"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"
статья по теме

Захарова Галина Юрьевна

Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.

Рассмотрен процесс постепенного принятия педагогом ОО идей инклюзивного образования от полного отрицания до активного транслирования успешного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад78.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на всероссийской педагогической конференции

"Актуальные проблемы коррекционной педагогики"

"Повышение психологической готовности педагогов

как условие формирования и развития инклюзивной практики

в образовательной организации"

педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Захарова Г.Ю.

Ему сказали: «Невозможно

Такое сделать - слишком сложно».

«Ну, что же, – он пожал плечами,-

А я попробую вначале»

Edgar Albert Guest

        В сравнении с зарубежной инклюзивной практикой, которая годами проходила постепенное, естественное становление, изменение, накопление опыта, в России многие вопросы принято решать революционно, реформационно в более сжатые сроки. Что не может не породить проблемы внутреннего принятия идей инклюзии как обществом в целом, так и самими педагогами. Поэтому, несмотря  на появление законодательной основы инклюзивной практики, процесс качественного её внедрения в жизнь образовательных организаций на местах тормозится наличием некоторых трудностей, одной из которых является недостаточная психологическая готовностью педагогов к введению инклюзивной практики в жизнь образовательной организации.

         Как отметила кандидат психологических наук,  доцент, директор  Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Алёхина С.В. психологическая готовность к инклюзивному образованию включает несколько компонентов:

  • Эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)
  • Мотивационные установки (инклюзия – эффективно или фиктивно?)
  • Нравственные принципы, ценностно-смысловые установки восприятия «другого»
  • Личностная готовность, воплощённая в личностных установках на ученика, внутренняя детерминация активности личности педагога
  • Информационная готовность
  • Владение педагогическими технологиями
  • Знание основ психологии и коррекционной педагогики
  • Готовность педагогов моделировать урок, использовать вариативность в процессе обучения
  • Знание индивидуальных особенностей детей
  • Готовность к профессиональному взаимодействию и обучению

        В 2017-2018 уч.г. на базе МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области начала работу региональная инновационная площадка, в рамках которой проводилось анонимное анкетирование педагогов с целью определения психологической готовности педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ инклюзивно.

        Результаты анкетирования показали, что частично проблемы принятия инклюзии большинством педагогов решены в результате уже проделанной методической работы в школе с момента появления нормативно-правовой базы инклюзивного образования в России, но всё еще присутствуют проблемы, которые мы отметим далее, а также предпримем попытки обозначить пути решения этих проблем.

        В анкетировании приняли участие 31 педагог, работающие в 1-11 классах с преобладанием специалистов с опытом педагогической работы более 10 лет (87% от опрошенных).

        По мнению 10% опрошенных педагогов более эффективно обучать  детей с ОВЗ на базе общеобразовательной школы вместе со сверстниками (т.е. инклюзивно). Отдали свой голос за эффективность обучения детей с ОВЗ в специализированных классах общеобразовательных школ 29% специалистов. 55% педагогов видят эффективным обучение детей с ОВЗ с специализированных образовательных организациях; 13% - индивидуально на дому.

Положительный эффект инклюзивного образования для нормотипичных детей видят 22,5% педагогов. 35,5% не считают, что совместное обучение детей с ОВЗ с детьми без ограничений по здоровью может принести последним какую-либо пользу.  42 % педагога затруднились предвидеть какой-либо эффект от инклюзивного образования для сверстников с обычными образовательными потребностями.

При этом 55% опрошенных педагогов школы готовы принять участие в разработке образовательных программ дополнительного образования для детей с ОВЗ совместно с их сверстниками.

Полученные результаты могут свидетельствовать о наличии у большинства педагогов внешней готовности, признании инклюзии как необходимости следовать нормам российского законодательства, сопряжённом с трудностями внутреннего принятия идеи инклюзивного образования. Причины снижения активности педагогов в формировании и развитии инклюзивной практики в образовательной организации могут скрываться в следующих факторах:

  • наличии эмоционального выгорания, личной неуверенности педагогов
  • наличии профессиональной неуверенности, отсутствии или недостаток специальных знаний об особенностях детей разных категорий ОВЗ и эффективных технологиях в работе с такими детьми, опыта работы с отдельными категориями детей с ОВЗ, ранее не обучавшихся в школе
  • отсутствии или слабость мотивации, нечётком представлении о целях, миссии, результатах инклюзивной практики
  • повышении нагрузки при прежнем материальном вознаграждении
  •  увеличении требований к современной организации образовательного процесса при сохранении традиционной классно-урочной системы, 5-балльной системы оценивания результатов освоения материала по предметам.

