Рабочая программа по учебному предмету "Современный танец"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модерн-джаз танец – это своеобразный пласт в искусстве танца, не похожий не на классический балет, не на бальные танцы. Как и все эти направления, он обладает своей неповторимой спецификой, изяществом энергетикой.
Анализируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой, бальные танцы), мы можем выделить кодифицированный набор движений, па, которые свойственны только этой системе танца. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений и лексического модуля заменяется рассуждениями о современности темы произведения, современности звучания музыки, современности героев произведения.
В начале 20 века возник новый язык движений, новая хореография, которая получила название ТАНЕЦ МОДЕРН. Параллельно шло развитие ДЖАЗОВОГО ТАНЦА как определенная самобытная танцевальная техника. В 70-ых годах 20 века возникли танцевальные техники, в которых органически соединились элементы танца модерн и джазового танца, а также классического балета и других направлений хореографии.
Применение джазового танца в настоящее время достаточно многообразно: театральная практика, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес. Модерн-джаз танец органически соединяет движения характерные для танцевальных систем – антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для модерн-джаз танца.
Настоящая программа составлена традиционно: содержит перечень
разучиваемых движений и танцевальных комбинаций.
ЦЕЛЬ. Освоение особенностей происхождения модерн-джаз танца. Ознакомление с основами модерн-джаз танца ( характером и особенностями). Развитие техники и манеры исполнения джазового танца. Воспитание музыкальности, культуры и поведения в обществе.
ЗАДАЧИ. Овладение определенным запасом знаний, умений и навыков джазового танца. Познакомить учащихся с танцевальной техникой модерн-джаз танца. Соблюдать системность в процессе обучения (от простого к сложному). Учитывать возрастные особенности учащихся. Развивать общий эмоциональный фон учащихся, свободное общение, уверенность, силу духа.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.
1. Теоретическая работа.
Наряду с практическими знаниями с первого курса даются и теоретические знания о истории развития современных направлений танца, о основных техниках танца модерн.
2. Практическая работа.
Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждого класса.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Сроки реализации.
Курс джазового танца для хореографических отделений детских школ искусств, с пятилетним и семилетним сроком обучения, рассчитан на 4 года (второй-пятый; четвертый-седьмой классы).
Форма обучения.
Основными формами работы являются: групповые занятия.
Методические приемы:
А) При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Б) Основой для совершенствования движений и воспитанию у детей необходимых двигательных навыков является воздействие музыки. Подбор музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую роль.
В) Словесное объяснение используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.
Г) Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений.
Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 10 – 15 человек.
Занятия проходят по1 часу в неделю (34 часа в год на один класс).
Материально-технические условия.
для успешной реализации программы необходимо:
– просторный кабинет с зеркалами во весь рост;
– музыкальный центр;
– музыкальные диски;
– танцевальная обувь;
– танцевальная форма;
Формы контроля
Контрольные уроки по джазовому танцу проводятся в конце каждого учебного полугодия года, учащиеся показывают знания, полученные в процессе обучения согласно требованиям программы.
Формы контроля: контрольный урок.
Ожидаемый результат.
Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы. Основной показатель работы - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся каждого класса:
-физическое развитие;
-техническое развитие (технически правильно выполнять движения, танцы);
-теоретическое развитие (знание теории);
-музыкальное развитие;
-эстетическое развитие.
Учебно- тематический план
Форма работы | Тема | Кол-во часов | |
2класс; 4класс | 1. Теоретическая работа 2. Практическая работа | Беседы, просмотр видеофильмов; Разминка, изучение танцевального материала | 34 |
3класс; 5класс | 1. Теоретическая работа 2. Практическая работа | Беседы, просмотр видеофильмов; Разминка, изучение танцевального материала | 34 |
4класс; 6класс | 1. Теоретическая работа 2. Практическая работа | Беседы, просмотр видеофильмов; Разминка, изучение танцевального материала | 34 |
5класс; 7класс | 1. Теоретическая работа 2. Практическая работа | Беседы, просмотр видеофильмов; Разминка, изучение танцевального материала | 34 |
ЭЛЕМЕНТЫ ДЖАЗ ТАНЦА И СОВРЕМЕННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ
СТИЛЕЙ.
