Индивидуальный план
материал на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период 2019-2024 г.
Валеевой Альфины Габдрашитовны
воспитателя
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27».
г. Нижнекамск
Тема самообразования: «Развитие связной речи детей
дошкольного возраста»
Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, чтобы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Цель: Повысить собственный профессиональный уровень знаний путем изучения необходимой методической литературы
Задачи:
- Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме самообразования
- Выступать с опытом работы на педагогическом совете ДОУ.
- Принимать активное участие в семинарах-практикумах и методических объединениях для воспитателей дошкольных учреждений. Участие в конкурсах педагогического мастерства.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Проводить открытые занятия и развлечения для родителей воспитанников, студентов Нижнекамского педагогического колледжа и учителей начальных школ.
- Участвовать в конкурсах педагогического мастерства.
- Развивать у детей дошкольного возраста творческую инициативу, самостоятельность, способность к самоконтролю и самооценке.
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к различным видам деятельности: исследовательской, экспериментированию и т.д.
Актуальность:
В настоящее время в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Наличие необходимой материально - технической базы:
В ДОУ имеются: ноутбук, фотоаппарат, телевизор, принтеры, музыкальные центры и т. д. Считаю, что одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. Развивая речь детей старшего дошкольного возраста, я остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, т.е. на тех, которые содержатся в группе.
Развитие связной речи детей в центрах развития:
- художественного творчества;
- театрализованной деятельности;
- в уголке работы с книгой;
- сюжетно-ролевых игр;
- дидактических игр;
- игр на развитие мелкой моторики.
Подбор подвижных и малоподвижных игр с речевым сопровождением.
В развивающей среде использование мнемотехнических приемов для обозначения предметов, действий, последовательностей. Создание картотек дидактических игр, пословиц, поговорок, стихов, загадок мнемотаблиц и мнемодорожек к ним.
Использование коррекционных технологий: дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж, релаксация.
Работа с родителями:
Просветительская:
- родительские собрания («Значения связной речи в жизни дошкольника),
- выставка педагогической литературы;
- дискуссия «Развиваем речь дома»;
- посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).
Консультативная:
- групповые консультации;
- индивидуальные консультации.
Информационная:
- стендовая информация.
Сотрудничество с педагогами ДОУ:
- консультации;
- беседы;
- обмен опытом;
- изготовление атрибутов (мнемотаблиц).
Основные направления и действия для повышения личного самообразования:
Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
2. Знакомиться с разработками по .развитию речи.
3. Изучать методическую литературу по игровым технологиям.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Принимать активное участие в работе ДОУ, в научно-практических конференциях, в конкурсах, семинарах.
6. Проводить открытые мероприятия с целью распространения опыта работы.
Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать и внедрять инновационные педагогические методы и приемы в работу с детьми.
Методическое направление:
1.Пополнять и корректировать персональные сайты в системе Интернет.
3.Использовать передовые педагогические технологии в работе с детьми и родителями.
Этапы и содержание самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы и нормативно-правовых документов, передового опыта по проблеме | 2019- 2024 г. | Курсы повышения квалификации воспитателей. Изучение профессионального стандарта педагога. Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики. Изучение нормативно-правового обеспечения в области дошкольного образования. Изучение инновационных технологий по речевому развитию. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2019 год | Составление индивидуального плана повышения профессионального уровня на межаттестационный период. 1.Корректировка рабочей программы. 2.Повышение качества открытых мероприятий на разном уровне (ДОУ, муниципальный, региональный, республиканский). 3.Проведение мастер-классов, выступления из опыта работы на различных мероприятиях (педсоветы, семинары, конференции и т.д.) 4. Участие в конкурсах. 5. Корректировка программы кружка. |
Практический | Формирование методического продукта. Внедрение инновационных технологических методов и приемов. | 2019-2024 г. | Корректировка рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО. Участие в неделях открытых дверей: (показ открытых мероприятий, мастер-классов для педагогов и родителей, круглых столов, квестов). Публикации из опыта работы в методических сборниках, журналах, на интернет-ресурсах, выпуск авторских методических пособий. Совместная работа с воспитателями: разработка проектов, участие в конкурсах, в конференциях и т. д. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2019-2024 г. | Проведение мастер-классов, выступления из опыта работы на различных мероприятиях (педсоветы, семинары, конференции и т.д.). Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персональных сайтов. Повышение качества открытых мероприятий на разном уровне (ДОУ, муниципальный, региональный, республиканский). Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2019-2024 г. | Участие в методических конкурсах различного уровня. |
Основные направления | Действия и мероприятия | Отчетность, результативность |
Профессиональное | 1. Изучить образовательные программы, пособия. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей. 4.Успешно пройти аттестацию. | Конспекты. Памятки. Рекомендации. |
Психолого- педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования воспитанников. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе дошкольного и городского МО. 4. Организовать индивидуальную работу с детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших воспитателей и через Интернет. 6. Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев, мероприятий, интересных приемов и находок на мероприятиях. 9. Проводить открытые мероприятия для коллег по работе. 10.Методическая копилка. 11.Работа по теме самообразования «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». | Программы и учебно- тематические планы. Учебные рабочие программы, тестирующие программы. Методико - дидактические материалы. Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных. |
Информационно- технологические технологии | Повышать грамотность в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Создание и накопление методической копилки на собственном сайте. | Комплекты методико- дидактических электронных материалов |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Отчет по заболеваемости. |
Список использованной литературы:
- Большова Т.В. «Учимся по сказке» – СПб.: речь; М.: Сфера, 2014.
- Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
- Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
- Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
- Николаева Т.П. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
- Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
- Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
- Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. 2005.
- Ткаченко Т.А., Использование схем в составлении рассказов, Д/В № 10,1999
- Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
- Mnemotexnika @ narod/ru
- Ds 62. edu-nao.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...
"Индивидуальный план обучения учащегося младшего школьного возраста, с выраженной степенью умтственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"
Данный индивидуальный план составлен для обучения учащегося младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучен...
Индивидуальный учебный план и индивидуальный план по предметам
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3, образование может быть получено не только в организациях, осуществляющих образовательную деятельност...
Индивидуальный план развития (шәхси план)
Татар теле һәм әдәбияты укытучысы Бәдретдинова Резидә Баязит кызының шәхси-иҗади планы...
Үз белемемне күтәрү планы (индивидуальный план повышения профессионального уровня).
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....
Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности
Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности...