Аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»
материал на тему
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
развития, воспитания и социализации
обучающихся старшего звена
«ЗЕМЛЯ. КРАСОТА. ПРИРОДА. МИР»
В современной России воспитание как никогда становится социально-востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества. В педагогическую практику нашего образовательного учреждения введены новые федеральные государственные образовательные стандарты, методологической основой которых является Концепция духовно-нравственного воспитания и социализации. Одним из ключевых разделов ООП ООО становится программа развития, воспитания и социализации на ступени основного общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся старших классов разработана на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, традиции малой и большой Родины, творчество, здоровье и труд, социальная солидарность. Программа разработана на основе нормативно-правовых документов Российской Федерации в сфере образования и воспитания:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального государственного стандарта (пункт 18.2.3 ФГОС ООО, приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Национальной доктрины образования;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МОУ «СОШ №11 с углублённым изучением отдельных предметов» /утверждена на заседании педагогического совета школы, протокол №4 о 27.04.2011г./. В основу программы положены идеи О. Газмана, В.Кабуша, Н. Щурковой, В.Караковского, И.Иванова, Е. Евладовой.
Программа разработана для всех субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм развития, воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_zemlya.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
(ОГБОУ ДПО КИРО)
Аттестационная работа
по программе профессиональной переподготовки
«Менеджмент в образовании»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
развития, воспитания и социализации
обучающихся старшего звена
«ЗЕМЛЯ. КРАСОТА. ПРИРОДА. МИР»
Автор работы:
Полухина Валентина Николаевна,
заместитель директора по УВР
МОУ «СОШ №11 с углублённым
изучением отдельных предметов»
г. Железногорска Курской области
г. Курск
2014 год
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
развития, воспитания и социализации
обучающихся старшего звена
«ЗЕМЛЯ. КРАСОТА. ПРИРОДА. МИР»
В современной России воспитание как никогда становится социально-востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества. В педагогическую практику нашего образовательного учреждения введены новые федеральные государственные образовательные стандарты, методологической основой которых является Концепция духовно-нравственного воспитания и социализации. Одним из ключевых разделов ООП ООО становится программа развития, воспитания и социализации на ступени основного общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся старших классов разработана на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, традиции малой и большой Родины, творчество, здоровье и труд, социальная солидарность. Программа разработана на основе нормативно-правовых документов Российской Федерации в сфере образования и воспитания:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального государственного стандарта (пункт 18.2.3 ФГОС ООО, приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Национальной доктрины образования;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МОУ «СОШ №11 с углублённым изучением отдельных предметов» /утверждена на заседании педагогического совета школы, протокол №4 о 27.04.2011г./. В основу программы положены идеи О. Газмана, В.Кабуша, Н. Щурковой, В.Караковского, И.Иванова, Е. Евладовой.
Программа разработана для всех субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм развития, воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Программа «Земля. Красота. Природа. Мир.»
- способствует развитию и воспитанию компетентного гражданина России, принимающего судьбу России, как свою лично, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны;
- содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития старших школьников, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей).
При этом наше образовательное учреждение создаёт условия для реализации указанной программы, обеспечивая:
1. Развитие, направленное на процесс результата перехода к новому, боле совершенному, качественному состоянию от простого к сложному, от низшего к высшему, к определённой степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности;
2. Воспитание с целью развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
3. Социализацию обучающихся, результатом которой должно стать усвоение социальных качеств и дальнейшее использование индивидом социально-культурного опыта: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению.
Педагогам необходимо создать такие условия образования и воспитания, которые полностью основываются на обращении к внутренним силам и способностям воспитанника и его процессам, проявляемым в действии: Самопознания, Саморазвития, Самопожертвования, Самокритики, Самопрогноза, Самоорганизации, Самоуправления, Самоактулизации.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного и воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу.
Сроки реализации программы: 2014-2019 годы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов:
1. Цель
2. Основные задачи
3. Сферы, направления и ценностные основы
4. Основные задачи результата воспитания и деятельности педагогов по сферам духовно-нравственного воспитания:
5.Содержание духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся старших классов включает характеристику современных особенностей развития и воспитания обучающихся; раскрывает основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания;
содержание, формы, методы работы с обучающимися и педагогами.
6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся формулирует и раскрывает:
- основные условия, формы и содержание по повышению педагогической культуры родителей, повышению эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения и семьи
- взаимодействие образовательного учреждения с общественными объединениями, организациями, культурными центрами и традиционными религиозными организациями, особенности этой работы в современных условиях.
