Программа "Воспитание геологией". (объединение дополнительного образования)
учебно-методический материал по географии на тему

Амелина Нина Васильевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_geologiey.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ВОСПИТАНИЕ ГЕОЛОГИЕЙ»

Цели: 

  • дать обучающимся основы знаний по геологии, познакомить их с геологическим строением, горными породами и полезными ископаемыми родного края;
  • научить  обучающихся вести геологические наблюдения, отбирать образцы пород в полевых условиях;
  • развить умения и навыки:
  • различать и определять горные породы, минералы, полезные ископаемые,
  • описывать зарисовывать обнажения горных пород,
  • отбирать образцы, составлять коллекцию,
  • читать геологические карты,
  • составлять геологические разрезы,
  • пользоваться геологическим компасом,
  • работать с геологической литературой, организовать условия труда и быта в полевых условия;.
  • воспитать любовь к природе своего края;
  • повлиять на выбор профессии.

Организация кружка  требует:

  • приобретение или составление коллекции образцов горных пород, минералов, полезных ископаемых и ископаемой фауны;
  • комплектование библиотеки с геологической литературой;
  • приобретение учебно-методических наглядных пособий (карты, схемы), инвентаря (горный и туристический компас, лупа, шкала Мооса, геологический молоток, и другое);
  • обеспечение помещением и необходимой мебелью;
  • приобретение оборудования для полевой работы (палатки, спальники и другое). 

Рекомендации по тематике  занятий

Водные лекции являются очень важными, так  как от них зависит дальнейшая работа кружка. На вступительную беседу о геологической работе лучше пригласить специалистов геологических профессий.
Особенно важно совершать экскурсии на одно из обнажений горных пород, где можно отобрать образцы для школьной коллекции.
В разделе программы общей геологии необходимо дать основы геологических знаний. Особое внимание обратить на чёткость в определении понятий,занятия сопровождать демонстрацией схем и таблиц.
Изучая вопросы происхождения земли, необходимо показать последние данные науки, результаты космических исследований.
Курс минералогии следует начинать с экскурсии в геологический музей или геологический отдел краеведческого музея. Также возможно приглашение любителя камня  со своей коллекцией. При изучении свойств минералов следует ограничиться минимумом данных, чтобы не загружать излишними сведениями. Во время практических работ использовать учебные коллекции и образцы, собранные во время походов.
К изучению петрографии следует приступить, имея определённый запас минералогических знаний, Теоретические занятия необходимо иллюстрировать графическим материалом, который можно найти в учебниках петрографии – рисунки структур, текстур, типов интрузии и т.д. На  практических занятиях по данной теме следует ознакомиться с  систематическими коллекциями. Многие пособия можно изготовить самим кружковцам – из пластилина смоделировать складкообразование, из глины – разрывные нарушения.
Курс гидрогеологии. Наибольшее внимание уделить практическим занятиям по замеру дебита источника. Обратить внимание на вопросы охраны природных вод.
При изучении геофизических методов уделить внимание практическим занятиям по радиометрии. Занятия должны проводиться специалистами-геофизиками, возможно и зимой в помещении.
В палеонтологии необходимо учесть некоторые особенности: разъяснить, для чего нужна палеонтология, а также рассмотреть развитие всего органического мира, включая современные формы жизни. Для коллекции достаточно разновидностей кораллов, брахиопод, гастропод.
Раздел «полезные ископаемые» является завершающим в цикле геологических наук. Необходимо дать понятие о полезных ископаемых, познакомить с их классификацией. Особое внимание обратить на месторождения полезных ископаемых родного края.
Лекции по видам сырья желательно иллюстрировать конкретными изделиями, получаемыми из данного полезного ископаемого.
На лекции по изучению методов поисков и разведок обязательно следует пригласить геологов-разведчиков, использовать фотографии,  видеосюжеты.
В изложении материала очень важно показать последовательность работ на объектах, их стадийность и продолжительность.
Неплохо было бы ознакомить юных геологов с проектно-сметной документацией, с основами проектирования, так как юношеские геологические партии перед проведением полевых работ обязательно должны составлять упрощённые проекты с соблюдением определённых правил.
Лекции по технике безопасности должны повторятся ежегодно перед выездом на полевые работы, усвоение материала необходимо проверить у каждого из обучающихся.
При изучении правил техники безопасности желательно использовать иллюстративный материал.
Экскурсия в полевой лагерь является очень важным мероприятием. Перед экскурсией ставится цель показать не только романтические черты геологической профессии, но и обратить внимание на трудности, неудобства труда геологов. Это позволяет создать правильные представления об этой профессии, а в последствии – сыграть решающую роль в выборе трудного пути.

Программа

Введение: 10 часов

Беседа о предмете и значении геологических и геологоразведочных наук (2ч.)
Организационные мероприятия с показом фильмов на геологическую тему(2ч.)
Встреча с несколькими  из представителей геологической профессии. Экскурсия на месторождение с отбором образцов пород, минералов, ископаемой фауны(6ч.)

