План самообразовательной работы
материал (9 класс) по теме
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности...
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018_plan_samoobrazovatelnoy_raboty_usmanovoy_e.a.docx | 173.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №11"
г. Альметьевска РТ
ПЛАН
самообразовательной работы
учителя ИЗО
Усмановой Эльвиры Асхатовны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности...
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Тема самообразования: «Интерактивные формы работы на уроке и внеурочной деятельности как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся».
Актуальность темы.
Содержание образования по курсу изобразительного искусства имеет сравнительно небольшой теоретический материал, но зато представляет благоприятные условия для использования разнообразных форм урока и для применения творческих заданий, что, несомненно, учитывается мною при планировании интерактивных уроков. Провожу такие уроки, как урок – соревнование, урок – экскурсия, урок – сказка, урок – аукцион, урок-ярмарка, урок-исследование.
При организации таких уроков я обязательно придерживаюсь следующих положений: правила для участников урока должны быть простыми и конкретными; формулировка заданий предельно доступна пониманию учащихся; участниками урока становятся все дети класса; урок заканчивается с обязательным получением результата.
На уроках использую такие методы интерактивного взаимодействия, как мозговой штурм, деловая игра, анализ конкретных ситуаций, проблемное обучение, проектная деятельность.
Важным условием развития творческого воображения детей считаю так же и применение разнообразных материалов и техник, а также смену видов деятельности на уроках и во внеурочное время.
В соответствии с программой ФГОС огромное внимание уделяю четырём видам УУД: личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
В процессе формирования УУД я, как учитель:
- учу ставить цели и искать пути их достижения,
-показываю достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;
- привлекаю к открытию новых знаний;
- обучаю приемам работы в группах;
- обучаю самопроверке;
-знакомлю с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;
-учу делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,
- учу самостоятельно выбирать критерии для оценки,
- учу отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,
-организую формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,
- учу сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
УУД ориентированы на умение учиться, и влияют на выбор технологий, форм и методов обучения.
При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя и учеников.
На уроках изобразительного искусства учащиеся 5 - 6 классов начинают работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний "Просвещение-МЕДИА", "МедиаХауз", "Новый диск" и др. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов.
Учащиеся 7 - 9 классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству и МХК используют энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Большую Советскую Энциклопедию" на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий - энциклопедий, словарей, справочников - объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; поддерживают функцию печати, копирования; включают в себя аудио- и видеофрагменты, викторины с быстрой обработкой полученных результатов.
Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Рекомендации учителям:
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной.
В процессе работы мною были выявлены отдельные недочеты:
Необходимо в работу включить больше мероприятий, рассчитанных на самостоятельную деятельность обучающихся.
Анализируя свою деятельность, хочу привести слова немецкого педагога Адольфа Дистервега: "Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий... Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится"
Изучение теоретического материала.
1. «Закон об образовании» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы /Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
3. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года/Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009). О Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").
5. «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» /Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 от 23 мая 2015 г. N 497.
6. Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике /Молодежь в постиндустриальном обществе: Материалы международной научно-практической конференции /сборник научных трудов - Саратов-Дюссельдорф - Пресс-Лицей - 2013. - 256
За истекший период изучила следующую литературу:
7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
8. Полонский В.М. Инновации в образовании Методологический анализ /Инновации в образовании № 2 2007 - с 134.
Все выше перечисленное считаю результатами работы по самообразованию. Результаты деятельности учащихся и учителя изложены в карте результативности.
План работы по самообразованию
учителя ИЗО
Усмановой Эльвиры Асхатовны
Срок реализации: 2015 – 2018гг.
Тема: «Интерактивные формы работы на уроке и внеурочной деятельности как условие развития художественно-творческого потенциала учащихся (в рамках реализации программы ФГОС)».
Актуальность темы. У каждого современного ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания.
ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Дальнейшую работу над своей темой я продолжу реализовывать в рамках программы ФГОС. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель: всестороннее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и самореализации.
Задачи:
- создание условий для самоопределения и самореализации;
- формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
- дальнейшее формирование способностей учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- продолжение внедрения инноваций в области технологий, методик, методов и приёмов обучения, повышение уровня интереса к исследовательской работе;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
- работа с одарёнными детьми, создание условий: для проявления творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по предмету (в соответствии с программой ФГОС) с применением ИКТ.
Предполагаемый результат:
Повышение степени самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности.
Организация сотрудничества и взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой.
Творческая активность учащихся.
Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.
Распространение своих креативных идей, участие в профессиональных конкурсах.
Возможность экспериментировать, пробовать что-либо новое, делать интересные открытия, получать вдохновение на дальнейшее самообразование.
Этапы работы
|
Изучение методической литературы по данной проблеме:
|
|
Организация кружковой и внеурочной деятельности: разработка программы внеурочной деятельности по ФГОС, работа кружка «Волшебное превращение ленточки». Проведение практических занятий и выставок: «Волшебное превращение ленточки», "Шерстяная акварель" Подготовка и участие в научно-практических и исследовательских конференциях. Участие во всероссийских, республиканских и городских конкурсах рисунков и декоративно-прикладных изделий. |
|
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Анализ работы по теме самообразования. |
Перспективы:
Планирую провести дополнительную работу по привлечению одаренных детей к проектной деятельности, участию в разнообразных конкурсах.
Разрабатывать и издавать методические пособия, программы, сценарии, исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразовательной работы
План самообразователной работы учителя химии составлена на 5 лет с целью повышения эффективности работы учителя и улучшения качества образования....
Индивидуальный план самообразовательной работы
Тема самообразования: "Формирование языковой и речевой культуры школьников на уроках русского языка и литературы".Работа над темой начата в 2015 году.Предполагается закончить работу над темой в 2018го...
План самообразовательной работы учителя английского языка Хайруллиной Р.Х.
План самообразовательной работы учителя английского языка Хайруллиной Р.Х....
План самообразовательной работы
Индивидуальная тема самообразования:«Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения эффективности развития функциональной грамотности учащихся»....
План самообразовательной работы учителя
План самообразовательной работы учителя на 2014-2019гг...
План самообразовательной работы
План самообразования учителя...
План самообразовательной работы
План самообразовательной работы учителя...
- Мне нравится (2)