7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, определяющие ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся; планируемая модель выпускника.
8.Мониторинг воспитания и социализации учащихся включает
9. Ресурсное обеспечение программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Цель:
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, способного на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей и готового к саморазвитию и духовно-нравственному самосовершенствованию.
2. Основные задачи:
Формирование личностных характеристик учащихся:
- любящих свою школу, свой край и свою Родину, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции;
-принимающих традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающих свою сопричастность к судьбе Отечества;
Воспитание креативно и критически мыслящих, активно и целенаправленно познающих мир, осознающих ценность образования, труда и творчества, мотивированных на творческую и инновационную деятельность;
Создание условий для становления личности, социально активной, уважающий закон и правопорядок, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
3. Сферы, направления и ценностные основы
Сферы, направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основаны на определённой системе базовых национальных ценностей и должны обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения воспитательного идеала осуществляется по следующим сферам и направлениям:
«ЗЕМЛЯ» (патриотическое и гражданско-правовое направление)
Ценности:
любовь к России, своему народу, своему краю, городу; служение Отечеству, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
«КРАСОТА» (духовно-нравственное и эстетическое направление)
Ценности:
нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство;, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение в творчестве и искусстве.
«ПРИРОДА» (экологическое и валеологическое направление)
Ценности:
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни; экологическое сознание.
«МИР» (героико-патриотическое и национальное направление)
Ценности:
верность; солидарность; героизм; уважение; идентичность; толерантность; личная ответственность за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями..
4. Основные задачи результата воспитания и деятельности педагогов по сферам духовно-нравственного воспитания:
Первый блок
Второй блок
«ЗЕМЛЯ»
формирование личностных характеристик учащихся, любящих свою школу, свой край и свою Родину, уважающих свой народ, его культуру и духовные
«КРАСОТА»
воспитание креативно и критически мыслящих, активно и целенаправленно познающих мир, осознающих ценность образования, труда и творчества, мотивированных на творческую и инновационную деятельность
«ПРИРОДА»
становление личности, социально активной, уважающий закон и правопорядок, осознанно выполняющей и пропагандирующей правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
«МИР»
формирование личности, принимающей традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающей свою сопричастность к судьбе Отечества
-сохранение и совершенствование созданной системы воспитательной работы, наполненной интересными делами, дающими положительную динамику воспитанности обучающихся;
-сохранение и преумножение сложившихся традиций школы;
-повышение профессионального уровня управления учебно-воспитательным процессом;
-координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
-обновление программной и материально-технической базы в системе духовно-нравственного воспитания;
-совершенствование содержания и механизмов духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе;
- использование отечественных традиций, современного опыта и инноваций в области воспитания;
-усиление роли семьи и общественности в воспитании обучающихся
-создание таких условий образования и воспитания, которые полностью основываются на обращении к внутренним силам и способностям воспитанника и его самопроцессам, проявляемым в действии: Самопознание, Саморазвитие, Самопожертвование, Самокритика, Самопрогноз, Самоорганизация, Самоуправление, Самоактулизация.
5. Содержание духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся старших классов включает характеристику современных особенностей развития и воспитания обучающихся, раскрывает основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: содержание, формы и методы работы с обучающимися и педагогами
Характеристика современных особенностей развития, воспитания и социализации
Обучающиеся на старшей ступени образования требуют особого педагогического внимания.
Современный подросток находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернет, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В современных условиях осуществления ведущей деятельности подростка усиливается конфликт между характером усвоения знаний и ценностей в школе и вне школы, который меняет структуру мышления, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям.
Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность.
Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития, воспитания и социализации. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Развитие и воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности старшеклассника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса (особую значение имеют такие предметы как: литература, ИЗО, музыка, история), внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт взрослеющего человека, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Современный ученик включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства;
духовной культуры России;
истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своего города, своей семьи;
жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Воспитание и образование должно стать единой системой учебно-воспитательного процесса.
Примерная модель воспитательного процесса
через разные виды деятельности
Учебная деятельностьВнеурочная деятельностьВнешкольная деятельностьСемейная деятельность1. Уроки
2.Углублённое изучение отдельных предметов
3.Индивидуальные занятия
4. Факультативы
5. Предметные олимпиады
6. Турнир имени Ломоносова
7. Интернет-олимпиадыКлассные дела
Коллективно-творческие дела
Кружки, клубы, спортивные секции
Объединения «Ритм»,
«13-микрорайон»,
5. Волонтёрское движение
6.Конкурсы, фестивали, соревнования и т.д
7.Акции «Помоги ближнему» и др.
