Формирование метапредметных компетенций на занятиях творческого объединения «Юные орнитологи»
статья на тему

Минин Александр Викторович

Изучение биологии и отдельно орнитологии на ступени дополнительного образования направлено на формирование у обучающихся представлений об особенностях объектов живой природы (птиц), их многообразии и эволюции. Содержание курса орнитологии направлено на формирование универсальных учебных действий, которые обуславливают метапредметные связи и обеспечивают развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet_minin.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций

на занятиях творческого объединения «Юные орнитологи»

Педагог ДО, Минин А.В.,

СОГБУ ДО «Станция юннатов»

Изучение биологии и отдельно орнитологии на ступени дополнительного образования направлено на формирование у обучающихся представлений об особенностях объектов живой природы (птиц), их многообразии и эволюции. Содержание курса орнитологии направлено на формирование универсальных учебных действий, которые обуславливают метапредметные связи и обеспечивают развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Оценка метапредметных результатов проводится по уровню сформированности у обучающихся таких действий, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятий, структурировать материал и др. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по курсу орнитологии.

Основной целью педагога для достижения высоких результатов является умение правильно организовать учебный процесс и разработать инструментарий, который позволит отслеживать уровень сформированности предметных и метапредметных результатов. Отбор инструментария рассмотрим на примере курса орнитологии первого года обучения.

Рабочая программа по орнитологии первого года обучения включает в себя следующие разделы:

1. Вводное занятие.

2. Экология.

3. История возникновения орнитологии.

4. Опытническая работа.

5. Систематический обзор птиц.

6. Зимующие птицы и их подкормка.

7. Птицы живого уголка.

8. Привлечение птиц.

9. Перелётные птицы.

10. Итоговое занятие.

По каждому разделу кроме первого и последнего планируются практические занятия, викторины, различные тестовые и конкурсные задания, которые направлены на оценку определённых предметных и метапредметных результатов.

На примере раздела «Перелётные птицы» можно рассмотреть особенности создания инструментария для оценки необходимых результатов.

Предметные результаты обучения.

Обучающиеся будут знать: 1.Кто такие перелётные птицы. 2. Время прилёта и отлёта перелётных птиц в нашу местность. 3. Типы гнездовий для перелётных птиц. 4. Время гнездования и выкармливания птенцов.

Обучающиеся будут уметь: 1. Правильно вывешивать гнездовья в период гнездования птиц. 2. Уметь изготавливать и ремонтировать гнездовья. 3. Работать с литературой. 4. Правильно писать орнитологические термины и использовать их при ответах. 5. Раскрывать значение птиц в природе и жизни человека. 6. Применять полученные знания в практической жизни. 7. Распознавать изученных перелётных птиц. 8. Понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе и их значение. 9. Отличать птиц занесённых в красную книгу и способствовать сохранению их численности и мест обитания.

Одним из инструментов для достижения предметных и метапредметных результатов по этому разделу могут являться инструктивные карты, в которых представлен план характеристики определённой систематической группы птиц. Для заполнения этих карт обучающиеся используют материал из литературы по орнитологи, помогают объяснения педагога. В результате у обучающихся вырабатывается навык описания различных систематических групп птиц по определённому алгоритму и формируются знания об особенностях систематики, строения, жизнедеятельности и о значении птиц в природе и жизни человека. Данные карты в дальнейшем позволяют сравнивать между собой различные систематические группы птиц, развивают умения определять усложнения в процессе эволюции, особенности строения и жизнедеятельности в связи с определённым образом жизни.

Примерный план характеристики систематической группы птиц.

1. Систематика (название типа, классы, отряды, представители).

2. Количество видов.

3. Среда обитания и образ жизни.

4. Особенности внешнего строения.

5. Особенности внутреннего строения.

6. Значение птиц в природе и жизни человека.

7. Исчезающие, редкие и охраняемые виды птиц данной систематической группы.

Данный материал можно представить в виде презентации, в результате чего будут развиваться коммуникативные качества личности.

Для работы с понятийным аппаратом проводятся орнитологические викторины, которые позволяют сформировать у обучающихся систему знаний. Для развития умений обучающихся определять систематическую принадлежность птицы к той или иной таксономической группе используются карты-схемы, в которых прописаны основные систематические категории. Эти карты показывают правильную последовательность систематических категорий, что позволяет обучающимся запомнить их расположение.

