Лосева Ирина Вячеславовна

сайт концертмейстера дополнительного образования

У совершенства нет предела.

Профессия: концертмейстер

Профессиональные интересы: люблю музицировать для детей

Увлечения: музицирование

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБУ ДО ЦЭВ ",Центр на Брянцева"

Звание, ученая степень: концертмейстер высшей квалификационной категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/loseva-irina-vyacheslavovna
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Л. Бетховен

МУЗЫКА

самое символические из всех искусств, так как оказывает влияние на человека, не используя слов и зрительных образов. Музыка считается одним из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. И наоборот, символы определяются музыкальными принципами. По словам философа Аттали, «музыка — это облеченные в звуки колебания и символы общества». В греческой мифологии слово «музыка» связана с музами — девятью дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины. Музы, за исключением Урании и Клио, связаны с пением, танцами и музыкой. Они воспевают подвиги богов, и им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Другая традиция связывает муз с магическим музыкантом Орфеем. Создателем музыки, согласно египетской мифологии, был учитель богини Исиды бог мудрости Тот. На музыкальных инструментах играла супруга Вишну — богиня красоты и счастья Лакшми. Кельтский бог изобилия Дагда с помощью арфы призывал времена года. Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. При таком подходе музыка воспринималась как часть упорядоченной модели космоса или по теории соответствий уподоблялась разным аспектам творения. Великий скрипач Иегуди Менухин однажды заметил, что «музыка создает порядок из хаоса». Музыка нередко уподобляется первозвуку, создавшему Вселенную. Пифагор рассматривал Вселенную как громадный монохорд — струнный инструмент с одной струной, которая верхним концом прикреплена к абсолютному духу, а нижним — к абсолютной материи. Духовая музыка, олицетворенная семью ангелами с трубами, в Апокалипсисе возвещает о конце света. В ряде традиций музыка трактуется как промежуточное пространство между изменяющимся материальным миром и неизменной областью чистой воли. По словам даосского мудреца Чжуан-цзы, «музыка позволяет человеку… вернуться к своему начальному состоянию». Система музыкальных спекуляций была хорошо разработана в Каббале, где музыка является составной частью всякого мистического опыта. Музыкальная символика поливалентна: она включает символику гармонии мелодии, гаммы, всех аспектов звука, ритма, тона и самих инструментов. Музыкальные инструменты соотносятся с космическими формами, исходя из которых определяется форма инструмента и его тембр. В соответствии с пентатонической гаммой выделяются пятичленные группировки звуковой последовательности. Диатоническая и ладовая гамма, имеющая семь нот, связана с астробиологическими системами и является самой важной из всех последовательностей. Семь нот музыкальной гаммы, как и семь цветов спектра, соотносят с семью космическими лучами, поддерживающими существование космоса. Гармония как следование друг за другом элементов мелодии является образом связи между всеми космическими явлениями, равно как и формой общения, расширения и облагораживания внутреннего родства явлений. Просветление души символизируется звуками музыки. По уверению буддистов, когда музыка близка к совершенству, она дает возможность прикоснуться к божественному и ведет к озарению. Ее соотносят также со знаками Зодиака. Согласно этому особому аспекту музыкальной символики, изложенному Фабром де Оливье, до — это Юпитер, ре — Марс, ми — Солнце, фа — Меркурий, соль — Венера, ля — Луна, си — Сатурн. В двенадцатиновой музыкальной системе соотношение со знаками Зодиака установлено более последовательно. Более значимые взаимосвязи в аспекте выразительности связывают греческие тональности с планетами и особыми чертами этоса: дорическая митональность — Марс (строгий или патетический), фригийская ре-тональность — Юпитер (экстатическая), мидийская до-тональность — Сатурн (болезненный и печальный), гиподорическая си-тональность — Солнце (восторженный), гипофригийская ля-тональность — Меркурий (энергичный), гиполидийская соль-тональность — Венера (эротическая), смешанная лидийская фа-тональность — Луна (меланхолия). Квартаккорд, состоящий из нот до, ре, ми, фа, считается связующим звеном между небом и землей. В свою очередь, эти четыре ноты соответствуют льву (доблесть и сила), быку (жертва и долг), человеку (вера и воплощение) и орлу (возвышенность и молитва), тогда как квартаккорд, построенный на нотах соль, ля, си, до, представляет формулу удвоения предыдущего квартаккорда. Группы нот по последовательности цикла квинт (фа, до, соль, ре) считаются мужскими элементами, соответствующими стихиям огня и воздуха и инструментам из камня и металла. Дальнейшие ноты по шкале квинт (ля, ми, си) — женские и имеют отношение к стихии воды. Интервал фа — си, известный как тритон или увеличенная кварта, выражает с помощью диссонанса болезненный конфликт между стихиями огня и воды — конфликт, представляющий саму смерть. Хорошо разработанный язык музыкальных, теологических и психологических аналогий дают суфийские источники. Они воспринимают слушателя как духовного искателя, а слушание музыки становится следованием по пути Божественной любви. Духовная музыка является для них языком состояний и важным фактором внутренней трансформации. Среди слушателей выделяются последователи разных путей: 1 ) следующие путем любви; 2 ) алчущие; 3) одержимые; 4) просветленные. Первые должны слушать музыку без участия телесной души, вторые — без обращения к рассудку, третьи — без обращения к сердцу, четвертые — без обращения к духу. Если же слушают музыку с помощью этих средств, то остаются скрытыми от Бога и Бог также скрыт от слушателя. Тот, кто слушает музыку телесной душой, остается неверным, слушающий с помощью разума внушает доверие. Слушающий сердцем становится созерцательным. Совершенно присутствующим может быть только слушающий духом. Среди просветленных слушателей выделяется несколько категорий. Так, гностики разделяются на тех, кто слушает, стремясь к своему уровню, и на тех, кто слушает согласно своему уровню, на тех, кто слушает в мистическом озарении, и на тех, кого ведет к постижению музыки провидение. Те, кто слушает, стремясь достичь своего уровня, осуждены; те, кто слушает на своем уровне, находятся на уровне возвращения; те, кто слушает в мистическом озарении, находятся в созвучии; если же слушание происходит на стадии видения, то слушатель погружается в Божественную красоту. Исходя из факта существования безграничных возможностей духовного развития, суфийские авторы говорят о «тысячах видов духовной музыки», работающих с различными состояниями, включая такие, как близость и отдаленность, энтузиазм и беспокойство, голод и жажда, страх и надежда, меланхолия и победа, сожаление и страх. При этом для последователей учения губительно, если хоть одно из этих качеств проникнет к ним в сердце. Суфии говорят о том, что в своих псалмопениях, религиозных песнях и священной литании ислам сделал музыку лестницей к Богу, придал ей созерцательные качества, уподобив ее эху из рая, где объединены чувствительное и аскетическое. В результате духовная музыка стала вибрацией и эхом реальности — трансцендентной и имманентной одновременно. Согласно суфизму, человек сам по себе является Божественной музыкой, а ислам как интегральная традиция включает эту реальность, дает возможность людям с соответствующими качествами слышать музыку лиры собственного существования, издаваемую Божественной рукой. Источ.: Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