Тема 1. Общая геология: 24 часа

2 ч. Земля в мировом пространстве и её происхождение (гипотезы)
2ч. Общая характеристика и строение планеты Земля (форма, масса, плотность и т.д.)
6ч. История развития Земли и органического мира (геохронология, методы установления возраста, зарождение и эволюция органического мира)
2ч. Экзогенные процессы и их значение.
2ч. Геологическая работа ветра.
2ч. Карстообразование.
2ч. Геологическая деятельность рек.
2ч. Эндогенные геологические процессы. Магма, вулканизм, землетресения, складчатость, метоморфизм.
2ч. Геологическое строение  и полезные ископаемые родного края.

Тема 2. Минералогия: 32 часа

2ч. Экскурсия в музей
2ч. Понятие о минералах. Свойства и методы определения. Шкала Мооса. Определители минералов.
4ч. Классификация минералов. Схема   описания. Понятие о кристаллах. Кристаллографические формы.
2ч. Самородные элементы. Галоиды.
4ч. Окислы и гидроокислы. Фосфаты. Сульфаты.
2ч. Сульфиды.
2ч. Карбонаты.
8ч. Силикаты
6ч. Практические занятия по определению минералов.

Тема 3. Петрография: 38 часов

2ч. Определение петрографии как науки. Понятие о горной породе. Свойства, методы изучения горных пород.
2ч. Классификация горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.
1ч. Магматические пород (магма, магматизм, вулканизм, интрузии,эффузии).Классификация.
6ч. Осадочные породы, их происхождение. Классификация
8ч. Практические занятия по определению магматических и осадочных пород.
4ч. Метаморфические породы. Виды, причины и условия метаморфизма.
2ч. Практические занятия по определению метаморфических пород.
4ч. Повторение по теме « Петрография».

Тема 4. Тектоника: 10 часов

4ч. Типы тектонических движений. Складчатые и разрывные нарушения. Трещиноватость пород. Надвиги и сдвиги.
2ч. Землетрясение и вулканизм. Типы землетрясений. Механизм вулканизма.
2ч. Закономерности развития Земли. Взаимосвязь различных геологически

х явлений.
2ч. Практические занятия. Моделирование складчатых и разрывных нарушений с помощью пластилина, глины, бумаги.

Тема 5. Гидрогеология: 18 часов

4ч. Геологическая деятельность текучих вод.
4ч. Геологическая деятельность подземных вод.
2ч. Вопросы охраны рек и подземных вод.
8ч. Занятия по замеру дебита источника. Поплавковый метод.

Тема 6. Геофизические методы: 10 часов

2ч. Обзор геофизических методов разведки.
2ч. Принципы работы с солевым радиометром.
2ч. Принципы работы с полевым магнитометром.
2ч. Практические занятия по геофизическим методам.
2ч. Практические занятия по радиометрии.

Тема 7. Палеонтология:14 часов

2ч. Единство органического мира.
2ч. Кишечнополостные, губки, членистоногие
2ч. Брахиоподы, моллюски.
2ч. Хордовые.
2ч. Палеоботаника.
4ч. Практические занятия с окаменелостями.

Тема 8. Месторождения полезных ископаемых: 26 часов

4ч. Понятие о полезных ископаемых и их классификация по видам, условиям образования, морфологии, размерам.
9ч. Месторождения металлических полезных ископаемых.
8ч. Месторождения неметаллических полезных ископаемых.
3ч. Месторождения каустобиолитов.
2ч. Экскурсия в музей.

Тема 9 Методы поисков и разведок: 16 часов

2ч. Основные виды геологоразведочных работ: геологическая съёмка, поиски, разведка. Цели и задачи каждой стадии. Ведение полевой документации. Камеральная обработка.
4ч. Опробование. Цели и задачи. Виды и типы. Контроль. Обработка проб.
2ч. Практические занятия по шлиховому опробованию.
4ч. Поиски. Общегеологические предпосылки для поисков и поисковые признаки . методы поисков.
4ч. Разведка месторождений полезных ископаемых. Предварительная и детальная разведка. Методы разведки. Оценка разведанных месторождений. Принципы подсчёта запасов.

Тема 10. Полевая геология: 26 часов

2ч. Измерение расстояний шагами. Пользование рулеткой. Определение расстояния по карте. Понятие о масштабах.
6ч. Работа с горным компасом. Зарисовка и описание обнажений. Изучение элементов тектоники.
2ч. Составление маршрутного адреса.
2ч. Правила ведения записи маршрута в полевой книжке.
4ч. Ведение документации горных выработок и скважин.
4ч. Изучение структуры и текстуры горных пород. Литолого-петрографические обозначения наиболее распространённых горных пород.
6ч. Знакомство с геологической картой и стратиграфическим разрезом. Чтение карты, составление разрезов.

Тема 11. Техника безопасности: 6 часов

Правила выбора места и устройства полевого лагеря. Правила безопасности в маршрутах, у скальных обнажений, рек, в карстовых районах. Предостережения от укусов клещей, ядовитых змей. Противопожарная безопасность. Оказание первой помощи пострадавшим. Правила санитарии и гигиены.

Тема 12. Экскурсии: 6 часов

Объекты: полевой лагерь геологов, музей ,геологические организации.

Тема 13. Встреча с работниками геологии 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Из опыта работы творческого объединения дополнительного образования детей

Материал отражает методику организации работы в мастерской дополнительного образования детей "Художественная вышивка", цели, задачи, способы подведения результатов, методические приёмы работы с детьми...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...