Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по письму и развитию речи
рабочая программа (9 класс) по теме

Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по письму и развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_pismu_9_klass.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К) ОУ РМ  «Поводимовская   школа - интернат»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                 Утверждаю:      

                                                                                     Директор школы- интерната

                                                                                                                                                                         

                                                                                     ___________Иванов Ю. Н.

 Рабочая программа

Предмет – письмо и развитие речи.

Класс - 9

Количество часов по учебному плану

 в неделю - 4 часа; в год – 136 часа

Учитель – Паняева М. А.

Рабочая программа составлена на основе базовой программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2000г

Рассмотрена на заседании     методического объединения учителей гуманитарного цикла

Протокол №   1    от   28.08.12   года.

Используемая учебно – методическая литература:

Основной учебник:

                                  Н. Г. Галунчикова. Э. В. Якубовская «Русский язык».  

                                  Учебник для 8 класса. Москва «Просвещение», 2006 г.

 

                                                                                                                                               

 Руководитель м/о                  

Зам директора по учебно –

воспитательной работе:                                                  

                                               

                                                                                                                                                                 

2012-2013 уч. год

                                       Пояснительная записка.

 

    Рабочая программа по чтению  и развитию речи в  9   классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред.    В. В. Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.    

 Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности. В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком.  

      Программа по русскому языку и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их

умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 

ЦЕЛЬ:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности

выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

ЗАДАЧИ:

- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,

говорение, слушание);

- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,

обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в

устной и письменной форме;

- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;

- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных

учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

  Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 9 классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и

неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

 

 В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся

овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.

Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

 Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова

направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе

упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и другие.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для

выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и

активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

 В 9 классе изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению.  Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения

простого предложения разной степени распространённости и сложного

предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

 Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной

речи, так как возможности школьников с  нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В 9 классе в связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонетического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.   Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы,  работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую

учащимся 9 классов овладеть такими вещами работ, как изложение и сочинение. На контрольные работы  отводится два часа: 1 час – на урок письма, 1 час - на чтение.

 В 9 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма.

Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

 

            ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление

имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку в 9 классе используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и

т.д.

 Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более

продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

  На уроках  русского языка в 9 классе может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

                                 ФОРМЫ РАБОТЫ.

 Основными видами   работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные,  предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

 Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания,

контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и

грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 9 классе – диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на

опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

МЕТОДЫ УРОКА.

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

                                                  ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (  урок-викторина, урок-игра и др.)

Используются: видеофрагменты фильмов

(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)

 

 

                                       Содержание материала

                                       Письмо   9 класс

Тема

Цели

Часы

  1

 Повторение


1.1  Распространенные и   нераспространенные предложения.


1.2  Однородные члены предложения


1.3  Обращение


1.4  Сложное предложение

   

 Повторение пройденного материала за 8 класс



4 ч.



1 ч.



1 ч.


1 ч.


1 ч.

  2

 Звуки и буквы


2.1  Звуки и буквы


2.2  Разделительный ь и ъ


2.3  Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»


2.4  Ударные и безударные гласные


2.5  Парные звонкие и глухие согласные


2.6  Непроизносимые согласные


2.7  Обобщение по теме «Звуки и буквы»



2.8  Диктант по теме «Звуки и буквы»


2.9  Работа над ошибками.

 Повторять и обобщать знания учащихся о звуко-буквенном составе слова.

9 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.


 

 3

 

Состав слова


3.1  Состав слова.  Разбор слова по составу


3.2  Изложение «Осень»


3.3  Написание слов с  ударными и безударными гласными в корне


3.4  Написание слов со звонкими и глухими согласными в корне


3.5  Правописание приставок


3.6-3.7   Правописание приставок раз-(рас-), воз-(вос-),из-(ис-), без-(бес-)


3.8  Сложные слова


3.9  Сложносокращенные слова  


3.10  Обобщение по теме «Состав слова»


3.11  Письмо «Берегите лес»


3.12  Диктант по теме

«Состав слова»


3.13  Работа над ошибками


3.14  Деловые   бумаги. Расписка


 

Повторять и обобщать знания учащихся о составе слова; развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; правильно писать корни и приставки. Учить различать приставку и предлог. Совершенствовать знания учащихся в написании слов с безударными гласными в корне слова, со звонкими и глухими согласными в корне слова.


14 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.



1 ч.




1 ч.



2 ч.



1 ч.



1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.



1 ч.


1 ч.

4

 Имя существительное


4.1 Роль имени существительного в

речи




4.2  Грамматические признаки имени существительного


4.3  Склонение  имен существительных


4.4 Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»


4.5-4.6  Правописание падежных окончаний имен существительных


4.7   Контрольный диктант по итогам I четверти


4.8   Работа над ошибками


4.9  Обобщение по теме

« Имя существительное»

 

 

Повторять и обобщать знания учащихся об имени существительном как части речи. Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные.  


Совершенствовать знания учащихся в склонении имён существительных, в правописании падежных окончаний.

9 ч.


1 ч.






1 ч.



1 ч.



1 ч.



2 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.

5

 Имя прилагательное


5.1  Имя прилагательное как часть речи


5.2  Согласование прилагательных с существительными


5.3-5.4   Безударные окончания имен прилагательных 


5.5  Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи


5.6  Работа по картине

 П. Корина «Александр Невский»   


5.7-5.8  Обобщение по теме « Имя прилагательное»




5.9  Деловые   бумаги. Объяснительная записка   


5.10  Диктант по теме

«Имя прилагательное»


5.11 Работа над ошибками

Повторять и обобщать знания учащихся  об имени прилагательном как части речи. Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными.

11 ч.


1 ч.



1 ч.



2 ч.




1 ч.



1 ч.



2 ч.





1 ч.


1 ч.



1 ч.

6

Местоимение


6.1  Местоимение как часть речи


6.2  Лицо и число местоимений


6.3  Склонение личных местоимений            


6.4  Личные  местоимения с предлогами            


6.5-6.6  Правописание личных местоимений 3 –го лица


6.7  Обобщение по теме «Личные местоимения»


6.8  Написание письма

Повторять и обобщать знания учащихся  о местоимении как части речи. Актуализировать и конкретизировать знания   о личных местоимениях, об их склонении. Познакомить с правилами правописания местоимений.

8 ч.


1 ч.



1 ч.



         1 ч.


         1 ч.



         2 ч.




        1 ч.



        1 ч.

7

Глагол


7.1  Роль и значение глаголов в речи


7.2  Грамматические признаки глагола


7.3  Неопределенная форма глаголов


7.4  Не с глаголами



7.5-7.6 Изменение глаголов по лицам и числам 


7.7  Сочинение «Пушкин в Михайловском»


7.8 Контрольный диктант по итогам II четверти 


7.9  Работа над ошибками


7.10-7.11  I и II спряжение глаголов


7.12-7.13  Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения


7.14-7.15  Повелительная форма глаголов


7.16  Мягкий знак в глаголах


7.17-7.18   Обобщение по теме «Глагол»


7.19  Диктант по теме «Глагол»


7.20  Работа над ошибками


7.21  Деловые   бумаги.

Анкета  

Повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умения распознавать  глаголы в тексте.

Учить различать 1 и 2 спряжение глаголов. Познакомить учащихся с глаголами в повелительной форме.

21 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.


2 ч.



1 ч.



1 ч.


1 ч.



2 ч.


2 ч.



2 ч.



1 ч.



2 ч.


1 ч.



1 ч.


1 ч.

8

Наречие


8.1-8.3   Понятие о наречии 


8.4-8.5  Наречия, которые обозначают время, место и способ действия


8.6  Правописание наречий с  а и о на конце




8.7-8.8  Обобщение по теме «Наречие»

 

8.9  Сочинение «Когда я болен»


Познакомить учащихся с наречием, с вопросами, на которые отвечает эта часть речи, с правописанием наречий.

9 ч.


3 ч.


2 ч.



1 ч.





2 ч


1 ч.

9

Имя числительное


9.1-9.2  Понятие об имени числительном


 9.3 « Побег из плена»

Изложение по плану    


 9.4-9.5 Порядковые и количественные числительные


9.6-9.7  Правописание

числительных

от 5 до 20 и 30;

от 50 до 80;

от 500 до 900


9.8  Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»   


9.9-9.10  Правописание

числительных

90, 200, 300, 400


9.11-9.12  Обобщение по теме «Имя числительное»

   

9.13  Деловые   бумаги.

Доверенность    


9.14   Контрольный             диктант по итогам III четверти 


9.15  Работа над ошибками

Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, с вопросами, на которые она отвечает, с правописанием числительных.

15 ч.


2 ч.



2 ч.



1 ч.



2 ч.





1 ч.




        2 ч.



        2 ч.



1 ч.




1 ч.



1 ч.



10


Предложение


10.1-10.5  Части речи


10.6-10.7  Простое предложение


10.8  Работа по картине А. Саврасова  «Грачи прилетели» 


10.9-10.10  Однородные члены предложения


10.11-10.13  Обращение


10.14  Сложное предложение


10.15  Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов


10.16-10.17  Сложное предложение со словами который, когда, где, чтобы, что, потому что


10.18  Составление сложных и простых предложений


10.19-10.21  Прямая речь


10.22  Диктант по теме

 «Предложение»



10.23  Работа над ошибками.



Повторить и обобщить знания учащихся о главных членах предложения, об однородных членах предложения, о знаках препинания между ними.

Совершенствовать знания учащихся о постановке знаков препинания при обращении.

Познакомить учащихся с прямой речью.


23 ч.


5 ч.


2 ч.



1 ч.



2 ч.


3 ч.


1 ч.



1 ч.




2 ч.




1 ч.


3 ч.


1 ч.




1 ч.









 

11


Повторение


11.1  Повторение по теме «Звуки и буквы»


11.2  Повторение по теме «Состав слова»


11.3  Повторение по теме

«Имя существительное»


11.4  Повторение по теме «Имя прилагательное»


11.5  Изложение «Бегство в Египет» 


11.6  Повторение по теме «Имя прилагательное»


11.7  Повторение по теме «Местоимение»


11.8  Сочинение «Ежели вы вежливы»   


11.9  Повторение по теме «Глагол»


11.10  Повторение по теме «Наречие»


11.11  Повторение по теме «Имя числительное»


11.12  Итоговый контрольный диктант


11.13  Работа над ошибками



Повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам.

 

        13 ч.


1 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.

Практические работы

 

Тема

Часы

1

Звуки и буквы


1.1  Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»


1.2  Диктант по теме «Звуки и буквы»

2 ч.


1 ч.



1 ч.

2

Состав слова


2.1  Изложение «Осень»


2.2  Письмо «Берегите лес»


2.3    Диктант по теме

«Состав слова»


2.4  Деловые   бумаги. Расписка

4 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.

3

Имя существительное


3.1  Работа по картине И. Левитана «Золотая осень»


3.2  Контрольный диктант

2 ч.


1 ч.



1 ч.

4

Имя прилагательное


4.1  Работа по картине

 П. Корина «Александр Невский»   


4.2  Деловые   бумаги. Объяснительная записка   


 4.3    Диктант по теме

«Имя прилагательное»




3 ч.


1 ч.



1 ч.



1 ч.


5


Местоимение


5.1  Написание письма


1 ч.


                  1 ч.

6

Глагол


6.1  Сочинение «Пушкин в Михайловском»


6.2  Контрольный диктант


6.3  Диктант по теме «Глагол»


6.4  Деловые   бумаги.

Анкета  


4 ч.


1 ч.



1 ч.


1 ч.


                  1 ч.

7

Наречие


7.1  Сочинение «Когда я болен»

1 ч.


1 ч.

8

Имя числительное


8.1  « Побег из плена»

Изложение по плану


8.2  Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»   


8.3  Деловые   бумаги.

Доверенность    


8.4   Контрольный  диктант

   

4 ч.



                  1 ч.


1 ч.



1 ч.


1 ч.


9

Предложение


9.1  Работа по картине А. Саврасова  «Грачи прилетели» 


9.2  Диктант по теме

 «Предложение»

 



2 ч.


1 ч.



1 ч.


10


Повторение


10.1  Изложение «Бегство в Египет» 


10.2  Сочинение «Ежели вы вежливы»   


10.3  Итоговый контрольный диктант

 


3 ч.


1 ч.


1 ч.


1 ч.

Итого  


26 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку, применять правила проверки написания слов;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи;

строить простое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и         сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

части речи;  правила правописания слов

                       Список используемой литературы

Литература для учителя

1. В.В.Воронкова «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.

