадекватно завышенные или заниженные требования и др.), а с другой стороны – мозговые дисфункции, дисгармония эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность – все то, что снижает устойчивость детского организма к стрессовым воздействиям окружающей среды.

К объективным признакам дезадаптации учащихся относятся стойкая неуспешность в обучении и отклонения в поведении. Субъективными показателями наличия дезадаптивных расстройств являются преобладание сниженного настроения, заниженная самооценка своих возможностей, отсутствие веры в свои силы, социальная отчужденность, соматические заболевания.

Главная задача, стоящая перед коллективом школы - создание целостной индивидуально-дифференцированной реабилитационной системы, основанной на междисциплинарном медико-психолого-педагогическом подходе и направленной на устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств школьников, обеспечивающей их подготовку к будущей независимой жизни.

В школе должна быть выстроена образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная среда, которая будет  максимально опираться на потенциал взаимодействия взрослых с детьми, и реализовываться через следующие функции:

Воспитательная – закрепление  имеющихся положительных качеств личности и формирование новых.

Компенсаторная -  нахождение области оптимальной реализации возможностей учащегося.

Стимулирующая – активизация мотивационного ресурса учащихся, значимости социально одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к учению.

Корректирующая – работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств личности учащегося.

Регулирующая – стимуляция процессов самопознания, саморегуляции и самокоррекции.

Образовательный процесс в школе включает педагогический, психологический и медицинский структурные блоки:

Педагогический блок

Перед педагогами стоит основная задача – в процессе общения с детьми готовить их к последующему включению в эффективные коллективные взаимоотношения, способствовать развитию навыков само- и взаимопонимания.

В качестве параметров уровня воспитанности личности можно выделить следующие:

1) Личностная самооценка:

- адекватное самовосприятие;

- адекватный уровень притязаний;

- наличие позитивных интересов и мотивов деятельности.

2) Навыки эффективного общения:

- понимание эмоционального состояния окружающих;

- умение сопереживать и помогать другому человеку;

- умение взаимодействовать со сверстниками, педагогами, родителями;

- владение навыками вербального общения: умения обратиться с просьбой, выслушать другого, найти выход из конфликтной ситуации.

3) Адаптация к нормативным требованиям. Выполнение:

- режимных требований школы;

- дисциплинарных требований на учебных занятиях и во второй половине дня;

4) Владение навыками культуры поведения.

5) Социальная активность:

- участие во внеурочных мероприятиях;

- позитивная роль в коллективе.

Воспитательная работа  должна реализовываться педагогами в тесном взаимодействии с психологической работой в школе.

Позитивная динамика в развитии учащихся возможна только при условии строго соблюдения этапности коррекционно-воспитательной работы, а именно:

1.Поиск индивидуальных, предпочитаемых ребенком каналов и сфер взаимодействия с окружающим миром.

2.Восстановление доверия ребенка к миру через восстановление принятия им себя и нормализацию отношений с ближайшим окружением.

3.Развитие познания и эмоционально-волевой регуляции деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации деятельности и саморегуляции.

Психологический блок

Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации.

В центре внимания  психологической помощи – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии, а также учащиеся, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья, а это все наши учащиеся.

Основной целью коррекционной помощи является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации.

Медицинский блок

ПМПк является неотъемлемой составляющей эффективного согласования деятельности всех специалистов учреждения, вырабатывает действительно системный взгляд на понимание  имеющихся проблем в развитии учащихся. Регулярность проведения психолого-медико-педагогического консилиума учреждения зависит от необходимости принятия коллегиального решения по какому-либо вопросу (но не реже одного раза в четверть).

Результатом согласованной деятельности всех субъектов образовательного процесса является создание подлинно терапевтической среды для преодоления школьной дезадаптации у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

                                        Подготовила  учитель-дефектолог Иванова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Адаптироваться к школе для первоклассника — задачка не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нар...

Статья "Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития."

Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района....

Статья "Профилактика школьных рисков и дезадаптации среди учащихся".

В статье отражены технологии профилактической работы и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками «группы риска» и их родителями в условиях модернизации образования.Основной целью про...

Консультация для родителей: «Школьная дезадаптация»

Консультация для родителей:«Школьная дезадаптация»...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....