Творческий проект "Тайна огня" для детей старшего дошкольного возраста
проект на тему

Балабан Виталий Алексеевич

Проблема безопасности жизнедеятельности человека современных условиях — одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности, закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Но именно у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности — одна из важных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peranidze_kirill_sektsiya_tehniki_i_fiziki.docx1016.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций

«Я – юный исследователь»

Тайна огня

Автор проекта:

Перанидзе Кирилл

воспитанник подготовительной группы МАДОУ «Ягодка».

Руководитель проекта:

Балабан Виталий Алексеевич

социальный педагог

МАДОУ «Ягодка»

город Лабытнанги

2018 год


АННОТАЦИЯ

Проблема безопасности жизнедеятельности человека современных условиях — одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности, закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Но именно у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности — одна из важных задач дошкольного воспитания.


ВВЕДЕНИЕ

«Огонь бывает разный Бледно-желтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, очень злой»

Е. Ильин

Цель моего проекта: узнать, что такое огонь, выяснить, какие тайны он в себе хранит.

Объектом: моего исследования стал огонь.

Предметом являются свойства огонь.

Гипотеза: Если мы узнаем свойства огня, то будем знать, как его потушить.

Чтобы достичь цели я поставил себе ряд задач:

  • Узнать что такое огонь, и какой он бывает, его свойства.
  • Выяснить чего огонь боится.
  • Провести эксперименты с огнем и как его потушить.

В работе над проектом были использованы методы и приёмы: наблюдение, беседа, просмотр видеоролика, эксперимент, интервью.

По окончании проекта мною были получены следующие результаты:

  • Огонь бывает как полезным (дает свет и тепло, возможность проводить разные исследования), так и опасным (пожары).
  • Огонь выделяет тепло, пламя огня бывает разного цвета.
  • Выяснил, что огонь тухнет, если полить его водой, засыпать землей, или песком, а также, если накрыть его.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Однажды придя в детский сад, я увидел, что к нам приехали пожарные, которые очень быстро двигались и что-то делали. Как оказалось, рядом возле детского сада загорелся гараж. Мне стало интересно, как же они его будут тушить, ведь на улице сильный ветер. Но, к сожалению, увидеть этого не получилось. Я задумался, что мне известно об огне? Чем можно потушить огонь?

Я решила начать собственное исследование и найти ответы на мои вопросы. Подумав я вспомнил, что если что-то горит, получается огонь, он очень горячий и можно обжечься, но как его тушить мне неизвестно. Вечером, когда папа забрал меня из детского сада, я решил у него разузнать все, что он знает об огне, как пожарные тушат огонь, ведь он у меня работает в пожарной службе. Папа сказал, что огонь это процесс горения какого-либо вещества, огонь бывает как полезным, так и опасным. Полезный огонь это когда человек обращается с ним аккуратно и соблюдает технику безопасности, опасным огонь становиться, когда человек не может его контролировать и он несет угрозу жизни людям. Тушат огонь пожарные водой, но если потушить не получается то тогда пожарные применяют пену. Я сделал вывод, что огонь может быть полезным и даже другом, но обращаться с ним нужно осторожно и только с взрослыми.

Получив ответы у папы на свои вопросы, мое любопытство к огню не пропало, а стало еще более сильным. Я решил обратиться к Виталию Алексеевичу за помощью. Вместе с ним мы решили исследовать огонь с помощью экспериментов, чтобы изучить огонь. В эксперименте мы можем контролировать огонь, поэтому он для нас будет безопасным. Свое исследование мы решили начать с рассматривания горящей свечи, чтобы узнать характеристики огня. Мне стало интересно, что произойдет, если горящую свечу накрыть стаканчиком. Из нашего эксперимента я узнал, что если поднести руку к огню то можно ощутить тепло, и чем выше я её поднимал, тем меньше ощущал тепло, а если накрыть её стаканчиком то огонь погаснет (Приложение 1). Огонек в низу огонь был голубой, в середине серый, а вверху желтый. Огонек дрожал и вытягивался вверх. Стало интересно, бывает ли огонь другого цвета, и мы решили поискать ответ в сети «Интернет». Там мы узнали, что огонь бывает самых разных цветов, и красный, и синий, и даже зеленый.

Огонь от газовой плиты голубого цвета. Огонь от свечи — снизу голубой, в середине серый, вверху желтый. Огонь от костра, в печке — яркий, красный, а если в костер кинуть медную проволоку, то огонь в костре станет зеленого цвета. Эксперимент был очень интересен, и хотелось продолжить узнавать новые тайны, которые хранит в себе огонь.

Второй эксперимент мы назвали «Огонь волшебник». Мы сначала на металлическую крышку положили сухое горючее, потом сверху на него надо было положить несколько таблеток «кальция глюконата» и поджечь. После того как огонь все сильнее и сильнее разгорался, стало происходить что-то непонятное, из огня стали появляться как будто щупальца, которые все росли и росли. Оказывается огонь, нагревая одно вещество, заставляет его превращаться в совершенно новое, другое вещество. Такие же реакции мы можем наблюдать, когда происходит пожар, когда то, все что горит, превращается в пепел (Приложение 3).

Третий эксперимент был магическим. Мы взяли новую таблетку сухого горючего, положили её на металлическую крышку и подожгли. Потом я взял маленькую ложку, на которую Виталий Алексеевич насыпал немного какого-то порошка и я потихоньку высыпал его на огонь. Я увидел, как в пламене огня стали появляться маленькие искорки ярко оранжевого цвета. Чтобы потушить огонь мы решили попробовать использовать землю, и у нас это получилось (Приложение 2).  

После проведенных экспериментов хотелось узнать, какие еще есть способы чтобы потушить огонь, ведь если мы не сможем контролировать огонь он может привести к пожару. Ответ на этот вопрос мы решили искать, проведя опрос среди родителей группы, а также пригласив к нам в гости работника пожарной службы.

Среди полученных ответов наиболее распространенными были следующие ответы:

  • Если очаг огня небольшой, надо его накрыть, огонь умирает, если ему закрыть доступ кислорода.
  • Залить водой.
  • С помощью огнетушителя.
  • Засыпать землей.

Встреча со специалистом пожарной службы прошла в виде интервью. Я задавал много вопросов касающихся огня, пожаров. Это были такие вопросы: Какую опасность приносит огонь? Как и чем пожарные тушат огонь? После интервью с пожарным мне стало понятно, что от огня могут возникнуть пожары, у пожарных есть специальные машины, они везут в них воду, или специальную пену, тушат пожар они с помощью длинных шланг - рукавов из которых течет вода или пена, не могут обойтись пожарные без складной лестницы, с помощью которой они добираются в трудно-доступные места.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря своему проекту я понял, что огонь хранит в себе множество тайн. Изучив в процессе экспериментов свойства огня мне стало понятно, что огонь горит, если рядом есть воздух, а если воздух заканчивается, то огонь гаснет. И теперь я знаю, что для того чтобы  потушить огонь достаточно лишить его возможности дышать. Сделать можно это с помощью воды, земли, песка, специальной пены, или огнетушителя.

Моя гипотеза подтвердилась. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.tavika.ru/2015/04/color-fire.html
  2. http://www.tavika.ru/2015/05/experiment-s-ognem.html

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации

Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...

«Детская киностудия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...