Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яйская основная общеобразовательная школа№3»
Утверждена: Приложение к ООП ООО
Директором МБОУ «Яйская оош№3» МБОУ «Яйская оош№3»
приказ № ___от ____________2018г утвержденной приказом
_____________Н.Г.Булаева №____от______________
Рабочая программа
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 5-9 классов
Количество часов в неделю:
5 класс – 1 час
6 класс -1 час
7 класс – 1 час
8 класс – 1 час
9 класс – 1 час
Количество часов в год:
5 класс – 35 часов
6 класс - 35 часов
7 класс – 35 часов
8 класс – 35 часов
9 класс – 35 часов
Составитель:
Учитель ОБЖ
М.В.Скорина
Рассмотрено Согласовано Принято
на заседании ШМО зам.директора по УВР педагогическим советом
Протокол№1 _________О.А.Будникова Протокол №1
от ______________ от____________
Руководитель РМО_______
М.В.Скорина
Яя
2018
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЖ»………………….3.
Содержание учебного предмета «ОБЖ»…………………………………………….6
Тематическое планирование по учебному предмету «ОБЖ»……………………..7
Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Яйская оош№3»
Планируемы результаты освоения учебного предмета «ОБЖ»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
- формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание учебного предмета «ОБЖ»
5 класс
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 28 |
2 | Оказание первой помощи и здоровый образ жизни | 7 |
Всего | 35 |
6 класс
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 21 |
2 | Оказание первой помощи и здоровый образ жизни | 14 |
Всего | 35 |
7 класс
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 29 |
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи | 2 |
3 | Основы здорового образа жизни | 4 |
Всего | 35 |
8 класс
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 28 |
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи | 3 |
3 | Основы здорового образа жизни | 4 |
Всего | 35 |
9 класс
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 13 |
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи | 7 |
3 | Основы здорового образа жизни | 14 |
Всего | 35 |
Тематическое планирование по учебному предмету «ОБЖ»
5 класс
Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | |
Тема 1. Основы комплексной безопасности | 28 | |
1.1 | Особенности города как среды обитания человека. | 1 |
1.2 | Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). | 1 |
1.3 | Опасные и аварийные ситуации в доме(квартире) | 1 |
1.4 | Пожар | 1 |
1.5 | Затопление квартиры. | 1 |
1.6 | Электричество. | 1 |
1.7 | Опасные вещества и продукты питания | 1 |
1.8 | Взрыв и обрушение дома. | 1 |
1.9 | Безопасность в нестандартных ситуациях | 1 |
1.10 | Опасность толпы | 1 |
1.11 | Собака бывает кусачей | 1 |
1.12 | Организация дорожного движения, причины и последствия ДТП | 1 |
1.13 | Безопасное поведение пешеходов и пассажиров. Гололёд. | 1 |
1.14 | Безопасность в общественном транспорте и автомобиле. | 1 |
1.15 | Железнодорожный транспорт. | 1 |
1.16 | Авиационный транспорт. | 1 |
1.17 | Морской и речной транспорт. | 1 |
1.18 | Психологические основы самозащиты. | 1 |
1.19 | Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) | 1 |
1.20 | Ситуации криминогенного характера в подъезде | 1 |
1.21 | Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательств | 1 |
1.22 | Правила поведения при захвате в заложники | 1 |
1.23 | Загрязнение воды. | 1 |
1.24 | Загрязнение воздуха. | 1 |
1.25 | Загрязнение почвы | 1 |
1.26 | Фильтрующие противогазы | 1 |
1.27 | Пользование противогазом. | 1 |
1.28 | Обобщение и контроль знаний | 1 |
Раздел 2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни | 7 | |
Тема1. Оказание первой помощи | 3 | |
2.1 | Виды ранений и их причины. Первая помощь. | 1 |
2.2 | Общая характеристика кровотечений | 1 |
2.4 | Первая помощь при кровотечении | 1 |
Тема2. Здоровый образ жизни | ||
2.4 | Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). | 1 |
2.5 | Телевизор и компьютер – друзья или враги? | 1 |
2.6 | Развитие и изменения организма в вашем возрасте | 1 |
2.7 | Тестирование по курсу «ОБЖ в 5 классе» | 1 |
Всего | 7 | |
Итого | 35 |
6 класс
Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 21 | |
1.1 | Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Правила поведения в автономных условиях. | 1 |
1.2 | Факторы и стрессоры выживания в природных условиях | 1 |
