современный танец
статья (5 класс) на тему
Танец – это один из видов искусства, материалом для создания образа и художественных фигур в нем является человеческое тело. Ритмичные движения, пластика, выразительные позы – все это составляющие танца. Это искусство, позволяющее воплотить любую эмоцию, состояние души, передать чувства и настроения через движения своего тела, через перемещение в пространстве.Танец неразрывно связан с музыкой. Он как бы воплощает её содержание, передает композицию, задумку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_tanets.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья составлена концертмейстером высшей квалификационной категории И. В. Лосевой
Тема статьи:
“Музыкальное сопровождение к учебно-методическому комплексу для образовательной программы “Современный танец””
(Для возрастной категории 10-18 лет)
Программа имеет художественно эстетическую направленность.
Современный танец – это личность, выраженная через жест, это самая высокоорганизованная форма движения, собравшая все накопленные человечеством пластические приёмы – элементы классического, народного, эстрадного танцев а так же пантомимы, йоги, тай-чи.
Ритм современной жизни, требующий от нас мобильности, активного темпа жизни, повлиял и на танцевальную культуру: стали доминировать яркие, динамические стили танцев в довольно подвижном темпе.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными положениями тела, хорошо развивают выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания.
Цель образовательной программы – формирование разносторонне развитой личности, способной к самовыражению и творческой реализации; развитие танцевальных способностей через овладение основами современного танца.
Поэтому живое музыкальное сопровождение к занятиям современной хореографией, исполняемое профессиональным концертмейстером, в данном контексте имеет большое значение.
Образовательные задачи концертмейстера-объяснить детям элементы музыкальной грамоты соответственно каждому возрасту. Составить блок: на первом году обучения концертмейстер знакомит детей с понятием “ритм”, (от греческого слова rhythmus – мерное течение) – чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. Каждое произведение имеет свой ритм, средством измерения и осознания ритма является метр. Музыка каждого танца, как правило, имеет свою ритмическую фигуру, сопровождающую танцевальную фигуру (па). Концертмейстер теоретически и практически знакомит воспитанников с музыкальной фразой, размером, тактом, слабыми и сильными долями, акцентом (акцент подчёркивает какую-то долю), динамикой (тише, громче), темпом (понятием темпа).
На II году обучения концертмейстер знакомит детей с терминами allegro, adagio, presto, vivo, динамикой, агогикой (ускорением, замедлением темпа). В двенадцать лет, ребёнку можно объяснить, что такое синкопа на примере “Краковяка” из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”. Синкопа – обморок, акцент на слабую долю.
Развивающая задача концертмейстера – развитие художественного вкуса и интереса к занятиям, развитие нервной координации (чувства музыкального ритма, слуха, памяти, внимания).
Воспитывающие задачи концертмейстера – формирование ценностных ориентиров для адаптации в жизни, социуме, воспитание культуры поведения, формирование художественного вкуса и формирование профессиональной ориентации, создание дружеского коллектива: воспитанники, педагог, концертмейстер – единый организм, в котором все звенья работают активно, уважают и понимают друг друга.
Деятельность концертмейстера по программе “современный танец” способствует воспитанию чувства художественного восприятия, формируя ассоциативную связь мира музыки с гармонией движений. Адекватное музыкальное сопровождение позволяет лучше осваивать и удерживать приобретённые на занятиях хореографии навыки. Каждый раз, выбирая музыкальное сопровождение, важно чётко и конкретно представлять, как тот или иной экзерсис будет “ложиться” на музыку, ибо музыка должна всегда помогать и доставлять удовольствие танцующим своей гармоничностью. Не менее важно, чтобы музыкальное сопровождение не перекрывало голос ведущего занятие хореографа, дабы уберечь его голосовые связки, создав эффект приглушённого звучания фортепиано с помощью покрытия его струн мягкой бархатной тканью.
Начиная с I года обучения и далее, формально музыкальное сопровождение должно подчиняться хореографическим движениям и отвечать следующим критериям:
-квадратность (фрагменты из 8, 16, 32 тактов) – метрическая однородность, родство, чтобы при смене музыкальных примеров воспитанники исполняли экзерсисы в рамках знакомой ритмической пульсации.
-интонационно-ритмическая ясность и простота.
Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности, исполняемой музыки. Несомненно, исполнение в учебном процессе должно быть профессиональным. Ведь именно в дружественном союзе музы танца, Терпсихоры и покровительницы музыки Евтерпы рождаются великие творения Танца. Однако не все руководители танцевальных коллективов это осознают. Нередко, к сожалению, музыкальное сопровождение используют в качестве “заменителя подсчёта”, отдавая предпочтение ритму и темпу. Оно сводится к ритмической группировке невыразительной мелодии. Музыкальное сопровождение должно быть высокохудожественным, включающим произведения отечественной классики, зарубежной и современной музыки.
Под каждый экзерсис подбирается музыкальное сопровождение методически четко и конкретно. Если танцевальная фигура не получается ритмически, я занимаюсь отдельно от хореографа с детьми, придумываем подтекстовку к ритмической фигуре танцевального движения и отрабатываем ритмический рисунок танцевального движения дикционно, т.е. ясная артикуляция, хлопками и затем притопами в форме весёлой игры. Детям нравится играть и всё получается. Правильно подобранное сопровождение обогащает духовный мир ребёнка, способствует выработке культуры движения и красоты.
Для успешного ведения занятия ритмики и хореографии необходима согласованная работа хореографа и концертмейстера, тщательный подбор экзерсисов и музыкального сопровождения с усложнением учебного процесса.
Представляю пример музыкального сопровождения к открытому занятию по образовательной программе “Современный танец”
План открытого урока
- Вход в класс
- Поклон с V позиции. И. Дунаевский. Вальс in A в авторской обработке И. Лосевой
- I раздел. Экзерсис у станка:
- Releve по VI, I, II позициям: Р. Паулс “Листья жёлтые” в авторской обработке И. Лосевой
- demi plie в комбинации с gran plie по I, II, V поз. Л. Минкус. Фрагмент и балета “Баядерка” в авторской обработке И. Лосевой
- battement tendu по V поз. Музыкальный пример in F из репертуара хореографического училища в авторской обработке И. Лосевой
- Battement tendu jete с V поз. Музыкальный пример in F из репертуара хореографического училища в авторской обработке И. Лосевой
- Rond de jambe par terre en dehors, en dedans в комбинации port de bras: Музыкальный пример in As из репертуара хореографического училища в авторской обработке И. Лосевой
- Battement fondu. Музыкальный пример in H из репертуара хореографического училища в авторской обработке И. Лосевой
- Releve lent c port de bras и arabesque: И. Дунаевский. Вальс in A в авторской обработке концертмейстера И. Лосевой
- Grand battement tendu jete с balance и releve: Г. Гладков “Как в последний раз” в авторской импровизационной аранжировке И. Лосевой
- Комбинация растяжки на станке: Ф. Шопен. Вальс in cis; А. Дворжак. Славянский танец, в авторской импровизационной обработке И. Лосевой
- II раздел На середине зала:
- Прыжок temps lie saute по I поз.: А. Гаврилин. Шутка в авторской обработке И. Лосевой
- Прыжок echappee с V поз.: А. Гаврилин. Шутка в авторской обработке И. Лосевой
- Прыжок changement de pied А. Гаврилин. Шутка в авторской обработке И. Лосевой
- Pas de bourre: Л. Минкус. Фрагмент из балета “Баядерка” в авторской обработке И. Лосевой
- Balance: Лео Делиб. Вальс in Es из балета “Коппелия” в авторской обработке И. Лосевой
- Вращение: С. Рахманинов. Полька in d
Поклон с V позиции: Генн. Гладков “Ах, сударыня” из к,ф “Обыкновенное чудо” в авторской аранжировке И. Лосевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств
Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается во...
Рабочая программа по учебному предмету "Современный танец"
программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» (2014 г.)
Программа рассчитана на 2-х летнее обучение учащихся 5-7 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Современный танец" (2013 г.)
Программа для обучающихся 8-14 лет на 2 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ансамбль эстрадного танца "Ника". Современный танец".
Программа рассчитана для обучения детей 6-17 лет. Срок реализации программы 3 года. Уровень базовый....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. "Современный танец. Хореография. В вихре танца"
Программа «Современный танец. Хореография («В вихре танца»)» имеет художественную направленность, углубленный уровень.Главная линия программы заключается в творческой самореали...
Современный танец как средство развития физической и творческой личности школьника.
В статье рассматривается возможности формирования физической и творческой личности учащегося по средству современного танца....