2. А. К. Аксенова и Н. Г. Галунчикова. « Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида». — М.: Просвещение, 2002.

3. Соколовская С. М. и Пикулева Н. В. «Веселая орфография».-

Челябинск, Взгляд, 2002

4. Вахрушева Т. В., Попова Е. В. «300 упражнений по русскому языку»- М.:  Аквариум, 2001.

5. О.Е Жиренко   « Учим русский с увлечением».-  М.: «Просвещение» 2005.

6. Н.М Бетенькова   « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».- М.: «Просвещение»  2004.

7. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007. 

8. А. Г. Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка» 1- 4 ч.- М.: «Владос», 2003

9. В.И.Капинос, Т.А.Костяева. «Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».  – М., «Просвещение», 1978.

10. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.

11 . Ю.А.Вакуленко. «Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры». – Волгоград, «Учитель», 2011.

12. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». – М., «Просвещение», 1992.

 

                               Литература для учащихся   

1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык». Учебник для 9 кл.-   М.: «Просвещение» 2006

2. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. «Орфографический словарь».-  М.: «Просвещение» 1980

3. В. П. Свириденков  «Сборник упражнений по русскому языку».- М.: «Просвещение», 1969

4. М. И. Махмутов, А. В. Текучёв «Толковый словарь русского языка».-

М.: Просвещение, 1981

5. А. Н. Тихонов «Школьный слово-образовательный словарь русского языка».- М.: «Просвещение» 1978

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи

Содержание материала

Часы

Словарная работа

Наглядность

Развитие речи

Дата

Первая четверть

1

Распространенные и нераспространенные предложения.  


1 ч.

 истома

таблица

 Распространить предложения второстепенными членами (№ 1)

2

Однородные члены предложения

1 ч.

 компас, вьюга, метель

таблица

Дополнить текст описанием комнаты

 (№ 5)

3

Обращение

1 ч.

 дупло

иллюстрации

 Подобрать клички животным. Сочинить их ответы (№ 8)

4

Сложное предложение

1 ч.

 солнце, подсолнух

таблица

Закончить мысль в сложных предложениях (№16)

5

Звуки и буквы

1 ч.

 изюм, килограмм, лекарство

предметные картинки

Составить словосочетания

6

Разделительный ь и ъ





1 ч.

 объедки

иллюстрации

 Работа с пословицами

7

Ударные и безударные гласные

1 ч.

 кобра, коробка

таблица

 Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

1 ч.   

 


8


Парные звонкие и глухие согласные


1 ч.

 

лестница


таблица, словари


Составить предложения со словарными словами

9                  

Непроизносимые согласные

1 ч.

 просьба, честность

таблица, предметные картинки

 Составить словосочетания из пар слов (№ 30)

10

Обобщение по теме «Звуки и буквы»

1 ч.

одуванчик

таблица

Составить рассказ по рисункам

11

Диктант по теме «Звуки и буквы»

1 ч.

 

дидактический материал

Озаглавить, записать рассказ

12

Работа над ошибками.

1 ч.

 Составить предложения со словарными словами

 


13

Состав слова.  Разбор слова по составу

1 ч.

вблизи

 Связать слова по смыслу (№ 35)

14

Написание слов с ударными и безударными гласными в корне

1 ч.

 указка

иллюстрации

  Изложение «Осень» 1 ч.

 

15

Написание слов со звонкими и глухими согласными в корне

1 ч.

наказание

таблица

 Передать интонацией настроение стиха (№ 39), ответить на вопросы

(№ 40)

16

Правописание приставок

1 ч.

 аппарат

Составить словосочетания (№ 41)


17


Правописание приставок раз-(рас-), воз-(вос-),из-(ис-), без-(бес-)


2 ч.

 

маршал


таблица

Вставить пропущенные слова (№ 49)

18

Сложные слова

1 ч.

 секундомер, дружелюбие

дидактический материал

 Работа с эмблемами  (№ 53)

19

Сложносокращен-ные слова  

1 ч.

 стройбат

таблица

 Записать словосочетания  (№ 56)

20

Обобщение по теме «Состав слова»

1 ч.

 листва, богатство

таблица

 Письмо «Берегите лес»

1 ч.

21

Диктант по теме

«Состав слова»

1 ч.

