Рабочая программа для воспитателей коррекционных школ Нравственное воспитание
рабочая программа на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_vospitateley_korrektsionnoy_shkoly_nravstvennoe_vospitanie.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
«Нравственное воспитание»
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: воспитатель Хохлова И В
Инсар 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по нравственному воспитанию «Я в мире, мир во мне» предназначена для воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы..
Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Данная программа посвящена самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой.
Данная программа дает основу планирования педагогического процесса на всех возрастных этапах развития воспитанников. Разделы программы «Я в мире, мир во мне» взаимосвязаны между собой. Основной смысл программы – помочь растущему человеку подготовить себя к будущей самостоятельной жизни, достижению возрастных уровней нравственного развития.
Готовность растущего человека к выполнению своих главных функций в обществе проявляется: в понимании своей роли в обществе, мире; в сознании своих прав и обязанностей; в способности осуществлять оценку ценностей, способов поведения; в самостоятельном выборе своих взглядов.
Воспитателю следует позаботиться о том, что бы именно в детском коллективе вспомогательной школы – интерната, была обеспечена полнота индивидуальных проявлений ребенка, потребность знания реальной жизни со своим личным «Я»
Цель: Формирование нравственного воспитания у воспитанников с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе.
Основными задачами данной программы является:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей; становлении культурных и нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в нравственном воспитании детей.
Прогнозируемый результат.
- Повышение уровня самосознания.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
- Повышение навыков общения со сверстниками и взрослыми.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование патриотической направленности.
Воспитанники должны знать:
- О человеческих ценностях, стремлении к самосовершенствованию, культуре поведения и общения.
Воспитанники должны уметь:
- Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
- Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
- Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
- Заниматься самовоспитанием.
Для отслеживания и оценивания результатов работы по программе используются.
Формы работы:
- Групповые;
- Индивидуальные.
Методы работы:
- Беседа;
- Дискуссия;
- Консультация;
- Практикум;
- Анкетирование;
- Собеседование;
- Наблюдение;
- Диспут;
- Метод стимулирования поведения ( похвала ,поощрение, взаимооценка) .
Реализация программы основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированный подход;
- культуросообразности;
- добровольности;
- систематичности, последовательности и наглядности;
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Условия реализации программы:
- наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятия;
- создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедициальности ;
- материально- техническое обеспечение мультимедийный аппарат, канцелярские товары.
Срок реализации программы - 1 год
Количество часов 36 (1 занятие в неделю).
Тематическое планирование программы
«Нравственное воспитание»
№ п /п | Тема занятия | кол-во часов | теория | Практика | |||||||
Раздел 1. Я и школа 7 часов. | |||||||||||
1 | «Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой».
| 1 | Беседа
| Свод правил
| |||||||
2 | «Мой друг-светофор».
| 1 | Беседа
| Рисунок
| |||||||
3 | Школа-наш дом, мы хозяева в нём |
1 | Воспитат.занятие |
| |||||||
4 | «Правила обязательные для всех». |
1 | Беседа с элементами практикума
| Обсуждение ситуации | |||||||
5 | «Будь здоров» | 1 | Познават.занятие | Игра | |||||||
6 | Операция «Уют» |
1 | беседа |
| |||||||
7 | Как обрести уверенность | 1 | Беседа | Тест | |||||||
Раздел 2. Я и семья 6 часов.
| |||||||||||
8 | «Сердце семьи».
| 1
| Беседа |
| |||||||
9 | «Зачем человеку быть честным» |
1 | Беседа | Обсуждение ситуаций | |||||||
10 | «Умудренная старость». (День пожилого человека) |
1 | Воспитат.занятие | рисунок
| |||||||
11 | «Наша дружная семья» |
1 | беседа | Обсуждение ситуаций | |||||||
12 | «Кто главный?» |
1 | Игра | игра | |||||||
13 | «Я, ты, он, она - вместе дружная семья». |
1 | Воспитат.занятие | ||||||||
Раздел 3. «Человек в мире правил». 6 часов | |||||||||||
14 | «Трудом красив и славен человек» (трудовые дела в группе) |
1 | беседа | Распределение поручений | |||||||
15 | «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
1 | Познават.занятие 1 | Обсуждение ситуаций | |||||||
16 | «Правила личной безопасности» |
1 | беседа | Обсуждение | |||||||
17 |
«Калейдоскоп профессий» |
1 | Беседа | рисунки | |||||||
18 | «Мои обязанности». |
1 | беседа | ||||||||
19 | «Мой дом-наведу порядок в нем» | 1 | Познавательное занятие | рисунки | |||||||
Раздел 4. «Я и здоровье» 6 часов
| 1 | Беседа | |||||||||
20 | «Витамины с грядки».
|
1 | викторина | аппликация | |||||||
21 | «Вредные привычки» |
1 | Беседа | рисунок | |||||||
22 | «Гигиена школьника»
|
1 | Беседа | Практич.занятие | |||||||
23 | «Чистота залог здоровья» |
1 | Беседа | игра | |||||||
24 | «Чтобы зубы не болели » | 1 | Беседа | ||||||||
25 | «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» | 1 | Беседа | Игра | |||||||
Раздел 5.. Я и Отечество 7 часа |
1 | беседа
1 | |||||||||
26 | «С чего начинается Родина?» | 1 | Беседа | ||||||||
27 | «Что мы знаем о своем городе, своей стране» | 1 | Позн.зан | ||||||||
28 | «О доблести, о подвигах, о славе» |
1 | беседа | Чтение книг | |||||||
29 | Урок мужества | 1 | Беседа |
| |||||||
30 | «Природа родного края» |
1 | беседа |
| |||||||
31 | Наша армия сильна | 1 | Практическое занятие | Игра | |||||||
32 | Память, которой не будет конца | 1 | Воспитат.занятие | ||||||||
Раздел 6.Я и природа. 4 часа
|
1 |
Экскурсия в парк 1 | |||||||||
33 | «Наш дом – целый мир» |
1 | Беседа | Практич.зан. | |||||||
34 | Поможем природе |
1 | Познавательное занятие | ||||||||
35 | «Галерея волшебных красок» | 1 | Познават.занятие | Рисунки | |||||||
36 | В мире необычного и удивительного | 1 | Познават.занятие |
Содержание программы.
Раздел 1. «Я и школа»
Тема 1. «Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой».
Цель: Цель: - воспитание культуры поведения.;
- развитие речи, памяти, мышления.
Теория: Беседа повторить и закрепить с воспитанницами правила культурного поведения в школе и в столовой:
Практика: составление памятки.
Тема 2.Мой друг – светофор.
Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения.
Теория: Беседа-диалог. Развивать наблюдательность, внимание, способность к предвидению возможной опасности построению безопасного поведения. Рассказать о его назначении, цветовых сигналах.
Тема 3. Школа наш дом, мы хозяева в нем.
Цель: Сформировать у воспитанников понимания правил поведения в школе, потребность соблюдать эти правила.
Теория: Воспитательное занятие . Познакомить воспитанников с правилами поведения в школе, раздевалке, столовой, библиотеке, коридоре и на лестнице. Развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий, воспитывать культуру поведения и общения, дисциплинированность.
Тема 4.Правила обязательные для всех.
Цель: прививать этические нормы поведения в обществе. Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.
Теория: беседа-диалог о правилах поведения в общественных местах.
Тема 5: Будь здоров.
Цель: Формирование у детей общего представления о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Формирование желания заботится о своем здоровье.
Теория: Практическое занятие.
Тема 6: Эти вредные конфликты.
Цель: Выяснить сущность конфликта; обучать детей умению благополучно выходить из конфликтных ситуаций; учить заботится о своем душевном здоровье.
Практика. Практические советы.
Тема:7 Как обрести уверенность.
Цель: Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.
Теория: Беседа-рассуждение. Дать детям представления о приемах самовоспитания, о методах работы над собой;
Практика: Презентация. Тест «самооценка»
Раздел 2. Я и семья.
Тема 1. Сердце семьи.
Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Практика: Игра «Подари семье радость».
Тема 2. Зачем человеку, быть честным.
Цель: Формировать представление о честности ,быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила
Теория: Дискусия. Помочь воспитанникам в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
Тема 3.Умудреная старость.
Цель: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Теория: беседа о празднике, истории возникновения.
Практика: чтение и обсуждение рассказов «Бабушка отдыхает», «Дедушка и Андрейка.
-что бы ты нарисовал своим бабушке и дедушке? (рисование)
Тема 4: Наша дружная семья.
Цель: Расширить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Теория: Беседа с элементами диалога
Тема 5: Кто главный.
Цель: Умение запоминать и называть членов семьи, подводить к пониманию, что в мире главные- и дети, м взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Теория. Беседа-диалог.Учить правильно называть членов семьи. Дать понятия «семья»
Практика: Презентация-игра
Тема 6: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».
Цель: показать значение дружбы на конкретных примерах;
— формировать умение находить способы примирения;
— развивать мышление, внимание.
Теория: повторить понятия дружбы, настоящих друзьях, правилах дружбы.
Практика: чтение и обсуждение рассказов о дружбе и товариществе.
Раздел 3: Человек в мире правил.
Тема 1.Трудом красив и славен человек.
Занятие 1. «Трудом красив и славен человек»
Цель: Дать представление о том, что слово “надо” - есть чувство ответственности, долга.
Развивать и донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде.
Теория: беседа о трудолюбии и лени, необходимости в труде, значении труда в жизни людей.
Практика: распределение поручений среди воспитанников, ответственность за выполнение своего поручения.
Занятие 2: Что такое хорошо, и что такое плохо.
Цель: раскрыть представление понятия «хорошо» и «плохо».
Воспитывать положительные черты характера: доброту, вежливость, терпение.
Теория: Беседа-Диалог. Способствовать развитию умения на вопросы воспитателя, познавательных интересов детей, устной речи.
Практика: разбор и обсуждение жизненных ситуаций.
Занятие 3: Правила личной безопасности .
Цель: Обсудить опасные и безопасные ситуации.
Теория: беседа-диалог. Научить детей принимать решения в опасных ситуациях.
Обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье.
Занятие 4. «Калейдоскоп профессий»
Цель: выяснить уровень знаний воспитанниц о профессиях;
расширить знания воспитанниц о мире профессий;
формировать интерес к профессиям;
развивать логическое мышление, память, связную речь .
Теория: беседа-презентация о профессиях; определение понятия «профессия»;
Практика: рисование «все профессии нужны..»
Занятие 5. «Мои обязанности».
Цель: формировать представление о труде;
роль труда в формировании личности ребенка;
понятие "домашние обязанности"
Теория: беседа о значении труда в жизни человека; о выполнении воспитанниками своих обязанностей в группе.
Практика: игра «корзина добрых дел»
Занятие 6: Мой дом- наведу порядок в нем.
Цель: показать ,из чего складывается понятие «дом».
Теория: Беседа. Определить основные обязанности ребенка в доме.
Раздел 4: Я и здоровье.
Занятие 1. «Витамины с грядки».
Цель: Показать значимость овощей для развития, роста и здоровья человека.
познакомить детей с понятием «витамины»;
развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память;
воспитывать у детей умение правильно выбирать продукты для здорового питания.
Теория: беседа-презентация.
Занятие 2: Вредные привычки.
Цель: формировании е у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
Практика: Анкетирование « Плохие и хорошие привычки».
Занятие 3: «Гигиена школьника»
Цель: раскрыть понятие « гигиена»;
- познакомить воспитанников с основными правилами личной гигиены;
-воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.
Теория: беседа о личной гигиене, необходимости ее соблюдения для сохранения здоровья.
Практика: составление памятки «как я ухаживаю за собой»
Занятие:4 Чистота- залог здоровья.
Цель: формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Практика: Чтение стихов
Занятие 5: Чтобы зубы не болели.
Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье.
Теория: Беседа-диалог. Учить детей правильно ухаживать за своими зубами, и своим здоровьем.
Занятие 6. Я здоровье берегу, сам себе я помогу.
Цель: Формировать желание вести здоровый образ жизни.
Практика: Чтение сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр».
Чтение стихотворения Агнии Барто «Девочка чумазая».
Раздел 5: Я и Отечество.
Занятие 1. «С чего начинается Родина?»
Цель: прививать детям любовь к малой и большой Родине, родной природе, бережливому отношению к ней.
формировать представления воспитанниц о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Теория: беседа с элементами диалога
Практика: игра «применение Конституции к сказкам»
Занятие 2. Что мы знаем о своем городе, своей стране.
Цель: Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России-Москве, о своём городе.
Познакомить с флагом, гербом и гимном России.
Практика. Показ презентации.
Занятие 3. «О доблести, о подвигах, о славе»
Цель: формирование гражданско-патриотической жизненной позиции.
воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к своим историческим корням.
Теория: беседа - презентация
Практика: чтение художественной литературы
Занятие 4. Урок мужества.
Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению
Практика: Просмотр видеофильма.
Цель: закрепить знания воспитанников о родном крае ;
-развивать познавательный интерес к природе родного края;
-расширять представления детей о птицах, животных и растениях Мордовского края;
-воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.
Теория: беседа-презентация
Практика: игра «кто живет в наших лесах»
Занятие 6. «Наша армия сильна»
Цель: Формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины.
Практика: Игра - эстафета «Рукопашный бой»
Занятие 7. «Память, которой не будет конца»
Цель: -уточнить и расширить знания об истории нашей Родины, её героическом прошлом;
-закрепить представление о празднике День Победы, героях Великой Отечественной войны;
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, любви к Родине.
-учить рассуждать, расширить словарный запас.
Теория: беседа-презентация о ВОВ
Практика: чтение рассказов о ВОВ
Раздел 6 Я и природа.
Занятие 1. Наш дом-целый мир.
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, планете.
Теория. Презентация
Занятие 2.Поможем природе.
Цель: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы,вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.
Практика: Составление рекомендаций по охране природы.
Занятие 3. «Галерея волшебных красок»
Цель: Продолжать формировать навыки и умения работы с красками;
Познакомить с различными техниками раскрашивания;
Развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и искусстве.
Теория: беседа – презентация
Практика: изготовление открыток.
Занятие 4. «В мире необычного и удивительного»
Цель:развивать интерес к многообразию мировой культуры;-прививать эстетический вкус; -воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.
Теория: виртуальное знакомство с необычными памятниками мира
Литература.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
- Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - М., 1999. - 21с.
- Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста //Дефектология. 1995. № 1.
- Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2003, № 2, с. 69.
- Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
- Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. 2001. № 3.
- Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика. 2002. № 9.
- Кузьмина - Сыромятникова Н.Ф. О работе по развитию временных представлений умственно отсталого ребенка /Учебно-воспитательная работа вспомогательной школы. М., 1939. № 2 (5).
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2.
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.
- Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А.И. Титаренко. -- М.: «Просвещение», 1997.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы - М.: Просвещение, 1984.
- Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. -- М.: «Питер», 2000
- Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью /Под ред. М. Пишчек. СПб.: Речь, 2006.
- Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по чтению и развитию речи
Рабочая программа для учеников 9 класса коррекционной школы 8 вида по чтению и развитию речи...
Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по письму и развитию речи
Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по письму и развитию речи...
Рабочая программа по вязанию коррекционной школы VIII вида (5 класс)
Содержание программы учебного курса трудовое обучение «Вязание» для 5-х классов составлена на основании программы специальной (коррекционной) общ...
Рабочая программа воспитателя коррекционной школы по ЗОЖ
Рабочая программа воспитателя по ЗОЖ....
Рабочая программа воспитателя коррекционной школы по ЗОЖ
Рабочая программа воспитателя по ЗОЖ....
Рабочая программа. 3 класс коррекционной школы. 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа для 3 класса коррекционной школы-интерната содержит пояснительные записки и тематическое планирование по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру, технологии, изобраз...
Рабочая программа по чтению (коррекционная школа)
Рабочие программы по чтению для 5-9 классов коррекционной школы...