Условия формирования готовности к профессиональному самоопределению.
статья на тему
Охарактеризуем стандарты условий формирования готовности у старшеклассников к профессиональному самоопределению. Они распадаются на организационные и психолого-педагогические. Апробированные организационные условия мы находим в работах Т.В. Аникаевой, Н.В. Кирий и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_usloviya_formirovaniya_gotovnosti.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования готовности к
профессиональному самоопределению
Пронина И.Н.
педагог-психолог МБОУ СОШ № 7
г. Минеральные Воды
Охарактеризуем стандарты условий формирования готовности у старшеклассников к профессиональному самоопределению. Они распадаются на организационные и психолого-педагогические. Апробированные организационные условия мы находим в работах Т.В. Аникаевой, Н.В. Кирий и других.
Т.В. Аникаева в своей работе выделяет образовательную среду школы в качестве условия профессионального самоопределения. Использование этого условия возможно, по мнению автора, если раскрыты возможности для профессионального самоопределения старшеклассников, выявлены этапы освоения старшеклассниками возможностей образовательной среды во взаимосвязи с этапами профессионального самоопределения, определены способы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при освоении образовательной среды
Н.В Кирий разработала организационно-процессуальные и технологические аспекты внутришкольного управления процессом профессионального самоопределения. Изучая систему внутришкольного управления она определила организационную структуру и технологию внутришкольного управления. Реализованная технология внутришкольного управления процессом профессионального самоопределения включает проблемно-ориентированный и рефлексивный анализ состояния процесса профессионального самоопределения, разработку проекта перевода процесса профессионального самоопределения учащегося в новое качественное состояние, обеспечение устойчивости управляемого процесса процессом профессионального самоопределения. Организационная структура внутришкольного управления была построена по горизонтально-сетевому принципу и учитывала возможности конкретного образовательного учреждения.
С.Н. Чистякова, раскрывая психолого-педагогические условия, основным считает диагностику особенностей индивидуального развития учащихся, их интересов, склонностей и возможностей, и организацию образовательного процесса адекватно индивидуальным особенностям развития учащихся. Мы разделяем эту точку зрения.
Анализ научной литературы и собственный опыт позволил определить условия, при которых наиболее оптимально происходит формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению.
К организационным условиям формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению можно отнести: профильное обучение, реализующее личностно ориентированную парадигму образования; содер-жание образования профильного обучения, представляющее собой целостную систему, направленную на достижение адекватности профессиональных потребностей личности, ее возможностей и потребностей рынка труда; деятельность учащегося для проверки правильности выбора будущей профессии («проба сил»); оперативная перепрофилизация учащихся (в случае необходимости); кооперация старшей ступени школы с соответствующими учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; организационно-управленческое обеспечение процесса формирования готовности у старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Профильное обучение позволяет организовать уровневое обучение, адекватно степени выраженности того или иного типа интеллекта и мышления.
В связи с профилизацией обучения меняется и содержание образования. Вводятся предметы школьного компонента, исходя из их целесообразности профессиональному самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для повышения качества образовательного процесса
Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подгот...
Дидактическая разработка на тему:"Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности".
Выступление на областном конкурсе. Методическое объединение по обмену опытом. Применение теехнологии РКМ....
Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста.
Статья адресована для педагогических работников СПО....
Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"
Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"В условиях социальных и экономических преобразований российского общес...
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...
Формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся в процессе решения прикладных задач
Статья посвящена вопросу подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на уроках стереометрии...
"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"
Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.Рассмотрен процесс постеп...