Обеспечение равного доступа к образованию
статья на тему
Проблема инклюзивного образования является одним из наиболее острых и противоречивых вопросов в сфере образования. Оно представляет собой совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Мировое сообщество определяет инклюзивное образование как наиболее эффективное и гуманное, способствующее процессу вторичной социализации детей с ограниченными возможностями, а также развитию морально-нравственных качеств детей, не обладающих такими особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_ravnogo_dostupa_k_obrazovaniyu.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение равного доступа к образованию
Шинкарева Н.В.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отдаёт предпочтение инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов.
Всерьёз об этом у нас в стране заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году при Московском городском психолого-педагогическом университете был создан Институт проблем инклюзивного образования. В 2010 году концепция инклюзивного образования нашла своё отражение в Национальной образовательной инициативе - «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённой Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».
Проблема инклюзивного образования является одним из наиболее острых и противоречивых вопросов в сфере образования. Оно представляет собой совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Мировое сообщество определяет инклюзивное образование как наиболее эффективное и гуманное, способствующее процессу вторичной социализации детей с ограниченными возможностями, а также развитию морально-нравственных качеств детей, не обладающих такими особенностями. Концепция его основана на идее о равном праве детей на доступ к образованию. Процесс инклюзивного образования предполагает интеграцию детей с психофизическими особенностями в классы детей без таких особенностей, а не формирование из таких детей в учебных заведениях специализированных классов.
В настоящее время довольно много внимания уделяют инклюзивному образованию, особенно в средствах массовой информации, но мало кто понимает и мало кто интересуется, о чём идёт речь. Реклама даёт некоторое представление о том, что это школы, где дети-инвалиды и просто дети учатся вместе, но на самом деле это очень узкое представление.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования.
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В литературе имеется информация, что разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов, за рубежом ведётся с семидесятых годов. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвящённых проблемам родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
В нашей стране первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 – 1990 годов. В одиннадцати регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что ещё больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование даёт возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного образования схема, опубликованная на сайте http://obrazovanie. Perspektiva-inva.ru/.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребёнка к обычному образованию. Инклюзивное образование, воспринимая ребёнка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. Таким образом, инклюзия больше, чем интеграция. Она означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это даёт особому ребёнку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми. Это особенно актуально для общества с низким уровнем толерантности.
В основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.
Соответственно, при инклюзивном обучении и воспитании ребёнок с ограниченными возможностями здоровья овладевает индивидуальной образовательной программой, учитывающей особенности его развития и ориентированной, на личностное развитие и социальную адаптацию.
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ограниченными возможностями здоровья, но обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребёнку с ОВЗ максимально сохранить своё привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребёнок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители получают возможность воспитывать своего ребёнка в соответствии с собственными жизненными установками.
Порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями регулируется на государственном и на мировом уровне.
Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы:
- Международные (подписанные СССР или Россией);
- Федеральные (Конституция, законы, кодексы (семейный, гражданский и др.), постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации и приказы, распоряжения, письма Министерства образования СССР и Российской Федерации);
- Региональные (Постановления и распоряжения Правительства области, а также приказы, распоряжения и письма Департамента образования области).
23 августа 1993 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Статья 28 Конвенции гарантирует детям бесплатное общее образование и требует от государств-членов ООН обеспечение его доступности для всех детей.
25 апреля 2012 года Государственной Думой России была ратифицирована «Конвенция о правах инвалидов». В статье 24 закреплено право инвалидов на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Государство и участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни.
Законодательство Российской Федерации регулирует инклюзивное образование на всей территории страны. Согласно Конституции Российской Федерации (Глава 2, статья 43), «Каждый имеет право на образование», а также «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
Статья 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» гарантирует создание необходимых условий и благоприятной среды для получения образования людьми с ограниченными возможностями.
Статья 5 (пункт 5) Федерального закона «Об образовании Российской Федерации», вступившего в силу 01.09.2013 года, закрепляет право детей с ограниченными возможностями на получение общего образования. Согласно ей создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья 79 Федерального закона закрепляет основы организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Изученные нормативные документы позволяют сделать вывод, что инклюзивное образование является приоритетным направлением государственной политики в области образования, так как именно такой способ обучения людей с ограниченными возможностями способствует их социальной адаптации, обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Литература
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова// Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-91.
2. Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В. Г. Боровик// Администратор образования. - 2013. - № 7. - С. 55-61.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".- М.: Издательство «Омега-Л», 2014.-135с.
4. http://obrazovanie. Perspektiva-inva.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования
К6 Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования - Приложения...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛИЦЕЙСКОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Я, как и другие педагоги, столкнулась с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы являются такие предметы как математика, русский яз...
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Обосновывается необходимость и возможность создания единой информационно-образовательной среды организации в целях обеспечения доступности и качества образования. Приводятся конкретные примеры сетевог...
Отчёт о результатах и эффективности деятельности по обеспечению равного доступа к качественному образованию для детей с академическими трудностями по математике
Одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости по обязательным предметам....
Доклад - "Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей".
Важнейшей целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам (детям с отклонениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа...
Буклет "Инклюзивное образование - равный доступ к качественному образованию"
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к об...