Доклад - "Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей".
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Важнейшей целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам (детям с отклонениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию.
Скачать:
Подписи к слайдам:
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования .
Несмотря на все трудности, наша школа постепенно решает данные проблемы и уже достигла неплохих результатов.
Сегодня в России инклюзивное образование выполняет не только адаптивную миссию, но и миссию гуманизации образовательной среды. Оставаясь миссией, инклюзивное образование еще долго будет существовать как исключение из общих правил, чем устойчивая тенденция развития. Для того чтобы инклюзивное образование начало давать свои плоды, необходимо время и большой коллективный труд.
Главная задача школы на сегодня – это создание равных, комфортных условий для детей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.(Слайд №1)
Добрый день, уважаемые гости, коллеги!
Важнейшей целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам (детям с отклонениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию. (Слайд №2)
В результате нормативных преобразований в Федеральном Законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено такое понятие как «инклюзивное образование».
(Слайд №3) Инклюзивное образование подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Закон указывает на то, что специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации. Однако на практике это означает то, что обучающиеся дети с ОВЗ должны получать образование совместно с обычными детьми в одних и тех же классах.
(Слайд №4) В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих специальных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, обученные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей с ОВЗ в специальных условиях, конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных школах.
Для того чтобы обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей необходимо решить ряд проблем. В первую очередь это оснащение школ. Это - широкие дверные проёмы, пандусы, поручни и подъёмники, тактильная плитка и отсутствие порожков, в классах - специальная мебель и интерактивные доски, полностью оборудованные санузлы и комнаты психологической помощи. Во-вторых, кадровое обеспечение: необходимы такие специалисты как дефектологи, сурдопедагоги, логопеды, психологи и т.д. Это далеко не полный перечень условий доступной среды в учебных учреждениях.
(Слайд №5) Несмотря на все трудности, наша школа постепенно решает данные проблемы и уже достигла неплохих результатов.
В нашем образовательном учреждении имеется хорошая материальная база для обучения и проведения мероприятий по оздоровлению, сохранению здоровья обучающихся с ОВЗ: у центрального входа установили современный пандус, отремонтирован и оборудован туалет на первом этаже, (Слайд №6) установлены широкие дверные проёмы без порожков, (Слайд №7) в помещениях нанесена особая разметка для слабовидящих детей. (Слайд №8) Кроме этого у нас имеется спортивная площадка с искусственным покрытием, детская площадка, спортивный зал оснащенный душевыми, готовится к открытию и тренажёрный зал.
Анализируя ситуацию, инклюзивное образование я бы назвала «палкой о двух концах». Да, глухие и слабослышащие дети, слепые, и слабовидящие, а также дети с тяжелыми нарушениями речи либо нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития либо, со сложными дефектами должны находиться в тесном общении со своими сверстниками, но учителя не могут уделять особым детям достаточного внимания, а единая линейка школ и учебников не позволяет детям с ограничениями здоровья освоить материал в полной мере.
Так, например, посещение уроков для ребенка с диагнозом ДЦП очень часто становится просто невозможным, так как им требуется гораздо больше времени для того, чтобы воспроизвести самые простые действия. Даже для того, чтобы ровно разрезать лист бумаги, или прочитать пару предложений им требуется приложить максимум усилий. А при этом еще и выдержать взгляды и реплики некоторых ребят. Поэтому к таким детям нужен индивидуальный подход и особое внимание.
Эти и многие другие проблемы отражают необходимость изучения инклюзивного образования в контексте преобразования системы образования в целом. Инклюзивное образование за рубежом состоялось потому, что развивалось в соответствии с общими тенденциями развития образования. (Слайд №9) Сегодня в России инклюзивное образование выполняет не только адаптивную миссию, но и миссию гуманизации образовательной среды. Оставаясь миссией, инклюзивное образование еще долго будет существовать как исключение из общих правил, чем устойчивая тенденция развития. Для того чтобы инклюзивное образование начало давать свои плоды, необходимо время и большой коллективный труд.
(Слайд № 10)
Главная задача школы на сегодня – это создание равных, комфортных условий для детей.
Один мудрец сказал: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли». Образование часто называют социальным лифтом, подчёркивая роль качественного образования в жизненном успехе человека. Считаю, что для детей с ограниченными возможностями здоровья наша школа сможет стать социальным лифтом, который обеспечит адекватные условия обучения и развития, оздоровления, реабилитации и социальную адаптацию. Мы очень надеемся, что сможем осуществить планы по развитию нашего общеобразовательного учреждения и вместе создать школу, которая была бы:
• домом творчества для учителей,
• домом радости для учащихся,
• домом спокойствия для родителей.
(Слайд № 11)
Спасибо за внимание!
Жана Сальбиевна Яхутль, заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №8» а. Нешукай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...
Отчёт о результатах и эффективности деятельности по обеспечению равного доступа к качественному образованию для детей с академическими трудностями по математике
Одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости по обязательным предметам....
Аспекты инклюзивного образования как реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование
Данная работа представляет интерес для учителей и логопедов, осуществляющих инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Работа дает представление об инклюзии как...
Обеспечение равного доступа к образованию
Проблема инклюзивного образования является одним из наиболее острых и противоречивых вопросов в сфере образования. Оно представляет собой совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможн...
Модель комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии
Авторы проекта:Руководитель социально-психологической педагогической службы сопровождения, педагог-психолог Лапыгина Н.ГМетодист Киселевич Т.П.Учитель-логопед, учитель-дефектолог Бражникова Е.А....
Система профессионального образования РФ в контексте особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Система профессионального образования РФ в контексте особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...