8.Декады
1.Участие в городских, областных, Всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках, играх.
2. Участие в молодёжных благотворительных акциях, форумах, слётах, волонтёрском движении1. Активное участие в жизни школы:
в работе Совета школы, конференциях,
собраниях, праздниках, акциях,
форумах и т.д.
2. Совершенствование культуры воспитания детей через самообучение, посещение лекториев, изучение педагогической литературы и т.д
Духовно-нравственные основы и ценности содержатся во все школьных предметах, но такие уроки, как история, литература, музыка, изобразительное искусство имеют свои, особенные, средства гуманистического воспитательного воздействия на личность:
Литература сильна своим влиянием через канал сознания, могуществом языковых средств, строительным материалом, с помощью которого она передаёт разнообразие переживания чужого жизненного опыта, мысли, чувства художественных образов, воспитывая те или иные духовные качества.
История несёт в себе глубокую связь времён и поколений, раскрывает сущность событий, формирует чувство патриотизма.
Музыка не учит и тем более не поучает, а « предлагает» модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Музыка – источник и способ духовного общения и совершенствования, источник Любви, Красоты, Добра, человеческого достоинства, жизнелюбия.
Изобразительное искусство формирует представления человека об окружающем мире и его красоте, способствует полноте и синтетичности восприятия мира.
Биология, экология, технология, экономика, география и другие предметы помогают раскрыть сущность окружающего мира, воспитывают трудолюбие, формируют значимые отношения в обществе.
Примерная модель системы воспитательных
мероприятий для обучающихся старшего звена
Сфера
Направления
Мероприятия
«З
Е
М
Л
Я»
Патриотическое и гражданско-правовое направление
1.Традиционный праздник «День знаний»
Благотворительные акции «Филиппок», «Помоги ближнему»
Собрания старшеклассников «Я и мои права»
Конкурс творческих работ:
а) выпуск тематических стенгазет
«Школа, школа»
б) фотоконкурс «Вести с уроков»
в) конкурс – проектов «Наш любимый класс»
г)
5. Праздник микрорайона, посвященный Дню города.
6. Совет старшеклассников «Думай, предлагай, действуй!»
7. Конкурс «Символика школы»
8. Праздник «Улыбнись, ведь ты же педагог».
9. День самоуправления
10.Классные часы, посвященные Дню народного единства
11. Вечер «Уж небо осенью дышало»
12. Декада пожилого человека: а)участие в акции «Доброе сердце» (сбор консервации, продуктов питания для дома-ветеранов)
б) конкурс сочинений «Жили-были дед да баба»
13. Декада «Я гражданин России»
14. Турнир имени Ломоносова
«К
Р
А
С
О
Т
А»
Духовно-нравственное и эстетическое направлениеСовет старшеклассников «Работа в сфере «Красота»»
2. Мероприятия, посвященные Дню матери :
а) посещение матерей, чьи сыновья погибли в горячих точках.
б) классные часы «О маме…»
3. Участие в городском фестивале КВН
4. Собрания старшеклассников «Мой нравственный мир»
5. Декада «Молодежь и ее проблемы»
а) оформление стенда «Жизнь- великое счастье!»
б) работа волонтёрской группы
в) участие в городском фестивале «Остановись»
6. Конкурс классных коллективов «Свет искусства»
7. Участие в городской выставке ИЗО
8. Вечер «Снежное кружево»
9. Маскарад-шоу
10. Совет старшеклассников «Работа над КТД»
«П
Р
И
Р
О
Д
А»
Экологическое и валеологическое направление
1. Собрания старшеклассников «Я в этом мире»
2. Конкурсная программа, посвященная Дню студента «Смейтесь на здоровье»»
3. Месячник «Защитим Природу и Отечество»
4. Декада «Сохрани здоровье сам»:
5. День Святости и Верности
6. Совет старшеклассников «Работа в сфере «Здоровье»»
7. Месячник «Украсим мир, полученный в наследство»:
б) операции «Уют», «Зеленый росток»
в) выставка декоративно-прикладного искусства»
г) конкурс проектов «Экос»
8. Городской фестиваль «И вновь природа оживает»
9. Вечер «Чернобыль – полынь горькая»
10. Совет старшеклассников «Работа в сфере «Природа»»
«М
И
Р»
Героико-патриотическое и национальное направление
1. Совет старшеклассников «Работа в сфере «Мир»»
2. Традиционный праздник «Звёзды школы»
3. Акция «Диалог поколений»:
а) классные часы «Чтобы помнили…»
б) посещение ветеранов на дому
в) участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы
г) участие в акции «Георгиевская лента»
4. Собрания старшеклассников «Подведем итоги»
5. Акция «Единство и солидарность»
Модель использования разнообразных форм, методов и технологий:
Предполагаемые формы работы с обучающимисяИспользование современных технологий педагогамиФормы и методы работы с родителямиПравовые тренинги, конференции, интеллектуальные бои, конкурсы защиты проектов,
фестивали знатоков,
хит-парады,
читательские конференции,
диспуты,
дебаты,
часы общения,
походы,
экскурсии,
соревнования,
ринги,
круглые столы, и т. д.
Технология воспитания духовной культуры.
Технология педагогического взаимодействия и сотрудничества.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационные технологии.
Технология стилевого подхода
Технология творческого подхода и др.
Технология системного процесса построения воспитанияРодительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом,
вечер вопросов и ответов, семинар,
педагогический практикум,
тренинг для родителей и т.д.
Модель создания условий
для успешной социализации обучающихся в школе
Цель
Основные направления деятельности
Основные виды деятельности социально-психологической службы
Формирование социальной компетентности старшеклассников;
создание условий для формирования опыта конструктивного гражданского поведения;
организация общественно-полезной деятельности
Социально-психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации в учебно-воспитательном процессе;
сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся;
содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией прав ребёнка, Конституцией России
социально-психологическое просвещение;
социально-психологическая профилактика;
психолого-педагогический консилиум;
индивидуальные, групповые, семейные консультации;
социально-психологическая диагностика;
консультационная работа;
преподавание курса «Психология» для старшеклассников,
Сложившиеся традиции школы любят и ценят обучающиеся старшего звена. Они придают устойчивость воспитательной системы, повышают её жизнеспособность, обеспечивают положительную динамику воспитанности.
Традиционные праздники: «День Знаний», «Это слово древнее, простое…», «Свет искусства», «Школьные годы чудесные», День детства, «Прощай школа», всегда трогательны, красочны и неповторимы.
Совместные мероприятия учащихся и учителей, посвященные Дню Учителя, Дню Матери, Дню Весны, несут в себе тепло, раскрывают таланты взрослых и детей. Благодаря им, формируется уважительные и доверительные отношения: «ученик-учитель».
Внедрение специальных форм фиксации индивидуальных достижений обучающихся, чествование победителей и призёров олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок, спортивных соревнований и педагогов, подготовивших их, на празднике «Звёзды школы», даёт понять каждому, как школа гордится достижениями каждого ученика и педагога.
Ежегодный митинг Памяти Александра Федечкина, чествование ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов воспитывает патриотическое чувство у ребят.
Традиции школы естественны, просты и понятны учащимся, приняты и значимы по смыслу и воспитательному эффекту, и наша задача – сохранить и преумножить их.
6.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы нашего образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна работать в системе на всех этапах: начального, среднего и старшего звеньях. Система такой работы должна быть основана на:
- совместной педагогической деятельности семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетании педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическом внимании, уважении и требовательности к родителям (законным представителям);
- поддержки и индивидуальном сопровождении становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействии родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опоры на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы. (таблица «Модель использования форм, методов, технологий»)
Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива нашей школы
При разработке и осуществлении программы «Развития» образовательное учреждение взаимодействует, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Старшие школьники не должны быть замкнуты в определённом пространстве, поэтому в работе с ними необходимо должное внимание уделить совместной работе с различными организациями, общественностью города. Только стабильные творческие контакты с различными учреждениями города позволят вести целенаправленную работу с обучающимися старшего звена: Центром детского творчества, Станцией юных туристов, Станцией юных натуралистов, Центром молодёжи, Молодёжным парламентом, Советом Ветеранов Великой Отечественной войны, Советом воинов-интернационалистов, Центром помощи семьи и детям, Школой искусств, Учебно-производственным центром, Храмом Всех Святых Земли Российской Просиявших.
Тематические экскурсии, выставки, классные часы, уроки, проводимые в Краеведческом музее, помогают удовлетворять любознательность учащихся, дают импульс развитию личности;
Совместные праздники, вечера, встречи с известными людьми нашего города, дискотеки, организованные на должном уровне в Образцовом Дворце Культуры, направлены на формирование культуры личности, обеспечение условий духового и интеллектуального совершенствования подростков.
