ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Ларькина Галина Александровна

Обосновывается необходимость и возможность создания единой информационно-образовательной среды организации в целях обеспечения доступности и качества образования. Приводятся конкретные примеры сетевого взаимодействия участников образовательных отношений в условиях единой информационно-образовательной среды образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья конференция ИТО-21 века107 КБ

Предварительный просмотр:

Г.А. ЛАРЬКИНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов»,

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается необходимость и возможность создания единой информационно-образовательной среды организации в целях обеспечения доступности и качества образования. Приводятся конкретные примеры сетевого взаимодействия участников образовательных отношений в условиях единой информационно-образовательной среды образовательной организации.

 Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы Федерального образовательного стандарта основного и среднего общего образования (далее ФГОС) [2, с.34] является обеспечение возможности эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). На сегодняшний день, когда  образовательные организации достаточно хорошо оснащены современной компьютерной техникой, имеют выход в Интернет по высокоскоростным  каналам, возникает проблема:  разумное, эффективное управление образовательной организацией с использованием всего этого в целях обеспечения доступности и повышения уровня качества образования в целом. Решить эту проблему можно путем  создания единой информационно- образовательной среды школы, района, города... Информационно-образовательная среда  (далее ИОС)  включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [2, с.39].

Таким образом, построение и функционирование модели единой ИОС, обеспечивающей автоматизацию педагогических и управленческих процессов, позволяющей  быстро и качественно обрабатывать,  использовать и обмениваться информацией, становится приоритетной задачей каждой образовательной организации.

МБОУ «Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нижнего Новгорода, победитель Приоритетного Национального Проекта «Образование»,   участник федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (научный руководитель Г.А.Игнатьева, доктор педагогических наук, зав.кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО), реализующий инновационный проект «Школа гражданского сообщества».  Проектно-сетевой институт инновационного образования представляет собой системно-сетевую организацию  развивающегося пространства инновационного регионального образования, способную эффективно аккумулировать и распространять корпоративное знание на основе новых технологий социальной коммуникации, проектно-деятельностной кооперации, в том числе посредством сетевого взаимодействия в условиях ИОС.  Основная идея школы – создание демократического школьного детско-взрослого сообщества, в котором каждый его представитель может самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении образовательных проблем. Качественно новые задачи на этапе инновационного развития Школы гражданского сообщества – включение каждого педагога в процесс инновационных изменений  за счет освоения им принципиально новой – практико–преобразующей компетенции, социальное развитие ученика и учителя, их личностно ориентированное образование, которое формируется по мере активной ответственной позиции субъекта собственного социального ответственного действия и организатора собственного образования, способного эффективно решать проблемные ситуации, возникающие в процессе реализации своего потенциала в общественно-социальной среде мегаполиса. Решать эти задачи наиболее эффективно позволяет технология сетевого взаимодействия, позволяющая создать единое информационное образовательное пространство школы, района, региона.

Сетевое взаимодействие в единой ИОС сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать в постоянно меняющемся  информационном обществе, но и динамично развиваться. Владеют ею пока не многие, но, овладев, – эффективно позиционируют инновационные образовательные программы, успешно и активно функционируют на поле образовательной политики.

Сетевое взаимодействие стало содержательной основой одного из проектов Программы развития Школы гражданского сообщества на 2013-2020гг.[2] - «Школа сетевого взаимодействия». Основная идея проекта заключается в создании единой образовательной среды для удовлетворения образовательных и культурных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования. Причины, по которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса, следующие: в поисках информации дети все чаще предпочитают урокам внешкольное пространство, в т.ч. Интернет; чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми; сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее; необходимо укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы;  обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям. Цель проекта – создать единую образовательную среду для формирования социально-успешной личности  выпускника, формирования и развития универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности участников образовательного процесса,  освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Реализация проекта «Школа сетевого взаимодействия» подразумевает следующие направления деятельности:

