Интегрированный урок "Местоимения" (5 класс, русский язык и английский язык)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Мазунина Евгения Алексеевна

При разработке данного урока была поставлена одна из важных образовательных проблем: пробуждение интереса школьников к изучению русского языка и английского языка через межпредметные связи. Материал урока показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире.

 Изучение английского языка на сегодняшний день очень востребовано самой жизнью. Интегрированные  занятия способствуют развитию и воспитанию у школьников любви и уважения к родному языку, данные уроки  повышают интеллектуальный и культурный уровень личности, расширяют кругозор.

Данное  занятие разработано для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Урок проводится в общеобразовательном классе с разным уровнем подготовки детей. Урок универсальный и может быть проведен учителем, работающим с любым УМК, соответствующим программе по русскому языку для 5 класса.

Тема урока «Местоимение», это урок  обобщения и закрепления материала изученного ранее, согласно рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в 5 классе, что соответствует базисному плану образовательной организации.

 Работу учащихся на уроке необходимо направить  таким образом, чтобы «не перегрузить» пятиклассников информацией, использовать разные технологии, виды деятельности. Урок получился интересным, занимательным, информативным.

Целью данного урока является не только повторение и обобщение знаний о местоимении в русском языке, но и повторение темы о местоимении в английском языке, сопоставить эти два факта, найти сходства и различия между местоимениями русского и английского языка. Благодаря тому, что урок интегрированный и обе темы гармонично сочетаются между собой, их усвоение проходит на соответствующем уровне.

Основным методом обучения для данного типа урока является исследование с целью обобщения, систематизации и закрепления полученных ранее знаний и учебной информации.

Для более эффективного проведения данного урока была выбрана форма урока: интегрированный урок . Выбранная форма способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, в большей степени, чем обычное занятие способствуют развитию речи, формированию учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимать перенапряжение, перегрузку, расширяют кругозор.

На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная; фронтальная (вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и иностранного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

На уроке используются следующие методы: репродуктивный, игровой, диалогический.

Предполагаемые результаты:

Используемые методы, форма обучения на уроке, а также образовательные технологии дают возможность установить межпредметные связи, повысить уровень знаний по предмету, развить речь учащихся,  повысить рост познавательного интереса, эмоциональное развитие школьников.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2018.

Тема урока: «Местоимение»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: обобщить знания о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые   результаты:
Предметные:
• систематизация знаний о местоимении, как части речи;
• закрепление роли местоимений в речи, в предложении
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в русском и английском текстах, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
• 
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
• 
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки, карточки для групповой работы, лист оценки.

Технологическая карта интегрированного урока русского и английского языка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Орг. момент

Самоопределение к

деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Good morning, children!

-Улыбнулись? А теперь улыбнемся еще раз и начнем наш урок.

( на слайде 2 – смайлик)

- Ребята, а что у нас необычного? Правильно, 2 учителя. И сегодня мы будем работать в группах и в парах.

- Запишите в тетрадях число, вид работы.

- Мы начинаем наш урок.

Отвечают на поставленный вопрос, проверяют готовность к уроку, делают запись в тетрадях.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Повторение изученного.

Актуализация знаний учащихся.

-Расскажите, как началось ваше утро.

- Каким словом вы заменили свое имя?

- Вспомним, что такое местоимение?

- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что объединяет все эти слова?

(Я,  вы, ты, он, она, они, мы, he, I, we, you, she, it, they) (слайд 3)

- Прочитайте. Пожалуйста, только русские местоимения.

- Прочитайте, пожалуйста,  английские местоимения.

- Что вы знаете о личных местоимениях?

Несколько учеников рассказывают, вспоминают личные местоимения, дают ответы, записывают схему местоимений на доске и в тетрадях.

Отвечают: это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Ученики читают сначала русские местоимения, а потом английские местоимения.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П )

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

-Ребята, над какой темой мы сегодня будем работать?

- Сформулируйте тему урока и цели.