О себе

Я работаю концертмейстером уже более 35 лет.Очень люблю свою работу,детей и творчество. Моя работа-моя жизнь!)

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Анна Каренина"(Л.Н.Толстой)

"Обломов"(И.А.Гончаров)

"Война и мир"(Л.Н.Толстой)

Мой взгляд на мир

На современном этапе развития профессионального музыкального образования значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального образования, так и в области профессионализма концертмейстеров музыкальных колледжей дополнительного образования.

Мастерство концертмейстера – иллюстратора  глубоко специфично. Его труд способствует созданию на каждом уроке единого художественного ансамбля, в котором соединены  наставления педагога,  творческое начало студента, личная инициатива и грамотность концертмейстера. Большое значение для эффективности учебного процесса имеет характер общения педагога и иллюстратора, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение студента, но и воспитание его как личности.

Цель концертмейстерской деятельности - способствование успешному усвоению учащимися образовательных программ, эстетическое воспитание детей и подростков; работа в тандеме с преподавателями и студентами, участие в исполнительских конкурсах.

Работа иллюстратора  включает в себя умение контролировать качество исполнения студентами их партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении музыкального произведения. Таким образом, в деятельности иллюстратора объединяются творческие, педагогические и психологические функции. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося. Еще труднее, но при этом необходимо, сохранить свой индивидуальный облик.

В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сценического волнения, страха перед повторением ошибок.

Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие профессионального психолога существенно влияет на достижения; такую психологическую помощь в ансамбле часто оказывает концертмейстер. Не менее ответственны малозаметные, на первый взгляд, психологические функции концертмейстера в обычном учебном процессе. Можно предположить, что вопросам психологической компетентности, имеющим в данной профессии особое значение, должно уделяться специальное внимание при обучении, опирающееся на конкретные рекомендации методической литературы.

Специфика работы концертмейстера в колледже состоит в том, что ему приходится быть «универсальным» музыкантом. Рассмотрим, какие  знания и навыки необходимы концертмейстеру:

  1. В первую очередь, умение читать с листа свою партию любой сложности, понимать художественный замысел произведения, видеть и представлять партию аккомпанемента, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению.
  2. Точное исполнение всех авторских указаний. Это касается непосредственно нотного текста, динамики, агогики, штрихов, артикуляции.
  3. Владение навыками игры в ансамбле.
  4. Умение транспонировать музыкальные произведения.
  5. Особое «чутье» в ансамбле, чтобы уметь быстро компенсировать, там, где это необходимо, темп, настроение, характер музыкального произведения.
  6. Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей.
  7. Стремление к созданию идеального ансамбля – выстраивание единого музыкально-художественного образа исполняемого произведения с помощью всех средств музыкальной выразительности. Иллюстратор-кларнетист должен увлечь своего партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать благоприятный психологический климат в классе аккомпанемента, постараться вызвать у студента чувство эмпатии к исполняемой музыки. При этом важно уметь приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося, сохраняя при этом свой индивидуальный облик и как солисту «вести» за собой пианиста, воспитывая в нем умение «быть вторым».

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что ему приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере учащегося.

Важная деталь в работе иллюстратора – умение найти контакт со студентом, вовремя подбодрить его взглядом или улыбкой. Без этого процесс создания ансамбля, совместного творчества и музыкального развития будущего специалиста просто невозможен. Учащемуся нужно проникнуться пониманием того, что и в учебном процессе  партии иллюстратора принадлежит огромная роль, которая требует обмена мыслями и идеями. Цель будет достигнута, если оба музыканта станут в художественном смысле равноправными участниками единого ансамбля. Хороший ансамбль концертмейстера и студента является залогом успешного выступления.

Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение студента перед выступлением. Творческое вдохновение передается ему и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

Однако наличие у концертмейстера-иллюстратора всех этих качеств не гарантирует успех ансамбля скрипки и фортепиано.

На практике часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, что при первом исполнении с солистом учащийся, даже если он хорошо знает свою партию, теряется, его внимание раздваивается, так как появляется новая тембровая окраска, другой ритмический рисунок в сольной партии, и он боится ошибиться. Неизбежны остановки и повторы, которым не стоит препятствовать, так как надо дать возможность студенту преодолеть это напряжение, чтобы он привык к звучанию кларнета, научился слушать солиста, соотносить свою партию с партией солиста по звуковому балансу и почувствовал единое целостное звучание. Это, конечно, требует длительной кропотливой работы, все эти умения приходят с опытом. Чтобы студент смог быстрее войти во вкус настоящего живого музицирования, его необходимо к этому подготовить. Для этого преподаватель по специальности учит с ним не только его партию, но и партию солиста (иногда эта работа ложится и на иллюстратора). Намного эффективней эта работа тогда, когда педагог не просто подыгрывает партию солиста на фортепиано во время исполнения учащимся аккомпанемента, но и приучает его напевать партию солиста. И как более сложный вариант – левой рукой играть свою партию, а правой – партию солиста. Со временем студент приобретает навык слышать и предчувствовать намерения партнера, аккомпанируя легко и свободно.

Практика аккомпанемента несомненно обогащает сознание учащихся. Живой звук инструмента – это особая тембральная окраска, длительность и протяженность музыкальной фразы, богатая штриховая и колористическая палитра.

Мобильность, быстрота и активность реакции очень важны  для профессиональной деятельности концертмейстера. В случае если ученик на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст, не переставая играть свою партию, вовремя подхватить его и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое  волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

Навыки чтения с листа, выразительного исполнения, качественный звук — все это те задачи, которые требуют постоянной, кропотливой работы концертмейстера над собой.

Для педагога по концертмейстерскому классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для студента концертмейстер — это  помощник,  наставник и педагог. Конечно, право на такую роль может иметь не каждый из концертмейстеров, оно завоевывается знаниями, постоянным трудом и ответственностью в достижении нужного художественного результата в процессе учебно-воспитательной работы с будущими молодыми специалистами.    

Грамотно выстроенная работа с учащимися в классе аккомпанемента позволяет сделать этот предмет любимым, а при определенных условиях развития учащегося стать основой его концертных и конкурсных выступлений. Эта работа несет положительный заряд всем участникам этого процесса – и педагогу по специальности и студенту и концертмейстеру-иллюстратору. Для последнего это творчество способствует более разностороннему становлению личности музыканта благодаря сочетанию в ней и исполнительской и педагогической составляющей. Взаимообмен опытом между иллюстратором-кларнетистом и педагогом-пианистом, совместный творческий поиск значительно обогащает музыкантов, расширяет их кругозор.

 

Список используемой литературы:

  1. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
  2. «Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера.» Музыка в школе– 2001.
  3. Михайлов И. «Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах», « О мастерстве ансамблиста» Сборник научных трудов, ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002

Мои достижения

Концертмейстер высшей квалификационной категории

Моё портфолио

Ахматова А. А. – Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.

Добавить грамоту в портфолио