В уроке джаз танца нет такой определенной последовательности упражнений, как в классическом танце. Каждый педагог является самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приемов.
Основные принципы техники джаз танца.
1. Использование в танце позы коллапса.
2. Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.
3. Изолированные движения различных частей тела.
4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.
5. Полиритмия танца.
6. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.
7. Индивидуальные импровизации в общем танце.
8. Функционализм танца.
Основные разделы урока.
1. Разогрев.
2. Изоляция.
3. Партер.
4. Адажио.
5. Кросс (шаги, прыжки, вращения)
6. Комбинация.
Занятия джаз танцем начинают с освоения изолированных движений, после чего переходят к их координации. Постепенно в урок вводятся танцевальные комбинации.
1-ый год обучения
(2 класс; 4 класс)
Задачи:
движения изолированных центров;
взаимосвязь дыхания и движения (contraction, release);
упражнения stretch-характера;
развитие грудной клетки, тазобедренного сустава, коленного сустава, голеностопа.
Упражнения на середине зала. Изоляция.
Вводный урок.
Основные позиции ног в джаз танце.
Основные позиции рук в джаз танце.
Изолированная работа головы в положении стоя (наклоны вперед и назад, наклоны вправо и влево, повороты вправо и влево, zundari вперед, назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа плеч в положении стоя (вверх – вниз, вперед – назад).
Изолированная работа рук в положении стоя (кисти, от локтя, от плеча).
Изолированная работа грудной клетки в положении стоя (из стороны в сторону, вперед – назад).
Изолированная работа бедер (пелвис) в положении стоя (вперед – назад, из стороны в сторону).
Изолированная работа ног, стоп в положении стоя (стопа --flex и point, prance, pas tortilla, catch step; от колена).
Упражнения в партере.
Современный танец, использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движения исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несет очень важные функции.
В партере может происходить:
разогрев;
упражнения на изоляцию;
упражнения stretch – характера;
упражнения для развития подвижности позвоночника;
дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве.
Наиболее распространенные варианты уровней.
Стоя:
верхний уровень (на полупальцах);
средний уровень (на всей стопе);
нижний уровень (колени согнуты).
«На четвереньках»:
опора на руках и коленях;
одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;
одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.
На коленях:
стоя на двух коленях;
стоя на одном колене, другая нога открыта на пол в любом направлении.
Сидя:
frog position («лягушка»- колени согнуты, стопы вместе);
первая позиция (ноги вместе, вытянуты вперед);
вторая позиция (ноги разведены в стороны);
третья позиция (положение «swastika», но столпы плотно прижаты к ягодицам);
четвертая позиция или «swastika»;
пятая позиция (ноги согнуты в коленях, щиколотки скрещены);
колени согнуты и соединены вместе (стопы стоят на полу параллельно);
соссух - позиция: ноги вместе, колени согнуты, голени в воздухе и параллельны
полу;
джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);
сидя на одном бедре (колено опорной ноги согнуто, на ней тяжесть корпуса,
свободная нога открыта назад или в сторону);
crossed swastika (скрещенная свастика).
Лежа:
на спине;
на животе;
на боку.
Упражнения в партере на изоляцию.
Изоляция головы (может исполняться во всех уровнях).
Изоляция плеч (исполняется в позициях «сидя»)
Изоляция грудной клетки.
Изоляция таза (в положении «стоя на четвереньках» и в положении «стоя на коленях»).
Изоляция рук.
Изоляция ног.
Упражнения stretch-характера (растяжка).
Поочередная работа стоп со сменой положения (flex, point): П.Н – flex, Л.Н. – point и наоборот.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Наклоны торсом вперед в «frog» позиции.
Фиксируемые наклоны торса к ногам в первой позиции сидя.
Фиксируемые наклоны торса к ногам во второй позиции сидя.
Выходы на маленькие мостики.
Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, high release.
Адажио.
Отработка устойчивости (апломба) и развитие высоты подъема ноги.
Battement releve lent и Battement developpe.
Передвижение (cross).
Шаги: flat step.
Grand battement.
Прыжки: с двух ног на две(jump).
Temps sauté.
Temps sauté по точкам.
Temps sauté в комбинациях с правой и левой ног по точкам.
Вращения: повороты на двух ногах.
Просмотр видеоматериала.
Ожидаемый результат.
