Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности
методическая разработка (5 класс)
Наличие индивидуальных планов по развитию обучающихся, учитывающих их возрастные и индивидуальные особенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Возрастные особенности обучающихся.
Их учёт в учебной деятельности»
Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.
Задачи:
- определение возрастных периодов;
- характеризация каждого возрастного периода;
- рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.
Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.
Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию:
1) преддошкольный возраст (3-5 лет);
2) дошкольный возраст (5-7 лет);
3) младший школьный возраст (7-11 лет);
4) подростковый возраст (11-15 лет);
5) ранняя юность (15-18 лет);
Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.
Первый период – преддошкольный. Чем характеризуется: прежде всего, это кризис 3-х лет. Не имеет чётких временных границ. Начало кризиса – со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. Протекает примерно несколько месяцев, в разной степени выраженности и интенсивности. Проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, протесте, обесценивании, стремлении к деспотизму.
Как выстраивать деятельность:
Для преодоления негативных симптомов следует учесть некоторые общие рекомендации:
- Избегать авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
- Поощрять познавательный интерес и самостоятельность ребёнка.
- Использовать игровые приёмы в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
- Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме, наглядно и с примерами.
- Проявлять спокойствие при требовании исполнения этих правил.
- Акцентировать воспитание на свободе действий и осознании их последствий.
- Совместно осуществлять поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставлять ребёнку право выбора.
- Обучать ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Второй период – дошкольный возраст (5-7 лет). Чем характеризуется: ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Формирующиеся новообразования:
1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;
2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;
3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;
4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;
5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;
6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.
Как выстраивать деятельность:
В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:
- использовать игровую форму работы;
- менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;
- хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.
Третий период – младший школьник. Чем характеризуется: готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.
Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.
Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.
При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.
Как выстраивать деятельность:
- Самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.
- Координировать и организовывать правильный режим дня.
- Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.
Четвёртый этап – подростковый возраст. Чем характеризуется: главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.
Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:
1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;
2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;
3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.
Как выстраивать деятельность:
- Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.
- Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.
- Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.
- Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.
- Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.
Пятый период – ранняя юность. Чем характеризуется: В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.
Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.
Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.
Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.
В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.
Как выстраивать деятельность:
Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.
Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.
Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная оценка физического развития обучающихся
Тип телосложения. Метод Кетле индекс гармоничности морфологического развития .Метод индекса гармоничности морфологического развития(ИГМР). Показатель развития грудной клетки(ПРГК)...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Индивидуальный план работы с обучающимися, имеющими отягощённый диагноз (колясочники, дети группы «особый ребёнок»)
Индивидуальный план работы с обучающимися, имеющими отягощённый диагноз (колясочники, дети группы «особый ребёнок»)...
Индивидуальный план работы с обучающимся
Индивидуальный план работы с обучающимся...
Индивидуальный план работы с обучающимися, находящимися в "трудной жизненной ситуации"
ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2019/2020 учебный год...
Индивидуальный маршрут образовательного развития обучающейся 9 класса, находящейся в группе риска при изучении биологии
Индивидуальный маршрут образовательного развития обучающейся 9 класса, находящейся в группе риска по биологии составлен с учётом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общ...
Индивидуальная образовательная траектория развития обучающегося
Личностно-ориентированное продуктивное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий учащегося с учетом его субъектного опыта, личностных осо...
Индивидуальный план работы с обучающимися
Индивидуальный план работы педагога-психолога с опекаемыми...