Рабочая программа по искусству для 8 класса.
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по искусству для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_8kl_2017.docx | 161.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСКУССТВО
8 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:
- Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» (Приказ МО РФ от 5 марта2004 г. №1089)
- Примерной программы по изобразительному искусству и музыки (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
- Учебной программы «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (2011 год издания).
Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (I—VII классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.
Цель общего художественного образования и воспитания — развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и необходимостью введения подростка в современное информационное социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентации.
В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форде освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Цель реализуется в ходе решения следующих задач:
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— воспитание художественного вкуса;
— обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман,A. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев,B. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — раскрытие функций искусства, которое осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными художественными средствами.
Любое явление искусства может быть прочувствовано, познано, личностно присвоено школьником только через художественный образ — смысл и цель искусства. Поэтому для каждого урока важно выделять художественно-педагогическую идею, которая ориентирует ни постижение художественного образа и определяет нелепые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, техпомощи, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, и театры, кино и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, математики, физики, технологии, информатики.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих взаимосвязи жизни и искусства. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
Структурно художественный материал программы подчиняется принципу концентричности (неоднократное обращение к значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство»). Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества иотдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы в 8 классе на учебный предмет «Искусство(музыка)» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Таблица тематического распределения часов на ступень обучения
Разделы, | Количество часов | ||
8кл. | |||
Теория | Практика | ||
11 | Искусство в жизни современного человека. | 3 | |
22 | Искусство открывает новые грани мира. | 6 | 1 |
33 | Искусство как универсальный способ общения. | 7 | |
44 | Красота в искусстве и жизни. | 9 | 1 |
55 | Пракрасное пробуждает доброе. | 8 | |
66 | Исследовательский проект. | 1 | 2 |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.
Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются знакомством с языком театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.
Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека. Активное освоение школьниками образовательного пространства интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса «Искусство» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
— сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
— присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
— ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
— уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
— наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
— освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
— коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
— навыки проектирования индивидуальной художественно-гворческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
— самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
— адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
— устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную, деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
— пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);
— понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
— эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
— присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
— общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
— развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
— осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
— умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
— осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
— воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
— иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
— использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании 8 класса школьники научатся:
— понимать значимость искусства, ею место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа;
— воспринимать явления художественной культуры разных народов, осознавать место в ней отечественного искусства;
— личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;
— описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
— воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности;
— осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать
свою позицию;
— структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе в Интернете; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;
— ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;
— аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
— использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;
— участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; заниматься художественным самообразованием.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.
Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика ее преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.
Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.
Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия — основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.
Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.
Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов.
Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека.
Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии
личности.
Содержание программы «Искусство 8 класс».
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
- Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Для реализации рабочей программы используется учебник: «Искусство» 8-9 класс /Сергеева И.Э., Кашекова Е.Д., Крицкая М. М.Просвещение 2011г. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по искусству.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через практическую и творческую деятельность, срезы и тестовые работы, анализ произведений искусств.
Контроль осуществляется в форме теста на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итогового годового контрольного теста.
«Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся»
При составлении контрольно измерительных материалов необходимо руководствоваться образовательным стандартом, рабочими программами по предмету, созданными на основе примерных, и деятельностным подходом, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Проверка теоретических знаний по предмету, предполагает не просто ответы на сформулированные вопросы, а собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности.
1. ведение конспекта - способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала;
отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;
отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;
отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;
отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию; а также за невыполнение задания;
2. Домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, что соответствует требованиям к предмету
отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;
отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,
отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника без осмысления и отсут-ствие собственной позиции;
отметка «2» ставится за невыполнение задания;
3. Критерии оценивания работы в форме защиты проекта (презентации)
отметка "5" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.
отметка "4" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.
отметка "3" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая
аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.
отметка "2" – проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности.
4. Олимпиадные задания делятся на три группы. Задания первой группы направлены на проверку знаний о конкретных явлениях искусства и культуры. Задания второй группы для своего выполнения требуют умений давать
оценку произведений искусства, на доступном уровне осуществлять их критический анализ. Задания типа эссетребует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.
Задания раздаются каждому ученику в печатном виде. За участие в школьном туре ученики получают оценку в
журнал:
Оценка «5» ставится, если ученик набрал от 70 до 100 баллов.
Оценка «4» ставится в случае, если ученик набрал от 50 до 70 баллов.
Оценка «3» ставится от 30 до 50 баллов.
Оценка «2» - не ставится, предлагается выполнить дома творческую работу.
5.Рефераты.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил письменную работу в соответствии со всеми требованиями и при защите продемонстрировал методы исследовательской деятельности, глубокое владение теоретическим знаниями и практиче-скими навыками, а также личную или общественную значимость работы.
Оценка «4» ставится в случае, если ученик не достаточно чётко сформулировал свою позицию при защите, если имеют-ся небольшие недочёты в структурно-содержательном компоненте.
Оценка «3» ставится при несоблюдении требований к письменной работе, а также, если устная защита недостаточно ло-гична и убедительна. требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.
1. Устные ответы
2. Синквейн («наглядный» экспресс-опрос) рассчитан как на развитие, так и на диагностику способности учащихся к обобщению и образному мышлению. Конкретные виды заданий: учащимся предлагается после знакомства с произведением искусства написать (за 5-10 мин) а) одно существительное; б) два эпитета; в) три глагола; г) фразу из четырех слов, связанную с произведением; д) одно слово, выражающее суть произведений. Критерием оценивания может выступать выполнение задания на уровне сущностного, смыслового постижения содержа-ния произведения, что оценивается учителем или одноклассниками после обмена работами. Другой вариант – факт выполнения всего задания за отведенное время – «зачет».
Список научно-методической литературы.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Искусство 8 класс»
- Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2011 г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
- «Хрестоматия музыкального материала», фонохрестоматия 8 классы.
- Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
- Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Сайты для работы:
1.http://school.univertv.ru/ - видеоуроки
9.http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
10.http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо
11.http://www.koob.ru/books/draw/ по ИЗО – репродукции.
12.http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о животных
Календарно-тематический план
8 класс
Дата | № урока | Тема | Содержание учебного материала | Система заданий | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1: Искусство в жизни современного человека - 3 часа | ||||||
3.09 | 1 | Искусство вокруг нас | Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. | Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале). Составить схему «Виды искусства» | Прочитать материал учебника стр.6-8 | |
10.09 | 2 | Художественный образ – стиль – язык | Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале) | Привести примеры | Ответить на вопросы на стр.13 | |
17.09 | 3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. | Подготовить сообщение о жанрах искусства | Конспектировать биографию Леонардо да Винчи | |
Раздел 2: Искусство открывает новые грани мира - 7 часов | ||||||
24.09 | 4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира. Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). | Выполнение творческих заданий из учебника «Искусство» (с.21,22). | Подготовить презентацию | |
1.10 | 5 | Зримая музыка | Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Незатейливая красота среднерусской полосы Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.) | Ответить на вопросы на стр. 27. | Выполнить художественно-творческое задание на стр. 27 | |
8.10 | 6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. | Рембрандт Харменс ванн Рейн «Портрет старухи» - анализ произведения | Подготовить сообщение о русских портретистах | |
15.10 | 7 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников Как начиналась галерея | Портреты наших великих соотечественников. Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. | Написать мини-сочинение: свое впечатление от женских портретов, написанных русским художниками | Ответить на вопрос 3 стр. 35 | |
22.10 | 8 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников Как начиналась галерея | Репин И. «Портрет Льва Толстого» - какое эмоциональное состояние передано в нем художником | Подготовить презентацию «Третьяковская галерея» | ||
29.10 | 9 | Музыкальный портрет Александр Невский | Портреты наших великих соотечественников. Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. | Творческое задание 1 стр 43 | Прочитать материал учебника стр 40-43 | |
12.11 | 10 | Портрет композитора в литературе и кино | Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины). Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. | Фрагменты произведений В.Моцарта: Симфония № 40 «Маленькая ночная серенада» «Рондо в турецком стиле» «Реквием». | Ответить на вопрос 2 стр.45 | |
Раздела 3: Искусство как универсальный способ общения - 7 часов | ||||||
19.11 | 11 | Мир в зеркале искусства | Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. | Рассмотреть произведения : М.Аникушкин «Памятник А.С. Пушкину в С-Петербурге», «Колизей», Й.Утсон «Оперный театр в Сиднее». В какую эпоху переносят нас эти пр-я? Какие особенности языка помогди вам это понять? | Написать эссе по одному из произведений | |
26.11 | 12 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происхо-дит передача сообщений в искусстве? | Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. | Лекция-презентация «Известные музеи страны» (Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж в С-Петербурге). Рассмотрите репродукции картин. Выберите одну из них, кот-я привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка созданы эти образы? | Подготовить сообщение об одном из музеев Улан-Удэ | |
3.12 | 13 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происхо-дит передача сообщений в искусстве? | Сравните содержание и эмоциональный строй двух переводов (стр.54-55). Найдите в них общее и различное. Какой из этих переводов вам больше понравился? Почему? | Выучить понравившийся сонет У.Шекспира | ||
10.12 | 14 | Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. | Задание 1,2 стр.57 | Изучить материал учебника стр.56-63 и ответить на 1 вопрос стр 63 | |
17.12 | 15 | Художественные послания предков. Разговор с современником. | Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. | Разработаь сценарий одного из народных праздников Бурятии. Перечислить знаки-символы, которые раскрывают смысл, содержание праздника | Ответить на вопрос 7 стр.67 | |
24.12 | 16 | Символы в жизни и искусстве. | Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной. Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога. | Вспомните картины, песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева | Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников» | |
14.01 | 17 | Музыкально-поэтическая символика огня | Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. | Послушайте симфоническую поэму Скрябина «Прометей», нарисуйте свою цветовую композицию этого сочинения | Ответить на вопрос 5 стр. 75 | |
Раздел 4: Красота в искусстве и жизни - 10 часов | ||||||
21.01 | 18 | Что есть красота | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. | «Как вы понимаете фразу:»Искусство пробуждает в людях художников» - мини сочинение | Рассмотреть портреты на стр.76-77 и отв.на вопрос 2 стр.77 | |
28.01 | 19 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка | Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте. | Послушайте Григорианский хорал (молитву) «Аve, Maria» и «Аve, Maria» Ф.Шуберта. Что их объединяет | Прочитать Песнь Пресвятой Богородице | |
4.02 | 20 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка | Церковь Вознесения в Коломенском, Церковь Покрова на Нерли, Кёльнский собор, Реймский собор. Ответить на вопрос 2 стр.81 | Ответить на вопрос: Почему архитектуру называют застывшей муыкой | ||
11.02 | 21 | Есть ли у красоты свои законы | Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. | Создайте гармоничную композицию на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», Времена года | Изучить материал учебника стр 82-85 | |
18.02 | 22 | Есть ли у красоты свои законы | Создайте гармоничную композицию на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», Времена года | |||
25.02 | 23 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту | Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. | Охарактеризовать идеал прекрасного человека эпохи О.Ренуара | Найти и рассмотреть картины Тропинина «Золотошвейка и трудовые девушки» | |
4.03 | 24 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту | «Женские образы в произведениях художников» - написать эссе по картинам Тропинина. | Ответить на вопрос 2 стр.87 | ||
11.03 | 25 | Великий дар творчества: радость и красота созидания | Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной. | Выполнить задания 1-4 стр. 89 | ||
18.03 | 26 | Как соотноситься красота и польза | Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях). | Написать эссе «Есть ли в красоте какая-то польза» | Ответить на вопрос 1 стр.93 | |
1.04 | 27 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве | Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. | П.Пикассо «Герника». Рассмотреть все элементы картины. Найти различные значения символов. | Ответить на вопрос «Какой смысл выражает симфония №7 Д.Д.Шостаковича»? | |
Раздел 5: Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов | ||||||
8.04 | 28 | Преобразующая сила искусства | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. | Создать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы: «Моя семья», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» | Создать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы: «Моя семья», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» | |
15.04 | 29 | Преобразующая сила искусства | Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. | Кроссворд о музеях | Написать эссе «На какого героя художественного произведения я хотел бы быть похожим» | |
22.04 | 30 | Преобразующая сила искусства | Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. | Картины Шишкина, Айвазовского. | ||
29.04 | 31 | Преобразующая сила искусства | Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях. | Монументальное искусство городов россии. | Подготовить сообщение о Станиславском и Немировиче-Данченко | |
6.05 | 32 | Преобразующая сила искусства | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра. Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино. | Выступление уч-ся по сообщениям | Подобрать материал для исследовательского проекта | |
13.05 | 33 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» | Исследовательский проект. В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий: • истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; • истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; • варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.; • пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»; • музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю; • опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова; • образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех, Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций; • кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка». | Подготовиться к защите проекта | ||
20.05 | 34-35 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» | ||||
ИТОГО: 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству 5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...
Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...