Неотъемлемой частью в процессе достижения предметных результатов является работа с иллюстрациями, муляжами птиц. Данный вид деятельности позволяет применять орнитологические знания в практической деятельности.

В результате для оценки сформированности предметных результатов по данному разделу проводится оценочная викторина с вопросами базового и повышенного уровня сложности.

Пример заданий:

Задания на оценку сформированности знаний о систематике птиц.

1. К семейству вороновых относятся:

а) Ворон, грач, ворона, стриж.

2. Установите соответствие между представителями перелётных птиц и отрядами, к которым они относятся.

   

Виды перелётных

Отряды

а) Цапля

Голенастые

б) Утка

Гусеобразные

в) Гусь

Веслоногие

г) Баклан

Ржанкообразные

д) Чайка

  3. Установите правильную последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей.

Род, отряд, вид, класс, семейство, царство, тип.

Задания на оценку сформированности знаний об особенностях строения изученных птиц, их многообразии, среде обитания, образе жизни и так далее. Эти задания должны быть представлены в тестовой форме, на выбор одного, или трёх ответов.

Задания на выбор одного, или трёх ответов: какие особенности образа жизни характерны для зимующих птиц:

а) Питаются одними только ягодами и семенами растений.

б) Питаются кроме ягод и семян насекомыми и их личинками.

в) Постоянно проживают в одной местности.

г) В определённое время совершают длительные отлёты в другую местность.

д) Все остающиеся зимовать птицы в зимнее время перебираются жить ближе к людям.

е) Многие птицы остаются зимовать в лесу, никуда не перебираясь.

Для оценки сформированности метапредметных результатов можно использовать следующие типы заданий:

Задания на сравнение:

1. В отличие от хищных птиц у куриных отсутствуют:

а) Большие, сильные когти.

б) Крепкий, загнутый клюв.

в) Местообитание – исключительно лес.

2. Что не является общим признаком для пресмыкающихся и птиц:

Линька, сухая кожа, высокий уровень обмена веществ, роговые чешуи.

Задания на умение работать с текстом.

1. Задания на умение находить ошибки в приведённом тексте и объяснять их.

2. Задания на умение вставлять пропущенные орнитологические понятия в текст.

3. Задания на умение работать с текстом, находить в нём ответы на поставленные вопросы.

Задания на умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

1. Какие особенности внешнего вида и строения водоплавающих птиц связаны с жизнью около воды, или на воде.

2. Какие трудности испытывают люди при привлечении дуплогнёздников. Для чего люди привлекают дуплогнёздников в городские парки, плодовые сады сады.

Задания на умение устанавливать правильную последовательность орнитологических процессов, явлений, практических действий.

Все перечисленные типы заданий можно использовать для разработки комплексной работы по орнитологии за курс первого года обучения. Они позволят в полной мере оценить уровень сформированности предметных и метапредметных связей по данному предмету.            

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация творческого объединения "Юный конструктор"

В творческом объединении"Юный конструктор" занимаются ребята с 4 по 8 классы.За годы работы мы с ребятами изобрери и изготовили такие станки, как "капусторезка", "Снегоуборщик", "Полольник " и др...

Программа творческого объединения "Юный исследователь"

Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ с документами, исследовательская работа в библиотеке и ин...

Творческое объединение "Юный парикмахер"

Даннная программа разработана для учащихся 8-9 классов проявляющих интерес к парикмахерскому делу. Цель программы научить детей составлять бизнес- план для социальной адаптации и выбора будущей профес...

Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».

 Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....

Конспект открытого занятия творческого объединения "Юный художник"

Здесь представлени конспект открытого занятия кружка "Юный художник". Конспект составлен в соответсвии требований ФГОС и с применением ИКТ-технологии...

План досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»

План  досуговой деятельности творческих объединений «Юные орнитологи»...

"Формирование представлений о труде взрослых членов семьи на занятиях творческих объединений"

Одним из эффективных методов социализации ребёнка является формирование у него представлений о труде взрослых членов семьи. Поэтому одной из задач ДО является развитие социальной компетентности обучаю...