Инклюзия невозможна без изменения менталитета всех участников образовательного процесса. И начинать нужно именно с педагогов, иначе инклюзия будет искусственной, неэффективной, бессмысленной, фиктивной. Не приняв внутренне идеи инклюзивного образования, педагогу не удастся качественно вовлечь других участников образования в этот процесс. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

Рассмотрим процесс постепенного принятия идей от полного отрицания до активного транслирования.

        Красочно демонстрирует процесс  принятия человеком чего-либо нового, ранее не свойственного ему, следующая иллюстрация, часто используемая в мире бизнеса, образования (автор неизвестен).

http://www.1school.ru/assets/galleries/261/14.jpg

        Находясь на первой ступени "Я не буду этого делать" человек (в том числе педагог инклюзивной практики), испытывает нежелание менять свой привычный жизненный уклад, ведь, как нам кажется, лучше проверенное годами, чем неизвестно к чему приводящее новое. Педагог с большим опытом работы чувствует себя уверенно в уже отработанных, успешно зарекомендованных формах, методах и приёмах работы, благодаря которым он чувствует себя состоявшимся специалистом. Переход на новые незнакомые методы работы требует от педагога частичного отказа от прежних педагогических технологий, желания изменяться, смелости в принятии решения начать действовать, а это требует немалых внутренних сил и времени.

        Активный исследователь, эксперт и международный консультант в области инклюзивного образовании Гэри Банч утверждает:         "Неважно, как вы понимаете, главное - начать этот процесс инклюзии... Мы учимся говорить, разговаривая; учимся есть, беря ложку и начиная есть; учимся ходить, делая попытки ходить… Учиться инклюзии можно, только начав делать инклюзию..."

        Сделав первый шаг на пути к профессиональному/личностному успеху на новом поприще, педагог переходит на этап "Я не могу это сделать (не получится, не умею)".

        Начиная погружаться в проблему, изучая её, педагог понимает недостаток своих прежних знаний и умений, начинает испытывать страх, неуверенность в успешности начатого дела, способности осилить весь объём работы. Поэтому на данном этапе часто все откладывается на «потом». начинают активно работать установки "психологической защиты". Довольно часто среди них работает клише "Мне за это не платят... А раз не платят, значит и делать я это не буду". С введением Профстандарта педагога трудно утверждать, что за работу с детьми с ОВЗ не платят, ведь теперь среди личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности в выше указанном документе значится: "Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями ( с РАС, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью."

        При этом постоянный отказ педагога от работы, которую необходимо выполнить, вызывает внутренний дискомфорт, связанный с мыслями о несделанной работе или нерешенной проблеме, оставляющими чувство вины, неудовлетворенности, раздражения и злости на самого себя и тех, кто требует от человека изменений.

        Необходимость признания недостаточности в своём опыте, умениях, ощущение себя уязвлённым, вынужденным начинать путь в роли новичка, останавливает именно педагогов с большим профессиональным стажем.  Нежелание испытать чувство неуверенности, беспомощности заставляет их активно бороться или пассивно бездействовать на пути изменений.

        77% педагогов школы, участвовавших в анкетировании, готовы пройти профессиональную переподготовку для работы в образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования. Среди нежелающих погружаться в методологию инклюзии именно педагоги с опытом работы более 20 лет.

        По результатам анкетирования педагогов МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский 3% опрошенных считают себя готовыми профессионально и психологически для перехода к инклюзивному образованию; 26% обладают определённым уровне профессиональных навыков, но не готовы психологически обучать детей с ОВЗ инклюзивно; 42% указывают на наличие психологической готовности, но отсутствие достаточного уровня профессиональных навыков в работе с детьми указанной категории. 6% не готовы работать в инклюзии ни психологически, ни профессионально.

        Для педагога-практика важно качественно наполнить то, что требуется законодательством  РФ в направлении формирования и развития инклюзивной практики. Как гласит Профстандарт педагога: "...от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил". Важно показать чей-либо успешный опыт, сориентировать на преобразование теоретических идей на конкретную практику.

        На данном этапе неоценима поддержка администрации, психолога школы, научных руководителей проектов, инновационных площадок, опытных педагогов других образовательных организаций и прочих специалистов, которые уже прожили данный этап, пришли к первым результатам инклюзивной практики, приняли парадигму инклюзивного образования.

        На момент проведения анкетирования 58% педагогов МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский знакомы с отечественным и 10% с зарубежным опытом организации инклюзивного образования. В связи с чем администрацией школы на семинарах-практикумах транслировалась информация о результатах работы иностранных и отечественных педагогов, психологов, дефектологов,  был предложен самостоятельный просмотр видео лекций ведущих специалистов инклюзивной российской и зарубежной практики (С.В. Алёхиной, Г.Банча, Р.Зиглера).