 

 

  

22

 Работа над ошибками

1 ч.

дидактический материал

Деловые   бумаги. Расписка 1 ч.   

23

Роль имени существительного в

речи

1 ч.

наводнение

иллюстрации

Нарисовать словесную картину к басне « Волк и ягнёнок» (№ 66)

24

Грамматические признаки имени существительного

1 ч.

предатель

таблица

Составить словосочетания, предложения

25

Склонение  имен существительных

1 ч.

сердце

таблица

Письменно ответить на вопросы (№ 73, № 74)


26


Правописание падежных окончаний имен существительных


2ч.


забота, прививка


предметные картинки


Работа по картине И. Левитана «Золотая осень» 1 ч. 

27

Контрольный диктант по итогам I четверти

1 ч.

28

Работа над ошибками

1 ч.

Составить словосочетания

29

 Обобщение по теме « Имя существительное»

1 ч.

праздник

Составить словосочетания, предложения

                                                                     


                                                                               Вторая четверть

1

Имя прилагательное как часть речи


 

1 ч.

 купец

таблица, иллюстрации, словари

 Чтение диалога по ролям (№ 98)

2

Согласование прилагательных с существительными

1 ч.

 серебро

раздаточный материал

Составить  словосочетания  существительных с прилагательными  

3

 Безударные окончания имен прилагательных

2 ч.

 материк, пространство

дидактический материал

Составить предложения на тему русских сказок (№ 103)

4

Имена прилагательные на

-ий, -ья, -ье, -ьи

1 ч.

тундра

таблица, иллюстрации

 Работа по картине П. Корина «Александр Невский»   1 ч.


5

 

Обобщение по теме « Имя прилагательное»



2 ч.


 работник


дидактический материал

 

Деловые   бумаги. Объяснительная записка   1 ч.

6

 Диктант по теме

«Имя прилагательное»

1 ч.

 

 

 

7

Работа над ошибками

1 ч.

8

 Местоимение как часть речи

1 ч.

 осина, солнце

раздаточный материал

 Чтение диалога по ролям. Ответить на вопросы (№ 125)

9

 Лицо и число местоимений

1 ч.

 рысь, лось

предметные картинки

 Отгадать загадки (№ 127)

10

 Склонение личных местоимений            

1 ч.

 побег, лежебока

дидактический материал

Работа с поговорками  

11

 Личные  местоимения с предлогами            

1 ч.

телеграмма

Письмо по памяти

(№ 135)

12

Правописание личных местоимений 3 –го лица

2 ч.

лещ, крыльцо

иллюстрации

 Работа с поговорками  

13

 Обобщение по теме «Личные местоимения»

1 ч.

 медведь, фотоаппарат

таблица, иллюстрации

 Письмо (№ 148) 1 ч.


14

 

Роль и значение глаголов в речи


1 ч.

 

дождь, рожь


таблица, иллюстрации


 Работа по картине В. Поленова «Московский дворик» (№ 151)

15

 Грамматические признаки глагола

1 ч.

 колосья

дидактический материал

Составить предложения  

16

 Неопределенная форма глаголов

1 ч.

 приятель, добыча

таблица

Составить  словосочетания  

17

 Не с глаголами

1 ч.

 каравай

дидактический материал

 Работа с текстом

 (№ 160)

18

Изменение глаголов по лицам и числам

1 ч.

колокольчик, детство

таблица

 

19

Изменение глаголов по лицам и числам

1 ч.

 щетка

дидактический материал

Сочинение «Пушкин в Михайловском»

 1 ч.

20

Контрольный диктант по итогам II четверти

1 ч.

 

 

 

21

 Работа над ошибками

1 ч.









Работа с пословицами




Третья четверть

1

 I и II спряжение глаголов

2 ч.

 простокваша

таблицы,

дидактический материал, иллюстрации, раздаточный материал, словари






















таблицы,

дидактический материал, иллюстрации, раздаточный материал, словари

 Работа с пословицами


2

 Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения

2 ч.

 тайна, сирота

  Составить предложения

3

 Повелительная форма глаголов

2 ч.

 товарищ

Составить памятку о правилах поведения на практике (№ 203)

4

 Мягкий знак в глаголах

1 ч.

 желание

Работа с иллюстрациями.

Письмо по памяти (№ 205)

5

 Обобщение по теме «Глагол»


2 ч.

 ландыш, рябина

Составить  словосочетания  

и предложения

6

 Диктант по теме «Глагол»


1 ч.

 

 

7

Работа над ошибками


1 ч.

зарница, деревья

Деловые   бумаги.

Анкета  1 ч. 

8

 Понятие о наречии



3 ч.

 вслед, щедро

таблица

   Составить предложения


9

 

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия


2 ч.

 

налево, направо


раздаточный материал

 

Дописать рассказ (№ 227)

10

 Правописание наречий с  а и о на конце

1 ч.

 ячмень, пшеница

таблица, иллюстрации, словари

 Письмо по памяти

(№ 230)

Составить текст упражнений для утренней гимнастики (№ 233)

11

  Обобщение по теме «Наречие»

2 ч.

 медленно, вверх

предметные картинки

 Сочинение «Когда я болен» 1 ч.

12

 Понятие об имени числительном


2 ч.

 глухарь

дидактический материал

 Работа с пословицами

13

 Порядковые и количественные числительные

2 ч.

 неделя, аппетит

таблица, иллюстрации, словари

  Составить план

 « Побег из плена»

Изложение по плану   1 ч.

14

 Правописание

числительных

от 5 до 20 и 30;

от 50 до 80;

от 500 до 900

2 ч.

 циферблат

таблица, дидактический материал

 Письмо по памяти

( № 251)

Записать точное время по часам (№ 253)

15

 Правописание

числительных

90, 200, 300, 400



2 ч.

планета

таблица, иллюстрации, словари

 Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручили»   1 ч.

16

Обобщение по теме «Имя числительное»


2 ч.

объявление, легенда

дидактический материал

 Письменно ответить на вопросы (№ 258)

17

  Контрольный диктант по итогам III четверти

Работа над ошибками

2 ч.

 

 

Деловые   бумаги.

Доверенность     1 ч.


Четвёртая четверть

1

 Части речи


5 ч.

 тишина, защита

дидактический материал

Работа с пословицами.

Составить предложения

2

 Простое предложение


2 ч.

 простор, гнездо

  иллюстрации, словари

 Работа по картине А. Саврасова  «Грачи прилетели»  1 ч.

3

 Однородные члены предложения


2 ч.

символ, фанера

дидактический материал

 Составить предложения (№ 289)

4

 Обращение

3 ч.

 нектар, болото

таблица, иллюстрации, словари

 Написать письмо литературному герою

 (№ 296)

5

 Сложное предложение


1 ч.

 перина, журавль

дидактический материал

 Составить предложения

6

 Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов

1 ч.


 мудрец

дидактический материал

Дописать сложные предложения (№ 311)

7

 Сложное предложение со словами который, когда, где, чтобы, что, потому что

2 ч.

скрипка, стрелок

раздаточный материал

 Работа с деформированным текстом

(№ 321)

8

 Составление сложных и простых предложений

1 ч.

курган, путник

дидактический материал

Составить предложения

 (№ 326)


9

 

Прямая речь


3 ч.


скворец


таблица, иллюстрации


Ответить на вопросы

(№ 340)

10

 Диктант по теме

 «Предложение»

1 ч.


11

Работа над ошибками.  


1 ч.

пальма, беглец

дидактический материал



12


Повторение


12.1  Повторение по теме «Звуки и буквы»


12.2  Повторение по теме «Состав слова»


12.3  Повторение по теме

«Имя существительное»


12.4  Повторение по теме «Имя прилагательное»


12.5  Повторение по теме «Имя прилагательное»


12.6  Повторение по теме «Местоимение»


12.7  Повторение по теме «Глагол»


12.8  Повторение по теме «Наречие»


12.9  Повторение по теме «Имя числительное»


 


 




1 ч.




1 ч.





1 ч.





1 ч.




1 ч.




1 ч.




1 ч.




1 ч.


1 ч.





таблицы,

дидактический материал, иллюстрации, раздаточный материал, словари


















таблицы,

дидактический материал, иллюстрации, раздаточный материал, словари






















Изложение «Бегство в Египет»  1 ч.








Сочинение «Ежели вы вежливы»   1 ч.

13

Итоговый контрольный диктант

1 ч.

 14

 Работа над ошибками.


 1 ч.