  • работа составляющих электронной школы,  таких как: электронный классный журнал и дневник, взаимодействие участников образовательного процесса через сайты, блоги (в настоящее время в информационное пространство школы включены: официальный сайт школы, электронная учительская, сайты школьных методических объединений, сайты и блоги учителей,  сайты-портфолио, сайты ресурсных районных центров и  др.);
  • создание виртуальных предметных кабинетов как единой образовательной среды для обучающихся и учителей;
  • создание локальной нормативно-правовой базы по переходу на электронный документооборот во всех областях образовательной деятельности школы,  совершенствование организационной структуры управления;
  • совершенствование материально-технической базы учебных кабинетов, создание условий для осуществления сетевого взаимодействия для всех участников образовательного процесса;
  • повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ-сервисов сетевого взаимодействия как современной высокоэффективной инновационной технологии;
  • организация сетевого взаимодействия с ВУЗами, образовательными учреждениями, другими организациями в рамках реализации углубленного изучения отдельных предметов, профильного образования, обучения по индивидуальным учебным планам и реализации молодежных гражданских инициатив; участие в  вебинарах,  Интернет-проектах и их проведение;
  • работа инновационных, экспериментальных площадок, районных ресурсных центров на базе школы №91:  Клуб «Профессионал», «Сетевое сообщество учителей математики», ресурсный центр по эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся;
  • использование технологий сетевого взаимодействия методических объединений школы и района, обучающихся, привлечение новых участников, в т.ч. на межрегиональном уровне;
  • пополнение и систематизация цифровых образовательных ресурсов, создание и внедрение в образовательную практику сетевых образовательных программ, мультимедийных уроков, электронных учебников, обеспечивающих реализацию сетевых проектов, дистанционного обучения;
  • публикация методических, дидактических материалов, статей, диссеминация передового педагогического опыта, в том числе через сайты школы;
  • просветительская работа с родителями в области использования сервисов сетевого взаимодействия как эффективной формы  совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса в школе гражданского  сообщества;
  • организация сетевых сообществ - клубов и объединений детской и родительской общественности.

Результаты анкетирования показали, что  все учащиеся 10-11 классов имеют возможность работы в Интернет, в остальных параллелях этот показатель не ниже 94%, что означает возможность работы по организации сетевого взаимодействия по вышеуказанным направлениям. Для тех всех остальных есть возможность работы в Интернете в школьном медиацентре, в кабинетах информатики и предметных кабинетах после уроков.

Для всех учителей школы были проведены обучающие семинары "Сетевые сервисы научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов",  на которых педагоги получили возможность научиться  пользоваться виртуальным диском в Интернете, создавать  формы для анкетирования, тестирования, а также создавать собственные сайты. Эти семинары послужили мощным толчком для развития применения ИКТ технологий, ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности, таких как: дистанционное обучение, выполнение совместных учебных проектов и учебных исследований в он-лайн режиме, а также позволили увеличить долю дифференцированности содержания обучения в целях реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Проектно-преобразующая инновационная деятельность в Школе гражданского сообщества в условиях введения ФГОС предполагает приоритет таких видов работ, как исследование (ученическое и учительское), эксперимент, социальное творчество и проектирование, организация общественной экспертизы, проведение комплексного психолого-педагогического эксперимента, организация индивидуальных образовательных маршрутов обучения,  управленческая деятельность (в т.ч. самоуправление), здоровьеформирующая деятельность. Все эти виды деятельности более успешно могут осуществляться посредством сетевого взаимодействия.

Приведу конкретные примеры функционирования ИОС (сетевого взаимодействия) в нашей школе.

I. Простейшая форма организации дистанционного обучения, которая успешно может быть применена любым учителем без использования специальных  оболочек дистанционного обучения   имеет следующий алгоритм:

1) учащиеся получают через электронный дневник ссылку на видеоурок,  презентацию, размещенную на виртуальном диске (Google,  Yandeх,  Mail и др.), изучают материал урока;

2) получают ссылку на задание, подготовленное учителем и размещенное на собственном сайте или на сайте школы,  или на виртуальном диске (т.е. возможностей  множество), выполняют его;

3) далее через формы для тестовых ответов виртуального диска отправляют свои ответы;

4) учитель получает ответы  в виде таблицы Excel, в которой отражается информация,  в том числе о времени, когда ответы учеником были отправлены, т.е. есть возможность задавать и временные рамки для выполнения заданий;  проверяет и анализирует ответы учащихся и может снова дать ссылку через электронный дневник конкретному ученику  о его результатах, послать электронное сообщение родителям. 