1.3 | Психологические основы выживания в природных условиях | 1 |
1.4 | Страх – главный психологический враг | 1 |
1.5 | Подготовка к походу и поведение в природных условиях | 1 |
1.6 | Надежные одежда и обувь – важное условие безопасности | 1 |
1.7 | Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Правила безопасности в туристических походах и поездках | 1 |
1.8 | Действия при потере ориентировки | 1 |
1.9 | Способы ориентирования и определение направления движения | 1 |
1.10 | Техника движения в природных условиях | 1 |
1.11 | Сооружение временного жилища, добывание и использование огня | 1 |
1.12 | Обеспечение питанием и водой | |
1.13 | Поиск и приготовление пищи | 1 |
1.14 | Особенности лыжных, водных и велосипедных походов | 1 |
1.15 | Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде | 1 |
1.16 | Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них | 1 |
1.17 | Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме | 1 |
1.18 | Акклиматизация в различных природно-климатических условиях | 1 |
1.19 | Коллективные и индивидуальные средства защиты | 1 |
1.20 | Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств | 1 |
1.21 | Взрывы в местах массового скопления людей | |
Всего | 21 | |
Раздел 2Оказание первой помощи и здоровый образ жизни | 14 | |
2.1 | Средства оказания первой помощи | 1 |
2.2 | Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей | 1 |
2.3 | Первая помощь при ожогах | 1 |
2.4 | Тепловой и солнечный удар | 1 |
2.5 | Обморожения и общее охлаждение организма | 1 |
2.6 | Беда на воде | 1 |
2.7 | Закрытые травмы | 1 |
2.8 | Способы переноски пострадавших | 1 |
2.9 | Правильное питание – основа здорового образа жизни | 1 |
2.10 | Значение белков, жиров и углеводов в питании человека | 1 |
2.11 | Гигиена и культура питания | 1 |
2.12 | Особенности подросткового возраста | 1 |
2.13 | Подготовка к итоговому тестированию | 1 |
2.14 | Тестирование по курсу «ОБЖ в 6 классе» | 1 |
Всего | 14 | |
Итого | 35 |
7 класс
Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 29 | |
1.1 | Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация. | 1 |
1.2 | Происхождение и классификация землетрясений. | 1 |
1.3 | Оценка землетрясений, их последствия и меры по уменьшению потерь. | 1 |
1.4 | Правила безопасного поведения при землетрясениях. | 1 |
1.5 | Общее понятие о вулканах. | 1 |
1.6 | Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. | 1 |
1.7 | Оползни. | 1 |
1.8 | Сели (селевые потоки). | 1 |
1.9 | Обвалы. | 1 |
1.10 | Снежные лавины. | 1 |
1.11 | Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин. | 1 |
1.12 | Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин. | 1 |
1.13 | Происхождение ураганов, бурь и смерчей. | 1 |
1.14 | Классификация ураганов, бурь и смерчей. | 1 |
1.15 | Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них. | 1 |
1.16 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. | 1 |
1.17 | Виды наводнений. | 1 |
1.18 | Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них. | 1 |
1.19 | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. | 1 |
1.20 | Причины и классификация цунами. | 1 |
1.21 | Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них. | 1 |
1.22 | Правила безопасного поведения при цунами. | 1 |
1.23 | Причины пожаров и их классификация | 1 |
1.24 | Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение. | 1 |
1.25 | Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его тушении. | 1 |
1.26 | Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Защита от инфекционных заболеваний людей, животных, растений. | 1 |
1.27 | Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации. | 1 |
1.28 | Человек и стихия. Характер и темперамент. | 1 |
1.29 | Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии. | 1 |
Всего | 29 | |
Раздел2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи | 2 | |
2.1 | Правила наложения повязок. | 1 |
2.2 | Первая помощь при переломах, переноска пострадавших | 1 |
Всего | 2 | |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни. | 4 | |
3.1 | Режим - необходимое условие здорового образа жизни | 1 |
3.2 | Профилактика переутомления и содержание и содержание режима дня | 1 |
3.3 | Подготовка к итоговому тестированию | 1 |
3.4 | Тестирование по курсу «ОБЖ в 7 классе» | 1 |
Всего | 4 | |
Итого | 35 |
8 класс
Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | |
1.1 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация | 1 |
