"Накопительная система оценивания"
материал на тему
Выступление на заседании педагогического совета "Накопительная система оценивания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakopitelnaya_sistema_otsenivaniya.docx | 29.95 КБ |
Презентация | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3-х, 5-ти, 8-ми, 10-ти, 12-ти балльную систему оценки знаний.
Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена министерством народного просвещения: «1»-слабые успехи; «2»-посредственные; «3»-достаточные; «4»-хорошие; «5»-отличные.
Любопытно, что знания учащихся оцениваются во всех странах мира по-разному. В Англии – 6-тибалльная, Польше – 6-тибалльная, Франции – 20-тибалльная, Молдове – 12-тибалльная, Украине – 12-тибалльная, Беларуси – 10-тибалльная, Латвии – 10-тибалльная, США – 100-балльная.
Изменения, происходящие сейчас в школьном образовании, заставляют обратить внимание на все его сферы, в том числе и на систему оценки учебных достижений. Многие исследователи отмечают, что:
«… пятибалльная система оценки знаний и творческой стороны работы учеников – не просто устарела, а вовсе даже никогда и не отвечала своему назначению, никогда не была достаточно адекватной, не давала картины подлинных успехов школы, мало стимулировала прогресс педагога и ученика» . Предлагаются самые различные способы решения проблемы. Перечислим те из них, которые упоминаются чаще всего.
- многобалльные системы оценки,
- многокритериальная или комплексная отметка,
- безотметочная система ,
- дифференцированные отметки,
- содержательные оценки
- критериально-ориентированное оценивание,
- накопительные системы
- рейтинговая система
Теперь последовательно опишем основные виды накопительных систем.
1. Простая накопительная. Все набранные баллы складываются. Заранее известно, какую сумму необходимо набрать для получения той или иной итоговой отметки. Отличается от традиционной системы оценивания накопительным характером и ясными правилами получения итоговой отметки. Возможность использования набранной суммы в качестве итоговой отметки дает системе большую дифференцирующую способность. Но наиболее пригодна в зачетной системе оценивания.
2. Накопительная система с весовыми коэффициентами. По сравнению с простой накопительной системой отметки за различные задания либо имеют различный вес, либо задания имеют различную «стоимость». Т.О. максимальный балл может отличаться в разы.
3. Накопительная система с весовыми коэффициентами и рейтингом. Добавление рейтинга, который обычно определяется как доля набранных учеником баллов от суммарной «стоимости» обязательных для выполнения заданий, приводит к тому, что итоговые отметки оказываются сопоставимы друг с другом.
4. Накопительная система с динамическим рейтингом. Динамический рейтинг позволяет в любой ситуации видеть текущее значение итогового рейтинга. Введение динамического рейтинга возможно только с использованием компьютерных технологий.
Для сравнения друг с другом основных типов накопительных систем рассмотрим сводную таблицу.
| Суммирование баллов | Определенное поле учебных заданий | Критерий получения итоговой отметки | Различный вес учебных заданий | Наличие итогового рейтинга | Наличие динамического рейтинга |
Простая накопительная система | + | + | + |
|
|
|
Накопительная система с весовыми коэффициентами | + | + | + | + |
|
|
Накопительная система с весовыми коэффициентами и рейтингом | + | + | + | + | + |
|
Накопительная система с динамическим рейтингом | + | + | + | + | + | + |
При этой системе оценивается ответ каждого ученика, даже самый незначительный.
Этот метод дает возможность поддерживать интерес ученика в течение всего урока, а учителю объективно оценивать работу школьников на уроке. Ученики наглядно видят результат своей работы, что стимулирует их на дальнейшую деятельность.
Очень важными составляющими в накопительной системе оценки являются самооценка и взаимооценка. Желательно, чтобы учащиеся проводили самооценку каждый урок. Примерная схема самооценки (урока, темы):
- я не понял материал урока (темы)- 0
- я частично понял материал урока (темы), но мне необходимо еще в нем разобраться – 2
- я полностью понял материал урока (темы) – 4
- я могу самостоятельно объяснить содержание урока (темы) – 6
- я могу объяснить содержание урока (темы) своим товарищам и помогу им понять данный материал, могу самостоятельно решить задачи и ответить на вопросы – 8
- я свободно могу провести данный урок (рассказать тему), подготовить презентацию урока (темы), составить задачи и вопросы к уроку – 10.
Взаимооценивание осуществляется на групповом этапе работы школьников или при работе в парах. Основное условие – объективность оценки партнера (товарища), а не личные амбиции учащихся. Требование к взаимооценке:
- мой партнер (товарищ) по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0
- мой партнер (товарищ) по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2
- мой партнер (товарищ) по группе частично мог пояснить мне новый материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи - 4
- мой партнер (товарищ) по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6
- мой партнер (товарищ) по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8
- мой партнер (товарищ) по группе активно участвовал в объяснение нового материала, использовал при объяснении интересный занимательный материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 10
Накопительная система учит детей планировать свой учебный процесс, осмысленно подходить к процессу собственного развития, развиваем их самооценку и социальную активность. Все учителя, кто пробовал внедрять РНС хотя бы на нескольких уроках, отмечают повышение конструктивной активности учащихся, непривычность взаимодействия с учащимися.
Важной ее характеристикой является повышение открытости и прозрачности учебного процесса, – не только со стороны администрации и учащихся, но и со стороны родителей. Она позволяет родителям полнее и осмысленнее участвовать в учебном процессе, контролировать его, целенаправленно регулировать активность учащихся.
Технология разработки НС включает в себя ряд необходимых этапов.
- Выбор временного промежутка в учебном процессе, на котором внедряется НС.
Один урок ________ час (-а)
Учебный блок (тема) _________ часов
Четверть _____
Учебный год ______
2. Формулировка цели и осмысление ее актуальности в развитии учащегося.
Например, «развитие умения анализировать научный текст», «развитие умения анализировать задачу и осмысленно применять алгоритм ее решения», «развитие письменной речи», «развитие умения выступать перед аудиторией», «развитие умения формулировать разноуровневые вопросы», «развитие понятийного мышления». Но могут быть и более узкие варианты целеполагания: «Подготовка к ЕГЭ по теме», «отработка навыков ведения диалога по теме», «отработка речевых конструкций», «отработка умения решать задачи по теме». Также, могут быть сформулированы и воспитательные цели: «Развитие умения выслушивать другую точку зрения», «Умение взаимодействовать в рабочей группе», «Содействие развитию ценности толерантного отношения к другой культуре».
Очень хорошим, «отрезвляющим» вопросом для целеполагания является вопрос: «Чему я хочу их научить на всю жизнь?».
Формулировка цели | Объяснение цели, ее смысл |
- Рубрикация (спецификация) цели.
Сформулированную цель необходимо «разбить» на 3-7 уровней ее достижения. Понятно, что сложная цель может иметь больше уровней (рубрик), чем более простая. Например, рубрикация для детей 2 класса явно отличается от рубрикации девятиклассников.
1 уровень. «Должны освоить все и на всю жизнь».
2 уровень. «Должны освоить те, кто проявит минимальную дополнительную активность».
3 уровень. «Могут освоить те, кто работает чуть быстрее, чем другие».
4 уровень. «Могут освоить те, кто эффективно работает самостоятельно».
5 уровень. «Могут освоить те, кому в данной области нужно больше, чем остальным».
6 уровень. «Освоят только единицы, для кого данный предмет является профилирующим».
Если проводить аналогии с 5-тибалльной системой, то первый уровень – это 3 (удовлетворительно). 4 уровень (и выше) – это 5 (отлично). Уровень ниже удовлетворительного в принципе не закладывается в НС.
4. Переформулировка рубрик на язык неспециалистов: детей, родителей, общественной экспертизы.
Обычно эта переформулировка осуществляется от первого лица и максимально конкретно. Учитель планирует в своем уроке элементы обсуждения этих рубрик, что повышает осмысленность учебного процесса для детей.
- Методическое обеспечение процесса достижения цели на разных уровнях.
Этот этап является самым сложным для педагогов. Легче с ним справляются те, кто проходил повышение квалификации в области современных образовательных технологий, требующих от учителя гибкого планирования, владения интерактивными методами, умения организовывать парную и групповую работу, имеющего опыт реализации индивидуального подхода. Часто методическое обеспечение включает в себя наличие раздаточного материала, элементов взаимооценки, использования графических форм работы с информации, письменных работ и др. Основной смысл методического обеспечения в процессе реализации РНС – это сделать учебный процесс максимально «видимым», т.е. объективным.
6. Составление технологической карты НС.
Типовая структура технологической карты
Технологическая карта учебной дисциплины «…………………………………………………………………………………………» для учащихся ….. класса на ….. четверть ……/……… учебного года
Учитель: e-mail консультации: урок, … каб.
Количество часов в неделю: 2 часа
Тип дисциплины: ……
Вид итоговой аттестации: …..
Четверть: ….
Максимальное количество баллов:… баллов.
Основной смысл изучения дисциплины: …………………………………………………………………………… ……………………………………………………………….(1-2 абзаца).
Тема и виды деятельности | Сроки и ресурсы | Максимальное кол-во баллов | Набранное кол-во баллов |
Обязательная часть | |||
Вариативная часть | |||
5 баллов (отлично) при накоплении …. баллов по обеим частям.
4 балла (хорошо) при накоплении ….. баллов.
3 балла (удовлетворительно) при накоплении ….. баллов.
Минимальное кол-во баллов по обязательной части (вид аттестации) для получения 5 = ….
Минимальное кол-во баллов по обязательной части (вид аттестации) для получения 4 = ……
Минимальное кол-во баллов по обязательной части (вид аттестации) для получения 3 = …..
Общая формула расчета максимального количества баллов за учебную дисциплину.
Б = КДх100 + ВЧ
КД – коэффициент дисциплины, отражающий ее значимость с точки зрения специфики образовательного учреждения (1; 1,5; 2)
ВЧ – максимальное количество баллов, входящих в вариативную часть: может быть поставлено в зависимость от количества часов в неделю.
7. Написание конспекта (конспектов) учебного процесса на основе НС.
Мониторинг
- Я понимаю, в чем смысл накопительной системы………..
- Я могу объяснить коллеге на примерах, в чем смысл НС …………..
- Я знаю этапы внедрения НС в учебный процесс …….
- Я знаю структуру технологической карты ……
- Я понимаю, как рассчитывать баллы по НС …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. Русская школа пережила 3-х, 5-ти, 8-ми, 10-ти, 12-ти балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная: «1»-слабые успехи; «2»-посредственные; «3»-достаточные; «4»-хорошие; «5»-отличные.
Англия – 6-тибалльная Польша – 6-тибалльная Франция – 20-тибалльная Молдова и Украина – 12-тибалльная Беларусь – 10-тибалльная Латвия – 10-тибалльная США – 100-балльная
многобалльные системы оценки многокритериальная (комплексная отметка) безотметочная система дифференцированные отметки, содержательные оценки критериально-ориентированное оценивание накопительные системы рейтинговая система
Суммирование баллов Определенное поле учебных заданий Критерий получения итоговой отметки Различный вес учебных заданий Наличие итогового рейтинга Наличие динамического рейтинга Простая накопительная система + + + Накопительная система с весовыми коэффициентами + + + + Накопительная система с весовыми коэффициентами и рейтингом + + + + + Накопительная система с динамическим рейтингом + + + + + +
я не понял материал урока (темы)- 0 я частично понял материал урока (темы), но мне необходимо еще в нем разобраться – 2 я полностью понял материал урока (темы) – 4 я могу самостоятельно объяснить содержание урока (темы) – 6 я могу объяснить содержание урока (темы) своим товарищам, могу самостоятельно решить задачи и ответить на вопросы – 8 я свободно могу провести данный урок (рассказать тему), подготовить презентацию урока (темы), составить задачи и вопросы к уроку – 10.
мой партнер по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0 мой партнер по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2 мой партнер по группе помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи – 4 мой партнер по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6 мой партнер по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8 мой партнер по группе активно участвовал в объяснение нового материала, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 10
1. Выбор временного промежутка в учебном процессе, на котором внедряется НС . Один урок ________ час Учебный блок (тема) _________ часов Четверть _____ Учебный год ______ 2 . Формулировка цели и осмысление ее актуальности в развитии учащегося. На данном этапе приоритетными являются развивающие надпредметные цели. «Чему я хочу их научить на всю жизнь?». 3. Спецификация цели. 1 уровень. «Должны освоить все и на всю жизнь». 2 уровень. «Должны освоить те, кто проявит минимальную дополнительную активность». 3 уровень. «Могут освоить те, кто работает чуть быстрее, чем другие». 4 уровень. «Могут освоить те, кто эффективно работает самостоятельно». 5 уровень. «Могут освоить те, кому в данной области нужно больше, чем остальным». 6 уровень. «Освоят только единицы, для кого данный предмет является профилирующим».
4. Переформулировка рубрик на язык неспециалистов: детей, родителей, общественной экспертизы. Обычно эта переформулировка осуществляется от первого лица и максимально конкретно. 5.Методическое обеспечение процесса достижения цели на разных уровнях. Часто методическое обеспечение включает в себя наличие раздаточного материала, элементов взаимооценки, использования графических форм работы с информации, письменных работ и др. Основной смысл методического обеспечения – это сделать учебный процесс максимально «видимым», т.е. объективным. 6. Составление технологической карты НС. 7. Написание конспекта (конспектов) учебного процесса на основе НС.
Технологическая карта учебной дисциплины «Литература» (развитие речи) для учащихся 5 класса на 4 четверть ……/……… учебного года Учитель: ____________________ консультации: __ урок, ___ каб. Количество часов в неделю: 2 часа Тип дисциплины: общий Вид итоговой аттестации: изложение Четверть: 4 Максимальное количество баллов: 40 баллов. Основной смысл изучения дисциплины: Учиться развернутому выражению своих мыслей на основе прочитанного текста.
Тема и виды деятельности Максимальное кол-во баллов Набранное кол-во баллов Обязательная часть Чтение наизусть До 6 баллов Краткий пересказ биографии писателя (поэта) До 2 баллов Выступление с результатами работы в паре (группе) До 4 баллов Формулировка вопросов по тексту До 6 баллов Вариативная часть Написание эссе на основе текста (не менее 5 предложений) До 7 баллов Выступление с представлением эссе До 6 баллов Презентация по теме исследования До 6 баллов Конструктивная активность на занятии До 3 баллов
5 (отлично): более 25 баллов (из них – не менее 20 баллов по обязательной части). 4 (хорошо): 20-24 (из них – не менее 15 баллов по обязательной части). 3 (удовлетворительно): 13-19 (7-14 баллов по ОЧ) Незачет: менее 7 баллов по обязательной части. 1. Я могу кратко пересказать текст, используя только свои записи (конспект). 2. Я могу кратко пересказать текст и сказать, что я о нем думаю в не менее чем 3-х предложениях 3. Я могу кратко пересказать текст и сказать, что я о нем думаю в не менее чем 3-х предложениях. Я могу сформулировать уточняющие вопросы на основе текста. 4. Я могу кратко пересказать текст и сказать, что я о нем думаю в не менее чем 3-х предложениях. Я могу сформулировать вопросы всех шести типов на основе текста. 5. Я могу кратко пересказать текст и сразу написать небольшое эссе на его основе, а затем представить его аудитории.
Ф.И.О. ученика Оценка за физ. диктант Оценка за знание формул Лаб. работа № 1 Навыки решения расчетных задач (сам.работа) Конструк- торская задача Участие в школьном туре олимпиады Работа над учебным проектом Выполнение исследо- вательской работы Мульти- медийный проект Само- оценка Взаимо- оценка Контрольн. зачет Суммарный балл (Х) Рейтинговый коэффициент 1 1 1,4 1 1,2 3 2 2 2 1 1 5 Максимальный балл 5 5 7 5 6 15 10 10 10 5 5 25 120 Иванов Павлов Крылова Орлова
Я понимаю, в чем смысл накопительной системы……….. Я могу объяснить коллеге на примерах, в чем смысл НС ………….. Я знаю этапы внедрения НС в учебный процесс ……. Я знаю структуру технологической карты …… Я понимаю, как рассчитывать баллы по НС ….
12 января 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания
Представленные материалы содержат конспекты уроков по теме, включая итоговый тест, рабочие карты уч-ся с технологиче...
Методическая разрабока урока в 10-м классе по теме «Охрана окружающей среды» с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания
Методическая разработка посвящена заключительному уроку, на котором учащиеся имеют возможность познакомиться с Природными парками Франции и рассказать о том, что они делают для защиты окружающей среды...
Методическая разработка урока с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания знаний
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку французского языка в 4 классе по теме :" Магазин"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...
Балльно-накопительная система оценивания (презентация)
Оценивание учащихся в средней и старшей школе...
Накопительная система оценивания
Для определения успешности учащихся использую накопительную систему оценивания (портфолио), что дает возможность и учителю и обучающемуся проследить динамику индивидуальных образовательных достижений....
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ (НАКОПИТЕЛЬНАЯ) СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТННИКОВ
Предлагаю Вашему вниманию разаработаную мною оценочную систему, которая на мой взгляд позволяет наиболее точно и объективно отслеживать спортитвную и учебную деятельность учащихся 02.08.2018...