ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 06 «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ГЕОЛОГИИ»
рабочая программа по географии на тему

программа учебной дисциплины «Физическая география с основами геологии» предназначена для образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 120714.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАБОЧАЯ ПРОГРАММА50.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)

(Электростальский филиал)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ  

ОГСЭ 06

«ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

С ОСНОВАМИ ГЕОЛОГИИ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

120714 «ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

(базовая подготовка)

2014

ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии «Экономика и управление»,

протокол №_______

от _____________________ 20___г.

Председатель ___________ /Захаревич О.А./

                                            (подпись)                     (Ф.И.О.)

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения» (базовая подготовка)

                             

Руководитель структурного  

подразделения по УВР          _________ / Галдина Т.А./

                                                                               (подпись)                       (Ф.И.О.)

                               

УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом  колледжа

Председатель________________ /Галдина Т.А./

                                                  (подпись)                             (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 20___г.

Составитель:

САХАРОВА Е.В.., преподаватель Электростальского филиала ГБПОУ Колледж «Царицыно».

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ГЕОЛОГИИ»

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины «Физическая география с основами геологии» предназначена для образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 120714.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Данная дисциплина входит в гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ 06).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. Читать геологические карты
  2. Составлять описание минералов
  3. Определять формы рельефа и типы почвообразующих пород
  4. Анализировать динамику и геологический деятельность подземных вод

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. Классификацию горных пород
  2. Экзогенные геологические процессы
  3. Сведения о рельефе, его происхождении и формах
  4. Основные разновидности динамики подземных вод
  5. Характеристику и значение горных пород в практической деятельности человека
  6. Влияние геологических процессов на состояние земель

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

-

86 часов

Обязательная аудитория

-

68 часов

Самостоятельная работа

-

18 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

-

86 часов

Обязательная аудитория (всего)

-

68 часов

в том числе:

                          - в т.ч. лекций

-

40 часов

                          - практические занятия, вкл. семинары

-

28 часов

Самостоятельная работа: работа с текстом учебника и с дополнительной литературой, ознакомление с таблицами и схемами, контурными картами, написание докладов, рефератов, кроссвордов, работа со словарями и справочниками, ответы на контрольные вопросы, составление конспектов с помощью Интернета

-

18 часов

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета по дисциплине – 1 семестр



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физическая география с основами геологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторных работ, практических занятий, самостоятельных работ обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного материала

Введение. География как наука о Земле. Роль инженерно-геологических изысканий для целей землеустройства.

2

РАЗДЕЛ 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ.

Содержание учебного материала

Земля как планета. Происхождение и форма Земли.

2

Строение Земли. Образование Земной коры.

2

Практические работы

Составление  и анализ схемы «Влияние строения земной коры на рельеф Земли»

2

Самостоятельная работа

Составление карты своей местности.

2

РАЗДЕЛ 2

СОСТАВ ЗЕМНОЙ КОРЫ

Содержание учебного материала

Минеральный и петрографический состав земной коры

2

Общее понятие о минералах и горных породах.

2

Практические работы

Характеристика породообразующих минералов.

2

Самостоятельная работа

2

Свойства минералов.

2

Практические работы: Описание физических и химических свойств минералов.

2

Главнейшие минералы. Распространение на земной поверхности.

2

Практические работы Составление картосхем распространения минералов на Земле.

2

Самостоятельная работа. Составить иллюстрированный альбом «Минералы мира. Распространение на Земле»

4

Горные породы. Образование и формирование горных пород.

2

Практические работы Составление схемы образования горных пород.

2

Магматические горные породы. Происхождение, классификация, формы залегания.

2

  • Практические работы Изучение и описание магматических и осадочных пород

2

Осадочные горные породы. Особенности образования и классификация.

2

  • Практические работы Изучение и описание осадочных пород. Изучение и писание осадочных пород

2

Метаморфические горные породы. Образование, типы.

2

Практическая работа: Составление схем отражающие процессы метаморфизации горных пород

2

РАЗДЕЛ 4

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ

Содержание учебного материала

Возраст горных пород и методы его определения.

2

Геохронологическая и стратиграфическая шкалы.

2

Практические работы:

Работа с Международной геохронологической шкалой.

2

Самостоятельная работа:

Развитие жизни в ходе геологической истории.

2

Четвертичные отложения как важнейшие почвообразующие породы

2

Практические работы:

Сопоставление генетических типов отложений с международной стратиграфической шкалой на конкретных примерах.

2

РАЗДЕЛ 3

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА

Содержание учебного материала

Эндогенные процессы формирования рельефа. Тектонические и колебательные движения земной коры

2

Практические работы:

Анализ тектоники регионов мира.

4

Самостоятельная работа

2

Эндогенные процессы формирования рельефа. Складчатые и разрывные движения земной коры.

2

Самостоятельная работа

Складчатые и сейсмические области Земли. Закономерность их размещения.

2

Сейсмические явления в земной коре. Вулканизм.

2

Самостоятельная работа

Типы извержения вулканов. Закономерность размещения.

2

Экзогенные процессы формирования рельефа.

4

Самостоятельная работа

  • Формы рельефа, образованные под воздействием природных факторов

2

РАЗДЕЛ 5

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕХНОГЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Содержание учебного материала

Проблемы загрязнения окружающей среды. Формирование техногенного рельефа, техногенного режима подземных вод при разработке и добыче полезных ископаемых.

2

Практические работы

2

Дифференцированный зачет

2

 



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  инженерной графики и картографии, .

3.1.1 Оборудование учебного кабинета.

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Рабочие места обучающихся обеспечивают выполнение практических работ в полном соответствии с практической частью программы, учитывать требования техники безопасности.

Рабочее место педагогического работника оборудуется столом, ТСО, шкафами для хранения наглядных пособий (географические карты и таблицы), аудиторной доской.

Плакаты и схемы:

  1. Схема строения Солнечной системы
  2. Физическая карта мира
  3. Физическая карта России
  4. Тектоническая карта и карта полезных ископаемых мира
  5. Учебные геологические карты (различного масштаба)
  6. Геологические карты отдельных территорий Забайкалья
  7. Периодическая таблица Д.И. Менделеева
  8. Схема элементов слоя, типов слоистости
  9. Схема разрывных нарушений, их типов
  10.  Геохронологическая таблица
  11.  Схема промышленной классификации месторождений

Учебные коллекции образцов горных пород, руд, минералов

3.1.2 Технические средства обучения:

ТСО учебной аудитории: персональный компьютер-мультимедиа; универсальный видеопроектор; видеомагнитофон; телесканер на видеокамере; микрофон для преподавателя; контрольный телевизор преподавателя; акустическая система; блок управления с дистанционным пультом управления; принтер; лазерная указка; электронная доска (smart board).


3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

3.3.1. Основная литература.

Основные источники:

  1. Бондарев В.П. Геология. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: «ИНФРА М», 2004. - 224с.
  2. Гальперин А.М., Зайцев В.С. Геология: Часть IV. – Инженерная геология. – Изд-во «Горная книга», изд-во МГГУ, 2009. – 559 с.
  3. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. Максаковский В.П. (2012, 397с.) 
  4. Гущин А.И. Романовска М.А. Стафеев Н.А. Практическое руководство по общей геологии. – М.: «Издательский дом Академия», 2007. – 159с.
  5. Ермолов В.А., Ларичев Л.Н., Мосейкин В.В. Основы геологии / Под ред. В.А. Ермолова. – М.: Изд-во МГГУ, 2008. – 598 с.
  6. Короновский Н.В. Геология для горного дела / Н.В. Короновский, В.И. Старостин, В.В. Авдонин. – М.: Изд. центр Академия, 2007. – 570 с.
  7. Страны мира в цифрах - 2011.  Олейник А.П. (2011,  62с.) 
  8. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. В схемах и таблицах. Курашева Е.М. (2011, 224с.) 

3.3.2 Дополнительная литература

  1. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Максаковский В.П. (2008, 495с.; 2009, 480с.)
  2. География России. 8-9 классы: в схемах и таблицах. Курашева Е.М. (2011, 224с.) 
  3. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.) 
  4. География. Профильный уровень. В 2 кн. Кн. 1. 10 класс.  Холина В.Н. (2013, 320с.) 
  5. География. Профильный уровень. В 2 кн. Кн. 2. 11 класс.  Холина В.Н. (2011, 336с.) 
  6. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.) 
  7. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 кл. В 2 ч. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. (2009; 232с. + 232с.) 
  8. Глобальная география. Пособие для 10-11 классов.  Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. (2009, 320с.) 
  9. Демография.  Харченко Л.П. (2009, 350с.) 
  10. Изменение климата. Пособие для педагогов старших классов.  Кокорин А.О., Смирнова Е.В. (2010, 52с.) 
  11. Общая география. 11 класс.  Аношко В.С. и др. (2009, 191с.; Белоруссия)
  12. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В 2 ч. Максаковский В.П. (2009; 367с., 525с.) 
  13. Физическая география. Орленок В.В., Курков А.А. и др. (для 10-11 классов) (1998, 480с.)   
  14. Физическая и экономическая география мира. (2010, 368с.) 
  15. Экономическая география.   Желтиков В.П. (2001, 384с.)  
  16. Экономическая и социальная география зарубежных стран. (Учебник) Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. (2008, 464с.) 
  17. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). Алисов Н.В., Хорев Б.С. (2003, 704с.) 
  18. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Наглядный справочник. Довгань Г.Д. (Киев; 2007, 144с.) 
  19. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья. (Учебное пособие) Под ред. Ратановой М.П. (2006, 576с.) 
  20. Экономическая и социальная география.  Фромберг А.Э. (2011, 416с.) 

3.3.3 Периодические издания

Газета “География” (еженед. приложение к газете “Первое февраля”)

The Economist

Журнал "Вокруг света"

Журнал "География и природные ресурсы"

Журнал GEO. Непознанный мир: Земля.

Журнал National Geographic

Журнал Ветер странствий

Журнал Наука и жизнь

Научный журнал «Вопросы географии и геоэкологии»

Теоретический и научно-практический журнал «География в школе» Издательство – ООО «Школьная пресса»

3.3.4 Интернет-ресурсы

  • afromberg.narod.ru - сайт учителя Географии Фромберга А.Э. 6 - 10кл. Программы, Поурочное планирование (учителям), Электронные уроки (частично), Практические работы, Справочные материалы, Экзамены (9кл., 11кл., ЕГЭ), Подготовка в Вузы.
  • geo.1september.ru - газета "География" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал) 
  • geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии"  Статьи по разделам: Землеведение (136); География материков, океанов, стран (41); География России (446); Экономическая и социальная география мира (381).
  • geografia.ru - География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др.
  • georus.by.ru - "География России". Данные о каждом субъекте Российской Федерации.  Сведения о регионах. Федеральные округа РФ. Экономические районы. Часовые пояса и др. 
  • nature.worldstreasure.com  - "Чудеса природы"  Иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях. (фото + текст, неплохой сайт, чтобы просто отдохнуть и узнать интересные факты).
  • rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. - Раздел "Энциклопедия" - это "Малая географическая энциклопедия" (Физическая география, Страноведение, Экономическая география". Есть раздел "Учителям". 
  •  terrus.ru   "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.
  • www.aela.ru/forum/mdex.php?showtopik= 155

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины:

- текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты; формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка устных сообщений, рефератов, мультимедийных презентаций по отдельным тематикам;

- итоговый контроль – дифференцированный зачет.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического контроля, примерной тематики устных выступлений и рефератов, исследовательских работ, варианты тестовых заданий, вопросы к экзаменационным билетам отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

читать геологические карты и профили специального назначения

оценка выполнения практической работы

составлять описание минералов и горных пород по образцам

оценка выполнения практической работы.

определять формы рельефа, типы почвообразующих пород

оценка выполнения практической работы

анализировать динамику и геологическую деятельность подземных вод

оценка выполнения практической работы

Знания:

классификация горных пород

устный опрос, тестирование

генетические типы четвертичных отложений

устный опрос

экзогенные геологические процессы

контрольная работа

сведения о рельефе, его происхождении и формах

устный опрос

основные разновидности и основы динамики подземных вод

письменный опрос, оценка самостоятельной работы, оценка выполнения практической работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности "Сестринское дело"

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности "Сестринское дело" базовой подготовки....

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ "Физическая культура"

Специальность: 23.02.06  «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»....

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура специальность 31.02.01 Лечебное дело.2018г.

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» СПО....

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ. 04 Физическая культура, специальность 31.02.01 Лечебное дело, курс 1-4, семестр I-VIII. 2022г.

Дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело.Особое значени...

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл. Приложение 4 к ППССЗ по специальности Лечебное дело.2020

Рабочая программа дисциплины  ОГСЭ.04 Физическая культура Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл является частью программы подготовки специалистов среднего звена(ППССЗ) в соотв...

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело для набора 2021 года

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело для набора 2021 года...

Рабочие программы дисциплин ОГСЭ.04 и ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности

Ссылки на рабочие программы учебных дисциплин: ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднег...