Актуальность трудового воспитания в современной школе
материал на тему
Актуальность трудового воспитания в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_trudovogo_vospitaniya_v_sovremennoy_shkole.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Трудовое воспитание —
это, образно говоря,
гармония трёх понятий:
надо, трудно и прекрасно.
Сухомлинский В.А.
В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания.
Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности [3, c. 306, 307].
В работах учёных-педагогов труду, как средству, воспитания отводится важное место. В.А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [6, c. 134]. А.С. Макаренко говорил о важности творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [4, c. 228]. По мнению К.Д. Ушинского «воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда» [7].
Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Испытать радость труда школьники смогут, ощутив его общественную значимость. Поэтому именно общественно-полезный труд занимает в системе школьного воспитания главное место. Он включает в себя такие виды деятельности, как, например, помощь ветеранам войны, инвалидам и больным. Известны примеры, когда некоторые школы успешно организуют отправку в дома для престарелых консервации, заготовленной школьниками на уроках технологии и т. п. Также к общественно-полезной деятельности относится забота об окружающей среде: сбор макулатуры, участие в городских субботниках по уборке мусора в парках и т. д. Роль таких мероприятий трудно переоценить. Однако даже элементарная помощь школе, такая как подклейка книг в библиотеке или работа на пришкольном участке могут иметь положительный воспитательный эффект, если дети будут выполнять эти поручения не ради вознаграждения, а из чувства морального долга [3, с. 313]. Такая работа будет полезна для ребёнка и доставит ему радость.
В системе образования на сегодняшний день остро стоит вопрос о нехватке квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. В этом плане трудовое воспитание, и сопутствующая ему грамотная профессиональная ориентация может повысить среди школьников интерес к рабочим специальностям (на основании сформированного у детей положительного отношения к труду). Ведь непопулярность рабочих специальностей кроется не только в их низкой оплачиваемости (что тоже в действительности не всегда так): причина заключается в изначально несформированном отношении к труду у ребёнка, или неправильно сформированном. Боязнь и неприятие трудового усилия — проблема не новая для педагогики. Вот что думает по этому поводу А.С. Макаренко: «Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть хоть какой-нибудь смысл» [4, с. 228]. То есть задачей педагога является привитие ученикам ориентировки, прежде всего, на результат труда, а не на его внешнюю форму: при осознании полезности работы легче переносить её кажущуюся неприятность. Достичь этого можно правильной организацией труда, о чём пойдет речь ниже.
Не следует забывать о трудовом воспитании, как элементе социализации.А.С. Макаренко говорит о социальной значимости труда следующее: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу» [4, с. 228]. С помощью трудового воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе и тем самым развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, личную инициативу. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в коллективе.
Проблема трудового воспитания также актуальна на современном этапе интегрированного обучения. Трудовое воспитание в коррекционно-педагогической работе учитывает психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогической запущенности [2, с. 212]. Трудовая деятельность для детей с отклонениями или задержкой в развитии более доступна, чем учебная, в силу особенностей их психики и интеллекта. Очень часто именно в ней они стремятся реализоваться и почувствовать свою полезность и нужность, как для сверстников, так и для взрослых. Поэтому при коррекционной работе труд (как процесс и как школьный предмет) может являться одним из главных средств не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации.
И, наконец, развитие творческих способностей детейтакже возможно, благодаря трудовому воспитанию: многообразие способов выполнения трудового поручения (задания) и предоставление ученикам своды в выборе такого способа способствует их творческому развитию.
Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, как от «третьесортного», дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе не менее важен, чем общественно-полезный и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся. Этого можно достичь путём привлечения школьников к самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной территории [3, с. 314].
Обратимся к организации трудовой деятельности, которая является важным аспектом успешного трудового воспитания. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация труда и рабочего места [3, с. 319]. Однако заметим, что в рамках школы, на сегодняшний день, процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых: возрастающая учебная нагрузка, и как следствие повышенная утомляемость детей. Во-вторых: рост количества детей с хроническими заболеваниями, в том числе аллергическим, которым некоторые виды трудовой деятельности частично или полностью противопоказаны. Поэтому при организации трудовой деятельности следует учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять подбор поручений в соответствии с ними. Никто не должен оставаться без работы.
Каждый этап трудовой деятельности является значимым в воспитательном плане. От умения поставить цель зависит качество выполняемой работы, у детей пробуждается интерес к ней (мотивация).
Этап подготовкик работе является не менее важным. На этом этапе у детей развиваются навыки простого сотрудничества, распределения общей работы между ее участниками, то есть, умение планировать работу [6, с. 45]. Навык простого сотрудничества предполагает, что дети могут работать в паре друг с другом, присматриваться, кто нуждается в помощи и пытаться совместно оценивать результаты труда. Он формируется, как правило, в младшем школьном возрасте, за ним следует более сложный навык: совместное планирование работы. На этапе формирования этого навыка важна уже слаженная работа детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. В ходе распределения заданий уже можно предоставить больше самостоятельности детям, что учит их слаженной работе в коллективе. Однако следить за справедливостью распределения объёма работы должен педагог. Именно его труд, как организатора, развивает активность и инициативность школьников, ответственность за результат труда [3, с. 315].
По окончании работы обязательным является уборка оборудования и инструментария. Это также важный навык, при формировании которого развивается аккуратное и бережное отношение к инструментам, оборудованию, умению содержать в порядке рабочее место [1, с. 26]. Также, по завершении работы, педагог не забывает подчеркнуть, благодаря чему достигнут хороший результат: раскрывает связь между качеством результата и тщательной подготовкой к выполнению задания, порядком его выполнения с организацией рабочего места. Полезно к оценке работы привлекать и самого ребёнка. Это позволяет учить его видеть причину успеха в овладенииорганизационными навыками и не удачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда [1, с. 28].
Как мы видим трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики. Опыт отечественных педагогов в сфере трудового воспитания актуален и в наши дни. Эффективность и результативность трудового воспитания в школе во многом зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств. Перед ним стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью школьников, ученическим самоуправлением, активизацией учащихся в труде и общественной деятельности. Не только учителя труда, но и классные руководители, которые сопровождают учеников на протяжении длительного времени, могут способствовать развитию трудовых навыков детей, тем самым не только подготавливая их к будущей жизни, но и способствуя развитию их нравственных качеств и творчества.
Список литературы:
- Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: «Академия», 2010. — 272 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
- Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 269 с.
- Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Актуальность проблемы дисциплины в современной школе". Выступление на ШМО классных руководителей
Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь...
Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"
Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...
Актуальность нравственного воспитания в современной школе
В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, сос...
Конспект-анализ статьи В.А.Николаева, М.А.Шонина "Сущность трудового воспитания в современных условиях"
В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три...
Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Знакомство с особенностями дополнительного образования в школе. Особенности...
Актуальные вопросы воспитания в современных условиях
Некоторые аспекты воспитания подрастающего поколения в современных условиях....
Трудовое воспитание в современной школе
Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во м...