(слайд 4)

-Запишите тему урока в тетрадь.

Отвечают: местоимение.

Учащиеся отвечают на вопрос, формулируют тему урока, ставят цели:

научиться отличать личные местоимения 1,2,3 лица в русском  и английском языках; использовать местоимения в своей речи; закрепить и повторить знания о местоимении.

Записывают тему урока.

Целеполагание (Р)

Постановка и формулирование целей. (П)

4.Организация учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

- Разделите тетрадь на 3 столбика, попробуйте заполнить ее самостоятельно, через несколько минут проверим.

Личные местоимения

1-е л.

2-е л.

3-е л.

(слайд 5)

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу личных местоимений.

Несколько учеников заполняют таблицу у доски.

Остальные проверяют правильность выполнения задания.

Планирование (Р)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

5.Первичное закрепление.

- На доске написаны высказывания, относящиеся к местоимению. Среди них есть верные и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, ставьте «+»,. А если неверным,  о знак «-».

(Приложение 1)

- А теперь попробуем связать правила английского и также указать, верные ли эти утверждения или нет, используя слова «True» or «False».

(Приложение 2)

- Теперь поработайте в группах и сверьте свои индивидуальные предположения с предположениями других ребят

- Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?

- А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

Самостоятельная работа учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

Работают в группах.

Выполняют взаимопроверку.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Оценивание усвоения содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

6.Физминутка

-Ребята, встаньте, пожалуйста! Услышав местоимение 1 лица вам нужно будет поднять одну руку, услышав местоимение 2 лица – поднять вторую руку, услышав местоимение 3 лица –хлопнуть в ладошки. Будьте внимательны.

- Цветы. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если он, и я, и ты –если мы сорвем цветы, то окажутся пустые и деревья и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, если только я и ты- если мы сорвем цветы.

-Отдохнули? Хорошо. А теперь давайте попробуем выполнить подобное задание, используя предложения на английском языке.

-Listen to the sentences and say if they are «True» or «False». Correct them using the personal pronouns.

  1. A tiger lives in the river. (False, it lives in the forest)
  2. Max Mosunov has got a great collection of badges. (True, he has got…)
  3. Children like to ski in winter. (True, they like to ski)
  4. I am an English teacher. (True, you are an English teacher)
  5. Our class go swimming. (True, we go swimming)
  6. Marina Alexeyevna likes Maths. (False, she likes Russian)
  7. You, Danila, like to draw, don’t you? (True, I like to draw)

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Встают возле парт, выполняют действия опираясь на устную инструкцию.

7. Выявление места и причины затруднения.

Закрепление знаний.

-Как вы считаете, для чего нам нужны

 местоимения?

- Каждый сейчас получит карточку с заданием: выписать местоимения и определить их лицо, число и падеж.

(Приложение3)

- А теперь займемся самопроверкой. Ответы на экране. Если есть ошибки, вы их исправляете и выставляете оценки.

(слайд 6)

- А теперь попробуем определить падеж, число и лицо, если таковые есть,  у местоимений английского языка, в следующем задании: вставить местоимения по смыслу, обращая внимание на форму глагола.

(Приложение 4)

(при проверке спровоцировать учащихся на определение падежа, которого в английском языке нет)

-Давайте сделаем вывод о морфологических признаках местоимения в английском языке.

Учащиеся совместно с учителем делают вывод о том, для чего служат местоимения.

Выполняют задание в тетрадях.

Сверяют ответы и выставляют оценки.

Выполняют задание в тетрадях.

Делают вывод: в английском языке падежа нет, есть только число и лицо.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам (Л)

8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

- Прочитайте текст, попробуйте продолжить его, придумав еще 2 предложения, не производя повтора слов.

(Приложение 5)

 -Мы тоже постараемся устранить повтор в предложениях, вставляя в предложения личные местоимения. Let’s change the underlined nouns into the pronouns.

(Приложение 6)

Выполняют задание.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р);

Умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

Управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра. (К)

9. Рефлексия

- Перед вами листочки, нарисуйте на них «смайл», который соответствует вашему настроению.