5) анализ работы всего класса дает возможность спланировать работу по коррекции результатов, а также выдать дифференцированные  задания каждому учащемуся или группе учащихся, в том числе обучающимся по индивидуальным учебным планам.

Такой вид  работы  автоматизирует часть труда учителя, экономит время, усиливает контроль за усвоением материала учащимися, развивается ИКТ – компетентность и учителя, и обучающихся.

II. Совместная работа группы учащихся (педагогов) над одним проектом (социальным, творческим, учебным, исследовательским) в режиме он-лайн. Создается сайт, или на виртуальном диске презентация, документ;  дается совместный доступ к их редактированию (или только чтению) определенной группе людей; одновременно могут работать все, у кого есть доступ, причем находясь в разных местах (дома, в школе, в любом месте, где есть Интернет). Так был создан и успешно используется учителями и учащимися виртуальный кабинет математики.

III. Удобно использование сетевых форм для проведения различных видов электронного анкетирования. Например, создана анкета – опрос по какой-либо проблеме, размещена ссылка на сайте школы с просьбой ответить на вопросы. Родители (или другая целевая аудитория) отвечают на вопросы анкеты; диаграммы и графики строятся автоматически, достаточно нажать на вкладку «Показать сводку ответов». Такая огромная рутинная работа по обработке анкет выполняется компьютером, а нам остается лишь анализировать результаты и принимать управленческие решения.

Приведенные примеры показывают, что возможностей применения сетевых ИКТ-сервисов множество, нужно только подойти к этому творчески. Нет сомнений в том, что в ближайшем будущем сетевое взаимодействие учащихся, социальных партнеров, членов педагогического сообщества, как актуальная высокоэффективная инновационная технология, позволит перейти в режим электронной школы и в полной мере использовать ее возможности для достижения доступности и повышения качества образования в целом.

Литература

1. Программа развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов г.Нижнего Новгорода как Школы гражданского сообщества на период 2013-2020 г.г. – Режим доступа: http://school91-nn.ru/images/Programma_razvit_2013-2020-2.pdf   

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

 

Ключевые слова: единая информационно-образовательная среда; сетевое взаимодействие; информационно-коммуникационные технологии.

Сведения об авторе: 

Ларькина Галина Александровна,  

МБОУ «Школа №91»,

заместитель директора, учитель математики;

906-353-48-77,

larkinaggg@gmail.com 

603132, г. Нижний Новгород, ул. Даргомыжского, д. 23, к. 1, кв. 7.


G. LARKINA

Municipal budget educational institution

«School №91 with advanced courses in particular subjects»,

Nizhny Novgorod, Russian Federation

UNIFIED INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT AS A TOOL PROVIDING EDUCATION ACCESSIBILITY AND QUALITY

The necessity and possibility of creating unified information and education environment in order to provide accessibility and quality of education are justified. There are some examples of the networking cooperation educational relations of participants under the conditions of unified information and education environment in any organization.

One of the requirements of the realization of main education program of the Federal educational standard for primary and secondary education (hereinafter FGOS) [2, p.34] is providing the possibility of educational institution good governance involving information and communication technologies (hereinafter ICT). Currently educational institutions are quite well fitted with up-to-date computer hardware, they have access to the Internet through high-speed channels, and a problem appears: how it should be used by wise and efficient school administration in order to assure accessibility and quality of education growth in total. It is possible to solve this problem by developing unified information and education environment at school, in administrative district, in city etc. The information and education environment (hereinafter IEE) consists of the information-educational resources complex, the aggregate of ICT technological means, ICT hardware, communication channels, the system of modern pedagogical technologies providing tuition in recent information and education environment [2, p.39].

Thus building and functioning of the unified IEE model, which provides automation of pedagogical and managerial activity and allows to process, use and exchange information quickly and efficiently, become the first task in the list of priority of every educational institution.

School №91, Nizhny Novgorod, is a winner of the Priority National Project “Education”,   a participant of the federal innovation platform “Design and network institute for innovation education” (scientific supervisor G.A. Ignatieva, Doctor of Education, Head of the Department of Pedagogy and Andragogy, Nizhny Novgorod Institute of Education Development). The institution is realizing innovation project “School of civil community”.  Design-networking institute for innovation education is a system networking organization of developing innovation regional education space capable of efficiently cumulating and spreading corporate knowledge on the basis of social communication new technologies. It also benefits from project activity cooperation including networking interaction under the IEE conditions.  The main idea of school is formation of democratic schools community of children and adults, in which each member is able to self-determine, to find himself applicable in a certain field, to feel and to live “situation of success” in solving educational problems. Qualitatively new challenges on the stage of innovational development of the School of civil community are faced. Firstly, every teacher should be involved into process of innovational changes due to his acquisition of new practice-transforming competence. Secondly, social development of student and teacher, their personally oriented education which is forming by means of subject’s active accountable position towards his own social    responsible behavior and arrangement of his own education.  The subject is capable of resolving problematic situations emerging during the realization of his potential in the social environment of metropolitan city. The technology of networking interaction that allows creating unified information and education space for school, administrative district and region, helps to accept these challenges in the most favorable way.

Nowadays networking interaction in the unified IEE is becoming modern highly performing innovation technology which let educational institutions not only survive in permanently changing information society but develop dynamically. Just a few people own this technology but as long as others do, and they can strongly position innovational education programs and successfully and actively function in the field of educational policy.

The networking interaction became the content basis of one of the projects of Development Program for School of civil Society for the period of 2013-2020 – “School of networking interaction”. The main idea of the project is to create the unified educational environment in order to meet educational and cultural demands of pupils and their parents by increasing the education variability. There are reasons why the necessity to organize networking interaction among participants of educational process arises. Firstly, kids more frequently choose out-of-school space rather than lessons while searching for information, inter alia the Internet. Secondly, in order to be competitive many fields of activity become network-based, and network-based forms of communication and interaction are more economical and efficient. Moreover, resources enlargement is needed under conditions of the major means chronic deficit. Finally, new professional communities emerge, integration into global processes takes place, and the shift towards multiprofessional cooperation ties is outlined. Project aim is to build unified educational environment to form socially successful personality of school-leaver, to train and develop universal academic skills and the expertise in ICT of educational process participants, to teach main social roles, norms and rules.

Realization of “School of networking interaction” project consists of following areas of activity:

  • Functioning of electronic school elements such as electronic class book and school diary, interaction of educational process participants  through websites, blogs (nowadays information space of school includes official website of the school, electronic teachers’ common room, websites of school’s methodical unions, teachers’ websites and blogs etc);
  • Creating virtual subjects rooms as a unified educational environment for pupils and teachers;
  • Forming a local regulatory and legal framework on transition to electronic document circulation in all spheres of educational activity of school, upgrading organizational administration structure;
  • Ameliorating facilities and resources of classrooms, making networking interaction possible for all participants of educational process;
  • Advance training for teaching staff regarding use of networking interaction ICT services as modern high-performing innovational technology;
  • Arranging networking interaction with Universities, educational institutions and other organizations as part of advanced learning of particular subjects, field-specific education, teaching by individual education plan, implementing youth’s civil initiatives; taking part in webinars and hosting them, participating in Internet projects and designing them;
  • Working of innovational and experimental platforms, resource centers of administrative district housed by school 91: Club “Professional”, “Network community of maths teachers”, resource center on efficient organization of off-class-hours pupils’ activity;
  • Benefiting from networking interaction technologies of school and administrative district’s methodical unions and pupils, engaging new participants including ones on the regional level;
  • Refilling and systematizing digital educational resources, designing and implementing network-based educational programs, multimedia based lessons, distance learning into educational practice;
  • Releasing methodical, didactic materials and articles, disseminating progressive pedagogical experience through the school’s website as well;
  • Enlightening parents about use of networking interaction services as high-performing form of cooperative activity of all educative process participants in the school  of civil community;
  • Organizing networking communities like clubs and unions of kids and parents’ society.

Questionnaire results demonstrated that all students in 10th and 11th grades have the opportunity to work in the Internet, in the rest of grades this index does not fall less than 94%, it means there is possibility to organize the networking interaction on the aforementioned directions. For the rest of students the facilities for work in the Internet are provided in the school media center, classroom of informatics and subjects rooms after classes.  

Tutorial seminars “Network-based services of scientific and methodical maintenance for innovational activity of teachers” were held for all school teachers, there they got the opportunity to learn how to use virtual disk in the Internet, how to make questionnaire forms, testing forms and how to create their own websites as well. These seminars pushed up the development of applying the ICT technologies, electronic educational resources during and after lessons such as distance learning, carrying out group training projects and educational researches on-line. It also has had a positive influence on growth of educational content differentiation in order to put individual educational routes into effect.

Project-transforming innovational activity in the School of civil society under FGOS implementation considers research (pupils and teachers’), experiment, social creativity and engineering, organization of public inspection, running of complex psychological and pedagogical experiment, organization of individual educational routes, administration (including self-administration), health-forming activity to be of high priority. All these kinds of activity can be successfully exercised through networking interaction.

Here are particular cases of IEE (networking interaction) functioning in our school:

I. The simplest form of distance learning organization, which can be applied by any teacher without using specific tools of distance learning, is carried out by a following algorithm:

1) Students get the link to video lesson, presentation uploaded to virtual disk (Google, Yandex, Mail etc) through electronic school diary, study material of the lesson.

2) Students get the link to the assignment prepared by a teacher and uploaded to his own website or to the school website or on the virtual disk (so there is whole variety of possibilities), complete it;

3) Then they send their answers through virtual disk forms of test answers;

4) The teacher get the answers in the form of Excel table where is information about time when a student submitted his answers, so teacher is able to set time frames for tasks completion; the teacher also checks and analyses the students’ answers and after that he or she can give the student the link again to his results through the electronic school diary and send a message to parents.  

5) The analysis of the whole class work gives the opportunity to plan actions on results correction, and also to choose differentiated tasks for each student or a group of students including those who study by their individual education plans.

This kind of work automates part of teacher’s labor, saves time, strengthen the control over acquisition of material, helps both teacher and student’s competencies develop.

II. Group of students (teachers) altogether work on a project (social, creative, study, research) on-line. They create a new website or a presentation/ a document on the virtual disk; the group gets access to edit (or just to read) the materials; all people who have the access can work simultaneously being in different places (home, at school, anywhere as long as there is the Internet connection). In the same manner the virtual maths classroom was created and now it is used by teachers and students favorably.

III. It is very convenient to exploit network based forms for running different types of electronic questionnaires. For instance, there is a questionnaire on an issue; on the school website we have a link to this questionnaire with a polite request to answer the questions. Parents (or other target audience) respond; diagrams and graphs are constructed automatically, you just need to press the “Show summary of responses” button. This huge routine work on processing the data is executed by computer and we just need to analyze the results and make administrative decisions.

The examples illustrate that there is a big range of possibility to apply network based ICT services, the creative approach is only needed. Undoubtedly that in the near future networking interaction of students, social partners, members of pedagogic community as relevant highly efficient innovational technology will allow to transit into the electronic school mode and to the full extent use its capabilities in order to achieve accessibility and education quality growth in total.  

Literature.

1. Development Program of Municipal budget educational institution «School №91 with advanced courses in particular subjects», Nizhny Novgorod, as the School of civil society for the period of 2013-2020 – URL: http://school91-nn.ru/images/Programma_razvit_2013-2020-2.pdf   

2. Federal state educational standard for primary and secondary education / Ministry of Education and Science of Russia. – Moscow.: Prosveschenie, 2011. – 48 p. – (Standards of the second generation).

 

Key words: unified information and education environment; networking interaction; information and communication technologies.

About the author:

Larkina Galina Alexandrovna,  

MBEI «School №91»,

Deputy director, mathematics teacher;

906-353-48-77,

larkinaggg@gmail.com 

603132, Nizhny Novgorod, Dargomyzhskogo str., 23/1, 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общ...

Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением

Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспек...