Программа НОУ "Юный геолог"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Этот курс дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных.
Геология и поиск полезных ископаемых вызывали и вызывают у детей повышенный интерес. Феномен этого явления вполне понятен. Каждому ребенку хочется пойти в поход, посидеть и попеть песни у ночного костра, найти что-то для себя новое, неизведанное. Почему бы не использовать это естественное стремление ребенка, подростка для формирования у него цельного мировоззрения на окружающий мир?
Занятие геологией вызывает у детей не только чисто прикладной интерес - к поискам полезных ископаемых. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исследовательские навыки, учит жить и работать в необычных условиях, находить общий язык с единомышленниками и незнакомыми людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_yunyy_geolog.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Юный геолог»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей: Центр дополнительного образования детей
Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол от « 01» сентября 2018 г. №1 |
| « УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ ДОД ЦДОД ________________________ Приказ от « 01» сентября 2018г. № ___ |
Дополнительная
образовательная программа
«Юный геолог»
Возрастной диапазон воспитанников: 12- 17 лет
Срок реализации: 2 год
Учитель химии и биологии:
Богдановская С.В..
П. Снежный 2017
Пояснительная записка
Курс образовательной программы «Юный геолог», предназначенный для учеников 5-8 классов, призван дать учащимся наиболее общие представления о Земле как о планете, показать место Земли среди других планет Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Этот курс дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных.
Геология и поиск полезных ископаемых вызывали и вызывают у детей повышенный интерес. Феномен этого явления вполне понятен. Каждому ребенку хочется пойти в поход, посидеть и попеть песни у ночного костра, найти что-то для себя новое, неизведанное. Почему бы не использовать это естественное стремление ребенка, подростка для формирования у него цельного мировоззрения на окружающий мир?
Занятие геологией вызывает у детей не только чисто прикладной интерес - к поискам полезных ископаемых. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исследовательские навыки, учит жить и работать в необычных условиях, находить общий язык с единомышленниками и незнакомыми людьми.
Геология, возникшая на стыке многих наук, в основе своей имеет такие фундаментальные дисциплины, как химия, физика, биология. В практической деятельности геолог использует почти весь арсенал школьных дисциплин. В одной профессии как бы синтезируются все знания. Кроме того, геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот волей или неволей становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у большинства детей возникает желание иметь более глубокие знания о происходящих на Земле геологических процессах, минералогии, петрографии, палеонтологии.
Ранняя ориентация на определение профессии должна происходить в детстве. Программа кружка не ставит перед собой задачу - превратить каждого юного геолога в специалиста. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие геологи. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представления о минералогии, петрографии, полезных ископаемых. Развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, расширению их кругозора, углублению знаний о Земле может способствовать программа кружковой работы «Юный геолог». Первичные геологические знания учащиеся получают в курсах природоведения и физической географии. После изучения этих курсов учащиеся могут закрепить и расширить свои знания по геологии с учетом новейших достижений этой науки, изучить основные проблемы геологии.
Основная цель данной программы: создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность. Исходя из цели, определены следующие задачи:
Обучающие:
- обучение основам геологических знаний;
- развитие умения работать с разными источниками информации;
- интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, краеведения и др.);
- формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды:
- формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи.
Развивающие:
- создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;
- создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;
- развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.
Воспитывающие:
- воспитание патриотизма через изучение природы родного края;
- формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;
- воспитание личности способной думать, творить, действовать;
- формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;
- формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что достаточно подробно рассматривается основная геологическая тематика, больше времени уделяется на исследовательскую деятельность и практические работы, чего не возможно добиваться во время учебных процессов.
Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин - географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.
Новизна программы в том, что программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.
В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.
В реализации данной программы участвуют учащиеся 7-11 классов. Программа рассчитана на 2 года ( на 2017-2019 годы)
Формы организации обучения данному курсу самые разнообразные: лекции, беседы, викторины, лабораторные работы и полевая практика. Программа предусматривает регулярное проведение занятий кружка, ее содержание включает последовательность и преемственность рассмотрения тем и проведения краеведческой работы. Большое место в программе отводится практическим занятиям, выполнению индивидуальных и групповых заданий, направленных на развитие инициативы и творческой активности учащихся.
Тематика и содержание работы кружка в целом ориентируется на школьную программу по географии, но не ограничиваются ее рамками, не повторяют ее.
Ожидаемый педагогический результат и методы его оценки.
Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.
Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию. Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ.
Существует система оценки и контроля знаний, получаемых детьми на занятиях. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через дифференцированные зачеты, тестовые опросы, контрольные работы по разделам программы и отчет с сообщениями о результатах своей работы во время полевой практики. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных и республиканских мероприятиях по геологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы).
Учебно-тематический план программы первого года обучения
«Волшебный мир камня», 12-15 лет (6 - 8 классы)
Цель программы первого года: приобретение учащимися основ геологических знаний, знакомство с предметом «Геология», деятельностью известных геологов, адаптации детей к новым условиям занятий в объединении. Данная цель требует решения таких задач, как: освоение применения правил познания, позволяющие уже на первом этапе геологического образования получить целостное представление о Земле и её компонентах, выделить оболочки Земли и рассмотреть их взаимодействие; знакомство с минералами и горными породами как основными составляющими верхнюю оболочку Земли, рассмотрение их образования и изменения в зависимости от геодинамических процессов происходящих на Земле; усвоение правил поведения и техники безопасности во время организации и проведения мероприятий по геологии (экскурсии, походы, слеты, конкурсы); приобретение умений и навыков самостоятельной работы во время полевых исследований.
Прогнозируемые результаты работы первого года обучения учащиеся должны знать:
- правила поведения участников геологических мероприятий;
- имена отечественных и зарубежных исследователей в области геологии;
- историю развития геологии в России;
- происхождение Земли как планеты;
- геологическую таблицу;
- что такое минералы, их разновидность;
- горные породы, их разновидность.
Должны уметь и приобрести навыки:
- в определение физических свойств минералов;
- определение основных горных пород;
- в составлении и описании личных коллекций;
- создание моделей геологических процессов;
- проведение геологических походов;
- в выступлениях с сообщениями по заданным темам.
Учебно - тематический план на 2017 – 2018 учебный год
( 1 час в неделю – всего 34 часа)
№ занят. | Раздел | Тема | Кол-во часов | Теоретич. | Практ. |
1 | Введение | Предмет изучения геологии | 1 | 1 | |
2 |
| Правила поведения юных геологов. Азбука туристко-бытовых навыков | 2 | 2 | |
3 | Минералогия | Внутренне строение Земли и её химический состав | 1 | 1 | |
4 | Понятие о минерале и минералообразовании | 1 | 1 | ||
5 | Принципы классификации минералов | 1 | 1 | ||
6 | Ювелирные и драгоценные камни | 1 | 1 | ||
7 | Элементарные исследовательские приемы | 1 | 1 | ||
8 | Викторина «В мире удивительных камней» | 1 | 1 | ||
9 | Общая геология | Внешние геологические процессы. Выветривание | 1 | 1 | |
10 | Роль живых организмов в происхождении осадочных горных пород | 1 | 1 | ||
11 | Образование горных пород | 1 | 1 | ||
12 | Окаменелые леса Северной Америки | 1 | 1 | ||
13 | Внутренние геологические процессы. Магматизм, движения земной коры. | 1 | 1 | ||
14 | Современная теория тектоники литосферных плит | 1 | 1 | ||
15 | Этапы развития земной коры | 1 | 1 | ||
16 | Магматизм | 1 | 1 | ||
17 | Факторы метаморфизма | 1 | 1 | ||
18 | Геохронологическая шкала | 1 | 1 | ||
19 | Современные методы поисков полезных ископаемых | 1 | 1 | ||
20 | Геологическое строение Челябинской области и Карталинского района | 1 | 1 | ||
21 | Элементарные исследовательские приемы | 1 | 1 | ||
22-23 | Подготовка и защита рефератов по геологической тематике | 2 | 1 | 1 | |
24-27 | Подготовка и участие на республиканской открытой геологической олимпиаде | 2 | 1 | 1 | |
28 | Посещение музея камня в с Фершанпенуаз Нагайбакского района Челябинской области | 1 | 1 | ||
29-34 | Полевая практика и отчет | 5 | 5 |
Содержание программы «Волшебный мир камня» (6-8 классы)
2017-2018 уч. год
Раздел 1.Введение. Предмет изучения геологии
Предмет и задачи геологии. Роль геологии в жизни современного общества. Геология как основа минерально-сырьевой базы. Связь геологии с другими науками. Науки геологического цикла: минералогия, петрография, геохимия, геотектоника, стратиграфия, палеография, палеонтология.
Практическая часть: Звание «Юный геолог» обязывает ко многому. Правила поведения в учебном классе, музее, на природных объектах. Правила поведения участников конкурсов, массовых мероприятий, соревнований. Истории и традиции геологического объединения, кодекс чести юного геолога. Подготовка к геологическим экскурсиям, походам выходного дня, выездам на природные объекты.
Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Подготовка к осенним туристским мероприятиям. Туристское снаряжение необходимое в геологическом походе, экспедиции, Организация туристского быта. Установка палатки, правила поведения в палатке. Заготовка дров, костры, меры безопасности при обращении с огнем. Питание во время экскурсии, походе выходного дня, экспедиции.
Учебная экскурсия «Геологические объекты в районе школы, их описание». Устройство места привала. Подведение итогов: компьютерная презентация - «Геологические объекты в районе школы для создания экологической тропы».
Раздел 2. Минералогия
Форма и размер Земли. Почему Земля сплюснута у полюсов и как она вращается. Строение Земли. Химический состав Земли; распространенность химических элементов в Солнечной Системе. Многообразие минералов в природе. Важнейшие классы минералов. Наиболее распространенные минералы земной коры. Методы диагностики минералов. Разнообразие ювелирных и драгоценных камней. Использование ювелирных камней.
Практическая работа. Способы составления личных коллекций. Предметная экскурсия. Музей камня в с. Фершанпенуаз Нагайбакского района Челябинской области
Раздел 3. Общая геология
Беседа о геологии, о работе объединения. Знаменитые русские и зарубежные геологи, и естествоиспытатели и их роль в развитии науки. История развития геологии в России. Задачи современной геологии, юношеское геологическое движение в России и Чувашии. Знакомство с научно - популярной литературой. Выбор темы исследовательской работы.
Внешние (экзогенные) геологические процессы. Выветривание и его типы: физическое (температурное), химическое и биологическое. Причины разрушения горных пород под воздействием природных факторов. Примеры выветривания пород с различной скоростью на равнинах, в средней полосе, в горах и в пустынях. Геологическая работа поверхностных текучих вод, подземных вод, работа океанов и морей, работа ледников и ветра.
Эндогенные процессы. Вулканизм, причины извержения вулканов, типы вулканов и характерные типы извержений (гавйский, плинианский, пелейский). Вулканические продукты. Примеры наиболее сильных извержений в истории ( Санторин, Везувий, Мон-Пеле, Кракатау, Безымянный). Землетрясения. Эпицентр и гипоцентр землетрясения. Примеры разрушительных землетрясений.
Геохронология и стратиграфия. Геохронологическая шкала. Этапы становления жизни и горных пород. Шкала Мооса.
Практическая работа. Описать обстановку на территории в Карталинского района Челябинской области в геологическом прошлом.
Элементарные исследовательские приемы:
Понятие о геологических исследованиях. Изучение техники безопасности при работе в поле. Выбор места проведения полевой практики.
Геологические походы школьников. Работа с компасом. Ориентирование на местности. Ведение геологического маршрута. Описание обнажений. Отбор образцов горных пород.
Лабораторные и полевые определения минералов с помощью шкалы Мооса и определителей. Изучение минералов под лупой (определение в шлихах).
Визуальное определение не менее 50 главных породообразующих и рудных минералов.
Рекомендуемые темы учебно-исследовательских работ. Геологическая тема в художественной литературе. Занимательная минералогия. Образование оврагов. Экологическая обстановка в окрестности школы.
Контрольные вопросы:
1 Внутреннее строение Земли.
2. Поэтапное развитие земной коры.
3. Вулканы: типы и строение.
4. Выветривание и его агенты.
5. Образование гор. Складчатость и разрывные нарушения.
6. Развитие жизни на Земле. Периоды и эры.
7. Геохронология времени.
8. Геологическое строение Челябинской области..
9. Что такое минерал?
10. Физические свойства минералов и методы их определения.
11. Разделение минералов по классам и видам.
12.Кристаллические свойства минералов.
13. Цветные минералы и их значение в развитии культуры.
Учебно-тематический план программы второго года обучения
«Общая геология» ( 9 -11 классы)
Цель программы второго года обучения - формирование диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся, используя диалектические принципы познания, логики и диалектического мышления. Для успешного достижения этой цели формируем навык учебной деятельности в основе, которой лежит принцип единства сознания и деятельности. Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
- -способствовать освоению школьниками знаний по геологии через сознательную целенаправленную деятельность;
- -вооружить школьников способами самостоятельной деятельности;
- -создавать на занятиях ситуации, требующие рассуждений;
- -формировать творческое мышление, которое должно выражаться в
- самостоятельном теоретическом анализе, в способности к постановке новых проблем, в субъективно-значимых открытиях, в собственных рефлексивно-оценочных действиях;
- -развивать самостоятельную и коллективную деятельность;
- -воспитывать устойчивый познавательный интерес к геологическим дисциплинам;
- -создавать и поддерживать атмосферу творчества.
