Конспект-анализ статьи В.А.Николаева, М.А.Шонина "Сущность трудового воспитания в современных условиях"
статья на тему
В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три группы характеристик, дающих представление о готовности к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_trudovogo_vospitaniya_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность трудового воспитания в современных условиях
В.А. Николаев, М.А.Шошин
Аннотация.
В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три группы характеристик, дающих представление о готовности к труду.
На основе анализа сущности понятия «труд» авторы статьи сформулировали следующее определение трудового воспитания: трудовое воспитание - это системный, диалектический процесс, направленный на социальную, нравственную, практическую подготовку к трудовой деятельности, включающий социально-творческий, личностно-развивающий, ценностно-ориентационный компоненты. Выделенные три компонента трудового воспитания имеют свои характерные черты.
Социально-творческие компоненты включают в себя:
- формирование желания трудиться
- воспитание потребности в творческом труде
- развитие высоких социальных мотивов труда
- формирование стремления к общественно полезной деятельности
Личностно-развивающие компоненты включают в себя:
- воспитание высоких моральных качеств
- развитие интереса к знаниям
- вооружение трудовыми умениями и навыками
- формирование навыков коллективной деятельности
- формирование потребности в непрерывном самосовершенствовании
- развитие способностей
Ценностно-ориентационные компоненты включают в себя:
- формирование положительного отношения к труду
- понимание значения труда
- уважение к трудящимся
- познание радости творчества
- переживание красоты создаваемых своими руками предметов
Важным элементом целостной системы трудового воспитания являются принципы реализации этих компонентов.
- Принципы реализации социально-творческого компонента призваны осознать собственный вклад в общее дело:
- Общественной значимости детского труда
- Творческой направленности
- Целесообразности
- Принципы, определяющие личностно-развивающий компонент, позволяют организовать трудовую деятельность детей:
- Коллективного характера труда
- Систематичности
- Достаточного уровня сложности
- Связи труда с наукой, учебными дисциплинами
- Активности
- Инициативности
- Самостоятельности
- Принципы реализации ценностно-ориентационного компонента создают эмоциональные стимулы для участия в труде:
- Коллективного и индивидуального анализа выполненной работы
- Оценки вклада каждого участника и всего коллектива в общее дело
- Переживание радости совместного труда
- Оценки труда
- Поощрение участников труда
Согласно статье, можно определить три вида детского труда: учебный (на уроках технологии), общественно полезный (на помощь школе) и производственный (создание материальных ценностей). Готовность детей к труду определяется социально-творческими характеристиками (стремление добровольно выполнять работу, сознательно относиться к труду и т.д.), личностно-развивающими (освоение знаний и умений, развитие морально-волевых качеств и т.д.) и ценностно-ориентационными (пробуждение чувств к обществу, людям, труду; развитие мотивов своей деятельности и т.д.).
Итак, на успешность трудового воспитание влияет: грамотное использование методики организации детского труда, психологическая готовность к труду, адекватная мотивация, то есть человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Статья убеждает, в целесообразности трудового воспитания, которое выполняет следующие функции: формирует готовность к любому труду, развивает личностные качества, умения, необходимые в жизни, дает практические навыки и способствует правильному отношению к труду.
Я считаю, что важность сущности трудового воспитания неоспорима, так как благодаря трудовому воспитанию формируются увлеченность трудом, чувство гордости за свой труд, ответственность за порученное дело, уверенность в своих силах, прослеживается осмысление, оценивание и формирование определенного отношения к самому процессу и результатам труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях
Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...
Актуальность трудового воспитания в современной школе
Актуальность трудового воспитания в современной школе...
статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.
Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...
Трудовое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС
В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА четко сказано, какие обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных тра...
Трудовое воспитание в современной школе
Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во м...
Особенности организации трудового воспитания детей в условиях социально-реабилитационного центра
Трудности перехода детей-сирот в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих в...
Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.
В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...