1.2 | Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
1.3 | Защита от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
1.4 | Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах | 1 |
1.5 | Общие сведения о взрыве и пожаре | 1 |
1.6 | Классификация пожаров | 1 |
1.7 | Причины пожаров и взрывов, их последствия | 1 |
1.8 | Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов | 1 |
1.9 | Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах | 1 |
1.10 | Пожары и паника | 1 |
1.11 | Виды аварий на химически опасных объектах | 1 |
1.12 | Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека | 1 |
1.13 | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах | 1 |
1.14 | Защита населения от аварийно химически опасных веществ | 1 |
1.15 | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ | 1 |
1.16 | Радиация вокруг нас | 1 |
1.17 | Аварии на радиационно опасных объектах | 1 |
1.18 | Последствия радиационных аварий | 1 |
1.19 | Защита от радиационных аварий | 1 |
1.20 | Аварии на гидродинамически опасных объектах , их причины и последствия | 1 |
1.21 | Защита от гидродинамических аварий | 1 |
1.22 | Автомобильные аварии и катастрофы | 1 |
1.23 | Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов | 1 |
1.24 | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека | 1 |
1.25 | Изменение состава атмосферы (воздушной среды) | 1 |
1.26 | Изменение состояния гидросферы (водной среды) | 1 |
1.27 | Изменение состояния суши (почвы) | 1 |
1.28 | Нормативы предельно допустимых воздействий на природу | 1 |
Всего | 28 | |
Раздел 2Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи | 3 | |
2.1 | Первая помощь при массовых поражениях | 1 |
2.2 | Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами | 1 |
2.3 | Первая помощь при бытовых отравлениях | 1 |
Всего | 3 | |
Раздел 3Основы здорового образа жизни | 4 | |
3.1 | Физическая культура и закаливание | 1 |
3.2 | Семья в современном обществе | 1 |
3.3 | Подготовка к итоговому тестированию | 1 |
3.4 | Тестирование по курсу «ОБЖ в 8 классе» | 1 |
Всего | 4 | |
Итого | 35 |
9 класс
Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства | ||
1.1 | Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. | 1 |
1.2 | Терроризм, экстремизм, наркотизм – сущность и угрозы безопасности личности и общества. | 1 |
1.3 | Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. | 1 |
1.4 | Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва ( при взрыве). | 1 |
1.5 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. | 1 |
1.6 | Цели, задачи и структура РСЧС. | 1 |
1.7 | Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. | 1 |
1.8 | Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм. | 1 |
1.9 | Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала. | 1 |
1.10 | Защита военнопленных и гражданского населения. | 1 |
1.11 | Защита от мошенников. | 1 |
1.12 | Безопасное поведение девушек. | 1 |
1.13 | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций. | 1 |
Всего | 13 | |
Раздел2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 7 | |
2.1 | Причины травматизма и пути их предотвращения. | 1 |
2.2 | Безопасное поведение дома и на улице. | 1 |
2.3 | Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом. | 1 |
2.4 | Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. | 1 |
2.5 | Травмы головы, позвоночника и спины. | 1 |
2.6 | Экстренная реанимационная помощь. | 1 |
2.7 | Основные неинфекционные заболевания. | 1 |
Всего | 7 | |
Раздел3. Основы здорового образа жизни | 14 | |
3.1 | Здоровье человека. | 1 |
3.2 | Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. | 1 |
3.3 | Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. | 1 |
3.4 | Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. | 1 |
3.5 | Гигиена питания и воды. | 1 |
3.6 | Гигиена жилища и индивидуального строительства. | 1 |
3.7 | Физиологическое и психологическое развитие подростков. | 1 |
3.8 | Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции. | 1 |
3.9 | Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. | 1 |
3.10 | Суицидальное поведение в подростковом возрасте. | 1 |
3.11 | Употребление табака. Употребление алкоголя. | 1 |
3.12 | Наркомания и токсикомания. | 1 |
3.13 | Заболевания, передающиеся половым путем. | 1 |
3.14 | Тестирование по курсу «ОБЖ» в 9 классе. | 1 |
Всего | 14 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...