Прогнозируемые результаты работы второго года обучения Учащиеся должны знать:
- -результаты исследований крупнейших ученых и исследователей современности в области геологии;
- -историю развития наук о Земле от античных времен до наших дней; - строение, состав, движения литосферы, влияние геодинамических процессов на формирование лика Земли;
- -освоить основные положения стратиграфии её методы;
- -углубить знания по палеонтологии, минералогии, петрографии.
Должны приобрести умения и навыки в:
- -ведение дискуссии;
- -организации и проведение геологических праздников;
- -определение минералов и горных пород;
- -чтение геологических и тектонических карт
- -написание и защиты рефератов, составление планов и отчетов о полевых работах;
- -проводить самостоятельные исследования.
Учебно - тематический план на 2018-2019 учебный год
( 1 час в неделю – всего 34 часа)
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | Теоретич. | Практ. |
1 | Введение | Предмет изучения геологии | 1 | 1 | |
2 | Петрография | Минеральный и химический состав горных пород | 1 | ||
3 | Методы определения горных пород | 1 | 1 | ||
4 | Интрузивные горные породы | 1 | 1 | ||
5 | Осадочные породы обломочного и хемобиогенного происхождения | 1 | 1 | ||
6 | Общее представление о метаморфических процессах | 1 | 1 | ||
7 | Работа на местности ( в полевых условиях).Основы туристкой подготовки | 1 | 1 | ||
8 | Геологические исследования | Собственно геологические методы исследования. Геологическая съемка. | 1 | 1 | |
9 | Понятие об обнажениях горных пород и степени обнаженности территории. | 1 | 1 | ||
10 | Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых | 1 | 1 | ||
11 | Дистанционные ( аэрокосмические) геологические исследования | 1 | 1 | ||
12 | Геологические катастрофы и риски | Землетрясения и их причины | 1 | 1 | |
13 | Вулканические извержения и связанные с ними опасности | 1 | 1 | ||
14 | Геологические катастрофы, обусловленные приповерхностными процессами (обвалы, оползни, селевые потоки) | 1 | 1 | ||
15 | Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых | 1 | 1 | ||
16-17 | Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов | 2 | 1 | 1 | |
18-19 | Подготовка и защита творческих работ | 2 | 2 | ||
20 | Полезные ископаемые | Общая характеристика минерально-сырьевых ресурсов | 1 | 1 | |
21-22 | Рудные и нерудные месторождения полезных ископаемых, образующиеся в результате глубинных процессов | 2 | 1 | 1 | |
23-24 | Рудные и нерудные месторождения полезных ископаемых, образующиеся в результате поверхностных процессов | 2 | 1 | 1 | |
25-26 | Месторождения горючих полезных ископаемых | 2 | 1 | 1 | |
27-29 | Научная работа | Подготовка и участие на районной геологической олимпиаде. Подготовка и защита творческих работ. | 3 | 1 | 2 |
30-34 | Геология своего района | Полевая практика и отчет о проделанной работе | 5 | 1 | 4 |
Содержание программы второго года обучения
«Общая геология» 16-17 лет (9-11 классы)
2018-2019 уч. год
Раздел 1.Введение
Вводная часть. Связь геологии с другими науками. Структура курса «Общая геология», анализ научно-популярной литературы. Итоги геологического лета. Оформление газеты из фотографий и рисунков, рассказов о занятиях в объединении в течение первого года обучения и летнем отдыхе.
Раздел 2. Петрография
Минеральный и химический состав горных пород. Понятие о породообразующих, акцессорных и вторичных минералах в горных породах. Понятие о петрогенных
( породообразующих) и «малых» химических элементах. Методы определения горных пород. Представление о геологических телах. Научные труды геологов – П.С.Паласа, И.И. Лепехина, А.Н.Ферсмана.
Магматические процессы. Образование магматических очагов. Интрузивный магматизм: интрузивные горные породы; форма и размеры интрузивных геологических тел.
Процессы образования осадочных толщ. Осадочные породы обломочного и хемобиогенного происхождения. Континентальные, морские и океанические осадочные породы. Особенности строения осадочных толщ: слоистость и первичное горизонтальное залегание.
Общее представление о метаморфических процессах. Региональный и контактовый метаморфизм. Влияние давления и температуры на метаморфизм. Туристско-бытовые требования.
Практическая работа. Туристко-бытовые требования. Подготовка снаряжения (личное, групповое, экспедиционное), Установка палатки, устройство полевого лагеря, гигиенические требования при приготовлении пищи.
Раздел 3. Геологические исследования
Геологическая съемка. Принципы составления геологических карт. Легенды геологических карт, геологические разрезы. Отображение моноклиналей, складок, интрузивных тел и разрывных нарушений на геологических картах.
Понятие об обнажениях горных пород и степени обнаженности территории. Полевые наблюдения, выполняемые в геологических маршрутах.
Специализированные полевые геологические исследования. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Разведочное бурение. Дистанционные (аэрокосмические) геологические исследования.
Практическая работа. Описать процессы выветривания в окрестностях п. Снежный. Собрать коллекцию местных пород различной степени распада. Учебные экскурсии. Описать обнажения по склонам долины реки Саты- балты и Холодный ключ.
Раздел 4. Геологические катастрофы и риски
Землетрясения и их причины. Шкала землетрясений. Разрушительные последствия землетрясений. Моретрясения и цунами. Сейсмическое районирование. Особенности строительства и планирования хозяйственной деятельности в сейсмоопасных районах. Прогноз землетрясений.
Вулканические извержения и связанные с ними опасности. Катастрофические извержения вулканов в истории человечества.
Геологические катастрофы, обусловленные приповерхностными процессами. Обвалы, оползни, селевые потоки.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Способы добычи полезных ископаемых (открытый, шахтный, скважинный). Проблема утраты для дальнейшего использования территорий, занятых открытыми карьерами и отвалами горных выработок. Нарушение режима подземных и поверхностных вод в районах добычи полезных ископаемых. Проблема загрязнения атмосферы, природных вод, почвенного и растительного покровов в связи с добычей и транспортировкой полезных ископаемых. Проблемы экологической безопасности отходов горнодобывающей промышленности и их утилизации.
Потребности общества в минерально-сырьевых ресурсах. Возможность минерально-сырьевого кризиса по некоторым видам полезных ископаемых и поиск путей его предотвращения. Комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов, вторичная переработка отходов горнодобывающей промышленности. Развитие новых отраслей энергетики и видов транспорта, позволяющих сократить использование нефтепродуктов и природного газа в качестве горючего.
Концепция устойчивого развития как новая ведущая идея развития человечества. Приоритет экологической безопасности перед экономической выгодой. Определение разумных потребностей современного человечества в полезных ископаемых, позволяющих ему нормально развиваться без ущерба для будущих поколений.
Раздел 5. Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и их месторождения. Рудные, нерудные и горючие полезные ископаемые, их виды и сферы использования. Гидрогеологические ресурсы и их использование.
Магматические месторождения. Кимберлитовые трубки. Пегматитовые жилы. Источники воды и минеральных веществ гидротермальных систем.
Месторождения, связанные с корами выветривания. Разложение первичных пород и миграция химических элементов. Роль климата в формировании кор выветривания.
Россыпные месторождения. Механизмы образования аллювиальных (речных) и литоральных (прибрежно-морских) россыпей.
Осадочные месторождения механического, химического и биохимического генезиса. Месторождения солей и фосфоритов.
Твердые горючие полезные ископаемые (торф, угли, горючие сланцы) и геологические условия их формирования. Важнейшие угленосные бассейны мира. Основные эпохи углеобразования.
Нефть и газ, представления об их происхождении. Важнейшие нефтегазоносные бассейны мира.
Раздел 7. Геология своего района
Методика поведения полевых работ. Цели и задачи геологической съемки. Работа на маршруте. Определение азимутов и расстояний по карте и на местности. Отбор образцов. Описание обнажения.
Практическая работа. Работа на контрольном полигоне. Проведение геологической съемки. Выполнение заданий в геологическом маршруте.
Основные черты геологического строения Карталинского района. Изучение минералов, горных пород, ископаемых организмов и полезных ископаемых нашего района. Закономерности распространения горных пород и полезных ископаемых на территории района. Условия их формирования. Геологическая история своего края. Обработка минералов полевых наблюдений. Формирование коллекций из собранных минералов, горных пород, полезных ископаемых.
Элементарные исследовательские приемы:
Лабораторное и полевое определение горных пород.
Визуальное определение не менее 30 горных пород ( по коллекциям горных пород).
Геологические экспедиции по специальным заданиям (проектам).
Отбор проб из естественных обнажений. Визуальное определение не менее 20 типов полезных ископаемых.
Контрольные вопросы:
1. Что такое горная порода?
2. Условия образования интрузивных и эффузивных горных пород.
3. Условия образования осадочных, вулканогенно-осадочных горных пород.
4. Условия образования метаморфических горных пород.
5. Общая характеристика горных пород по количеству кремнезема (кислые, средние, основные, ультраосновные).
6. Цветные камни и их роль в архитектуре, декоративных и ювелирных изделиях.
7. Методика определения горных пород.
8. Что такое полезные ископаемые?
9. Как образуются полезные ископаемые?
10. Месторождение полезного ископаемого, его технические и экономические характеристики.
11.Металлические полезные ископаемые, их состав и качество. Области применения.