-Что было легко?

-Что показалось трудным?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают результаты.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; (Р)

Умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли. (К)

10. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение (5-7 предложений) на тему :  «Самый талантливый класс» с использованием личных местоимений.

(слайд 7)

Учащиеся записывают домашнее задание.

11. Подведение итогов

Итоги урока (выставление и комментирование отметок)

(слайд 8)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок русского и английского языка 5 класс Выполнила : учитель русского языка и литературы Мазунина Е.А. МБОУ «Елань- Коленовская СОШ №2»

Слайд 3

Я, ВЫ, ТЫ, ОН, ОНА, ОНИ, МЫ. I, he, we, you, she, it, they.

Слайд 4

Тема урока : «Местоимение» Цели урока: формирование целостного представления о местоимениях.

Слайд 5

1-е л. 2-е л. 3-е л.

Слайд 6

нет ошибок – 1 ошибка - 5 2-3 ошибки - 4 больше 3 ошибок - повторить теоретический материал по теме «Местоимение»

Слайд 7

Домашнее задание Напишите мини-сочинение ( 5-7 предложений) на тему : « Самый талантливый класс » с использованием личных местоимений.

Слайд 8

Спасибо за внимание! Thank you for listening !



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Утверждения:

  1. Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют его.
  2. Личные местоимения имеют постоянные морфологические признаки – лицо, род и непостоянные – падеж и число.
  3. Я, ты – личные местоимения 1 лица.
  4. При склонении личных местоимений иногда меняется все слово (мы – нас)
  5. Местоимение Вы никогда не пишется с заглавной буквы.

Приложение 2

  1. Местоимение I  всегда пишется со строчной буквы.
  2. Местоимение «ты» в английском языке отсутствует. Для «ты/вы» используется форма you [ju:].  
  3. Местоимения He/she используются вместо названий одушевленных существ (людей), а вместо названий неодушевленных предметов и животных используется it.
  4. Местоимение they используется для обозначения множественного числа как одушевленных так и неодушевленных лиц, предметов и животных.

Приложение 3

Задание: выписать местоимения и определить их лицо, число и падеж.

  1. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие.
  2. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья.
  3. – слушай, Стекляшки, сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
  4. Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал: - Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам.
  5. Пришел Незнайка к Тюбику и говорит: - Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником.

(Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Приложение 4

Вставьте местоимения по смыслу, обращая внимание на форму глагола    

  1. … am good at English.
  2. … likes riding a bike.
  3.  … are strong
  4. … plays tennis.
  5. … are hiding now.
  6. … watches TV every day

Приложение 5

Жила – была сказка. Родилась сказка не в волшебном царстве, а на нашей земле. В старину сказку люди передавали из уст в уста. Ходили слухи о сказке, что сказка очень мудрая.

Приложение 6

a)        Mr Brown likes sport.  … plays football every day.

b)        Jane and Kate are good at skating. … skate at the skating rink.

c)        My brother and I are fond of swimming. … go swimming twice a week.

d)        His mum collects badges. … has got a lot of them.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Конспекты уроков по русскому языку и английскому языку с использованием Технологии СДО.

Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого  лежит индивидуальный труд, простая коопер...

Интегрированный урок русского языка и английского языка 6 класс.

Информационная карта урока№ Описание Тип урокаУрок применения знаний и умений Класс6б ТемаНеопределенные местоимения Образовательная программа, автор  Определение ме...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...

Интегрированный урок русского языка и английского языка на тему «Модные слова».

Цели и задачи урока: Образовательные: 1) Познакомить учащихся  с понятием заимствованные слова;2) Показать и научить какими путями они из одного языка проникают в другой;3) Познакомить с наи...

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка

Конспект интегрированного урока родной (русской) литературы и английского языка. Разработан для недели гуманитарных предметов совместно с учителем английского языка Алиевой И. Н....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...