Ожидаемый результат на данном этапе освоения программы - правильное выполнение
программных требований по уровню подготовленности учащихся: движения изолированных центров; взаимосвязь дыхания и движения; упражнения stretch-характера; подвижность грудной клетки, тазобедренного, коленного суставов, голеностопа.
2-ой год обучения
(третий класс; пятый класс)
Задачи:
Развитие подвижности позвоночника.
Проучивание flat back вперед.
Проучивание roll down и roll up.
Квадрат и крест в разделе изоляция.
Акробатические элементы (колесо, большой мостик, кувырки, перекаты).
Упражнения на середине зала.
В разделе изоляция проучиваем новое понятие – крест.
В разделе изоляция проучиваем новое понятие – квадрат.
В разделе изоляция проучиваем новое понятие – круг.
В разделе изоляция проучиваем новое понятие – полукруг.
В разделе изоляция проучиваем новое понятие – восьмерка.
Использование разно ритмических музыкальных произведений при исполнении движений.
Demi и grand-plie: 1. По параллельным и выворотным позициям.
2. Перевод стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и, наоборот, во время исполнения demi и grand-plie.
3. Изменение динамики исполнения: быстро, медленно.
4. Соединение с releve.
Battement tendu: 1.Исполнение по параллельным позициям.
2.Перевод из параллельного в выворотное и наоборот
3.Исполнение с сокращенной стопой(flex).
Rond de jambe par terre: 1.Исполнение по параллельным позициям.
2.Исполнение формы из урока народно-сценического танца.
Battement fondu: по параллельным позициям.
Battement frappe: по параллельным позициям.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Проучивание flat back вперед из положения стоя.
Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, с добавлением работы
рук в положении стоя.
Изучение curve, arch,
Проучивание roll down и roll up.
Изучение side stretch.
Упражнения в партере.
Проучивание batman tendus jete вперед с сокращенной ногой от колена, в положении лежа.
Contraction, release на четвереньках.
Body roll в положении круазе сидя.
Подъем ног на 90 градусов из положения, лежа (стопы – point).
Grand batman вперед, из положения, лежа на спине.
Grand batman в сторону из положения, лежа на боку.
Grand batman в сторону, назад из положения, стоя на четвереньках.
Упражнения stretch-характера (растяжка).
Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону (вторая
джазовая позиция ног в партере).
Растяжки из положения сидя, включая поясничную работу мышц.
Упражнения stretch-характера из положения frog-position с использованием рук.
Введение элементарных акробатических элементов: выход на большой мостик из положения стоя; стойка на лопатках «березка»; кувырки вперед, назад; перекаты.
Адажио.
Flex стопы и колена.
Добавления движений корпуса наклонов, спиралей торса, сontraction, release.
Передвижение (cross).
Шаги: tap step;
camel walk;
sugar leg.
Grand battement на полупальцах.
Прыжки: с одной ноги на другую с продвижением (leap).
Вращения: повороты на одной ноге.
Комбинация.
Последним разделом урока джаз танца является танцевальная комбинация, которая может включать в себя движения из всех разделов урока.
Импровизация как раздел урока в джаз-танце.
Ожидаемый результат.
Технически грамотное выполнение следующих движений: body roll, flat back вперед, выход на большой мостик из положения стоя. Стойка на лопатках «березка», кувырки вперед, назад, перекаты. Умение исполнять простейшие комбинации на изученном материале.
3-ий год обучения
(четвертый класс; шестой класс)
Задачи:
Работа у станка.
Координация рук в изучении положения flat back.
Изучение deep body bend.
Изучение twist торса.
Body roll.
Упражнения у станка.
Разогрев у станка.
Demi plie по второй, четвертой, шестой позициям.
Grand plie по второй, четвертой, шестой позициям.
Battement tendus вперед, в сторону, назад.
Battement tendu jete по всем направлениям.
Rond de jambe par terre еn dehor u еn dedane.
Battement fondu с сокращенной стопой, по параллельным позициям.
Battement frappe.
Battement developpe, battement releve lent
Grand battement jete.
Упражнения stretch-характера (растяжка) у станка.
Упражнение на середине зала.
Соединение движений нескольких центров, т.е. координация.
Battement tendu с использованием brash.
Подготовка к пируэтам.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Flat back в сторону.
Flat back вперед в сочетании с работой рук.
Изучение deep body bend.
Изучение hingе-позиции.
Изучение twist торса.
Body roll (волны).
Tilt.
Адажио.
Отработка вращений в позах.
Комбинации с использованием tour lent и других видов партерных туров, fouette en
tournante u pirouettes.
Кросс.
Шаги:
Проучивание шага flat step в чистом виде
Flat step в plie.
Pas chasse.
Pas de bourree.
Step ball change.
Изучение kick.
Grand battement на шагах square (шаги на demi-plie по квадрату).
Прыжки: c одной ноги на ту же ногу(hop).
Вращения: повороты по кругу вокруг воображаемой оси.
Комбинация.
Импровизация. Составление танцевальных этюдов учащимися на основе проученных движений.
Ожидаемый результат.
Работа у станка. Flat back с работой рук. Составление танцевальных этюдов.
4-ый год обучения
(пятый класс; седьмой класс)
Задачи:
Соединение движений одного центра с шагами.
Трехшаговые повороты.
Пируэты.
Овладение системой растяжки stretch.
Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.
Вращения, кросс.
Упражнения у станка.
Demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и
наоборот.
Demi и grand plie в сочетании с releve.
Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.
Battement tendu с использованием brash.
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска.
Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот.
Battement tendu jete с использованием brash.
Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или
Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов.
Rond de jambe par terre с подъемом на 90 градусов.
Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска.
Grand battman jete по всем направлениям через developpes.
Арабески.
Упражнения stretch-характера (растяжка) Овладение системой растяжки stretch.
Овладение характером и особенностями классического, традиционного джаза.
Упражнения для развития подвижности позвоночника.
Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока.
Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а так же с поворотами на одной ноге.
Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.
Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а так же переходы из уровня в уровень.
Упражнение на середине зала.
Упражнения свингового характера.
Упражнения на смену уровней.
Упражнения для расслабления позвоночника.
Проработка движений: drop u swing roll down u roll up.
Изоляция: полиритмия и полицентрия. Движения трех четырех и более центров
одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.
Адажио.
Отработка пространственного расположения.
Комбинации с использованием различных ракурсов, изменением уровня,
перемещением по пространству класса.
Кросс.
Шаги:
Трехшаговый поворот по прямой.
Трехшаговый поворот с пируэтом по прямой.
Трехшаговый поворот с пируэтом по диагонали.
Flat step в сочетании с работой плеч.
Flat step в сочетании с «восьмеркой» тазом.
Grand batman с двумя шагами по диагонали.
Шаги с координацией трех, четырех и более центров.
Шаги с использованием contraction, release, сменой направлений в комбинации шагов.
Прыжки:
Сиссон ферме по всем направлениям.
Сиссон уверт по всем направлениям.
Па эшапе с поворотом.
Па шассе как подготовка к большим прыжкам.
Соединение шагов, прыжков в вращении в единые комбинации.
Вращения:
Пируэты на 360 градусов со 2 позиции.
Пируэты на 360 градусов с 4 позиции.
Штопорные вращения.
Пируэт в позах (efacce, croisee).
Повороты на различных уровнях.
Комбинация.
Все упражнения разложены на четко ритмическом рисунке, использованы синкопы, смещенный ритм, свойственный джазовому танцу. Проучивание танцевальных этюдов на основе изученных движений. Комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.
Импровизация.
Ожидаемый результат.
Грамотное исполнение пируэтов, трехшаговых поворотов. Умение соединять движения одного центра с шагами. Работа у станка. Правильное исполнение следующих движений: штопорные вращения, deep body bend, side stretch. Grand batman jete, сиссон ферме, сиссон уверт.
По завершению учебного процесса в седьмом классе дети должны владеть всем проученным материалом. Уметь работать одновременно двумя, тремя и более центами, выполнять вращения, шаги и прыжки по диагонали. Владеть stretch – скручиванием и раскручиванием корпуса.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. Москва
ИД «Один из лучших» 2006г.
2.Смирнов И.В. Композиция и постановка танца. Программа для институтов культуры
М.,1973г.
3. Сидоров В. Современный танец. М., Первина, 1922г.
4. Фокин М. Против течения. Л.-М., Искусство, 1962г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Программа по учебному предмету Танец.
Дополнительна предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...