Разработка открытого урока
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
5 класс, урок № 28
Раздел «Музыкальная грамота»
Тема занятия «Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце».
Цели :
- Воспитание общей музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей детей через хореографическое искусство.
- Привитие навыков исполнительского мастерства.
- Воспитание культуры поведения в игровой деятельности.
- Формирование УУД:
Познавательные: познакомить с понятием «музыкальный слух» как составной части
музыкальных способностей;
проводить сравнение, строить высказывания в устной форме;
уметь применять полученные знания на практике.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные
действия, оценивать результат.
Коммуникативные: овладевать диалогической формой коммуникации,
ответственного отношения к своей деятельности, приобретать навыки
коллективного творчества.
Личностные: формировать чувство прекрасного и эстетические чувства
( красота, доброта, отзывчивость, заботливость)
Ожидаемый продукт: усвоить понятие «музыкальный слух»; нотная грамота
уметь выразительно
Оборудование: нотный материал песни «В лесу родилась елочка», карточки с названиями и размерами нот и музыкальных ключей, фортепиано, музыкальный центр,диски СД.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Музыкальное приветствие;
- Проверка готовности к занятию;
Ребята, я рада видеть вас на занятии «Музыкальная грамота» , раздел «Музыкальный размер» и очень хочу, чтобы вы сегодня не только узнали много нового для себя, но и с удовольствием провели время. И пусть на занятии царят радость, доброта, согласие, и ,конечно, музыка и танец.
Ребята, сейчас мы вместе с вами определим тему нашего занятия. Поможете мне?
I I. Создание проблемной ситуации.
Предлагаю детям похлопать в ладоши, потопать ногами, постучать по спинке стула.
Что вы услышали?( ответы детей: разные звуки)
Верно, это были различные звуки. А если мы их слышим, значит слух –это?(ответы детей: умение слышать звуки)
Правильно, это умение или способность слышать звуки. А сейчас угадаем песню.
( исполнение мелодии песни «Маленькая елочка»)
Узнали песню? (ответы детей: да)
Вы услышали песню и узнали ее. А из чего состоит любая мелодия? (ответы детей: из звуков)
А из каких звуков? ( ответы детей: из музыкальных)
Кто догадался о чем мы сегодня с вами будем говорить?( ответы детей: о звуках, о песне, о слухе и т.д.)
Молодцы, вы назвали самое главное слово – звук, а поскольку наше занятие«Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце».
Вот мы с вами и определили тему занятия.
Сегодня мы узнаем, что же такое музыкальный размер, фраза, длительность в музыке и танце.
III. Определение темы занятия. Постановка целей.
Скажите, ребята, так что же такое «музыкальный слух»? (ответы детей: умение слышать музыку, умение правильно спеть мелодию и т.д.)
Верно, «музыкальный слух» - это умение правильно и точно воспроизводить музыкальные звуки. Некоторым людям это дается от природы. А как вы думаете, можно развить музыкальный слух? (ответы детей: можно, да).
Правильно, музыкальные способности можно развить, но для этого надо много и упорно трудиться. Давайте споем знакомую песню, старайтесь точно спеть мелодию песни.
( исполнение 1 куплета песни «В траве сидел кузнечик»), а теперь прохлопаем ритмический рисунок, а сейчас прослушаем мелодию, запомните и повторите. Вот мы и определили все музыкальные способности.
1) услышали и точно спели мелодию песни и это- .музыкальный слух;
2) прохлопали ритмический рисунок, это ….. - ритм;
3) услышали мелодию, запомнили ее и спели, это….. - музыкальная память.
4)Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.
IV. Совместное «открытие» знаний.
Часть 1.
«Музыкальный слух» - это один из видов музыкальных способностей, без которого нельзя не только научиться играть на музыкальном инструменте, красиво и выразительно петь, танцевать и слушать музыку.
А сейчас прослушаем и прохлопаем, поиграем в игру, которая называется «Эхо». Я буду хлопать а вы плвторяете.
У всех получилось правильно? (ответы детей: нет, не очень).
Вы очень верно заметили, что не у всех это получилось с первого раза, но если эти
упражнения выполнять каждый день и слушать себя, то у вас обязательно все получится.
Вы научитесь точно воспроизводить ритм, а значит сможете развить музыкальный слух.
Ребята, развивать музыкальный слух можно не только исполняя различные упражнения, но и во время …..(ответы: пение,танца).
Верно, во время пения и танца, самого любимого вашего занятия, ведь вы любите петь и танцевать?( да).