12.Неметаллические полезные ископаемые. Их состав и качественная характеристика. Области применения.
13.Горючие полезные ископаемые. Условия их образования, области применения.
14.Минеральные ресурсы Челябинской области
Методическое обеспечение
образовательной программы «Волшебный мир камней»
№ занят. | Раздел | Тема | Форма занятий | Материальная база |
1 | Введение | Предмет изучения геологии | лекция | |
2 |
| Правила поведения юных геологов. Азбука туристко-бытовых навыков | беседа | снаряжение туриста |
3 | Минералогия | Внутренне строение Земли и её химический состав | лекция | Плакат, электронный учебник |
4 | Понятие о минерале и минералообразовании | лекция | Коллекция горных пород | |
5 | Принципы классификации минералов | лекция | Горные породы | |
6 | Ювелирные и драгоценные камни | Видео-урок | Коллекция горных пород | |
7 | Элементарные исследовательские приемы | практикум | Раздаточный материал | |
8 | Викторина «В мире удивительных камней» | игра | ||
9 | Общая геология | Внешние геологические процессы. Выветривание | лекция | Плакаты, электронная презентация |
10 | Роль живых организмов в происхождении осадочных горных пород | лекция | Плакаты, раздаточный материал | |
11 | Образование горных пород | Лекция, беседа | Горные породы | |
12 | Окаменелые леса Северной Америки | Лекция | презентация | |
13 | Внутренние геологические процессы. Магматизм, движения земной коры. | лекция | Плакаты, электронный учебник | |
14 | Современная теория тектоники литосферных плит | практикум | Контурные карты | |
15 | Этапы развития земной коры | лекция | Электронный учебник | |
16 | Магматизм | Лекция, видео-урок | ||
17 | Факторы метаморфизма | лекция | ||
18 | Геохронологическая шкала | Лекция, практикум | Плакаты, электронный учебник | |
19 | Современные методы поисков полезных ископаемых | лекция | презентация | |
20 | Геологическое строение Челябинской области и Карталинского района | Практикум, конференция | ||
21 | Элементарные исследовательские приемы | практикум | Раздаточный материал | |
22-23 | Подготовка и защита рефератов по геологической тематике | конференция | ||
24-27 | Подготовка и участие на республиканской открытой геологической олимпиаде | практикум | Методическая литература, олимпиадные задания | |
28 | Посещение музея камня в с Фершанка Нагайбакский район | экскурсия | ||
29-34 | Полевая практика и отчет | Поход. экскурсия | Снаряжение туриста |
Методическое обеспечение образовательной программы «Общая геология»
№ | Раздел | Тема | Форма занятий | Материальная база |
1 | Введение | Предмет изучения геологии | лекция | |
2 | Петрография | Минеральный и химический состав горных пород | лекция | Горные породы |
3 | Методы определения горных пород | лекция | ||
4 | Интрузивные горные породы | Лекция, практикум | Горные породы | |
5 | Осадочные породы обломочного и хемобиогенного происхождения | лекция | Горные породы | |
6 | Общее представление о метаморфических процессах | Лекция, практикум | Горные породы | |
7 | Работа на местности ( в полевых условиях).Основы туристкой подготовки | Экскурсия, поход | Снаряжение туриста | |
8 | Геологические исследования | Собственно геологические методы исследования. Геологическая съемка. | Лекция, практикум | Составление карты |
9 | Понятие об обнажениях горных пород и степени обнаженности территории. | лекция | Презентация, фотографии обнажений | |
10 | Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых | Лекция, практикум | Работа на контурных картах- | |
11 | Дистанционные ( аэрокосмические) геологические исследования | лекция | Фотографии, космические снимки | |
12 | Геологические катастрофы и риски | Землетрясения и их причины | Лекция, практикум | Работа на контурных картах |
13 | Вулканические извержения и связанные с ними опасности | Видео-урок | Работа на контурных картах | |
14 | Геологические катастрофы, обусловленные приповерхностными процессами (обвалы, оползни, селевые потоки) | Лекция, практикум | Фотографии, карты | |
15 | Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых | Лекция, практикум | Работа на контурных картах | |
16-17 | Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов | Лекция, практикум | Плакаты, электронный учебник | |
18-19 | Подготовка и защита творческих работ | конференция | ||
20 | Полезные ископаемые | Общая характеристика минерально-сырьевых ресурсов | Лекция, практикум | Коллекция горных пород |
21-22 | Рудные и нерудные месторождения полезных ископаемых, образующиеся в результате глубинных процессов | Лекция. практикум | Коллекция горных пород, презентация | |
23-24 | Рудные и нерудные месторождения полезных ископаемых, образующиеся в результате поверхностных процессов | Лекция, практикум | Коллекция горных пород, презентация | |
25-26 | Месторождения горючих полезных ископаемых | Лекция, практикум | Коллекция горных пород, презентация | |
27-29 | Научная работа | Подготовка и участие на областной геологической олимпиаде. Подготовка и защита творческих работ. | конференция | Методическая литература, олимпиадные задания |
30-34 | Геология своего района | Полевая практика и отчет о проделанной работе | Поход, экскурсия | Снаряжение туриста |
Выходное тестирование
1.К какой эре относится палеогеновый период?
А – палеозойской
Б – мезозойской
В – кайнозойской
Г – протерозойской.
2.Какой минерал слагает сталактиты?
А – касситерит
Б – кальцит
В – мусковит
Г – лейцит.
3.Сколько периодов включает мезозойская эра?
А – 6
Б – 3
В – 4
Г – 2.
4.Какой элемент имеет самый большой кларк?
А – железо
Б – кислород
В – кремний
Г – натрий.
5.Ледниковые отложения называются
А – аллювий
Б – морена
В – барханы
Г – бары
6) Где находится астеносфера?
А – в земной коре
Б – в верхней мантии
В – в нижней мантии
Г – в ядре.
7) Какая из перечисленных горных пород характеризуется наименьшим размером обломков?
А – конгломерат
Б – гравелит
В – аргиллит
Г – песчаник.
8) Какая из этих гор не является вулканом?
А – Везувий
Б – Фудзияма
В – Ключевская сопка
Г – пик Победы
9) Наука, изучающая землетрясения, называется
А – гравиметрия
Б – сейсмология
В – петрофизика
Г – электрометрия.
10) Какой из этих минералов самый твердый?
А – гипс
Б – кварц
В – тальк
Г – сера.
11) У кристалла из элементов симметрии есть только центр. Какая сингония этого кристалла?
А – триклинная
Б – кубическая
В – гексагональная
Г – ромбическая.
12) Буквой «С» на геологических картах обозначаются образования
А – силурийские
Б – каменноугольные
В – меловые
Г – кембрийские.
13) Как называется разрывное нарушение, когда поверхность разрыва наклонена в сторону опущенного блока?
А – сдвиг
Б – сброс
В – взброс
Г – надвиг.
14) Излившийся аналог габбро – это
А – риолит
Б – гранит
В – базальт
Г – андезит.
15) В эффузивной горной породе содержится 70% кремнезема. К какой группе она относится и как называется?
А – кислые, андезит
Б – основные, базальт
В – кислые, риолит
Г – средние, андезит.
16) Место, где литосферная океаническая плита пододвигается под континентальную плиту, называется
А – рифтовая зона
Б – зона субдукции
В – авлакоген
Г – зона обдукции.
16) На каком острове срединно-океанический хребет выходит на сушу?
А – Гренландия
Б – Исландия
В – Шпицберген
Г – Ирландия.
17) Морион – это разновидность
А – антрацита
Б – кварца
В – коралла
Г – граната
18) Какое полезное ископаемое добывается на месторождении Солнечном (Комсомольский рудный район Хабаровского края)?
А – золото
Б – олово
В – платина
Г – уголь.
19) Какое полезное ископаемое добывают в корах выветривания?
А – уголь
Б – золото
В – бокситы
Г – олово.
20) Какая интрузия является согласной?
А – батолит
Б – силл
В – дайка
Г – шток.
Примерные темы рефератов
- Земля в мировом пространстве и ее происхождение
- Внутреннее строение Земли и методы его изучения
- Тектоника литосферных плит – современная геологическая теория
- Островные дуги
- Особенности распределения очагов землетрясений на континентах
- Геологическая роль океанов и морей
- Геологическая деятельность текучих вод
- Геологическая деятельность озер и болот
- Геологическая деятельность ветра
- Геологическая деятельность ледников
- Вулканизм на Кавказе
- Формирование рудных месторождений полезных ископаемых на Кавказе
- Осадочные породы как индикатор развития Земли
- Эрозионные формы рельефа, останцы
- Осадконакопление в океане
- Ресурсы дна океанов
- Оледенения в истории Земли
- Хозяйственная деятельность в криолитозоне
- Геологическая позиция действующих вулканов
- Прогноз землетрясений
- Техногенные изменения природной среды
- Катастрофические события и вымирание биоты в истории Земли
- Карст, формы, развитие, распространение
- Термокарст и формы его проявления, криптозона и строительство
- Осадочные породы как ключ к пониманию истории Земли
- Влияние атмосферы на геологические процессы
- Геологическое строение Челябинской области и Карталинского района
- Полезные ископаемые Челябинской области и Карталинского района
- Известковые отложения Челябинской области и Карталинского района
- Уникальные геологические сооружения
- В мире удивительных камней
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА:
Первое время можно пользоваться коллекциями, имеющимися в школьном кабинете географии. Коллекции, необходимые для практических занятий и иллюстраций теоретического материала: коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, структур и текстур горных пород, ископаемых животных и растений.
Коллекционные наборы: набор, иллюстрирующий физические свойства минералов; набор форм выделения минералов, природных кристаллов.
Коллекция пород и минералов, в которых представлены наиболее распространенные в регионе горные породы, минералы, полезные ископаемые и палеонтологические остатки, а также цветные камни. Такая коллекция состоит из следующих блоков:
1. Минералы:
1) породообразующие минералы: кварц, полевой шпат, кальцит, нефелин, биотит, мусковит, гипс;
2) рудные минералы: магнетит, гематит, ильменит, пирит, халькопирит, лимонит;
3) второстепенные минералы: гранат, сфен, кианит, турмалин.
2. Цветные камни России:
авантюрин, агат, брусит, доломит черный, змеевик, лазурит, лемезит, листвениты, лунный камень, мрамор цветной, мраморный оникс нефрит, обсидиан, окаменелое дерево, офикальцит, переливт, родонит, солнечный камень, флюорит, халцедон, чароит, яшма.
3. Горные породы:
1) магматические: гранит, дацит, риолит, андезит, габбро, базальт, диабаз, пироксенит;
2) осадочные и вулканогенно-осадочные: песчаник, известняк, конгломерат, аргиллит, туф вулканический, известковый туф, торф, мергель и т.д;
3) метаморфические породы: углисто-глинистый сланец, кристаллический гнейс.
4. Палеонтологические останки:
1) руководящие стратиграфические: аммониты, белемниты, цератиты, гониатиты и т.д.
2) коллекция систематическая: моллюски, брахиоподы, мшанки, кораллы и т.д.
3) Сборы находок с интересных геологических объектов, геологических обнажений, карьеров и т.д.
Для практических занятий необходимы: хотя бы одна учебная геологическая карта с легендой, стратиграфической колонкой и разрезом; наглядные таблицы по различным темам (минералогия, петрография, строение Земли и т.д.); шкала твердости.
Для презентаций и проведения занятий по отдельным темам используется компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Видеофильмы о горообразованиях и о геологическом строении Челябинской области; раздаточный материал.
Список литературы для педагога:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (с учётом изменений, внесённых Федеральными законами от 03 февраля 2014г. № 11-ФЗ, 15-ФЗ)
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03 (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. N 27 Д)
- Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. 2012г.
- Информационное письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (для учреждений дополнительного образования детей системы образования)».
- Информационное письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
- Устав МОУ ДОД ЦДОД от 05 июля 2013г.
- Положение об образовательных программах (МОУ ДОД ЦДОД)
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». «Вестник образования», N 2, январь, 2007
- Письмо от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- .Астарова Г.Г. «Геологические экскурсии» - М.; Учпедгиз, 1980
- Бондарев В.П. «Практикум по геологии с основами палеонтологии»-М.; Просвещение,1980
- Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения» - М.;Просвещение,1986
- Интернет-ресурсы
Литература, рекомендуемая для чтения детям
1.Баландин Р. «Капли девонского дождя» -М., Детская литература, 1968
2.Баян А.А. «Отец русской геологии» -М., Географиз, 1954
3.Зверев В.Л. « Каменная радуга» - М.,Недра, 1990
5.Кантор Б.З. « Мир минералов» - М., Ассоциация «Экост», 2005
6. Детская энциклопедия «Камни мира»- М., - Аванта, 2006
7.Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М., Изд-во АН СССР, 1968
8.Энциклопедия для детей. «Геология» - М., Аванта, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Юный геолог-эколог 2013-2014
Программа «Юный геолог-эколог» имеет научно-техническую направленность и направлена на развитие исследовательских способностей воспитанников подросткового возраста с высоким уровнем познавательной акт...
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 06 «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ГЕОЛОГИИ»
программа учебной дисциплины «Физическая география с основами геологии» предназначена для образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу средн...
Химический модуль в программе геологического кружка «Юный геолог» (для обучающихся 8-9 классов)
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов с целью повышения интереса к изучению предмета химии, науки геологии. Данный курс предполагает развитие познавательного интереса школьников...
Сертификат участника. IX Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"
Сертификат участника. IX Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"...
X Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"
X Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"...
Рабочая программа по геологии "Тайны минералов"
Программа включает пояснительную записку и тематическое планирование элективного курса по геологии "Тайны минералов". (9 класс)...