Доброжелательность, мягкий спокойный тон, умение увлечь в мир гармонии, согласия, единства, душевного равновесия, умение ненавязчиво заставить глубоко философски размышлять, искать истину привлекает старшеклассников, они с желанием ждут такого общения со священниками Храма Всех Святых Земли Российской Просиявших.
7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
В области личностного развития духовно-нравственное воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности,
- социальную и профессиональную мобильность на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственных решений
- ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В области общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия
общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям;
- заботу о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В области государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному
участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Качества выпускника школы
Духовно-нравственные качества:
- развитие чувства сознания и самосознания;
- чувство милосердия, сострадания, понимания, сопереживания;
- совесть, отзывчивость, искренность, доброта, справедливость;
- осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, милосердие, порядочность, уважение к старшим, осознание ценности семьи;
- способность жить рядом с представителями других культур, языков, религий, уважение к друг другу;
- целостное мировоззрение и гуманистически ориентированная деятельность.
Гражданские качества:
- внутренняя свобода и уважение к государственной власти, любовь к Родине;
- чувство собственного достоинства, дисциплинированность, патриотические чувства:
- способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и развитии демократического общества;
- знание и уважение правовых основ Конституции России
Эстетические качества выпускника:
- художественный вкус и потребность в расширении своего внутреннего кругозора в различных видах искусства;
- стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия;
- готовность посильного проявления себя в искусстве.
Физические качества:
- готовность к физическому самосовершенствованию и здоровому образу жизни;
- способность к разносторонней физической деятельности;
- стремление к постоянному совершенствованию физических качеств: энергичности, силы воли, выносливости, ловкости и т.д.
Трудовые качества:
- положительное отношение к труду;
- трудолюбие, долг и ответственность;
- предприимчивость, деловитость, экономическая и экологическая культура
Субьективная позиция выпускника:
- положительная устойчивая мотивация к непрерывному образованию и самообразованию;
-умение в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности;
- умение приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;
- понимание сущности и значимости своей будущей профессии;
- мотивация на позитивное поведение в обществе;
- целеустремлённость, собранность, упорство, требовательность к себе, самокритичность, организованность, настойчивость, воля, способность к достижению намеченной цели, оперативность, ответственность, способность к деловому риску;
- совершенствование процессов, проявляемых в действии: Самопознания, Саморазвития, Самопожертвования, Самокритики, Самопрогноза, Самоорганизации, Самоуправления, Самоактулизации.
Предполагаемая модель выпускника МОУ «СОШ №11 с углублённым изучением отдельных предметов»:
-любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
-креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
-владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
-мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
-готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
-осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
-уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
-осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
-подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
-мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
8. Мониторинг воспитания и социализации учащихся осуществлять по 3 направлениям:
-мониторинг качества результатов воспитания и социализации учащихся, производимый на основе персонифицированных методик, путём сопоставления цели воспитательной работы в классе с реально полученными результатами (с помощью педагогических наблюдений и специальных анкет). Критерием качества воспитательной деятельности является динамика личностного роста учащихся;
-мониторинг качественной деятельности педагогов, где показателями являются: соответствие цели воспитательной деятельности актуальности проблемам воспитания, адекватность форм и содержания воспитательной работы, использование воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности;
- мониторинг качества управления воспитательным процессом, где показателями качества являются: планирование воспитательной работы на основе изучения проблем данного школьного сообщества; четкое распределение обязанностей; поддержка профессиональной мотивации; осуществление грамотного внутришкольного контроля и анализа состояния воспитания в школе.
9. Ресурсное обеспечение программы
PAGE 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная работа по курсу профессиональной переподготовки по программе «Управление образовательным учреждением»
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Содержание1. Система образования Российской Федерации _____________ 3-62....
Индивидуальный план работы на меж аттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования Сафина Гульсина Хайдаровна на 2015-2020 гг
План самообразования...
Индивидуальный план работы на меж аттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования Гиззатуллина Лейсан Равиловна 2014-2019
План самообразования...
РЕФЕРАТ по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих лично...
Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Дефектология»
Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Дефектология» ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ...
Дипломная работа по программе профессиональной переподготовки "Инклюзивное образование"
В современном обществе наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию общественного интереса к проблеме социального положения людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это прои...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Технология»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программепрофессиональной переподготовки«Педагогическое образование: Технология» Тема:«Лоскутная пластика на у...