Рабочая программа для воспитателей коррекционных школ Нравственное воспитание
рабочая программа на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
«Нравственное воспитание»
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: воспитатель Хохлова И В
Инсар 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по нравственному воспитанию «Я в мире, мир во мне» предназначена для воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы..
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Данная программа посвящена самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой.
Данная программа дает основу планирования педагогического процесса на всех возрастных этапах развития воспитанников. Разделы программы «Я в мире, мир во мне» взаимосвязаны между собой. Основной смысл программы – помочь растущему человеку подготовить себя к будущей самостоятельной жизни, достижению возрастных уровней нравственного развития.
Готовность растущего человека к выполнению своих главных функций в обществе проявляется: в понимании своей роли в обществе, мире; в сознании своих прав и обязанностей; в способности осуществлять оценку ценностей, способов поведения; в самостоятельном выборе своих взглядов.
Воспитателю следует позаботиться о том, что бы именно в детском коллективе вспомогательной школы – интерната, была обеспечена полнота индивидуальных проявлений ребенка, потребность знания реальной жизни со своим личным «Я»
Цель: Формирование нравственного воспитания у воспитанников с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе.
Основными задачами данной программы является:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей; становлении культурных и нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в нравственном воспитании детей.
Прогнозируемый результат.
- Повышение уровня самосознания.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
- Повышение навыков общения со сверстниками и взрослыми.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование патриотической направленности.
Воспитанники должны знать:
- О человеческих ценностях, стремлении к самосовершенствованию, культуре поведения и общения.
Воспитанники должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- Заниматься самовоспитанием.
Для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используются.
Формы работы:
- Групповые;
- Индивидуальные.
Методы работы:
- Беседа;
- Дискуссия;
- Консультация;
- Практикум;
- Анкетирование;
- Собеседование;
- Наблюдение;
- Диспут;
- Метод стимулирования поведения ( похвала ,поощрение, взаимооценка) .
Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированный подход;
- культуросообразности;
- добровольности;
- систематичности, последовательности и наглядности;
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Условия реализации программы:
- наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятия;
- создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедициальности ;
- материально- техническое обеспечение мультимедийный аппарат, канцелярские товары.
Срок реализации программы - 1 год
Количество часов 36 (1 занятие в неделю).
Тематическое планирование программы
«Нравственное воспитание»
№ п /п | Тема занятия | кол-во часов | теория | Практика | |||||||
Раздел 1. Я и школа 7 часов. | |||||||||||
1 | «Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой».
| 1 | Беседа
| Свод правил
| |||||||
2 | «Мой друг-светофор».
| 1 | Беседа
| Рисунок
| |||||||
3 | Школа-наш дом, мы хозяева в нём |
1 | Воспитат.занятие |
| |||||||
4 | «Правила обязательные для всех». |
1 | Беседа с элементами практикума
| Обсуждение ситуации | |||||||
5 | «Будь здоров» | 1 | Познават.занятие | Игра | |||||||
6 | Операция «Уют» |
1 | беседа |
| |||||||
7 | Как обрести уверенность | 1 | Беседа | Тест | |||||||
Раздел 2. Я и семья 6 часов.
| |||||||||||
8 | «Сердце семьи».
| 1
| Беседа |
| |||||||
9 | «Зачем человеку быть честным» |
1 | Беседа | Обсуждение ситуаций | |||||||
10 | «Умудренная старость». (День пожилого человека) |
1 | Воспитат.занятие | рисунок
| |||||||
11 | «Наша дружная семья» |
1 | беседа | Обсуждение ситуаций | |||||||
12 | «Кто главный?» |
1 | Игра | игра | |||||||
13 | «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». |
1 | Воспитат.занятие | ||||||||
Раздел 3. «Человек в мире правил». 6 часов | |||||||||||
14 | «Трудом красив и славен человек» (трудовые дела в группе) |
1 | беседа | Распределение поручений | |||||||
15 | «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
1 | Познават.занятие 1 | Обсуждение ситуаций | |||||||
16 | «Правила личной безопасности» |
1 | беседа | Обсуждение | |||||||
17 |
«Калейдоскоп профессий» |
1 | Беседа | рисунки | |||||||
18 | «Мои обязанности». |
1 | беседа | ||||||||
19 | «Мой дом-наведу порядок в нем» | 1 | Познавательное занятие | рисунки | |||||||
Раздел 4. «Я и здоровье» 6 часов
| 1 | Беседа | |||||||||
20 | «Витамины с грядки».
|
1 | викторина | аппликация | |||||||
21 | «Вредные привычки» |
1 | Беседа | рисунок | |||||||
22 | «Гигиена школьника»
|
1 | Беседа | Практич.занятие | |||||||
23 | «Чистота залог здоровья» |
1 | Беседа | игра | |||||||
24 | «Чтобы зубы не болели » | 1 | Беседа | ||||||||
25 | «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» | 1 | Беседа | Игра | |||||||
Раздел 5.. Я и Отечество 7 часа |
1 | беседа
1 | |||||||||
26 | «С чего начинается Родина?» | 1 | Беседа | ||||||||
27 | «Что мы знаем о своем городе, своей стране» | 1 | Позн.зан | ||||||||
28 | «О доблести, о подвигах, о славе» |
1 | беседа | Чтение книг | |||||||
29 | Урок мужества | 1 | Беседа |
| |||||||
30 | «Природа родного края» |
1 | беседа |
| |||||||
31 | Наша армия сильна | 1 | Практическое занятие | Игра | |||||||
32 | Память, которой не будет конца | 1 | Воспитат.занятие | ||||||||
Раздел 6.Я и природа. 4 часа
|
1 |
Экскурсия в парк 1 | |||||||||
33 | «Наш дом – целый мир» |
1 | Беседа | Практич.зан. | |||||||
34 | Поможем природе |
1 | Познавательное занятие | ||||||||
35 | «Галерея волшебных красок» | 1 | Познават.занятие | Рисунки | |||||||
36 | В мире необычного и удивительного | 1 | Познават.занятие |
Содержание программы.
Раздел 1. «Я и школа»
Тема 1. «Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой».
Цель: Цель: - воспитание культуры поведения.;
- развитие речи, памяти, мышления.
Теория: Беседа повторить и закрепить с воспитанницами правила культурного поведения в школе и в столовой:
Практика: составление памятки.
Тема 2.Мой друг – светофор.
Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения.
Теория: Беседа-диалог. Развивать наблюдательность, внимание, способность к предвидению возможной опасности построению безопасного поведения. Рассказать о его назначении, цветовых сигналах.
Тема 3. Школа наш дом, мы хозяева в нем.
Цель: Сформировать у воспитанников понимания правил поведения в школе, потребность соблюдать эти правила.
Теория: Воспитательное занятие . Познакомить воспитанников с правилами поведения в школе, раздевалке, столовой, библиотеке, коридоре и на лестнице. Развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий, воспитывать культуру поведения и общения, дисциплинированность.
Тема 4.Правила обязательные для всех.
Цель: прививать этические нормы поведения в обществе. Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.
Теория: беседа-диалог о правилах поведения в общественных местах.
Тема 5: Будь здоров.
Цель: Формирование у детей общего представления о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Формирование желания заботится о своем здоровье.
Теория: Практическое занятие.
Тема 6: Эти вредные конфликты.
Цель: Выяснить сущность конфликта; обучать детей умению благополучно выходить из конфликтных ситуаций; учить заботится о своем душевном здоровье.
Практика. Практические советы.
Тема:7 Как обрести уверенность.
Цель: Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.
Теория: Беседа-рассуждение. Дать детям представления о приемах самовоспитания, о методах работы над собой;
Практика: Презентация. Тест «самооценка»
Раздел 2. Я и семья.
Тема 1. Сердце семьи.
Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Практика: Игра «Подари семье радость».
Тема 2. Зачем человеку, быть честным.
Цель: Формировать представление о честности ,быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила
Теория: Дискусия. Помочь воспитанникам в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
Тема 3.Умудреная старость.
Цель: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Теория: беседа о празднике, истории возникновения.
Практика: чтение и обсуждение рассказов «Бабушка отдыхает», «Дедушка и Андрейка.
-что бы ты нарисовал своим бабушке и дедушке? (рисование)
Тема 4: Наша дружная семья.
Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Теория: Беседа с элементами диалога
Тема 5: Кто главный.
Цель: Умение запоминать и называть членов семьи, подводить к пониманию, что в мире главные- и дети, м взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Теория. Беседа-диалог.Учить правильно называть членов семьи. Дать понятия «семья»
Практика: Презентация-игра
Тема 6: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».
Цель: показать значение дружбы на конкретных примерах;
— формировать умение находить способы примирения;
— развивать мышление, внимание.
Теория: повторить понятия дружбы, настоящих друзьях, правилах дружбы.
Практика: чтение и обсуждение рассказов о дружбе и товариществе.
Раздел 3: Человек в мире правил.
Тема 1.Трудом красив и славен человек.
Занятие 1. «Трудом красив и славен человек»
Цель: Дать представление о том, что слово “надо” - есть чувство ответственности, долга.
Развивать и донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде.
Теория: беседа о трудолюбии и лени, необходимости в труде, значении труда в жизни людей.
Практика: распределение поручений среди воспитанников, ответственность за выполнение своего поручения.
Занятие 2: Что такое хорошо, и что такое плохо.
Цель: раскрыть представление понятия «хорошо» и «плохо».
Воспитывать положительные черты характера: доброту, вежливость, терпение.
Теория: Беседа-Диалог. Способствовать развитию умения на вопросы воспитателя, познавательных интересов детей, устной речи.
Практика: разбор и обсуждение жизненных ситуаций.
Занятие 3: Правила личной безопасности .
Цель: Обсудить опасные и безопасные ситуации.
Теория: беседа-диалог. Научить детей принимать решения в опасных ситуациях.
Обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье.
Занятие 4. «Калейдоскоп профессий»
Цель: выяснить уровень знаний воспитанниц о профессиях;
расширить знания воспитанниц о мире профессий;
формировать интерес к профессиям;
развивать логическое мышление, память, связную речь .
Теория: беседа-презентация о профессиях; определение понятия «профессия»;
Практика: рисование «все профессии нужны..»
Занятие 5. «Мои обязанности».
Цель: формировать представление о труде;
роль труда в формировании личности ребенка;
понятие "домашние обязанности"
Теория: беседа о значении труда в жизни человека; о выполнении воспитанниками своих обязанностей в группе.
Практика: игра «корзина добрых дел»
Занятие 6: Мой дом- наведу порядок в нем.
Цель: показать ,из чего складывается понятие «дом».
Теория: Беседа. Определить основные обязанности ребенка в доме.
Раздел 4: Я и здоровье.
Занятие 1. «Витамины с грядки».
Цель: Показать значимость овощей для развития, роста и здоровья человека.
познакомить детей с понятием «витамины»;
развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память;
воспитывать у детей умение правильно выбирать продукты для здорового питания.
Теория: беседа-презентация.
Занятие 2: Вредные привычки.
Цель: формировании е у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
Практика: Анкетирование « Плохие и хорошие привычки».
Занятие 3: «Гигиена школьника»
Цель: раскрыть понятие « гигиена»;
- познакомить воспитанников с основными правилами личной гигиены;
-воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.
Теория: беседа о личной гигиене, необходимости ее соблюдения для сохранения здоровья.
Практика: составление памятки «как я ухаживаю за собой»
Занятие:4 Чистота- залог здоровья.
Цель: формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Практика: Чтение стихов
Занятие 5: Чтобы зубы не болели.
Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье.
Теория: Беседа-диалог. Учить детей правильно ухаживать за своими зубами, и своим здоровьем.
Занятие 6. Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
Цель: Формировать желание вести здоровый образ жизни.
Практика: Чтение сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр».
Чтение стихотворения Агнии Барто «Девочка чумазая».
Раздел 5: Я и Отечество.
Занятие 1. «С чего начинается Родина?»
Цель: прививать детям любовь к малой и большой Родине, родной природе, бережливому отношению к ней.
формировать представления воспитанниц о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Теория: беседа с элементами диалога
Практика: игра «применение Конституции к сказкам»
Занятие 2. Что мы знаем о своем городе, своей стране.
Цель: Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России-Москве, о своём городе.
Познакомить с флагом, гербом и гимном России.
Практика. Показ презентации.
Занятие 3. «О доблести, о подвигах, о славе»
Цель: формирование гражданско-патриотической жизненной позиции.
воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к своим историческим корням.
Теория: беседа - презентация
Практика: чтение художественной литературы
Занятие 4. Урок мужества.
Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению
Практика: Просмотр видеофильма.
Цель: закрепить знания воспитанников о родном крае ;
-развивать познавательный интерес к природе родного края;
-расширять представления детей о птицах, животных и растениях Мордовского края;
-воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.
Теория: беседа-презентация
Практика: игра «кто живет в наших лесах»
Занятие 6. «Наша армия сильна»
Цель: Формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Практика: Игра - эстафета «Рукопашный бой»
Занятие 7. «Память, которой не будет конца»
Цель: -уточнить и расширить знания об истории нашей Родины, её героическом прошлом;
-закрепить представление о празднике День Победы, героях Великой Отечественной войны;
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, любви к Родине.
-учить рассуждать, расширить словарный запас.
Теория: беседа-презентация о ВОВ
Практика: чтение рассказов о ВОВ
Раздел 6 Я и природа.
Занятие 1. Наш дом-целый мир.
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, планете.
Теория. Презентация
Занятие 2.Поможем природе.
Цель: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы,вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.
Практика: Составление рекомендаций по охране природы.
Занятие 3. «Галерея волшебных красок»
Цель: Продолжать формировать навыки и умения работы с красками;
Познакомить с различными техниками раскрашивания;
Развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве.
Теория: беседа – презентация
Практика: изготовление открыток.
Занятие 4. «В мире необычного и удивительного»
Цель:развивать интерес к многообразию мировой культуры;-прививать эстетический вкус; -воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.
Теория: виртуальное знакомство с необычными памятниками мира
Литература.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
- Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - М., 1999. - 21с.
- Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста //Дефектология. 1995. № 1.
- Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2003, № 2, с. 69.
- Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
- Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. 2001. № 3.
- Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2002. № 9.
- Кузьмина - Сыромятникова Н.Ф. О работе по развитию временных представлений умственно отсталого ребенка /Учебно-воспитательная работа вспомогательной школы. М., 1939. № 2 (5).
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.
- Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. -- М.: «Просвещение», 1997.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы - М.: Просвещение, 1984.
- Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. -- М.: «Питер», 2000
- Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.
- Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по чтению и развитию речи
Рабочая программа для учеников 9 класса коррекционной школы 8 вида по чтению и развитию речи...
Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по письму и развитию речи
Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по письму и развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208007-1361469809.jpg)
Рабочая программа по вязанию коррекционной школы VIII вида (5 класс)
Содержание программы учебного курса трудовое обучение «Вязание» для 5-х классов составлена на основании программы специальной (коррекционной) общ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-88585-1353765912.jpg)
Рабочая программа. 3 класс коррекционной школы. 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа для 3 класса коррекционной школы-интерната содержит пояснительные записки и тематическое планирование по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, изобраз...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192601-1574705707.jpg)
Рабочая программа по чтению (коррекционная школа)
Рабочие программы по чтению для 5-9 классов коррекционной школы...