Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Елена Владимировна Скрыльникова

Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР в 5 классе по программе Н.Ф. Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

 5 класс по курсу « Основы духовно-нравственной культуры народов России»

№ п/п

Дата

Наименование раздела

Тема урока

Кол-  во часов

Примечание

По плану

Факт

В мире культуры

1

6.09

Знакомство с учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  Величие многонациональной российской культуры.

1

2

13.09

Величие многонациональной российской культуры

1

3

20.09

Человек – творец и носитель культуры

1

4

27.09

Человек – творец и носитель культуры

1

Нравственные ценности российского народа

5

4.10

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

6

11.10

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

7

18.10

Жизнь ратными подвигами полна

1

8

25.10

Жизнь ратными подвигами полна

1

9

1.11

В труде – красота человека

1

10

15.11

В труде – красота человека

1

11

22.11

«Плод добрых трудов славен»

1

12

29.11

«Плод добрых трудов славен»

1

13

6.12

Люди труда

1

14

13.12

Люди труда

1

15

20.12

Бережное отношение к природе

1

16

27.12

Бережное отношение к природе

1

17

10.01

Семья – хранитель духовных ценностей

1

Уплотнение тем

Семья – хранитель духовных ценностей

18

17.01

Моя семья: её  культура и ценности.

1

Религия и культура

19

24.01

Роль религии в развитии культуры

1

20

31.01

Культурное наследие христианской Руси

1

21

7.02

Культурное наследие христианской Руси

1

22

14.02

Культура ислама

1

23

21.02

Культура ислама

1

24

28.02

Иудаизм и культура

1

25

7.03

Иудаизм и культура

1

26

14.03

Культурные традиции буддизма

1

27

21.03

Культурные традиции буддизма

1

Как сохранить духовные ценности

28

4.04

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

29

11.04

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

30

18.04

Хранить память предков

1

31

25.04

Хранить память предков

1

Твой духовный мир

32

16.05

Что составляет твой духовный мир

1

33

23.05

Что составляет твой духовный мир

1

34

23.05

Итоговый урок. Проекты обучающихся

1

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты.  Представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения.

 Это:

осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

-  понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

      Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных  текстов.

 Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

·        Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

·        Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

·        Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

·        Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

·        Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

·        Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

·        Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

·Работать с историческими источниками и документами.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской ногонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры 

 Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры 

 Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую»

 Представления о патриотизме в  фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна 

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека 

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…»  Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда

Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе  

Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей 

Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси

 Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья  Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.

Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама 

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура

Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма 

 Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

Конституционные         гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков

Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир.

Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях

Критерии оценивания и формы контроля по курсу « Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1.Критерии оценки устного ответа

Отметка  «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Оценка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся полностью работают самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические  знания, практические умения и навыки.

Работа выполнена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, страницы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знания учащимися основного теоретического материала и овладения умениями , необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов.

Оценка «3». Практическая работа выполнена и оформлена учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Оценка «2». Учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Выявлены плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны подготовленных учащихся неэффективно по причине плохой подготовки учащихся.

        II.         Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по курсу « Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» автор: Н.Ф. Виноградова, М.: Вентана-Граф, 2018.; в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в  пятом классе.

При составлении программы руководствовались:

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»

-приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года №1897 п. 18.2.2;

-письмом № 08-761 от 25.05.2015 г. «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

-письмом Минобрнауки России от 1 сентября 2016года № 08-1803 «О реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- локальным актом МБОУ Щедровская ООШ «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ внеурочной деятельности» утвержденный приказом по школе  №48 от 1.06.2016

Рабочая программа является гибкой по своей структуре.

В учебном плане МБОУ Щедровская ООШ на изучение учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 8  классе отводится 1 час в неделю- 35часов в год. Согласно календарному учебному графику  на 2018-2019 учебный год (приказ № 80 от 24.08.2018 и расписанию уроков 2018-2019 учебный год (приказ 81 от 24.08.2018) рабочая программа по курсу в 8 классе рассчитанная на 35 часов будет выполнена и освоена за 35 часов в полном объеме.

 Основной целью обучения является:  приобщение обучающихся  к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

-расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

-формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

-формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

-воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, уважительное отношение к людям другой культуры;

-развитие информационной культуры обучающихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...