Сейчас постараемся спеть «В лесу родилась елочка» ярко и выразительно. И прохлопаем сильные и слабые доли. Учитывая музыкальный размер.
Как вы думаете, что значит петь выразительно?
(ответы детей: петь весело, петь с настроением, хорошо знать слова песни, правильно дышать во время пения и т.д.)
Да, ребята, дыхание – это основа пения, поэтому мы каждое занятие начинаем с дыхательной гимнастики, включая в нее и оздоровительные дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой. ( исполнение 5 -7 упражнений)
Ребята, вам понравилось как прозвучала песня?
(ответы детей: да, не очень)
Часть 2
Разберем мелодию. Счет сильных и слабых долей Чаще всего встречаются такие последовательности чередования: 1 сильный удар, 1 слабый или 1 сильный и 2 слабых. Для удобства удары пульса пересчитываются (рассчитываются на первый-второй или на первый-второй-третий, как на уроке физкультуры). Причем каждый сильный удар является первым. В зависимости от количества слабых ударов счет ведется до двух, до трех или до другой величины, пока снова не наступит сильное время. Такой счет ударов (их еще называют долями) называется музыкальным метром. Предположим, что пульс бьется четвертными нотами, попробуем изобразить его биение в ритмической нотной записи. На нижеприведенном рисунке все удары пульса изображены четвертными нотами.
Если удар сильный, то под ноткой стоит знак акцента (>), он похож на математический знак «больше». Время от одной сильной доли до наступления следующей сильной доли в музыке называется тактом, такты разделяются, то есть отграничиваются друг от друга тактовой чертой.
Таким образом, тактовая черта всегда располагается перед сильной долей, а это значит, что каждый новый такт начинается со счета «раз» (то есть с первой, сильной доли). Какие бывают метры и такты? Метры или такты бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых
Что такое музыкальный размер? Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления). Примеры таких записей вы можете посмотреть на рисунке:
Что означают эти числа? Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Верхнее число следует произносить при чтении как имя числительное в женском роде и именительном падеже (то есть две, три, четыре, пять и т.д.) Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.). Нижнее число при чтении размера должно произноситься не как имя числительное, а как название соответствующей музыкальной длительности в родительном падеже. Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, три восьмых, четыре четверти, шесть восьмых, три вторых (половинных – здесь исключение из правила), пять четвертей и т.д. Простые музыкальные размеры Простые музыкальные размеры образуются при простом метре, то есть эти размеры тоже будут или двухдольными, или трехдольными. Примеры простых размеров: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых, три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых и т.д.
Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и».
Как вы думаете, какие танцы подходят под этот размер? (Полька). Прохлопаем сильные и слабые доли. Так же протопаем ритмично ( сильные доли).
Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.
Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и».
Какой танец мы танцуем под этот ритм? (вальс).Правильно, молодцы!
Развивать музыкальный слух можно, как вы уже поняли, через различные виды деятельности, (это – пение, игра на музыкальном инструменте или слушание музыки), а можно в любой игре, где звучит музыка. Давайте поиграем в игру «Передай игрушку».
Программное содержание.
Развивать у детей ловкость, координацию движений; умение работать с предметом; умение начинать и заканчивать движения под музыкальную фразу
Описание.
Дети стоят в кругу и под музыку передают друг другу игрушку. Ребенок, у которого с окончанием музыкального сопровождения оказалась в руках игрушка, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется один ребенок. Игру можно повторить
2 -3раза.
Теперь поиграем в игру «Вопрос ответ».
- Каким ключом не открывается дверь? (скрипичным)
- Какой ноткой вы выражаете свое хорошее настроение, дети еще называют так куклу? (ля-ля)
- Какая нота любит быть первой, а в грамматике она является или предлогом или приставкой?(нота до)
- Какой ударный инструмент популярен в церкви? (Колокол)
- Назовите самый большой струнно-щипковый инструмент. (Арфа)
- На какие подгруппы делятся духовые инструменты? (На медные и деревянные)
Игра «ПАНТОНИМА»
Задание:
Приглашаются три участника, участники выбирают карточку с фотографией музыкального инструмента. С помощью жестов (пантомимы) он будет изображать игру на этом инструменте, а другие участники должны будут по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте он играл.
Подведение итогов.
V. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что запомнилось новое или интересное?
- Возникли ли трудности? Как вы их преодолели? Потребовалась ли помощь?
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Довольны ли вы полученным результатом?
Занятие окончено. До свидания, ребята.
( Дети под музыку песни А.Островского «Пусть всегда будет солнце» выходят из класса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....