        Увидев чьи-то положительные результаты в формировании и развитии инклюзивного образования, получив знания о новых технологиях, воодушевившись идеями последователей инклюзии в России за рубежом, у педагога возникает желание попробовать свои силы, перенять опыт коллег, получить удовлетворение от первого успеха на пути к изменениям. Пример эффективной работы способен наполнить педагога оптимизмом, раскрыть перспективы, которые рисует поставленная цель, более чётко увидеть механизм достижения полученного результата.

        Снизить страх перед кажущимся необъятным объёмом работы помогает дробление глобального объёма работы на части, распределение ответственности за выполнение каждой части, уточнение сроков исполнения, понимание того факта, что инклюзия возникает в одночасье, а представляет собой длительный постоянно совершенствующийся процесс претворения новых идей на практике. Опыт становления успешных практик инклюзивного образования поможет осознать то, что педагоги отдельно взятой школы не одиноки на этом пути. Схожие проблемы испытывают педагоги других регионов по всей России и за рубежом. С командой единомышленников выполнять любые задачи гораздо легче, приятнее, быстрее и эффективнее. Командная работа помогает расти как профессионально, так и личностно, придаёт уверенность, повышает самооценку. 90% опрошенных педагогов МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский отметили наличие в школе команды специалистов (дефектолога, логопеда, психолога) как решающий фактор повышения эффективности реализации инклюзии в образовательной организации.

         Воодушевившись позитивными результатами коллег, уже работающих в инклюзии, педагог принимает решение: "Я хочу это сделать!" Появляется выраженное желание идти выбранным курсом, которое является своеобразным двигателем развития.

        Педагог, прошедший предыдущие ступеньки в развитии своей готовности к инклюзивному образованию, задаётся вопросом: "Как это сделать?", становится более активным в поиске средств достижения поставленной цели. И это уже половина пути.

        71% педагогов, МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский, участвовавших в анкетировании, считают совершенствование системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ одним из важных факторов эффективной реализации инклюзивного подхода в российском образовании в целом. 16% педагогов готовы работать инклюзивно уже в настоящее время, опираясь на имеющийся опыт. Для 45 %  педагогов решающим фактором в принятии решения о согласии работать в инклюзивном классе в ближайшее время является наличие достаточной профессиональной переподготовки.

        Посещая различные курсы повышения квалификации, семинары, конференции, фестивали, круглые столы, участвуя в форумах, вебинарах, он-лайн обсуждениях и т.п., педагог обогащается методически. Чем ярче, красочнее, детализировано на данном этапе видна цель, осознаваемы ожидаемые результаты, тем у человека будет больше стимула идти дальше. На данном этапе педагог ищет готовые образцы, чтобы опробовать их в условиях работы своего класса, прочувствовать "свой метод", чтобы далее преобразовывать и творить новое, расширяя методическую базу школы, вырабатывая свой стиль. Начинается активное погружение в работу, поиск новых идей, апробация на практике, выработка своей модели работы.

        Немаловажная роль на данном этапе отводится организации систематической методической работе, поощрении активности педагогических работников со стороны администрации образовательной организации, а также систематической поддержке, контроле, анализе работы со стороны теоретиков и практиков инклюзивного образования.

        Следующие шаги "Я могу это сделать" и "Я это сделаю" подразумевают смену желания на прочные намерения, подкреплённые первыми успехами, прибавляющими педагогу уверенности в собственных силах, упрочение профессиональных связей в команде единомышленников. Так формируется и развивается опыт инклюзивной практики. Анализируя пройденный путь, оглядываясь назад, педагог осознаёт, что достиг в выбранной стезе определённого мастерства и готов поделиться опытом с другими, возникает ощущение: "Это же так просто!", "Я это сделал!"

На этом этапе педагогу важно признание его заслуг на различных уровнях от школьного до всероссийского посредством участия в различных форумах, конференциях, вебинарах  и т.п. с транслированием своих наработок уже в роли мастера, наставника для других педагогов.

        Анализируя результаты анкетирования среди педагогов МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области, наметился ряд предложений со стороны педагогов в целях повышения психологической готовности педагогического коллектива к введению инклюзивной практики в школе:

  • повышение заработной платы, наличие дополнительной оплаты при работе в инклюзивном классе, за индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности
  • участие в семинарах-практикумах, конференциях, круглых столах, форумах и т.п. формах общения специалистов по руководством научных деятелей
  • обучение педагогов на курсах повышения квалификации как очно, так и без отрыва от работы в школе (дистанционно)
  • изучение опыта работы других образовательных организаций в России и за рубежом
  • наличие методической базы в школе (программ работы с детьми с ОВЗ, разработки уроков)
  • соблюдение СанПин для детей с ОВЗ по количеству обучающихся в классе
  • расширение штата узких специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, тьютора, врача-психиатра и др.)
  • изучение психолого-педагогических закономерностей, возрастных и личностных особенностей развития детей с ОВЗ
  • профессиональное самообразование, проявление собственной активности в изучении вопросов инклюзивного образования
  • формирование позитивного общественного мнения в отношении инклюзии
  • вовлечение общественных организаций, родительских групп, профессионалов, использование потенциала ресурсных центров, работающих с детьми с ОВЗ
  • выработка государственной политики и совершенствование нормативно-правовой базы инклюзивного образования, более тщательное изучение имеющейся нормативно-правовой базы
  • повышение материально-технической оснащённости кабинетов, школы в целом
  • помощь администрации школы в разнообразии форм работы с детьми с ОВЗ (помимо классно-урочной), оценивании деятельности учащихся с ОВЗ
  • наличие команды единомышленников инклюзивно практики
  • консультации со специалистами, которых нет в школе (дефектолог, психиатр, сурдо-, тифло-педагоги, научными работниками в сфере педагогических, психологических наук и пр.), участие в тренингах
  • работа над повышением личной уверенности, уверенности, убеждённости в эффективности инклюзии.

        Таким образом, с уверенностью можно сказать, что движение педагогов нашей школы маленькими шагами к большой цели:  формированию и развитию инклюзивной практики в образовательной организации - началось. Многие понимают важность, необходимость включающего образования, постепенно растёт число педагогов, готовых активно включаться в процесс изучения технологий инклюзивного образования, апробировать их на практике. Успех не заставит себя ждать при наличии методической, материальной, эмоциональной поддержки со стороны государства, научных руководителей, администрации школы и личных качеств педагогов, таких как готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений, способность нестандартно мыслить, нестандартно действовать, умение думать о всех детях (а не отдельной категории), отстаивать свою позицию, вовлекать в инклюзию всех участников образования.

        «Я верю в инклюзию в России… Верю, потому что знаю насколько мы творческие люди. Верю, потому что знаю, насколько мы умеем понимать жизнь. Верю, потому что знаю, как мы умеем преодолевать те условия, в которых находимся….» - Алёхина С.В


Интернет-ресурсы

  • Профстандарт педагога - https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf
  • Алехина Светлана Владимировна — http://psyjournals.ru/authors/27717.shtml
  • Лесенка успеха - http://www.1school.ru/261
  • http://fb.ru/article/246502/kak-zastavit-sebya-chto-to-delat-sovetyi
  • Алёхина С.В. Видеолекция «20 шагов к инклюзивному образованию» - https://www.youtube.com/watch?v=_EyN7RzJ3Qw
  • Алёхина С.В. Видеолекция «Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса» -  https://www.youtube.com/watch?v=LP8dYLHyaB0
  • Алёхина С.В. Видеолекция «Технологии бинарного урока в инклюзивной школе» - https://www.youtube.com/watch?v=AbTm75oRJMA
  • Гэри Банч. Видеолекция «Основные педагогические стратегии в модели инклюзивного образования» - https://www.youtube.com/watch?v=ioVtWDrtl20
  • Гэри Банч. Видеолекция «Педагогические технологии инклюзивного образования в обучении  школьников» - https://www.youtube.com/watch?v=I9c39T8y16Q
  • Гэри Банч. Видеолекция "Примеры реализации эффективных технологий в инклюзивной практике" - https://www.youtube.com/watch?v=w0EoaNyASPw
  • Гэри Банч. Видеолекция "Социальные преимущества инклюзии" - https://www.youtube.com/watch?v=1PB3gk_WSOw
  • Гэри Банч. Видеолекция "Стратегии, поддерживающие чувство справедливости среди здоровых учащихся и детей с ОВЗ" - https://www.youtube.com/watch?v=ioVtWDrtl20
  • Ричард Зиглер. Видеолекция «Изменение и адаптация учебной программы и составление учебного плана» - https://www.youtube.com/watch?v=MbuyWnbbDu4
  • Ричард Зиглер. Видеолекция «Методы начального обучения детей в инклюзивном классе» - https://thexvid.com/video/2ipsjXKa9K8/ричард-зиглер-методы-начального-обучения-детей-в-инклюзивном-классе.html
  • Ричард Зиглер. Видеолекция "Международный опыт инклюзии" - https://www.youtube.com/watch?v=xaIscUk-jWs
  • Ричард Зиглер. Видеолекция "Подходы к оценке академической успеваемости и образовательных результатов обучающихся с ОВЗ" - http://www.saveyoutubevideo.net/video/pxEyPfryFRs
  • Панельная дискуссия «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» - https://www.youtube.com/watch?v=GGHge8KO__w

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление психологической готовностью педагогов к организации внеурочной деятельности.

Всё большее число руководителей современных российских организаций уделяет сегодня своё внимание поиску наиболее эффективных способов подготовки внутри орган...

Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...

Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...

Статья на тему "«Условия формирования и развития психологической компетенции педагога»

Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие психологической компетентности педагога выражает е...

Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию

Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию....