Статья "Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития."
статья по теме
Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития. Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района.
Каждый день мы встречаем младших школьников. Одни спешат навстречу новым открытиям и знаниям, другие торопятся пообщаться с одноклассниками и педагогами, третьи медленно плетутся с тяжелым школьным грузом за плечами. Многие ребята учатся легко и непринужденно, получают высокие оценки, успешно осваивая школьную программу. Некоторые ученики иногда сталкиваются с какими-либо трудностями, но решают свои проблемы самостоятельно или с помощью взрослых. Есть и такие учащиеся, которые вовсе не справляются с учебой, испытывая дискомфорт в школе, нежелание учиться, имея проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий социометрический статус в классе приводит к депривации потребности в признании, что вызывает защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности, например повышенный интерес ко всему, что связано с употреблением ПАВ. Немаловажным фактором рискованного поведения является то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап саморазрушающего поведения, когда все, что связано с риском кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков, которые с удовольствием демонстрируют различные «чудеса храбрости». В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы навыки самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к ПАВ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте важным фактором риска формирования различных отклонений, в том числе употребления ПАВ, становится школьная дезадаптация, усугубляемая сложными отношениями с родителями, допускающими различные ошибки в системе семейного воспитания. Школьная дезадаптация – это невозможность найти свое место в школьном пространстве, сохраняя свою идентичность и проявляя свой внутренний потенциал. Причины школьной дезадаптации:
- Низкий уровень учебной мотивации. Сформированность у ребенка мотивационной сферы, играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие мотива хорошо выполнять все школьные требования, показывать себя с лучше стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании учебной информации. Для ребенка становится важным сам процесс получения знаний и их использование. За отсутствием познавательной направленности скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
- Низкий уровень готовности к школьному обучению. Речь идет о соответствии общего уровня развития познавательных способностей (памяти, внимания, мышления) возрастной норме. При несоответствии уровня интеллектуального развития ребенка паспортному возрасту имеются объективные причины трудностей усвоения учебного материала.
- Специфические расстройства учебных навыков. К ним относят последствия логопедических проблем раннего детства, например дислексия, дизорфография, дисграфия.
- Семейные проблемы. К ним относят деструктивные внутрисемейные отношения, вызывающие всевозможные конфликты, неправильные воспитательные стратегии, отсутствие благоприятных условий для воспитания. Сильные внутренние переживания ребенком семейного неблагополучия повышают психоэмоциональное напряжение в учебной деятельности и во взаимоотношениях в школе. Обиды, душевная боль и страхи порождают озлобленность на весь окружающий мир. Появляется желание отомстить , что приводит к нарушению школьных правил и негативному поведению.
- Дефицит социальных навыков. Недостаточный уровень социальной зрелости в суждениях и поведении может быть обусловлен как недостаточно развитым интеллектом, так и отсутствием благоприятной воспитательной системы.
- Дидактогения. Авторитарность педагогов может оказать негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащегося. Завышенные требования, претензии, отсутствие индивидуально – личностного подхода при педагогическом взаимодействии вызывают ухудшение психологического здоровья школьников и, соответственно, нежелание ходить в школу.
Среди проявлений школьной дезадаптации выделяют:
- Проблемы с успеваемостью, прогулы уроков без уважительной причины;
- Нарушения дисциплины в школе и дома;
- Конфликты с учащимися – споры, ссоры, драки и т.д.;
- Агрессивность – проявление жестокости по отношению к окружающим;
- Конфликты с учителями и родителями.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и целесообразность профилактической работы специалистов службы сопровождения, которые все делают для того, чтобы учебно-воспитательный процесс для школьников был радостным, полезным, увлекательным путешествием в мире знаний, а не пустой тратой времени и детских сил, родительских нервов, мучительных испытаний для педагогов, приводящей, в конечном итоге, к рискованному поведению.
Одним из подразделений службы сопровождения является территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, в дальнейшем ТПМПК, которая действует при администрации Московского района Санкт-Петербурга на базе ГБОУ ЦПМСС, как постоянная районная экспертная служба в решении вопросов, связанных с реализацией прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся поведением, проживающих в Московском районе Санкт-Петербурга.
ТПМПК не является юридическим лицом и действует в рамках полномочий, определенных положением о ТПМПК, в своей деятельности руководствуется правовыми актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, распоряжениями администрации Московского района. Деятельность ТПМПК включает в себя:
- Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
- Выработку по результатам обследования коллегиального заключения (далее заключение ТПМПК) о состоянии соматического и нервно-психического здоровья ребенка и подготовку индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций по: определению вида образовательного учреждения и
по определению образовательной программы /класса для детей школьного возраста с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и умеренной степени, с нарушениями зрения, требующих коррекции в условиях классов охраны зрения в общеобразовательном и специальном (коррекционном) образовательном учреждениях.
- Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных учреждений по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Организацию взаимодействия с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района Санкт-Петербурга, службой социальной защиты, отделом профилактики правонарушений и зависимого поведения у детей и подростков для выбора оптимальных условий обучения и воспитания детей, оказавшихся в кризисной ситуации (дети, подвергшиеся жестокому обращению, из неблагополучных семей).
Специалисты ТПМПК работают в режиме постоянно действующей рабочей группы с целью оказания помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам профилактики школьной дезадаптации учащихся. Своевременно помочь ребенку преодолеть все психологические барьеры и трудности, чтобы дальнейшее обучение в школе стало для ребенка интересным, радостным и полезным процессом, способствующим всестороннему развитию личности и формированию компетенций, ведущих деятельность человека к успеху, и составляет круг профессиональных интересов специалистов рабочей группы ТПМПК. Работа специалистов осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется межведомственное взаимодействие.
Диагностический этап - уточнение, при необходимости, оценки актуального развития, степени выраженности отклонения в физическом или психическом развитии детей, разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи на базе ГОУ ЦПМСС, по организации их специализированного обучения и воспитания в семье. На этом этапе специалисты ТПМПК знакомятся с педагогической характеристикой, медицинскими документами из ЛПУ и ПНД, анализируют школьные работы, проводят собеседования с педагогами школ, социальными службами. При необходимости направляют детей и подростков в специализированные образовательные, медицинские учреждения для углубленного и динамического изучения особенностей их развития.
Консультационный этап предполагает оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам по проблемам обучения и воспитания детей и подростков с недостатками психического и физического развития, со школьной дезадаптацией и трудностями в обучении. На этом этапе большое внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению родителей по вопросам психического и физического состояния детей и возможностях их дальнейшего развития, необходимости оказания им адекватной помощи в образовательных учреждениях разного типа и медицинских учреждениях. Непросто бывает установить доверительные отношения, приходится прикладывать усилия, чтобы вести конструктивный диалог. Ведь родители, как правило, уже имели сложную предысторию взаимоотношений с учителями, администрацией школ. Само ожидание публичного обсуждения семейных проблем, стремление защитить ребенка или себя вызывают напряженность, настороженность, готовность к противостоянию. Однако, чуткость, внимательность, профессионализм нашей группы единомышленников позволяет создать атмосферу доверия в любой трудной ситуации, чтобы, разобравшись в проблеме, найти правильный индивидуально-ориентированный путь решения. Осуществляется и взаимодействие со школьными педагогическими консилиумами, разбор конфликтных случаев и подготовка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы с учащимися. Социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя начальной школы нередко обращаются за методической помощью к нашим специалистам, и им мы то же, безусловно, оказываем поддержку, обучая работать не только с учащимися, но и с собой в целях профилактики профессионального выгорания. Некоторых обучаем техникам саморегуляции эмоционального состояния, других знакомим с литературой по психологии, а с третьими делимся практическим опытом успешного педагогического общения.
По вопросам выбора образовательного маршрута через ТПМПК проходят дети старшего дошкольного возраста по заявлению родителей, воспитанники социального приюта в присутствии социальных педагогов, школьники по направлению КДН, органов опеки. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования все обратившиеся получают рекомендации по обучению в том или ином образовательном учреждении с учетом выявленных особенностей развития и индивидуальных возможностей. В ходе консультаций с родителями каждого ребенка проводятся просветительские беседы об особенностях актуального развития детей. Каждый взрослый, в соответствии со своим запросом, получает подробные рекомендации по гармонизации семейного воспитания и созданию благоприятных условий для обучения их детей. Специалисты ТПМПК уделяют особое внимание оказанию психологической поддержке родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые очень нуждаются в чутком отношении и понимании их проблем.
Коррекционно-развивающий этап: комплексное психолого - медико - педагогичекое обследование позволяет определить причины трудностей в обучении и школьной дезадаптации в каждом отдельном случае и составить план коррекционно-развивающей работы. По итогам прохождения ТПМПК некоторые учащиеся получают рекомендации по изменению образовательного маршрута и выбору образовательного учреждения с учетом выявленных индивидуальных особенностей психического развития, что является важной профилактической мерой по повышению уровня учебной мотивации и снижению риска проявления отклоняющегося поведения;
некоторые дети по рекомендации специалистов ТПМПК для углубленного и динамического изучения особенностей их развития и оказания им медицинской помощи направляются в специализированные медицинские учреждения. Многие ученики принимаются на сопровождение в ГБОУ ЦПМСС и проходят коррекционно-развивающие занятия у специалистов: учителя-дефектолога по коррекции и развитию учебных навыков, учителя-логопеда по коррекции и развитию устной и письменной речи, педагога-психолога по развитию познавательных способностей (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы (преодоление психологических барьеров в общении и в процессе обучения, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции). В результате коррекционно-развивающих занятий, по оценке специалистов ТПМПК на основании итогового обследования у детей повышается познавательная активность, снижается психоэмоциональное напряжение в процессе обучения, улучшается отношение к школе, повышается уровень школьной успеваемости. Благодаря сопровождению некоторым школьникам удается избежать изменения образовательного маршрута и перевода на коррекционное обучение. У некоторых детей устраняются пробелы в развитии фонематического слуха, у некоторых учащихся устраняются стойкие специфические ошибки, характерные для дисграфии, у некоторых детей отмечается положительная динамика в развитии таких познавательных способностей, как память, внимание, мышление. По окончании развивающих занятий каждый родитель получает методические рекомендации по организации дальнейших занятий со своими детьми. На ТПМПК рассматриваются и случаи школьных конфликтов между учащимися и учителями, следствием которых, по мнению специалистов ТПМПК, явилось ухудшение психического здоровья учащихся, а, именно развитие школьного невроза, снижение уровня учебной мотивации, школьной успеваемости, проявление негативного отношения к школе и окружающим. В одном из случаев, к примеру, педагоги школы готовили документы для КДН из-за проявления школьницей агрессивного поведения. Специалистам ТПМПК, с привлечением социальных педагогов и педагогов-психологов, кураторов ГОУ, удалось определить объективные причины конфликтных ситуаций, оценить уровень актуального развития и потенциальные возможности учащейся и составить рекомендации для всех участников конфликтов. В результате работы специалистов ГОУ ЦПМСС школьница получила рекомендации по смене ГОУ, но не программы обучения. Удалось избежать постановки ее на учет в КДН; она была принята на сопровождение к специалистам центра и прошла коррекционно-развивающие занятия, что позволило снизить уровень тревожности, помочь в развитии навыков саморегуляции, формировании позитивного отношения к школе и окружающим, улучшить успеваемость. Педагогам ГОУ была оказана консультативная помощь по оптимизации учебно-воспитательного процесса; родители получили психологическую поддержку и рекомендации по организации помощи своей дочери в преодолении трудностей школьной адаптации.
Кроме школьных конфликтов на ТПМПК рассматриваются случаи семейных конфликтов, в результате которых, к примеру, в двух случаях дети проживали в реабилитационных центрах. На ТПМПК обратились за консультативной помощью социальные и медицинские работники данных учреждений. После проведенного комплексного психолого–медико-педагогического обследования по каждому ребенку были разработаны индивидуальные рекомендации по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи. Специалисты реабилитационных центров получили подробную информацию об уровне актуального развития подростков, их потенциальных возможностях и методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с ними. Родители этих детей были приглашены на консультации к специалистам ТПМПК, где с ними проводились разъяснительные беседы о необходимости изменения стратегии во взаимоотношениях с детьми и гармонизации семейного воспитания.
Таким образом, помощь в разрешении конфликтных ситуаций осуществляется специалистами ТПМПК в рамках сотрудничества с КДН, школьными консилиумами и специалистами социальных и реабилитационных центров. В целом, по отзывам родителей и педагогов ГОУ работа ТПМПК является эффективной профилактической мерой по преодолению школьной дезадаптации, формированию учебной мотивации, снижению социальных рисков учащихся начальной школы.
На протяжении нескольких лет менялась структура и организация работы ТПМПК с тем, чтобы выйти на качественно новый уровень. В настоящее время можно констатировать тот факт, что работа школьной комиссии имеет свою уникальную специфику, смысл которой – поддержка и укрепление психического, физического и социального благополучия детей и подростков, активизация воспитательного ресурса семьи, оптимизация учебно-воспитательного процесса в ГБОУ. Фактически ТПМПК - это служба здоровья, и в этом заключается ее миссия.
Учитель-дефектолог ТПМПК ГБОУ ЦПМСС В.Н. Архипова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»
Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...
Особенности решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье представлены результаты исследования особенностей решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Исследование проводилось...
Классное самоуправление - как основная форма профилактики школьной дезадаптации в 5 классе
Как сплотить 29 разных ребят в коллективе?...
Тема: «Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием».
Уровень развития связной речи напрямую зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Нарушения связной речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняю...
Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)
Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...
Тезис "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ"
В данном материале рассказывается как можно провести иследование об общей координации в баскетболе...
Статья на тему: "Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием"
Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащаетс...